Главная
страница 1


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

(СПбГУ)



Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины



Номер кода утверждения

Код факультета

Порядковый номер учебной дисциплины











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История быта в новое время»
основной образовательной программы высшего профессионального образования
подготовки по направлению 030400 - история
по профилю история нового и новейшего времени
для получения степени бакалавр истории
код дисциплины ПД В16 по учебному плану ООП
регистрационный номер 10/2074/1 учебного плана
форма обучения очная
виды промежуточной аттестации _экзамен – 1

трудоемкость учебной дисциплины - __2 зачетные единицы__



Санкт-Петербург

2010


Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения учебной дисциплины

Целью изучения учебной дисциплины «История быта в новое время» является знакомство студентов с новыми подходами и направлениями в изучении человека и общества эпохи нового времени, сформировавшимися в последние десятилетия в отечественной и зарубежной исторической науке и объединенными понятием «история повседневности». В рамках освоения курса студенты на основе уже полученных знаний о политическом и социально-экономическом развитии стран Европы и Америки в новое время должны расширить свое представление о профильном периоде всеобщей истории за его событийными рамками. Учебная дисциплина является базовой в подготовке бакалавров по профилизации история нового и новейшего времени



В результате изучения дисциплины «История быта стран Западной Европы и Америки в новое и новейшее время» студенты должны освоить основные концепции, терминологию и методологию рассматриваемой отрасли исторической науки, расширить свой профессиональный опыт на основе междисциплинарного подхода к проблемам истории нового и новейшего времени, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать современные процессы в обществе с учетом знания исторического прошлого.


    1. Язык обучениярусский

    2. Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины должны прослушать три части курса «Истории нового и новейшего времени» (коды ПД В20 по учебному плану), источниковедение (код ПД В08 по учебному плану) и параллельно изучать «Политические системы Запада» и четвертую часть курса «Истории нового и новейшего времени.»

В результате обучающиеся будут иметь необходимые знания для усвоения материала по курсу «История быта в новое и новейшее время».


    1. Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:

  • ОК-4 Может использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении общественнозначимых и профессиональных задач. Имеет представление о типах экономических систем и тенденциях современного экономического развития, об основных методах социального анализа, знаком с философскими, религиозными картинами мира.

  • ОК-6 Готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия. Знает основные этапы и тенденции культурного развития России, имеет представление о месте российской культуры в мировой культуре

  • ПК-2 Обладает основами знаний в области теории и методологии исторической науки, знаком с методами исторического исследования

  • ПК-5 Способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории




    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

    2. См. раздел 1.8.




    1. Перечень и объем активных норм учебной работы:

Для повышения качества освоения дисциплины при проведении занятий используется демонстрация изображений, фотографий, карт, схем; проводится анализ источников, статистических таблиц и другого рода справочных материалов по пройденным темам в категории аудиторной работы:

  • повседневность человека эпохи нового времени в его костюме, жилище, быте;

  • человек эпохи нового времени в семье и обществе;

  • труд и досуг человека эпохи нового времени;

  • человек эпохи нового времени в его видении мира (ментальности).

что составляет 14 часов в семестр


    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости




      1. Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

        Код, модуль

        (семестр)



        Аудиторная учебная работа обучающихся

        в часах


        Самостоятельная работа студентов

        Объем активных форм учебной работы в часах

        Трудоемкость

        Лекции

        Семинары

        Консультации

        Практ. занятия

        Лабор. работы

        Контр. работы

        Коллоквиумы

        Под руков. преподавателя

        В присутствии преподавателя

        Без участия преподавателя

        Дневное отделение

        С 8

        14

        ---

        2

        ---

        ---

        ---

        ---

        ---

        ---

        7

        14 часов

        2 з.е.

      2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля (семестр)

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

виды

сроки

формы

сроки

Дневное отделение

С 8

9 февраля – 12 апреля

Экз

30 марта – 12 апреля

1

----

----




    1. Структура и содержание учебной дисциплины

      1. Распределение по темам:




Модуль (семестр)

Наименование тем

Аудиторные занятия

Контактное время (консультации)

Самостоятельная работа студента

Общая трудоемкость

лекции

семинарские или практические

1

С 2

Введение. Обзор источников и историографии.

1

-----

----

1

2

2

С 2

Повседневность на историческом изломе: государство, политика и частная жизнь от Ренессанса к Просвещению.

2

-----

----

2

4

3

С 2

Повседневность на историческом изломе: государство, политика и частная жизнь от Великой Французской революции до наших дней.

2

----

----

2

4

4

С 2

Городская жизнь Европы в XVII-XX вв.

2

----

----

2

4

5

С 2

Европейская семья в XVII-XX вв.

2

----

-----

2

4

6

С 2

Пища и стол европейцев XVII-XX вв.

1

----

----

1

2

7

С 2

Видение мира человека эпохи нового и новейшего времени: развитие образования, науки и техники.

2

----

----

2

4

8

С 2

Религиозное и обыденное сознание человека эпохи нового и новейшего времени.

1

----

----

1

2

9

С 2

Повседневность труда. Досуг и развлечения: элитарная, народная и массовая культура.

1

----

----

1

2




С 2

ИТОГО

14

----

----

14

28



      1. Содержание дисциплины:

  1. Общее введение. Содержание и структура курса. Место «истории быта» в изучении истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Связь с развитием общественной мысли, литературы, с наукой и образованием в целом, взаимосвязь со смежными дисциплинами – этнографией, исторической антропологией, социологией, психологией, культурологией. Методологические проблемы изучения источников в рамках истории повседневности. Классификация основных направлений и школ в изучении повседневности в зарубежной историографии. Отечественная историография истории повседневности.

  2. Повседневность на историческом изломе: государство, политика и частная жизнь от Ренессанса к Просвещению. Роль и место государства в жизни человека нового времени. Жизнь при королевском дворе. Положение привилегированных сословий, быт и нравы дворянства. Влияние крупнейших политических событий периода на общественную и частную жизнь. Опыт вовлечения масс в политику на примере Английских революций XVII в. и Великой Французской революции. Влияние революционных потрясений на повседневную жизнь общества.

  3. Повседневность на историческом изломе: государство, политика и частная жизнь от Великой Французской революции до наших дней. Изменения в структуре повседневности на протяжении «долгого XIX века». Буржуазное общество: повседневность, культура и ценностные ориентиры. Влияние тотальной войны на повседневную жизнь и сознание общества на примере Первой мировой войны. Опыт кризиса в повседневности Веймарской Германии и США эпохи «великой депрессии».

  4. Повышение роли городов в жизни общества. Город и деревня. Особенности социальной структуры городов, жизни городского населения. Взаимосвязь городской и деревенской среды. Динамика изменения времени и пространства в истории как структуры изменения социального мира. Понятие личного пространства, его основные характеристики.

  5. Человек эпохи нового времени в его индивидуальности, группе и семье. Понятие индивидуальности в структуре повседневности. Место отдельного индивидуума и семьи в социальной и общественной структуре. Соотношение частного и общественного в жизни человека нового и новейшего времени. Развитие семейных отношений: выбор партнера, вступление в брак и супружеская жизнь. Распределение ролей в семье; положение женщины и детей. Влияние промышленной революции на семейную жизнь.

  6. Пища и стол человека эпохи нового времени. Изменения в рационе питания жителей Европы и Америки в эпоху нового времени. Различия в питании привилегированных и низших сословий. Поведение за столом, практика приема пищи. Употребление спиртных напитков, алкоголизм, табакокурение, наркомания.

  7. Видение мира человека эпохи нового времени: развитие образования, науки и техники. Крупнейшие научные открытия. Роль книгопечатания в становлении человека нового времени, его влияние на образование, изменение техники чтения и восприятия текста. Распространение грамотности. Университеты: повседневная жизнь студентов и преподавателей. Изменение картины мира в условиях развития науки и образования.

  8. Религиозное и обыденное сознание человека эпохи нового времени. Изучение ментальности как коренных установок и привычек сознания, мировидения, приближающих к пониманию социального поведения людей. Массовое сознание, его формы и взаимосвязи, место ментальности в общественном сознании. Архетипы, национальный характер, коллективная идентичность. Религия и церковь после Реформации. Место религии и религиозного мировоззрения в сознании человека эпохи нового времени.

  9. Повседневность труда. Динамика соотношения труда и досуга. Распорядок дня. Досуг и развлечения: элитарная, народная и массовая культура. Коллективные и личные формы. Религиозные и светские праздники. Игры и спорт. Характеристика взаимодействия народной и элитарной культур. Предпосылки развития массовой культуры, ее роль и функции.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы:

  • Доступ к материалам, размещенным в локальной сети факультета;

  • Наличие утвержденных программ учебных дисциплин на кафедре.


2.2. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

2.2.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  • Основные направления в изучении истории быта стран Западной Европы и Америки в новое и новейшее время;

  • Вещи как символы исторической эпохи.

2.2.2. Перечень тестовых заданий для текущего контроля усвоенных знаний:

  • Основные понятия «истории повседневности»;

  • Структурные сдвиги материальной цивилизации нового времени;

  • Основные изменения в повседневной жизни человека нового времени.

2.2.3. Вопросы к процедуре промежуточной аттестации (сессиям): приведены в билетах, утвержденных заведующим кафедрой.
2.3. Кадровое обеспечение учебной дисциплины:

К преподаванию может быть допущен преподаватель, имеющий опят педагогической работы не менее 1 года.


2.4. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Соблюдение санитарных норм размещения студентов по действующему законодательству и подготовленность аудитории к проведению занятий (доска, мел и т.п.)


2.5. Информационное обеспечение учебной дисциплины:

2.5.1. Список литературы:

обязательная:

  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3-х тт. / Пер. с с фр. (любое издание).

  • Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII-XX вв.) / Пер. с нем. М., 1997.

  • Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.

  • Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие. Спб., 2008.

  • Новикова Н.Л. Культура повседневности: теоретический аспект: Учебник. Саранск, 2004.

дополнительная:

  • Барг М.А. Народные низы в английской буржуазной революции XVII века. М., 1967.

  • Биск И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республики. М., 1992.

  • Вайнштейн О. Денди: Мода, литература и стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с., ил.

  • Владимирова Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга, 1988.

  • Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон - пресс, 2000. - 304 с. 

  • Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 384 с.

  • Дефурно М. Повседневная жизнь Испании золотого века. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2004. - 313 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. - М.: .: Молодая гвардия; Палимпсест, 2001. - 389 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600-1900 / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 272 с.

  • Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2001. - 357 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Козьякова М.И. Эстетика повседневности: Материальная культура и быт Западной Европы 15 - 19 веков. - М.: ГИТИС, 1996. - 173 с.

  • Крете Л. Повседневная жизнь Калифорнии во времена "золотой лихорадки". 1848 - 1856 гг. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2004. - 254 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Культура в эпоху Просвещения: сб. статей. – М.: Наука, 1993. – 256 с.

  • Культура Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов / Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Изд. «Мосгорархив», 1996. – 396 с.

  • Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. - СПб., 1994.

  • Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 228 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Людке А. Что такое история повседневности?: Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история: Ежегодник. 1998/99. М., 1999. С. 77-100.

  • Майер В.Е. Деревня и город Германии в XIV-XVI вв.: развитие производственных сил. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 168 с.

  • Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / Пер. с англ. – М.: Академ. проект: Фонд «Мир», 2005. – 496 с. – («Концепции»).

  • Малышев В.А. Цепочки качественной сложности: философия, наука, мистика в повседневной жизни. М., 1997. - 430 с.

  • Мань Э. Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII. - СПб.: Евразия, 2002. - 287 с.

  • Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлере. М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2003. - 308 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Мельшиор-Бонне С. История зеркала. - М.: Новое лит. обозрение, 2005. - 456 с.

  • Модзалевский В.Б. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. – СПб., 2000.

  • Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения. - Ставрополь: Гос. Ун-т, 2001. - 253 с.

  • Пушкарева Н.Л. "История повседневности" и "История частной жизни": содержание и соотношение понятий. // Социальная история. Ежегодник. 2004. - М., 2005. С. 93-112.

  • Савченко Л.А. Социология повседневности. - Ростов-на-Дону: Ун-т, 2000. - 159 с.

  • Частная жизнь в искусстве Западной Европы: Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. СПб.: Славия, 2004. - 79 с.

  • Чернова О.В. История культуры быта: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ПГТУ, 1998. – 160 с.

  • Шнеерсон А.И. Городские средние слои при капитализме. – М., 1961. – 160 с.

  • Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2003. - 249 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

  • Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни: Учебное пособие. - Кемерово, 2001. - 376 с.

  • Noblesse oblige: Праздничная и повседневная жизнь господствующих слоев Европы XVI-XX столетий. Вып. 1. Орел, 2003. - 103 с.

2.5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу:





  1. Изучение жизни и быта европейских народов в отечественной и зарубежной историографии: общая характеристика;

  2. Повседневная жизнь Франции эпохи Просвещения и Великой Французской революции;

  3. Повседневная жизнь Германии периода Веймарской республики;

  4. Характеристика изменений личной среды в условиях города и деревни эпохи нового времени;

  5. Институт семьи в истории повседневности эпохи нового времени;

  6. История повседневности труда и эволюция досуга;

  7. Роль книгопечатания в становлении человека нового времени;

  8. Эволюция форм воспитания человека нового времени;

  9. Основные особенности развития образования в эпоху нового времени;

  10. Система ценностей и эмоциональная жизнь человека эпохи нового времени;

  11. Религиозный уровень сознания человека эпохи нового времени;

  12. Характеристика обыденного сознания человека эпохи нового времени;


Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Разработчик (и) рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)

Бодров

Андрей Владимирович



К.и.н.




старший преподаватель исторического факультета СПбГУ

328-94-47

novist@yandex.ru

















В соответствии в порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 №195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра истории Нового и новейшего времени







Кафедра Древней Греции и Рима







Кафедра исторического регионоведения







Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа




























Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

















































Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «История быта в новое время»
181.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа Модуля «История регионов мира» Дисциплины «История стран Азии и Африки в новое время»
333.04kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 03 История отечественной литературы Томск 2011 Цели и задачи дисциплины
322.7kb.
1 стр.
Учебной дисциплины
599.16kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций
490.03kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.