Главная
страница 1


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города москвы

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2006 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Разработка содержания и организация деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы

.32453246.00072-01 99 01

Листов 10


<пусто>
Настоятельной потребностью нынешнего поколения не только учеников, но и учителей стала ликвидация компьютерной безграмотности. Компьютерная немота учителей грозит обернуться серьезной проблемой. Новые технологии открывают для учащихся и учителей новый доступ к информации, новые способы организации урока, оригинальные методы усвоения материала. Мы по-прежнему смотрим на детей как на своих учеников, а они, бессистемно пользуясь ресурсами всемирной паутины, превращаются в неразборчивых потребителей информации. Помочь освоить им это странное виртуальное информационное пространство должен мудрый педагог.

Свобода получения информации должна сочетаться с продуманной работой по обучению и воспитанию учащихся. Учитель и ученик должны стать соучастниками этого процесса. Пришло время учителю наряду с обычной методической работой овладевать технической составляющей. Он должен осваивать практические навыки использования компьютера, которые помогли бы ему производить электронные странички, используемые на уроке. С помощью них можно разнообразить формы и методы проведения урока, а именно:



  1. Использовать фотодокументы для изучения биографии писателя, монографической темы.

  2. Создать художественный ряд репродукций, иллюстрирующих художественное произведение.

  3. Создать выставку-стенд на мультимедийном экране по изучаемой теме.

  4. Использовать видеоряд для репродуктивных и проблемных заданий.

В своей педагогической практике я неоднократно использовала подобный подход, особенно в старших классах. Например, папка «М.Булгаков» содержит не только иллюстративный материал, но и проблемные вопросы и задания к роману (см. папку Булгаков). Также мною подобран богатый фотоматериал к биографиям таких русских классиков как Лев Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Шолохов. В этих папках содержатся аналитические вопросы на сравнение художественного материала.

Презентация – раздел электронного учебника.

Достаточно простые средства Power Point уже давно используются учителями. Я предлагаю соединить опорные конспекты с механизмом презентации. Так, например, на уроке по теме «Основные направления поэзии начала XX века» я соединяю

- схему основных направлений с их характеристиками и портретами писателей, представляющих их.

Также можно делать исторические зарисовки к литературным темам,

-например, « Гражданская война» в литературе начала 20 века;

-сопровождать иллюстративный материал вопросами и различными заданиями.

Можно создать замечательные версии уроков и целых тем.

На уроках русского языка я даю задания

- на редактирование текста,

- подстановку нужных букв и знаков.

Возможны игровые задания: «Знайка», «Держи карман шире» в виде

распределительного диктанта.

Мультимедийный учебник может содержать тексты изучаемых пр-ий, схемы анализа их, дополняя тем самым основные учебные пособия.

Помогать, особенно учителю литературы, в самой главной борьбе с готовыми интернет-сочинениями:

-скачать из них абзацы с речевыми и орфографическими ошибками, исправив, записать собственную версию, проведя корректировочные упражнения;

-составить резюме на готовый реферат.

Учитель-компьютер-ученик.

Т.о. компьютерные шпаргалки из врагов превращаются в друзей и помощников, и возникает необходимый алгоритм отношений в связке «учитель-компьютер-ученик».

Создание электронных пособий требует усилий и от уч-ся, тем самым ребята узнают новые факты, овладевают новыми способами обработки информации, работа идёт не столько с содержанием, сколько с формой подачи материала, композицией, цветом, звуком.

Взаимодействие учителя и ученика становятся партнёрскими, На время дискета становится тетрадью, контроль и проверка не предполагают прямого контакта.

Итак, сегодня перед нами в качестве первоочередной встала задача соединения компьютерных технологий с другими методическими системами. Компьютер сам чудеса творить не может - фигура учителя остаётся ключевой при любой конфигурации учебного процесса.

Однако многие преимущества новой технологии не решают всех проблем обучения, хотя в данный период времени она наиболее адекватна. Компьютер форсирует процесс, изменяет его параметры, и надо подумать, как сохранить прочность знаний, что должно храниться в оперативной памяти ученика, а что в постоянной, долгосрочной, или, как говорится, на жёстком диске.

Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

с использованием информационных технологий и мультимедийного оборудования. (Выборочно).



Тема

Кол-во часов

Содержание урока

Содержание наглядно-информационного материала

(примерные задания)



Творчество

А.Н.Островского



5

1.Биографический

очерк.
2.Пьесы жизни.


3.Драма «Гроза».

Жизнь в Замоскворечье

(заочная экскурсия).

Образы купцов 19 века.

Актрисы Малого театра в

роли Катерины( сравнить исполнительскую манеру

Г.Н.Федотовой и П.А.Стрепетовой)




И.С.Тургенев


7

1.Очерк жизни.
2.Произведения Тургенева.
3.Роман «Отцы и дети».

Спасское-Лутовиново-родина

писателя и дворянская усадьба 19в.

(см. папку И.Тургенев)

Иллюстрации к «Запискам охотника» и др.

(актуализировать читательские и

зрительные впечатления)


Проанализировать эпизоды к

роману по данным репродукциям

по плану.


Творчество

Л.Н.Толстого




17

1.Судьба Толстого

2.Тема войны.

«Севастопольские рассказы», раннее и

позднее творчество.


3.Роман-эпопея

«Война и мир»





Фотогалерея писателя.

Ясная Поляна- усадьба Толстого

(заочная экскурсия).

Изображение писателя в портрет-

ной живописи (И.Н.Крамского, И.Репина)- проследить эволюцию личности.

Иллюстрации к роману художника Н.Николаева

«Война и мир». Прокомментировать

изображённые эпизоды,

рассказать о героях романа.


В случае отсутствия информационно-изобразительного материала в Интернете,

можно отобразить через сканер имеющийся в кабинете демонстрационный материал.
Пример урока, на котором организовано использование мультимедийного оборудования и коммуникативно-информационных технологий, приводится ниже.

Октябрьская революция в творчестве русских писателей и


поэтов Серебряного века.
Цели:

- повторить и обобщить знания по изученной теме-

«Русская литература конца 19-начала 20 века (1890-1917гг.)»

- Закрепить коммуникативные навыки при обсуждении

пройденного материала: умение выстраивать монолог, участвовать в

диалоге, полилоге .

- Развивать ОУУН: работать по плану, сравнивать и оценивать.

- научить извлекать нравственные уроки при освоении литературно-

исторического материала.

Эпиграф: В стране, где свищет непогода,


Ревел и выл

Октябрь, как зверь,

Октябрь 17 года. (С. Есенин).

Оборудование урока: портреты русских писателей и поэтов Серебряного

века , видеокассета с записью поэмы «Двенадцать», фонозапись стихов

А.А. Ахматовой, А. Блока, мультимедийное оборудование , слайды.


Слово учителя: Цель урока – проанализировать и обобщить творческое отношение к историческим и революционным событиям 1917-18 года писателей Серебряного века.
Россия рубежа веков и первой четверти 20в. по катастрофичности конфликтов опережала европейские страны. Кризисность - ключевое слово эпохи. В культуре этот период назвали- декаданс(упадок),а в литературе

Серебряный век.


Какие исторические события происходят в это время?

Ответ ученика:

1881г. - убийство царя-освободителя Александра 2, развитие марксистских идей, русско-японская война, революция 1905 г., 9 января 1905г. Произошли события Кровавого воскресенья, народ вышел на улицы, топтали иконы, портреты царя , прокатились волны терактов , вскоре началась 1 мировая война; 27 февраля 1917г. Николай 2 отрёкся от престола, затем Временное правительство было свергнуто и свершилась Октябрьская революция. (Показ слайдов, демонстрирующих портреты исторических деятелей, исторические эпизоды)

Учитель:


Какие литературные направления развиваются в рамках этого периода?

На экране план-схема, иллюстрирующая портреты поэтов и писателей, отрывки из их произведений, опорные фразы-характеристики о новых направлениях .

Модернизм, в рамках которого развивается символизм в 1890-1910г.г.

Старшие символисты: К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов.

Младшие: А.Блок, А.Белый, В.Иванов.

Символисты пытались создать новую философию культуры, расширить значение слова, используя метафоры-символы, открыть новые оттенки смысла слов.

Акмеизм генетически связан с символизмом , и в 1911г. был основан

Н.Гумилёвым «Цех поэтов», в него входили С.Городецкий, О.Мандельштам,

А.Ахматова.

Акмеисты заново открывают реальный мир. «Роза снова пахнет розой».

Тяготение к трёхмерному миру, предметному и красочному – главное открытие.

Футуризм: это самое радикальное течение, в России появилось в 1910г. В.Маяковский, А.Кручёных объездили всю страну со своими литературными опусами. Эпатаж, мечта о создании сверхискусства, о грядущей революции. В 1917г. они даже пытались создать своё «Правительство Земного шара».

Реализм. Самыми крупными реалистами были И.А.Бунин и М.Горький, А.Куприн, Л. Андреев.

Реализм обновляется, проза носит малые формы, делается эклектичной,

проблемы личности становятся определяющими. Реалисты 20в.- наследники традиций Л.Толстого, А.П.Чехова.

Учитель:


Класс разбит на группы, представляющие литературные направления и самых выдающихся их представителей.

Как живущие в это историческое время художники слова откликнулись на революционные события и чему нас это может научить?

Уч-ся дан план ответа:

-Краткая справка о поэте,

-какие произведения выражают отношение к рев. событиям,

-особенности и своеобразие оценки( поэтические и другие средства языка).

-в чём отличие от позиции других авторов?
Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

Но революция прошла через сердце русских поэтов и расколола их надвое, как и всю Россию. Есенин об этом. Обращение к эпиграфу урока, чтение наизусть.

Группа символистов. Работа по слайду - конспекту.

Литературное направление - символизм. А.А.Блок(1880-1921г.)

Яркий поэт-символист, выходец из дворянско-интеллигентской семьи, которому революция по сути своей, казалось, чужда , пишет в январе 1918г. трилогию, посвящённую революции. Это поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и публицист. статья «Интеллигенция и революция», в которой говорит : «Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное..» Автор задаёт риторические вопросы, использует поэтические метафоры и сравнения для большей убедительности, сравнивает Россию с кораблём, в заключении призывает: «…всем сердцем слушайте Революцию».

Певец Прекрасной Дамы вдруг воспевает Революцию.

Собратья по перу и поэт З.Гиппиус высказывали негативное отношение к такой оценке социальных событий: « В поэме мы видим не революцию, а её гримасу». Блок отвечал, что «никакие гримасы не могут затмить величие революции».

Так разрешалась вековая распря между «чёрной» и «белой» костью.

Величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие « старому миру», Блок утверждает в финальной главе поэмы «Двенадцать», где появляется образ Иисуса Христа. Он позволяет оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости (чтение последней строфы).

В «Скифах» противопоставлен цивилизованный Запад революционной России.

Последние 3 года Блок молчал и, взглянув в лицо этой революции, умер.

В ходе ответа возможны добавления.

Группа футуристов. Работа по слайду –конспекту.

Маяковский В.В. 1893-1930г.как футурист и пролетарский поэт.


В 1908 г. вступает в партию РСДРП. Трижды попадает под арест.

Потом печатается в альманахе футуристов «Пощёчина общественному вкусу». В 1915- 19г. находится в Петрограде, является участником рев. событий. В автобиографии «Я сам» пишет: « Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня и друзей-футуристов не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал всё, что приходилось.»

Будучи футуристом, поэт мечтал об изменении общественного строя. В 1918г. написаны «Ода революции», «Левый марш» (наизусть).

Автор находит оригинальные эпитеты и сравнения в описании революции:

« Клячу истории загоним..», « тебе, освистанная, …звериная, о, детская, о, копеечная!»

Эпизод встречи Блока и Маяковского.

Горящие костры у Смольного, и слова Блока «Хорошо!» А в это время горит его родовая усадьба Шахматово.

Вопрос учителя:

В чём сходство позиций поэтов? Принимают революцию, но всё-таки с разных позиций: Блок восхищается её, как выражением народной стихии, несущей конец «старому миру». У Маяковского восторг перед настоящим, а у Блока - перед будущим.

Группа акмеистов. Работа по слайду-конспекту.




Ахматова А.А. 1889-1966г.-в раннем творчестве акмеист.

В книге «Белая стая» описаны впечатления ГВ и революции .

Поэт с трудной и длинной судьбой. В стихотворении « Мне голос был…»

Говорится о неприятии революционных событий, но и о невозможности оставить Родину.


1921- расстрел Н.Гумилёва и конец эпохи Серебряного века,

С середины 20-х г.- молчание,

30-г-аресты сына Л.Гумилёва,

1946- несправедливая критика,

40-60- е поэма «Реквием».

Жизнь Ахматовой жертвенна и патриотична, поэтому она не с теми,

«Кто бросил землю на растерзание врагам».

.
Группа реалистов. Работа по слайду-конспекту.



М.Горький 1868-1936г.

1899-роман «Фома Гордеев»,

1890- е г. романтические произведения «Песнь о Соколе»,

1905г- знакомство с В.И. Лениным , роман «Мать»-«своевременная книга»,

принимает участие в революционных событиях,

1921-1931г.–отъезд за границу по причинам разногласия с большевиками и Лениным,

1917г-публ. Статья «Несвоевременные мысли»,

1931-1936-приезд в СССР.

Анализ статьи.

Горький употребляет политическую лексику наряду с язвительными, резкими сравнениями и метафорами в адрес вождей и их исполнителей. «Рабочий класс не может понять, что Ленин на его крови производит некий опыт… русский народ заплатит за это озёрами крови.. Ленин работает, как химик в лаборатории …. и ведёт к гибели революцию...Л.- хладнокровный фокусник…»

Газета «Новая жизнь», в которой была опубликована эта статья, закрылась, писатель должен был вскоре эмигрировать.

Оценка Горького отличается от предыдущих поэтических своим отрицательным пафосом, трезвостью и реализмом политической ситуации, позже он откажется от этих взглядов и будет сотрудничать с Советской властью.

И.А.Бунин 1870-1953.

Писатель старался запечатлеть образ России, словно соревнуясь с Горьким.

Встречался с ним на Капри в 1909г., задумав написать повесть «Деревня».

1915г.- рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором нарастала тема неотвратимой гибели человечества, отразил ощущение писателем приближения великих катастроф.

В пору революции Бунин выступает как защитник исконных устоев России, отвергает большевистское руководство, эмигрирует и в своих дневниках, названных «Окаянные дни»,записывает размышления о революционных днях в Москве и Одессе: «Революция -стихия….Наводнение и землетрясение тоже стихия… но никто же не считает их нормой жизни..»

Все писатели сходятся в оценке революции как стихии, бурана, урагана, но отношение к этому катаклизму у всех неповторимое.

Историческая справка: последствия революции.

Слово учителя:

Какой урок мы можем извлечь из этого поэтического и исторического опыта? Что заставляло поэтов-пророков одобрять или отвергать жестокие события ? Какая точка зрения вам ближе? Насколько актуальна эта проблема сегодня? ( Возможна письменная творческая работа)


Ученик:

Русская интеллигенция всегда мечтала о воссоединении с народом и о его свободе. Но « Свобода без креста» многих пугала.

Сегодня продолжаются войны и революции, и мы должны помнить, что свобода и счастье одних людей зависит от других.


Москва


2006


Смотрите также:
Рекламно-техническое описание
430.21kb.
2 стр.
Рекламно-техническое описание
107.58kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
598.07kb.
5 стр.
Рекламно-техническое описание
129.07kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
104.28kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
155.68kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
320.72kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
40.37kb.
1 стр.
Рекламно-техническое описание
79.85kb.
1 стр.
2009 г. Рекламно-техническое описание электронное пособие по страноведению германии в жанре "художественная инсценировка театральной пьесы"
101.34kb.
1 стр.
Инструкция по монтажу и эксплуатации пряморельсовая система удаления выхлопных газов str содержание техническое описание, комплектация 11
704.09kb.
5 стр.
Краткое описание 1 Стандартные принадлежности 1 Принтеры 2
2409.88kb.
30 стр.