Главная
страница 1
Томский государственный педагогический университет

Центр новых образовательных технологий

Возможности IT-технологии для организации учебного процесса

(урочная деятельность)


Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Автор: учитель химии и биологии

МОУ Петровской средней общеобразовательной школы

Борского района Самарской области

Андреянов Сергей Владимирович

2010 год
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

С.В. Андреянов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

Борского района Самарской области, с. Петровка

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Изучая школьный курс биологии, многие основные сведения и знания учащимися не усваиваются, а понятия забываются. В результате, мы наблюдаем, снижение интереса к предмету, а учащиеся слабо понимают изучаемый материал.

Самой главной задачей становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок биологии был неповторимым и интересным. Богатейшие возможности для этого предоставляют нам современные информационно – коммуникационные технологии. Они позволяют:



  • рационально использовать урочное время;

  • обратиться к принципиально новым познавательным процессам;

  • использовать средства компьютерной графики и моделирования при изучении биологических явлений и процессов;

  • развивать позитивную мотивацию учеников к изучению биологии.

В учебной деятельности я широко применяю презентации, ЭОР, СD.

Но большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций, они позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Они непродолжительны по времени, но дают прекрасную возможность увидеть на уроке те объекты, о которых идет речь.

Имея коллекцию различных презентаций, исходя из темы урока, цели и задач, можно корректировать материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются перед просмотром.

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме.

Закрепление нового материала также можно осуществлять с помощью ИКТ. Например, при изучении темы плоды, дается задание, найди лишнее.

При проверке знаний ИКТ дает возможность проведения разнообразных тестовых заданий. Это и выбор правильного ответа, выбор правильного утверждения, заполните пропуски в предложениях и т.д.

Помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, учебные пособия на СD содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы.

Весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программы, способных превратить изучение биологии в увлекательную и познавательную игру.

Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.

Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме.

Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ЕГЭ.



Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • умение работать в группе;

  • умение находить информацию в различных источниках;

  • коммуникативная компетентность;

  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни и созданию информационной среды.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.


Смотрите также:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в адаптивной школе
68.51kb.
1 стр.
Кафедра информационно-коммуникационных технологий в образовании
56.91kb.
1 стр.
Информационно коммуникационных технологий на уроках физики
71.24kb.
1 стр.
Использование информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской школы
93.77kb.
1 стр.
Жалпы мәлімет Білім жетілдіру
425.48kb.
3 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности хозяйственных судов
111.49kb.
1 стр.
Семинара «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании»
120.04kb.
1 стр.
Сивцевой Ирины Федоровны директора моу «Оймяконская сош»
853.54kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
377.39kb.
3 стр.
Использование икт в учебно-воспитательном процессе
93.15kb.
1 стр.