Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Факультет бизнес - информатики



Программа дисциплины «Теория организации»

для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Слабов С.С., к.с.н., доц., ssslabov@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры «Управление человеческими ресурсами» «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.И. Кабалина

Рекомендована секцией УМС Секция «Менеджмент» «___»____________ 20 г

Председатель Н.Б. Филинов

Утверждена УС факультета бизнес – информатики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Теория организации».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным Стандартом Государственного Образовательного Бюджетного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики»;

Образовательной программой для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра.


1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

- подготовка в области менеджериальных знаний, позволяющая выпускнику успешно осуществлять проектирование архитектуры предприятия;

-освоение предметно-специализированных компетенций, способствующих выполнению выпускниками аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  1. Основные философские понятия и категории, закономерности развития природы общества и мышления;

  2. Основные категории и понятия экономики и производственного менеджмента, систем управления предприятиями.

Уметь:

  1. Применять понятийно – категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  2. Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  1. Навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  2. Навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ

ПК-4

  1. Умеет находить информацию, касающуюся управленческих процессов и трансформаций и анализировать ее для решения конкретной управленческой проблемы.

  2. Владеет различными диагностическими моделями, позволяющими анализировать внутреннюю и внешнюю среды организации.

Лекционные и семинарские занятия, подготовка докладов

Организовывать управление малыми проектно – внедренческими группами

ПК - 13

  1. Знает основные механизмы формирования и управления малыми группами.

  2. Умеет анализировать основные структурные составляющие внутренней среды организации

  3. Способен определять основные показатели эффективности групповой деятельности.

Лекционные и семинарские занятия, подготовка коллективных устных выступлений


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и блоку дисциплин. Настоящая дисциплина входит в базовую часть.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Для прохождения курса по теории организации желательно предварительное изучение следующих дисциплин:

Менеджмент;

Психология;

Философия;

Социология;

Экономическая теория и институциональная экономика;

Управление персоналом.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

Способен анализировать социально – значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК – 4);

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК – 11);

Способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК – 18)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Теория управления;

Управление персоналом;

Деловые коммуникации.



4Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Теория организации в системе управленческих наук

20

2

2

-

16

2

Понятие и сущность феномена организации

40

4

4

-

32

3

Внутренняя среда организации. Организационная структура

20

2

2

-

16

4

Внутренняя среда организации. Организационная культура.

20

2

2

-

16

5

Ключевые внутриорганизационные процессы. Власть.

20

2

2

-

16

6

Ключевые внутриорганизационные процессы. Управленческие решения.

20

2

2

-

16

7

Ключевые внутриорганизационные процессы. Организационные коммуникации.

20

2

2

-

16

8

Внешняя среда организации

20

2

2

-

16

Итого

Зачет;

Контрольная работа












-





5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **










3







Текущий

(неделя)


Контрольная работа







6




Например: письменная работа 60 минут

Итоговый

Зачет







3




Письменная работа: тест, 60 минут, 3 дня


5.1Критерии оценки знаний, навыков



  • Текущий контроль - контрольная работа предполагает выполнение письменной работы. Письменная работа представляет собой индивидуальную работу учащегося над несколькими вопросами, сформулированными преподавателем, для ответа на которые ему необходимо изучить предварительно: лекционный материал, основную и дополнительную литературу. Время контрольной работы ограничивается учебной парой. В случае нарушения регламента или требований преподавателя, контрольная работа не принимается. Работа сдается преподавателю в рукописном виде, с указанием фамилии, имени, отчества и номера группы студента.


Критерии оценивания контрольной работы.


  1. Оформление работы. Работа должна выглядеть аккуратно, в ней должны отсутствовать грамматические, орфографические и стилистические ошибки – 2 балла.

  2. Ответ на вопрос должен строиться профессионально и грамотно, должен присутствовать ясный академический стиль изложения, а фразы должны быть разработаны - 1 балл.

  3. Положения, выдвигаемые в ответе автором должны быть обоснованны - 1 балл.

  4. Должна присутствовать культура изложения, соблюдены требования к объему текста (ответ на вопрос должен занимать не менее трети страницы формата А4). - 1 балл.

Критерии оценки содержания:

  1. При ответе на вопрос должны быть использованы специальные инструменты и модели, изученные в курсе. Иными словами, текст не должен быть написан на обывательском уровне осмысления ситуации 1 балл.

  2. Рекомендации автора при ответе на вопрос должны быть приведены не в назывном порядке (сделать то-то и то-то), а вместе с механизмом реализации решения проблемы (как это можно сделать). Все рекомендации должны носить обоснованный характер, т.е. логически вытекать из поставленного вопроса – 1 балл.

  3. Развернутый ответ должен быть разделен на смысловые части, должна присутствовать логика рассуждений при переходе от одной части к другой – 1 балл.

  4. Заключение. Для каждого вопроса должны быть подведены итоги, освещены основные результаты, сделаны выводы. 1 балл.

  5. Ссылки на релевантную литературу, работы конкретных ученых и исследователей оцениваются дополнительно - 1 балл.



5.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает аудиторную работу студентов (Оаудиторная) на семинарских занятиях при помощи коллективных докладов следующим образом: за выступление группы с докладом на семинарском занятии выставляется одинаковая оценка всем выступавшим в рамках одного коллективного доклада.

Доклад выполняется коллективно в группах по 3-4 человека. Группа должна провести диагностику деятельности самостоятельно выбранной компании по следующим аспектам:



  1. Общая характеристика компании: сфера деятельности, краткая история, основные бизнес- процессы.




  1. Анализ организационной структуры по следующим параметрам:

- Формализация,

- Специализация,

- Иерархия власти,

- Централизация,

- Профессионализм сотрудников,

- Соотношение групп персонала.

По согласованию с преподавателем можно выбрать другую модель описания организационной структуры.


  1. Характеристика внешней среды компании и особенности взаимодействия с внешней средой:

- цели и стратегия организации;

- стадии жизненного цикла

- организационные изменения и развитие

Должна быть дана оценка окружающей среды организации, определена степень ее сложности и неопределенности. Объяснено, в какой степени структура организации отвечает требованиям окружающей среды.




  1. Анализ проблемных зон и определение возможных путей решения

Для анализа того или иного аспекта деятельности компании необходимо опираться на существующие в теории и консультационной практике диагностические модели, позволяющие охарактеризовать каждую область. Модели для диагностики выбираются студентами по своему усмотрению, но параметры анализа должны быть обозначены.

Если кто-либо из студентов не участвует в выступлении на семинаре по проекту, то оценка за семинарское занятие ему не выставляется.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП. В данном случае:



Отекущий = 0,5·Ок/р ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (зачет) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

6Содержание дисциплины


Тема 1. Теория организации в системе управленческих наук.

Место теории организации в структуре управленческого знания. Взаимодействие теории организации с общим менеджментом и организационным поведением. Соотношение проблематики теории организации со смежными областями гуманитарного знания: экономикой, социологией и психологией. Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления.

Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Ключевые понятия; постоянные и устойчивые тенденции; основные характеристики организации. Этапы и стадии жизненного цикла организации. Подсистема управления человеком в организации.

Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Концентрация администрацией предприятия «мыслительного» компонента деятельности. Многообразие ролей управляющего в современной организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Парадигмальная периодизация науки управления. «Открытая» и «закрытая» парадигмы теории организации.


Основная литература:

  1. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – Глава 2., с.27 – 45.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М., 2010. – Глава 1., с. 33 – 39.



Дополнительная литература:

  1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб: Питер, 2007.

  2. Баранников А.Ф. Теория организации. - М.: Юнити, 2004.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-ое издание. - М.: Экономист, 2006.

  4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Норма, 2004.

  5. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

  6. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

  7. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В. Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

  8. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. - New York: Free Press, 1990.


Тема 2. Понятие и сущность феномена организации.

Система организации как единство динамических и структурных компонентов. Комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации, как основные структурные компоненты организации. Уровни управления в организации. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре. Основные элементы социально-технической системы современной организации.

Фордизм как пример механистической модели организации. Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни по Веберу. Организационный аспект теории «социального действия» М.Вебера. Теория «социальных систем». Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч.Барнарда. Применение методов структурного функционализма в теории организации.

Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях. Концепция производственной демократии. Концепция качества рабочей жизни.

Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и как желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Роль управляющего в формировании миссии организации. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Взаимосвязь цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей.
Основная литература:


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. – Глава 1., с. 2 – 56.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010. – Главы 2,3., с. 39 – 105.


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И.Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989

  2. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2005.

  3. Лапыгин Ю.Н. Теория организации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.

  4. Попов А.Б. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991.

  5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.

  6. Уотермен Р. Фактор обновления. – М.: Прогресс, 1988.

  7. Холден Ф. Библиотека успешного менеджера. - М.: HIPPO, 2003.

  8. Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1988.


Тема 3. Внутренняя среда организации. Организационная структура.

Организационные структуры: основные типы и разновидности. Необходимость формирования организационной структуры, ее основные характеристики. Соотношение структуры организации с ее целями. Механические и органические типы организационных структур. Иерархические и функциональные виды организационных структур. Высокие и низкие организационные структуры. Смешанные типы и виды организационных структур.

Современные разновидности организационных структур: матричные структуры, конгломераты, сетевые структуры и виртуальные организации и проч. Проблемы уменьшения уровней управления организационной структуры. Проблемы координации горизонтальных организационных подразделений. Проблема создания идеальной организационной структуры. Основные направления трансформации организационных структур в современной теории управления.
Основная литература:


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. - Глава 3., с.99 – 152.

  2. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. - Глава 8., с. 126 – 153.

  3. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010. - Части II и XIII.


Дополнительная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-ое издание. - М.: Экономист, 2006.

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2006.

  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Норма, 2004.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1996.

  5. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб: Питер, 2003.

  6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

  7. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

  8. Mintzberg H. Mintzberg on Management. - New York: Free Press, 1989.


Тема 4. Внутренняя среда организации. Организационная культура.

Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Трактовка понятия организационная культура различными авторами. Субъективные и объективные элементы организационной культуры. Основные уровни организационной культуры по Э. Шайну. Основные характеристики организационной культуры по Ф. Харрису и Р. Норану. Понятия субкультуры и контркультуры, как составляющих организационной культуры, их основные виды. Функции организационной культуры. Понятия сильной и слабой организационной культуры, их достоинства и недостатки. Взаимодействие руководителя организации с организационной культурой. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода.

Проблема соотношения «толщины» организационной культуры и возможности осуществления изменений в организации. Модель организационной культуры В. Сате. Модель организационной культуры Т. Питерса и Р. Уотермена. Две тенденции современной теории организации в отношении управления организационной культурой: адаптивное сосуществование или прагматическое формирование. Влияние национальной культуры на формирование организационной культуры. Модель сравнения организационных культур различных стран. Г. Хофштеде. Учет факторов национальной культуры моделями Г. Лейна – Дж. Дистефано; Р. Джонсона и У. Оучи. Роль власти в модели организационной культура С. Ханди. Понятия мифов и легенд, обрядов и игр в организационной культуре.
Основная литература:


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. - Глава 10., с. 420 – 467.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010. - Часть IV.


Дополнительная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-ое издание. - М.: Экономист, 2006.

  2. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  3. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: учеб. пособие. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.

  4. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер, 2001.

  6. Холден Ф. Библиотека успешного менеджера. - М.: HIPPO, 2003.

  7. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.

  8. Peters T., Waterman R. In Search of Excellence. - New York: Harper&Row, 1982.


Тема 5. Ключевые внутриорганизационные процессы. Власть.

Виды профессионального и индивидуального различия людей в организационном пространстве. Феномен власти в теории управления. Соотношение власти и авторитета в организации. Разновидности организационного авторитета. Понятие баланса власти. Недостаток и избыток власти управляющего. Власть руководителя и власть подчиненных. Ресурсы власти по А.Этциони.

Основания позиционной власти и источники личной власти в организации. Основные разновидности власти руководителя: принуждение, вознаграждение, традиции, пример и компетентность. Коммуникационная разновидность власти и концепция зависимости власти. Механизмы реализации власти. Приобщение работников к глобальным целям организации посредством метода убеждения. Проблема делегирования объема властных полномочий.

Соотношение власти и ответственности в организации. Генезис понятия власти в науке управления. Проблема легитимности власти и понятие социального договора. Сущность власти в работе Н.Макиавелли "Государь". Виды власти по М.Веберу. Проблема властных «зон неопределенности» в работах М.Крозье.

Контроль и властные отношения в компании. Виды контроля: контроль за отношениями; контроль за процессом; контроль за результатом. Понятие прямого и опосредованного контроля в управлении. Малая группа и организационное ядро – источники контроля в организации. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.
Основная литература:


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. - Глава 13., с. 569 – 614.


Дополнительная литература:

  1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  2. Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования, № 5, 1988.

  3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

  4. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.

  5. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

  6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2005.

  7. Слабов С.С. Основы менеджмента: Курс лекций. - М., МГУ, 2004.

  8. Bennis W., Nanus B. Leaders. - New York: Harper&Row, 1985.


Тема 6. Ключевые внутриорганизационные процессы. Управленческие решения.

Организационное управленческое решение: сущность, разновидности, качество. Структура управленческого решения: подготовка, принятие, исполнение и контроль. Субъект и объект управленческого решения. «Образы» управленческого решения: проект фиксированных рациональных изменений; выбор альтернативы поведения; основная функция руководителя; акт, затрагивающий систему социальных отношений и интересов. Индивидуальные и коллективные управленческие решения: достоинства и недостатки.

Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений. Основные модели поведения руководителя при принятии управленческих решений. Проблема принятия решений в работах Г.Саймона. Типы управленческих решений по А.И.Пригожину: жестко детерминированные (стандартные, вторичные) и инициативные (ситуационные, реорганизационные). Понятие и разновидности среды управленческого решения.

Факторы, влияющие на качество решения в теории организации: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений в теории организации.

Проблема привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления. Исполняемость решения как показатель управляемости организации. Феномен риска при принятии управленческого решения.
Основная литература:


  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. - Глава 12., с.520 – 568.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010. – Глава 19., с.294 – 304.


Дополнительная литература:

  1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений. - М.: МПСИ, 2005.

  2. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  3. Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1996.

  5. Ременников В.Б. Управленческие решения. - М.: Юнити, 2005.

  6. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-ое издание. - М.: ИНФРА-М, 2000.

  7. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. - М.: Эксмо, 2007.


Тема 7. Ключевые внутриорганизационные процессы. Организационные коммуникации.

Система организационных коммуникаций и социальные функции коммуникаций. Разновидности коммуникаций в организации: вертикальные и горизонтальные; односторонние и двусторонние; внутренние и внешние; формальные и неформальные организационные коммуникации.

Этапы коммуникационного процесса. Надежность и актуальность управленческой информации. Проблема выбора канала передачи информации. Феномен обратной связи в теории организации. Избирательность человеческого восприятия. Понятия коммуникационной роли, коммуникационного стиля и коммуникационной сети в организации.

Проблемы «фильтров» и «шумов» в процессе коммуникации. Технико-технологические и социально-психологические «помехи» в процессе организационной коммуникации. Семантические трудности современной теории управления. Разница в статусах как коммуникационная проблема в организации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней управления в организации. «Мостик Файоля». Проблема внесения собственного «Я» в процесс передачи и переработки информации в организации.

Бюрократический принцип сохранения непрерывности линии коммуникации и возможность доступа к ней любого члена организации. Роль слухов в современной организации. Перегруженность каналов управленческой информацией. Понятие «информационного взрыва». Причины и последствия формализации общения в организации. Проблема невербальной коммуникации в теории организации.
Основная литература:


  1. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010. – Глава 21., с. 311 – 325.


Дополнительная литература:

  1. Бландал Р. Эффективные бизнес - коммуникации. Принципы и принципы в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-ое издание. - М.: Экономист, 2006.

  3. Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

  4. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - С.-П.: Союз, 1997.

  5. Коммуникационный менеджмент / под ред. В.М. Шепеля. - М.: Гардарики, 2004.

  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1996.

  7. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

  8. Senge P. The Fifth Discipline. - New York: Doubleday, 1990.


Тема 8. Внешняя среда организации.

Понятие внешней среды организации. Основные характеристики внешней среды организации. Ключевые составляющие внешней макросреды и микросреды современной организации. Интерпретации роли внешней среды организации представителями различных школ и направлений теории организации. Переоценка роли внешней среды в теории организации с конца ХХ века. Роль внешней среды в процессном, системном и ситуационном подходах в теории организации. Преимущества и ограниченность управленческих моделей, игнорирующих фактор внешней среды.

Влиятельность факторов научно – технического прогресса на эффективность функционирования организации. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации. Показатели стратегического планирования при оценке внешней среды организации: политические, международные, экономические, и технологические. Стратегические альтернативы развития организации У.Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. PESТ - анализ как метод анализа среды в науке управления.

Основные положения стратегии социальной сферы организации. Феномен организационного развития в менеджменте и роль внешней среды в данном процесссе. Проблема процесса управления изменениями в организации. Модели организационного развития Л.Грейнера и К.Левина. Культурные барьеры в процессе глобализации и интернационализации процесса управления.


Основная литература:

  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009. – Глава 4., с. 154 – 195.

  2. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – Глава 6., с. 99 – 110.


Дополнительная литература:


  1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2003.

  2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  3. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.

  4. Коттер Д.П. Впереди перемен. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  5. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М., 1990

  6. Томпсон – мл., А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  7. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

  8. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. - Harvard Business School Press, 1994.


7Образовательные технологии


Семинарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Сформированные для подготовки доклада группы по 3-4 человека самостоятельно выбирают организацию, анализ деятельности которой будет представлен. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес - изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию.

На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации.



8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Основные этапы жизненного цикла организации.

Современные разновидности организационных структур.



8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины




  1. Соотношение теории организации с другими управленческими, экономическими и социальными дисциплинами.

  2. Основные подходы к интерпретации понятия «организация». Основные тенденции и характеристики организации.

  3. Виды организационных структур современных компаний.

  4. Организационная культура: определение, значение и структура. Понятия суб- и контркультуры в организации. Содержательные характеристики организационной культуры.

  5. Модели анализа внешней среды в теории организации.

  6. Специфика характера и этапы процедуры выработки современного управленческого решения.

  7. Организационный конфликт: источники и причины. Основные этапы протекания.

  8. Система и виды внешних коммуникаций в компании: проблемы их классификаций и осуществления.

  9. Методы реализации власти управляющего в современной организации.

  10. Межличностные и структурные методы разрешения организационных конфликтов.

  11. Основные законы теории организации: синергии, самосохранения, развития, пропорциональности и иерархичности.

  12. Рост численности организации и проблема группового контроля и координации.

  13. Сложности использования принципа разделения труда в творческих организациях.

  14. Проблемы централизации и децентрализации на разных уровнях организационной структуры.

  15. Понятие эффективности деятельности организации в науке управления.

  16. Сетевые и виртуальные организации: специфические формы организационной структуры современной теории управления.

  17. Коллегиальные формы работы: основные разновидности и проблему формирования.

  18. Специфика функционирования проектных структур организации в наукоемком бизнесе.

  19. Роль основателя фирмы в разработке корпоративной культуры.

  20. Проблемы проведения изменения организационной культуры.

  21. Устойчивость организационной культуры: отношение к воздействиям внешней среды.

  22. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента.

  23. Влияние национальной культуры на формирование организационной культуры.

  24. Понятия мифов и легенд, обрядов и игр в организационной культуре.

  25. Источники личной и позиционной власти менеджера в организации.

  26. Методы и цели группового контроля в организации.

  27. Влияние НТП на коммуникации в организации.

  28. Основные проблемы осуществления обратной связи в теории организации.

  29. Основные виды технико–технологических и социально-психологических «помех» в организации.

  30. Положительная и отрицательная роли внутриорганизационных слухов для менеджера.


9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник




  1. Дафт Р. Теория организации. – Пер. с англ. - М., ЮНИТИ, 2009.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010.



9.2Основная литература




  1. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.

  2. Коллект. авторов Теория организаций. Высшая школа менеджмента, 2010.


9.3Дополнительная литература


Должны ли они быть в библиотеке не проверяить

  1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2003.

  2. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб: Питер, 2007.

  4. Ансофф И.Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989

  5. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений. - М.: МПСИ, 2005.

  6. Баранников А.Ф. Теория организации. - М.: Юнити, 2004.

  7. Бландал Р. Эффективные бизнес - коммуникации. Принципы и принципы в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000.

  8. Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования, № 5, 1988.

  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-ое издание. - М.: Экономист, 2006.

  10. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  11. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2006.

  12. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  13. Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

  14. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - С.-П.: Союз, 1997.

  15. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  16. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.

  17. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

  18. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Норма, 2004.

  19. Коммуникационный менеджмент / под ред. В.М. Шепеля. - М.: Гардарики, 2004.

  20. Коттер Д.П. Впереди перемен. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  21. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2005.

  22. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.

  23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1996.

  24. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб: Питер, 2003.

  25. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: учеб. пособие. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.

  26. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

  27. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

  28. Попов А.Б. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991.

  29. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.

  30. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2005.

  31. Ременников В.Б. Управленческие решения. - М.: Юнити, 2005.

  32. Слабов С.С. Основы менеджмента: Курс лекций. - М., МГУ, 2004.

  33. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер, 2001.

  34. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М., 1990

  35. Томпсон – мл., А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  36. Уотермен Р. Фактор обновления. – М.: Прогресс, 1988.

  37. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

  38. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В. Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

  39. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-ое издание. - М.: ИНФРА-М, 2000.

  40. Холден Ф. Библиотека успешного менеджера. - М.: HIPPO, 2003.

  41. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. - М.: Эксмо, 2007.

  42. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.




  1. Bennis W., Nanus B. Leaders. - New York: Harper&Row, 1985.

  2. Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1988.

  3. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. - Harvard Business School Press, 1994.

  4. Mintzberg H. Mintzberg on Management. - New York: Free Press, 1989.

  5. Peters T., Waterman R. In Search of Excellence. - New York: Harper&Row, 1982.

  6. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. - New York: Free Press, 1990.

  7. Senge P. The Fifth Discipline. - New York: Doubleday, 1990.


9.4Справочники, словари, энциклопедии




  1. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.


Смотрите также:
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение
219.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория организации»
275.53kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение»
206.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение  для направления 080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
546.04kb.
8 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение для направления 080500. 62 «Менеджмент»
372.39kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление подготовки
216.1kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История и теория литературы»
604.27kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Теория литературы»
836.88kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 05. 06 «Горные машины»
92.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований»
371.1kb.
3 стр.
Рабочая программа по дисциплине теория и методика избранного вида спорта Рекомендована Методическим советом угту-упи для направления 022300 Физическая культура и спорт
750.05kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов»
142.4kb.
1 стр.