Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Тахтамукайского района Республики Адыгея



Внеклассное мероприятие по химии

для 8-9классов

«Путешествие в мир металлов»

Учитель химии

Коверко Е. В.

d:\documents\pictures\1.jpeg

2012-2013 учебный год



Цель

Расширить кругозор учащихся, обобщить и углубить знания о металлах, развить интерес к химии, воспитать ответственность, дисциплинированность, развить навыки работы с дополнительной литературой.



Уметь

- работать самостоятельно и в коллективе - по командам, уметь выделять главное, составлять ответов, сравнивать, делать выводы;



Девиз: «Куй железо пока горячо»

План

  1. Металлы в природе.

  2. Если б их не было…

  3. Содержание металлов в сплавах.

  4. Удивительные свойства металлов.

  5. Самый, самый ….

  6. Подведение итогов.

Отборочный тур

Назвать как можно больше металлов. Каждая команда называет металлы. Выбывают команды, которые не могут назвать металлы.



Конкурс «Металлы в природе»

  1. Этот металл выделен в 1751 году шведским учёным А. Кронштедтом в металлическом виде из никелевого колчедана (никель)

  2. Данный металл выделен в виде оксида из минерала стронцианита. В металлическом состоянии в 1808игоду получен Г. Деви (стронций)

  3. Этот металл предсказан Д. И. Менделеевым под названием «экабор». В свободном виде получен в 1936 году В. Фишером (скандий)

  4. Этот щелочной металл по распространённости занимает шестое место. Температурный интервал жидкого состояния металла достаточно велик, поэтому его используют в ядерной энергетики как теплоноситель (натрий)

  5. Название этого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. Представляет собой благородный металл жёлтого цвета, обладает высокой степенью ковкости (золото)

Конкурс «Если б их не было…»

  1. Без какого металла невозможна фотография (серебро)

  2. Какой металл и почему называют «металлом хирургов» (тантал, высокая биологическая совместимость с живыми тканями)

  3. Какой металл используют для защиты от рентгеновского излучения (свинец)

  4. Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся ещё в 3-м тысячелетии до н.э. (олово)

  5. Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древних времён. В чистом виде был получен в XII веке (цинк)

Расчётные задачи «Содержание металлов в сплавах»

  1. Платинит – это сплав никеля и железа. Определить массу железа в 350 г сплава, если он содержит 52% железа.

  2. Сплав нейзильбер используется для изготовления медицинских инструментов. Определить сколько грамм цинка содержится в 246 г сплава, если массовая доля цинка составляет 20 %.

  3. Для изготовления посуды и украшений используют сплав мельхиор. Определить массу никеля в 580 г сплава, если массовая доля никеля 33 %.

  4. Латунь состоит из 60% меди и 40% цинка. Определить массу меди, которая содержится в 438 г сплава.

Игра со зрителями.

  1. Название этого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. Представляет собой благородный металл жёлтого цвета, обладает высокой степенью ковкости. (Золото)

  2. На некоторых древних языках этот металл именуется «небесным камнем». (Железо)

  3. В 1854г стоимость 1 кг этого металла составляла 1200 руб., т.е. в 270 раз дороже золота, а в 1899 г – 1рубль. (Алюминий)

  4. Бесцветный газ с характерным запахом тухлых яиц, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, его водный раствор на свету мутнеет вследствие выделения серы. В смеси с воздухом взрывоопасен, ядовит. (Сероводород)

  5. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твёрдую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности – для получения соды, мочевины и др. (Углекислый газ)

  6. Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления пороха. (Сера)

  7. В природе этот элемент в виде простого вещества может находится в свободном состоянии. Он составляет 78% воздуха, содержится во многих органических веществах, в том числе и в белках. (Азот)

  8. Этот газ нашёл применение в рекламной индустрии (заполненные им стеклянные трубки дают ярко-красное свечение). В переводе с греческого означает «новый». (Неон)

  9. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы)

  10. Разновидность атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу. (Изотопы)

  11. Свойства атомов данного элемента оттягивать на себя электроны других атомов элементов, входящих в соединение. (Электроотрицательность)

  12. В названиях каких кинофильмов встречаются названия химических элементов.

  13. Имя великого русского учёного, химика, основателя Московского университета. (М. В. Ломоносов)

  14. Основной карбонат меди – главный минерал из сказок Бажова. (Малахит)

  15. Металл, тонким слоем покрывающий кусочки стекла, которые девочки носят в косметичках. (Серебро)

Конкурс «Удивительные свойства металлов»

  1. Опыт №1 «Вода зажигает металлы»

В плоскую чашку с водой опускаем кусочек калия.

  1. Опыт №2 «Золотой нож»

В химический стакан налейте 200 мл насыщенного раствора медного купороса и подкислите его 1 мл 20% раствора серной кислоты. Нож зачистите мелкозернистой наждачной бумагой, промойте тёплой водой и обезжирьте спиртом или ацетоном. Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и насухо протрите полотенцем. Нож становиться «золотым» - покрывается ровным блестящим слоем меди.

  1. Опыт №3 «Пламя над водой»

В ложке для сжигания веществ нагревают магний над пламенем спиртовки, чтобы он не горел, а тлел. Затем «потушить» раскалённый магний в большой плоской чашке с водой. Происходит бурная реакция, а выделяющийся водород загорается над поверхностью воды ослепительным шаром.

  1. Опыт №4 «Фиолетовый туман»

Смесь алюминия и иода (1:1) готовят незадолго до опыта, её помещают в тигель, с помощью пипетки капают в тигель несколько капель воды и, дождавшись появления паров иода, закрывают тигель стеклянным колпаком (пустой аквариум или большая прозрачная стеклянная ёмкость).

Конкурс «Самый, самый ….»

  1. Самый легкий металл (литий)

  2. Самый тяжёлый металл (осмий)

  3. Самый легкоплавкий металл (ртуть)

  4. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

  5. Самый пластичный металл (золото)

  6. Самый электро- и теплопроводный металл (серебро)

  7. Самый мягкий металл (щелочные металлы)

  8. Самый твёрдый металл (хром)

  9. Самый первый металл в периодической системе химических элементов (литий)

  10. Самый «летающий» металл (алюминий)

  11. Самый необходимый для роста костей металл (кальций)

  12. Самый часто употребляемый в пище металл (натрий)

  13. Самый магнитный металл (железо)

  14. Самый «вредный» для здоровья металл (ртуть)

  15. Самый используемый для борьбы с болезнями растений металл (медь)

  16. Самый распространённый в земной коре металл (алюминий)

  17. Самый редкий металл (рений)

  18. Самый активный металл (франций)

Подведение итогов

Опыт №1 «Вода зажигает металлы»

В плоскую чашку с водой опускаем кусочек калия.



Опыт №2 «Золотой нож»

В химический стакан налейте 200 мл насыщенного раствора медного купороса и подкислите его 1 мл 20% раствора серной кислоты. Нож зачистите мелкозернистой наждачной бумагой, промойте тёплой водой и обезжирьте спиртом или ацетоном. Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и насухо протрите полотенцем. Нож становиться «золотым» - покрывается ровным блестящим слоем меди.



Опыт №3 «Пламя над водой»

В ложке для сжигания веществ нагревают магний над пламенем спиртовки, чтобы он не горел, а тлел. Затем «потушить» раскалённый магний в большой плоской чашке с водой. Происходит бурная реакция, а выделяющийся водород загорается над поверхностью воды ослепительным шаром.



Опыт №4 «Фиолетовый туман»

Смесь алюминия и иода (1:1) готовят незадолго до опыта, её помещают в тигель, с помощью пипетки капают в тигель несколько капель воды и, дождавшись появления паров иода, закрывают тигель стеклянным колпаком (пустой аквариум или большая прозрачная стеклянная ёмкость).




Платинит – это сплав никеля и железа. Определить массу железа в 350 г сплава, если он содержит 52% железа.


Сплав нейзильбер используется для изготовления медицинских инструментов. Определить сколько грамм цинка содержится в 246 г сплава, если массовая доля цинка составляет 20 %.


Для изготовления посуды и украшений используют сплав мельхиор. Определить массу никеля в 580 г сплава, если массовая доля никеля 33 %.


Латунь состоит из 60% меди и 40% цинка. Определить массу меди, которая содержится в 438 г сплава.



Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по химии для 8-9классов «Путешествие в мир металлов»
60.49kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии «Звездный час» (игра)
80.23kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир поэта»
81.28kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение в химики»
49.56kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по физике: «Физика и преступления»
77.53kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Новогодний экспресс»
26.77kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников Тема. «Я была тогда с моим народом…»
110.42kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии Брейн-ринг по химии между командами 8, 9 и 10 классов
59.48kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «спокойной ночи, малыши!» Для учащихся 6-7 классов по химии
78.14kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе Путешествие по пушкинским местам «Времена года в Михайловском»
75.01kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 2-го класса "Путешествие по острову числовой информации"
50.65kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Крестики нолики»
126.97kb.
1 стр.