Главная
страница 1

Содержание


Введение 2

Глава 1. Характеристика музей как социально-культурной деятельности 3

1.1. Понятие и виды музея 3

1.2. Музей как явление современной культуры 5

Глава 2. Характеристика социально-культурной деятельности музея «Государственный музей-крепость Корела» 8

2.1. История музея-крепости Корела 8

2.2. Крепость Корела 10

2.3. Социально-культурная деятельность музея-крепости «Корела» 11

Заключение 14

Список литературы 16

Приложение 1 17

Приложение 2 18

Приложение 3 19

Приложение 4 20

Приложение 5 21

Приложение 6 22

Приложение 7 23

Приложение 8 24





Введение


Модернизация в культурной жизни страны на рубеже ХХ-ХХI столетий нашла отражение и в музейной сфере, воплотившись в инновационных концепциях развития. Изменение условий социально-культурной деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения. Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социально-культурный потенциал.

Традиционные формы социально-культурной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познавательный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный социокультурный потенциал. Процессы взаимодействия музея и других социальных институтов не выстроены в систему, не выработаны механизмы их взаимодействия.

Выбор темы курсовой работы связан с потребностью осмысления музея как социокультурного института, который сформировался в соответствии с потребностями общества в сохранении культурного наследия человечества и является важным фактором становления гражданского общества через формирование у молодежи знаний, убеждений, социально-значимых чувств, любви к Отечеству, ценностного отношения к истории и культуре.

Цель исследования – изучить социально-культурную деятельность музея, как социального института.
Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущностные основы социально-культурной деятельности.

2. Дать характеристику социально-культурным институтам.

3. Изучить деятельность музея по реализации функций социально-культурной деятельности.

4. Изучить социально-культурную деятельность государственного музея «Корела».

5. Разработать рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой деятельности Государственного музея «Корела».

6. Разработать культурно-досуговое мероприятие …название……….

Объект исследования – Социально-культурная деятельность.

Предмет исследования – социально-культурная деятельность музея.

Степень изученности проблемы: 5-6 авторов, которые рассм. проблематику этой темы.

Методы исследования: При изучении данной темы использовались следующие методы:

Теоретические:

Анализ специальной литературы.

Обобщение изученного материала.

Эмпирические: наблюдение.

Практическая значимость исследования:

Состоит в изучении социально-культурной деятельности Государственного музея «Корела», в разработке рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности и в разработке сценария культурно-досуговой программы …….название….. и рекомендации её проведения на базе Государственного музея «Корела».


Глава 1. Характеристика музей как социально-культурной деятельности

1.1. Понятие и виды музея


Музей (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.1

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.2

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении.

В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».3

Это определение прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов, тем не менее, существуют, поскольку вопросов оно поднимает не меньше, чем решает. Например, можно ли считать музеями ботанические сады и зоопарки? Ведь они обладают коллекциями животных и растений, заботятся об их сохранности, исследуют, экспонируют и популяризируют их, удовлетворяя тем самым образовательные и развлекательные потребности общества. Однако эти коллекции состоят не из мертвых образцов природы, а из живых созданий. Можно ли считать музеем планетарий? У него ведь нет собственной коллекции.

В ответах на эти и подобные им вопросы мнения специалистов разделились. Одни отвечают отрицательно. Другие считают, что в сферу интересов музея входит все природное, культурное и социальное окружение человека. При их поддержке ИКОМ принял в свои члены планетарии, ботанические и зоологические сады, многие природные и исторические па­мятники и достопримечательные места.

Неоднозначно воспринимается и положение о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию. Кто и на основании каких критериев определяет, в чем состоит общественный интерес? Ведь интересы и потребности различных групп общества не всегда совпадают. Для кого существуют музеи? Для ученых, работающих во благо общества и научного прогресса, или для удовлетворения эстетических и образовательных интересов широкой публики?

Разные подходы к определению понятия «музей» существуют и в теоретическом музееведении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции.

Социальные функции музея:4

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.5

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.6

Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.

Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.

Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.


1.2. Музей как явление современной культуры


В период реформирования экономики и формирования в России рыночных отношений начался поиск новых подходов к исследованию музеев, которые бы соответствовали времени и способствовали модернизации музейной деятельности. Все это было обусловлено объективными причинами – в связи с массовыми закрытиями культурных учреждений, начавшихся в кризисные 1991-1992 гг., искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию - поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры.

Исследования опирались на теоретическое направление, связанное с утверждением на Западе в 1970-1980 гг. философско-культурной парадигмой, возникшей в связи с неудовлетворенностью господством в гуманитарном знании исторических теорий. В понимании реальности утверждается эстетический подход, а важным инструментом осмысления и совершенствования новых форм и методов музейной деятельности стала теория коммуникации. Это способствовало тому, что музеи превращались в компонент индустрии развлечений, активно развивалась их досуговая функция, начали разрабатываться новые технологии, направленные на привлечение максимального количества посетителей.7

Музей стал трактоваться как социально – культурное явление, когда в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта – воспринимающая музей аудитория, а музейному собранию отводится роль посредника – совершается поворот от модели музея, как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств социальной информации, к модели социально – культурного явления.8

В современном музееведении стал обосновываться термин «культурно – образовательная деятельность», что вело к изменению роли музея в обществе. Цели развития личности человека, осуществляемой музейными средствами переориентировались на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с досугово – развлекательными задачами. В период экономической нестабильности и адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям, музейные работники оказались в ситуации свободы выбора задач музея, маркетинговой стратегии и направлений экспозиционной и научно – просветительской деятельности. Вместе с тем западные специалисты уже в конце 1980 годов предостерегали от излишнего увлечения теорией коммуникации, видя истинную цель музеев в распространении знаний о культурном наследии.

Музей организует и координирует деятельность людей по сохранению знаний о прошлом, его передаче, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный характер. Он выполняет специфические общественные функции. Их становление, актуализация или изменение детерминируются конкретными, исторически обусловленными потребностями.

К таким функциям относятся:9



  1. Функция охраны ценностей.

  2. Функция научно – исследовательская – сложилась в ответ на необходимость систематизации многочисленных материалов, поступающих в результате экспедиционной деятельности.

  3. Научно-просветительская функция, удовлетворяющая образовательную потребность.

  4. Функция культурной ориентации и идентификации, служащая делу объединения и самопознания обществ, групп, личностей при осмыслении ими культурного наследия.

  5. Аксиологическая и тесно связанная с ней идеологическая функции.

  6. Эстетическая функция.

  7. Этическая функция.

  8. Когнитивная.

Ряд социальных функций: хранительная, информационная, интегрирующая, коммуникативная, транслирующая, функция воспроизводства социальных отношений, культурной идентификации личности, организации досуга, социализирующая и культурно – образовательная.

Музей будущего представляется активно взаимодействующим с другими общественными институтами – учреждениями науки, культуры, образования, в первую очередь с дошкольными и школьными учреждениями.

Воспитание молодого поколения в духе признания многообразных религиозных и культурных традиций, права каждого народа на свою жизнь и судьбу – задача особой важности, которая осознается работниками отечественных и зарубежных музеев.

В современном мире музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт, предназначенный для сохранения культурно – исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации. Документируя явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, и , наконец, воздействует на посетителей, подводя их к осмыслению событий, явлений, культур и эпох.


Глава 2. Характеристика социально-культурной деятельности музея «Государственный музей-крепость Корела»

2.1. История музея-крепости Корела


В послевоенные годы в Приозерске был поднят вопрос о создании историко-краеведческого музея, поэтому уже в 1947 году была организована краеведческая секция. Для создания музея государство выделило огромную по тем временам сумму – 300 000 рублей. Изначально музей должен был располагаться в здании греко-кафолической церкви на центральной площади Приозерска.

В 1949 году Леноблпроектбюро был составлен «Проект реконструкции и приспособления здания церкви под Историко-Краеведческий музей Карельского перешейка в г. Приозерске». В документе приведена выписка из письма Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Ленинградской области на имя Председателя Исполкома Кексгольмского Городского Совета депутатов трудящихся от 26 июня 1946 года: «Ввиду того, что здание Кексгольмской церкви в настоящее время для богослужения не приспособлено и заявлений со стороны верующих не поступало, поэтому оно может быть использовано по усмотрению Исполкома Кексгольмского Городского Совета депутатов трудящихся». 10

Есть в проекте любопытное пояснение предполагаемого расположения экспонатов. Так, на первом этаже планировалось разместить «тяжелые экспонаты»: камни крепостных сооружений, пушки и военное оборудование. На экспозиции второго этажа церкви должны были находиться личное оружие, предметы амуниции, а также графический материал, в который вошли бы литература, живопись, графика и т.д. К сожалению, к началу 50-х годов значительная часть первоначального музейного имущества, вывезенного в городской Дом культуры, была либо расхищена, либо испортилась в периодически затапливаемом водой подвале.

В 1957 году секретарь Приозерского горкома партии К.В. Сергеев поднял вопрос о реставрации Нового арсенала, где, по его замыслу, должен был быть открыт музей. Изначально арсенал имел бочкообразный свод, а поверх был сооружен земельный накат. Вконец обветшавшее строение было полностью отреставрировано под музейные цели еще в финский период — накануне Зимней войны.11

Тогда здание приобрело островерхую металлическую крышу и было расширено за счет небольшой пристройки с южной стороны. В 1941 году в течение трех месяцев в Новом арсенале располагался 91-й Ленинградский военный госпиталь. Однако вскоре он был эвакуирован, а в августе 1941 года в здание попала бомба и все, что осталось после взрыва – 6-метровая в диаметре воронка, искореженные кровати и полное отсутствие крыши.

Население активно призывалось к сбору экспонатов для будущего музея, об этом часто писали в районной газете, а также сообщалось по радио и в объявлениях. Огромный вклад в создание музейной экспозиции внесли ленинградские музеи и научные учреждения, предоставлявшие либо музейно-выставочную мебель, либо экспонаты. Среди них – Государственный Эрмитаж, Зоологический музей, Военно-морской музей, Геологический музей им. А.П. Карпинского, Музей им. А.В. Суворова, Артиллерийский музей, а также Институт Археологии АН СССР. В итоге к открытию музея набралось около 250 экспонатов, отданных местными жителями, около 200 подарены ленинградскими музеями, а 100 предметов передала музею краеведческая группа. Музей планировалось открыть как организацию на общественных началах. Наконец, после долгих лет подготовительной и кропотливой работы 17 июня 1962 года решением председателя горисполкома С.Я. Иванова и первого секретаря ГК КПСС А.А. Седова было объявлено об открытии Народного краеведческого музея.12

В первый же год существования при нем организовали экскурсионное бюро. Денежные средства, поступавшие в музей от проведенных лекций и экскурсий, на начальном этапе его работы были единственным источником финансирования. Первоначально в музее не было штатных единиц. К работе активно привлекались местные краеведы и учителя школ.

Народным директором музея стал капитан 2-го ранга в запасе, краевед Иван Сергеевич Лукьянов, благодаря огромному труду которого в Приозерске и появился музей. В 1969 году музей был преобразован в филиал Выборгского межрайонного государственного музея. В 1972 году он стал именоваться Государственным историко-краеведческим музеем. В 1974 году музей стал филиалом Областного краеведческого музея, а затем вошел в состав Объединения музеев Ленинградской области (Музейный центр).

Именно в этот период начинаются широкомасштабные реставрационные работы, из-за отсутствия регулярного финансирования растянувшиеся на 20 лет – до 1993 года. В 1971 году состоялся капитальный ремонт здания музея, после чего появилась возможность открыть зал с экспозицией отдела природы. В 1972 году музей приобретает статус государственного историко-краеведческого музея. В 1992 году в честь 700-летия первого упоминания Корелы в русских летописях была осуществлена реэкспозиция. Официальное название с 1997 года — Приозерский филиал Ленинградского Областного Государственного Учреждения Культуры «Музейное агентство» музей-крепость «Корела».

В настоящее время фонды музея насчитывают более 17000 единиц хранения. С началом археологических исследований на территории крепостного двора и Приозерского района (работы Н.Н. Гуриной, раскопки на Тиверском городище А.Н. Кирпичникова и С.И. Кочкуркиной, в районе пос. Ольховка и Яркое, а также во дворе крепости под руководством А.Н. Кирпичникова, а позже его ученика – А.И. Саксы) музейные фонды стали активно пополняться древними находками.13

Традиционной деятельностью музея стало издание широкого спектра научно-популярной литературы по краеведению: сборники, буклеты, учебники. Среди них можно назвать такие как сборник «Вуокса», где представлены не только краеведческие, но и научные статьи крупнейших специалистов в той или иной области истории Северо-Западного региона. Большой популярностью среди туристов и школьников Приозерска и района сегодня пользуется капитальный труд – «Приозерская земля: история и культура», авторами которого стали бывший старший научный сотрудник музея А.П. Дмитриев и учитель истории и мировой художественной культуры школы № 5 г. Приозерска А.И. Лихой.

С 1999 года у музея-крепости «Корела» сложились тесные взаимоотношения с руководителями финских обществ «Ряйсяля», «Пюхяярви», «Саккола», «Кякки», туристических фирм «Лома - линия» и «Футурист». Взаимное доверие и понимание способствовали рождению и развитию в крепости Корела финских этнокультурных праздников.

Наконец, следует отметить тот факт, что люди, неоднократно бывавшие в музее и приезжающие сюда вновь, всегда отмечают, насколько сильно преобразилась крепость за последнее десятилетие. От площадки с танками ко входу в крепость теперь ведет не заросшая травой тропа, а красиво оформленная дорожка. Кроме того, в 2008 году гранитным сколом были выложены дорожки и в самой крепости. Ежегодно проводится реставрация крепостных стен. В здании Старого арсенала три из четырех помещений были отремонтированы, и теперь в них располагаются прекрасный музейный магазин, большой Выставочный зал и уютное кафе. В последнем, торцовом помещении арсенала планируется открыть гончарную мастерскую, в которой будут сосуществовать экспозиции восстановленного сруба – мастерской средневекового ремесленника с подлинными изделиями керамики XIV века, и современный гончарный круг с печью для обжига как интерактивное место обслуживания посетителей. Кроме того, это позволит наполнять сувенирный магазин разнообразной керамической продукцией.

2.2. Крепость Корела


Корела - это одна из тех немногих крепостей, которые как бы прячутся и не всегда находятся по случайному стечению обстоятельств. Ее нужно искать, что бы найти. Она находится в Приозерске, в 150 километрах на север от Петербурга. Старое название города Приозерск так же Корела. Крепость разительно отличается как по стилю, так и по духу от большинства оборонительных сооружений в северо-западном регионе. Скорей всего, это произошло из за того, что история крепости и ее модернизаций - это история постоянной борьбы России и Швеции за контроль над путем из Ладожского озера в Финский залив. Так же на современный облик крепости повлияло то, что она потеряла свое оборонительное значение около 200 лет назад и не модернизировалась с тех пор, при этом претерпев ряд реставраций.14

Никто точно не знает когда крепость была основана. Одно из упоминаний говорит о том что уже в 1143 году в этом месте у Шведов был укрепленный городок. С другой стороны при входе в крепость находится плита с цитатой из летописи, которая косвенно ссылается на 879 год (см. Приложение 1).

В любом случае в 1295 году эту крепость Новгородцы отбили у Шведов и с этого момента она стала пограничным укреплением и неоднократно выдерживала нападения шведов в 14 веке. В 1479 году крепость стала частью Московского княжества, но была завоевана Шведами у удерживалась с 1580 по 1597 года а в 1609-1610 годах опять перешла под власть Шведов и вернулась уже к России в 1710 году. В 1917 году была передана Финам, но затем в 1939-40 годах, после окончания финской войны вернулся в состав Советского Союза. Хозяев крепость меняла часто, и из за хорошего стратегического расположения регулярно достраивалась и модернизировалась. Площадь крепости очень мала. Ее нельзя сравнивать не то, что с Петропавловской, но и с большинством других. При этом она искусно сложена и чем то напоминает Выборгскую. Главная башня, являющаяся символом крепости, возведена Шведским архитектором Якобом Ван Сенделем в 1585 году и названа именем Ларса Торстенссона (см. Приложение 2).15

При входе в крепость можно встретить подробную схему крепости с обозначениями на русском финском и английском языках. Это не случайность, так как фины посещают крепость регулярно (см. Приложение 3).

В этой крепости обитает дух старины и приключений, который сохранился благодаря тому, что крепость не перестраивалась и не модернизировалась последнее время. На территории крепости находятся два музея, с символической входной платой. Несмотря на скромный размер музеи производят осень приятное впечатление. Первый рассказывает об истории крепости в целом, начиная от ледникового периода (!) до последней реставрации в 20 веке. Больше всего привлекло внимание изображение торговых путей, которые существовали на протяжении 12-19 веков. Как видно в то время у реки Вуокса было другое русло, которое как раз и контролировалось крепостью Корела, расположенной на острове в середине реки (см. Приложение 4).

Как только в середине 19 века Вуокса изменила свое течение крепость частично потеряла свою значимость, из за чего и сохранилась в старом виде. На самом деле крепость состояла из нескольких частей - островной части и береговых сооружений, которых уже не существуют (см. Приложение 5).16

Второй музей - это восстановленная Пугачевская башня. Раньше из башни шел подземный ход, к береговым сооружениям, котрый не сохранился. Можно посмотреть на внутренее устройство башни и реконструированные комнаты.

Внешние стены частично разрушены, но внутренний двор приведен в порядок (см. Приложение 6).

Хочется сказать, что это место хорошо подходит для прогулок вокруг крепости и по небольшому парку вокруг (см. Приложение 7).

Перед входом в Крепость располагаются несколько покрашенных танков и гаубиц времен второй мировой войны, по котрым часто лазают дети (см. Приложение 8).

Крепость производит благоприятное впечатление. Она не велика, но при этом обладает своим шармом, окружена приятным парком и интересной историей.

2.3. Социально-культурная деятельность музея-крепости «Корела»


1. Праздник «Майское дерево».17

У большинства народов мира существуют с древних времен праздники и обряды, связанные с поклонением дереву. Дерево всегда считалось символом жизненной силы, мостом между земным и небесным миром. Во многих странах Европы (Германии, Франции, Англии, Швеции, Испании, Дании) в первые дни мая отмечают Праздник майского дерева. Он возник еще до христианства, когда люди поклонялись духам деревьев. Это был сельский праздник. На площадях и во дворах устанавливали дерево, это могли быть береза, ель, итальянский тополь, а в в некоторых областях, например, в Каталонии – просто высокий гладкий шест. Дерево очищали от коры, чтобы под ней не прятались злые духи, а верхушку украшали лентами и цветами. Кроме того, принято было ставить отдельные деревца перед домами наиболее уважаемых людей, а парни ставили деревца под окнами любимых девушек, и это фактически считалось сватовством. В Германии существовал еще и такой обычай: перед домом девушки, не угодившей чем-нибудь, могли вместо деревца воткнуть пучок хвороста или ветки дерева, причем и тут тоже была своя символика: сварливой полагался терновник, легкомысленной – вишня, ленивой – черемуха, а сплетнице – тополь. Можно себе представить, с какой опаской девушки выглядывали утром первого мая в окно!

Сельский праздник майского дереваВ старину возле майского дерева водили хороводы, пели особенные майские песни. Выбиралась самая красивая и благонравная девушка, она назначалась «майской королевой» и возглавляла веселое шествие с зелеными ветками. Вечером устраивался общий праздничный обед – обязательно где-нибудь в роще или на лугу. В деревню возвращались, украсив свои шляпы зелеными ветками. Еще было принято в этот день гасить огонь во всех лампах и очагах и зажигать новый – непременно с помощью трения и соблюдением определенных обрядов.

В XVII веке в России появилось много выходцев из Германии, в Москве образовалась Немецкая слобода, и немцы отмечали праздник майского дерева в Сокольничьей роще. Потом на такие праздники стали приходить и москвичи, им понравились веселье и красота иноземного обычая. Пикники посещал и Петр Первый со своими приближенными. Москвичи с удовольствием поддержали традицию: устраивали пирушки с чаепитием, пели песни. Первое мая по старому стилю приходилось на 13-е, когда уже вполне тепло, распустилась зелень и поют соловьи. Примерно до середины XIX века пикники в Сокольниках были только московской традицией, а потом постепенно такие праздники стали устраивать и в других городах и селах. Во второй половине XIX века в России началось революционное движение, и под предлогом первомайских гуляний часто проводились митинги-маевки, а затем даже демонстрации. А после того, как в Чикаго 1 мая расстреляли шествие рабочих, майский праздник окончательно приобрел политическую окраску и стал называться Днем международной солидарности трудящихся. Интересно, что в социалистической части Германии к Первому мая улицы и дома вместе с красными флагами и портретами вождей украшали и зелеными ветками, а на площадях ставили майские деревья, украшенные лентами и цветами.

Что может быть естественнее, чем праздновать весну? Издавна у всех индоевропейских народов существовали весенние обряды, связанные с цветущим деревом. Неудивительно, что в средние века в Западной Европе выделился целый праздник – Майское дерево. Парни с утра выезжали в лес и привозили оттуда зеленое деревце. Девушки украшали его лентами и цветами. Украшенное дерево устанавливали посреди площади, обозначая центр праздника и веселья. Девушки плели венки и вручали их в этот день своему избраннику, юноши же в ответ дарили им «май» - украшенную зеленую ветвь. Вот тогда и начиналось все веселье – танцы, музыка, смех…

Символами праздника также были его заводилы – Майский король (или Майский жених, или Зеленый Джек, или Робин Гуд) и Майская королева (или Майская невеста, или Королева Весны, или Мэри-Энн). Они выбирались из среды веселящейся молодежи и вели праздник – устраивали состязания, игры, розыгрыши - в общем, руководили весельем.

Историко-культурный центр «Рыцари Круглого Стола» ежегодно в мае приглашает гостей на празднование весны в старинный замок по старинным традициям! В программу фестиваля включаются средневековые весенние обряды, старинные танцы Западной Европы под живую музыку, жонглерские представления, игры, состязания, развлечения и недорогая таверна.

2. Военно-исторический фестиваль «Русская крепость».18

В фестивале принимают участие члены групп исторической реконструкции средневековья, а также коллективы средневековой музыки и танцев. В их числе не только российские, но и зарубежные клубы исторической реконструкции из Беларуси, Украины, Эстонии.

В рамках данного мероприятия проходят показательные сражения рыцарей, соревнования по европейским средневековым боевым искусствам, конкурсы на лучший исторический костюм и доспех, конный рыцарский турнир. Многочисленные мероприятия фестиваля призваны возродить у гостей живой интерес к лучшим традициям русского и западноевропейского военного искусства, а также приобщить их к изысканным плодам мирового средневекового музыкального, песенного и танцевального творчества. Крепость Корела, сохранившая свой изначальный вид, является уникальной площадкой, готовой принять всех желающих поучаствовать в столь необычном событии.

Для зрителей в промежутках между рыцарскими турнирами во все дни фестиваля организовываются конкурсы: шуточные бои, стрельба из луков и арбалетов, перетягивание канатов и пр.

В первый день фестиваля совершаются: заезд и регистрация участников, размещение их в красочно оформленном лагере вблизи крепости, формирование комендантской группы, а также свободные бугурты участников фестиваля и репетиция основного действа – показательного штурма.

Второй день фестиваля начинается с торжественного построения на центральной площади г. Приозерска. После официальной части и прохождения торжественным маршем, участники фестиваля выдвигаются к крепости Корела. На крепостном дворе проходит фехтовальный турнир – соревнования по европейским средневековым боевым искусствам, а также конкурсы исторического костюма и вооружения. Около 16 часов участники фестиваля начинают выдвижение на позиции, установку передвижных укреплений, готовясь к показательному штурму крепости Корела . В 17 часов начинается показательный штурм. Под прикрытием артиллерии и укрываясь за осадными щитами, нападающие на плечах защитников крепости врываются во внутренний двор. Отряды маневрируют, стараясь занять наиболее выгодную позицию для атаки. Завязывается ожесточенная схватка.

На третий день фестиваля во внутреннем дворе крепости проводятся показательные выступления участников фестиваля, а во второй половине дня начинается конный рыцарский турнир. По окончании турнира проходит награждение победителей и призеров турниров и конкурсов, затем следует официальное закрытие фестиваля, подведение итогов и отъезд участников. Вечером зрителей ожидает концерт стилизованной средневековой и фольклорной музыки, выступление танцевальных коллективов.

3. Финский праздник «Летний день в Старой крепости».19

Финский праздник «Летний день в Старой крепости», который проводится раз в два года, уже давно стал традиционным в крепости Корела. На празднике выступают профессиональные артисты из Хельсинки, оркестр пенсионеров города Тампере, участники русской народной песни «Завлекаши», «Ивушка», «Лесная сказка» из Приозерского района и города Приозерска. По окончании официальной части начинаются всеобщие песнопения и танцы. Во время праздника крепость превращается в красочную ярмарку, где мастера представляют многочисленные сувениры ручной работы – лучшие образцы декоративно-прикладного искусства. С 2006 года неотъемлемой частью праздника стали средневековая программа с танцами и рыцарским турниром.

4. Исторический фестиваль «Кексгольмский гарнизон».20

8 сентября 1710 года шведский комендант Иоанн Штерншанц сдал крепость Кексгольм русским войскам под командованием генерал-майора Романа Брюса.

В том же году были взяты шведские крепости Эльбинг, Выборг, Рига, Пернов, Аренсбург, Ревель, Динамюнд.

Ежегодно осенью в крепости Корела клубы военно-исторической реконструкции из России, Эстонии и Латвии представляют жизнь русского гарнизона крепости в период Северной войны 1700-1721 гг. и проводят показательный бой между шведскими и русскими войсками.


Заключение


XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и рас­пространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Историко-краеведческий музей «Крепость Корела» находится в одном из живописнейших мест Карельского перешейка - в городе Приозерске Ленинградской области. За свою историю город назывался Кякисалми, Кексгольм, Приозерск. В разные времена в городе жили карелы, шведы, финны.

Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Первое упоминание о городе встречается в шведской хронике Эрика в 1295 году. Крепость Корела известна как памятник новгородского оборонительного зодчества XIV века. В результате захватов, пожаров крепость часто перестраивалась. Сохранились оборонительные валы от укреплений XVI-XVII веков. Дошедшая до нас Круглая башня является шведской постройкой конца XVI века. Она имела большое оборонное значение в крепости и в XIII-XIX веках использовалась как тюрьма. Находящееся рядом здание Старого арсенала, также являющееся шведской постройкой конца XVI века, использовалось для хранения оружия.

Современный музей в Приозерске был открыт 17 июня 1962 года как музей историко-краеведческий, в 1972 году - приобрел статус государственного.

В 1992 году в Музее была произведена реэкспозиция, и сейчас в пяти основных разделах представлено как историческое прошлое края – карельская культура, так и средние века, узники крепости, события, связанные с историей края во время вхождения в независимое государство Финляндия, военный период, современность.

Музейный фонд Приозерского историко-краеведческого музея составляет свыше 17 тыс. единиц хранения. Большая коллекция археологических находок собрана на территории Карельского перешейка и самой крепости, где неоднократно в последнее время совместно с учеными из Финляндии, Швеции, Прибалтийских стран работали Санкт-Петербургские археологи.


Список литературы


  1. Адаме, М.Д. Роль музея в распространении знаний / М.Д. Адаме // Музеум. -2005. -№141. — С. 15-17.

  2. Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. – СПб, 2009.

  3. Гришина Л. И., Файнштейн Л. А., Великанова Г. Я. Памятные места Ленинградской области. - СПб, 2009.

  4. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней /Под общ. ред. С. А. Лисицына. - СПб.: Специальная Литература, 2005.

  5. История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н.А.Кораблева и др. Петрозаводск, 2010.

  6. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. СПб: СПбСГУКИ, 2002.

  7. Коссова, И.М. Музей в культурной жизни края / И.М. Косова. -М., 2001.-С. 92.

  8. Лихая М.П. Государственный музей «Крепость Корела» вчера и сегодня // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. СПБ. - Приозерск, 2003. С. 4-13.

  9. Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 2008.

  10. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 2008.

  11. Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2009.

  12. Основы музееведения: Учебное пособие. Отв. ред. Э.А. Шулепова. -М., 2010.

  13. Юренева Т. Ю. Музееведение. - М., 2006.

  14. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. - М., 2007.

  15. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. – М., 2007.


Приложение 1


http://basik.ru/forum/uploads/monthly_10_2009/post-827-1256991726_thumb.jpg

Приложение 2


http://prioz-ptk.ucoz.ru/_ph/4/269635231.jpg

Приложение 3


схема крепости корела

Приложение 4


расположение крепости корела

Приложение 5


модель крепости корела

Приложение 6


внутренний двор крепости корела

Приложение 7


природа вокруг крепости корела

Приложение 8


танки у крепости корела

1 Основы музееведения: Учебное пособие. Отв. ред. Э.А. Шулепова. -М., 2010. – С. 137.

2 Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. - М., 2007. – С. 126.

3 Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 2008. – С. 142.

4 Адаме, М.Д. Роль музея в распространении знаний / М.Д. Адаме // Музеум. -2005. -№141. — С. 15-17.

5 Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2009. – С. 135.

6 Основы музееведения: Учебное пособие. Отв. ред. Э.А. Шулепова. -М., 2010. – С. 132.

7 Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. СПб: СПбСГУКИ, 2002. – С. 25.

8 Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. – М., 2007. – С. 236.

9 Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 2008. – С. 137.

10 Лихая М.П. Государственный музей «Крепость Корела» вчера и сегодня // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. СПБ. - Приозерск, 2003. С. 4-13.

11 Там же.

12 Гришина Л. И., Файнштейн Л. А., Великанова Г. Я. Памятные места Ленинградской области. - СПб, 2009. – С. 238.

13 Лихая М.П. Государственный музей «Крепость Корела» вчера и сегодня // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. СПБ. - Приозерск, 2003. С. 4-13.

14 Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. – СПб, 2009. – С. 159.

15 История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н.А.Кораблева и др. Петрозаводск, 2010. – С. 152.

16 Гришина Л. И., Файнштейн Л. А., Великанова Г. Я. Памятные места Ленинградской области. - СПб, 2009. – С. 147.

17 История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней /Под общ. ред. С. А. Лисицына. - СПб.: Специальная Литература, 2005. – С. 221.

18 Лихая М.П. Государственный музей «Крепость Корела» вчера и сегодня // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. СПБ. - Приозерск, 2003. С. 4-13.

19 Там же.

20 Там же.



Смотрите также:
Характеристика музей как социально-культурной деятельности 3
285.13kb.
1 стр.
Кафедра социально – культурной деятельности
1351.67kb.
14 стр.
-
575.4kb.
3 стр.
Доклад юбиляра М. А. Ариарского стал центральным событием конференции. Марк Ариевич обосновал место и роль социально-культурной деятельности в системе разрешения наиболее значимых проблем модернизации
15.63kb.
1 стр.
Особенности социально-культурной модернизации Дальнего Востока как образовательный ресурс
60.68kb.
1 стр.
Конкурс Проходной балл (город/ село) План приема Вступительные испытания
267.86kb.
1 стр.
Исследование системы мотивации персонала ООО
52.83kb.
1 стр.
1. 1Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «как есть» 3
147.88kb.
1 стр.
Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «как есть»
148.71kb.
1 стр.
Конкурс эссе: «Роль историко-культурного наследия нашей жизни. Музеи» «Когда я слышу слово музей…»
60.3kb.
1 стр.
Направление подготовки
493.71kb.
3 стр.
Общие вопросы культурной жизни
813.01kb.
4 стр.