Главная
страница 1
Методические рекомендации к исследовательским работам школьников

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема — это узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.

Актуальность, определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Проблема – это несомненным показатель актуальности в данной области исследования. Она является некой противоречивой ситуацией, требующей своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Гипотеза - в переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение».

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:



  • определение характеристики явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

выявить...

установить...

обосновать...

уточнить...

разработать...

и т.д.

Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

Задачи исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.



После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Определение методов исследования - от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата.
Проведение исследования - включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (т.е. «технологический» этап) и аналитический (рефлективный этап).
ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Тезисы — сжатое перечисление основных положений и выводов исследования.

Основные требования к оформлению тезисов по содержанию:



  • обоснование актуальности темы;

  • главный тезис;

  • аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

  • основные выводы.

По форме представления:

  • в печатном варианте;

  • в электронной версии;

  • размер кегля (шрифт) 12 пт, Times New Romаn, междустрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 0 пт, выравнивание по левому краю.


Правила оформления основных структурных элементов исследовательской работы

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют.

Оглавление следует за титульным листом (на странице 2). Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой обоснование и актуальность выбранной темы.

Введение должно включать в себя:

  • формулировку темы;

  • актуальность исследования;

  • проблему исследования;

  • гипотезу;

  • практическую значимость;

Введение, как правило, начинается со страницы 3.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.



Основная (содержательная) часть работы может содержать несколько глав.

Глава 1 (Литературный обзор) обычно содержит итоги анализа специальной литературы.

Главы 2-3 и т.д. описывают цель и задачи работы, практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе исследования или эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Текст работы может делиться на крупные главы и мелкие параграфы.



Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. В заключении формируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

В переводе с древнегреческого «библиография» значит «описание книги».



Библиографический список — это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы:



  • фамилию, инициалы автора;

  • заглавие;

  • место издания, издательство;

  • год издания и объем в страницах.

Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы (таблицы, диаграммы и графики, рисунки и т.д.). Оно размещается после основного текста. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

  • они размещаются после библиографического списка;

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) к исследовательской работе размещаются в приложениях и нумеруются последовательно. Например, Рис. 2. Схема электростанции. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка.

Таблицы располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовок, который будет кратко характеризовать содержание табличных данных.

Цитирование. Цитировать - значит приводить цитату, т.е. дословную выдержку из какого-либо текста. Если используется мало источников, скажем, 3-4, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце работы. Если же источников много, то нужно делать ссылки в тексте. В тексте в прямоугольных скобках указывается номер, под которым источник информации значится в библиографическом списке. (Например: [2]: источник числится под номером “2” в библиографическом списке).


Смотрите также:
Методические рекомендации к исследовательским работам школьников
61.66kb.
1 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
169.73kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
269.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по оформлению библиографических ссылок к курсовым, дипломным работам и диссертациям
199.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
647.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.34kb.
4 стр.
Методические указания к лабораторным работам №1-­5 для студентов специальности 210100
346.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению
537.55kb.
4 стр.
Методические рекомендации к Школьному туру Всероссийской олимпиады школьников по астрономии для учащихся 2011-2012 учебный год
22.44kb.
1 стр.