Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Тема — это узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно. Актуальность, определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях. Проблема – это несомненным показатель актуальности в данной области исследования. Она является некой противоречивой ситуацией, требующей своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Гипотеза - в переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью: выявить... установить... обосновать... уточнить... разработать... и т.д.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов. Определение методов исследования - от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата. Проведение исследования - включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (т.е. «технологический» этап) и аналитический (рефлективный этап). ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Тезисы — сжатое перечисление основных положений и выводов исследования. Основные требования к оформлению тезисов по содержанию:
По форме представления:
Правила оформления основных структурных элементов исследовательской работы Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют. Оглавление следует за титульным листом (на странице 2). Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения. Введение представляет собой обоснование и актуальность выбранной темы. Введение должно включать в себя:
Введение, как правило, начинается со страницы 3. Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы. Основная (содержательная) часть работы может содержать несколько глав. Глава 1 (Литературный обзор) обычно содержит итоги анализа специальной литературы. Главы 2-3 и т.д. описывают цель и задачи работы, практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе исследования или эксперимента. Каждая глава завершается выводами. Текст работы может делиться на крупные главы и мелкие параграфы. Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. В заключении формируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. Особой точности требует составление библиографического списка. В переводе с древнегреческого «библиография» значит «описание книги». Библиографический список — это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников. В список литературы входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы:
Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы (таблицы, диаграммы и графики, рисунки и т.д.). Оно размещается после основного текста. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
Иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) к исследовательской работе размещаются в приложениях и нумеруются последовательно. Например, Рис. 2. Схема электростанции. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. Таблицы располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовок, который будет кратко характеризовать содержание табличных данных. Цитирование. Цитировать - значит приводить цитату, т.е. дословную выдержку из какого-либо текста. Если используется мало источников, скажем, 3-4, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце работы. Если же источников много, то нужно делать ссылки в тексте. В тексте в прямоугольных скобках указывается номер, под которым источник информации значится в библиографическом списке. (Например: [2]: источник числится под номером “2” в библиографическом списке). Смотрите также: Методические рекомендации к исследовательским работам школьников
61.66kb.
1 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
169.73kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
269.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по оформлению библиографических ссылок к курсовым, дипломным работам и диссертациям
199.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
647.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.34kb.
4 стр.
Методические указания к лабораторным работам №1-5 для студентов специальности 210100
346.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению
537.55kb.
4 стр.
Методические рекомендации к Школьному туру Всероссийской олимпиады школьников по астрономии для учащихся 2011-2012 учебный год 22.44kb.
1 стр.
|