Главная
страница 1страница 2страница 3
Кисловодский гуманитарно-технический институт

Кафедра экономики и управления на предприятии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
История экономических учений

Специальность:

080100.62 – «Экономика»

Квалификация «бакалавр экономики»

Кисловодск

2012

Кисловодский гуманитарно-технический институт

Программа дисциплины «История экономических учений»
для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр)

Кисловодск

2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе


Гочияева Р. Ш.

«___» «_____________» 20 г.

Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр). – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 25 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кафедра экономики и управления на предприятии

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г.


Зав кафедрой

  1. Краткое содержание дисциплины: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).




  1. Цели и задачи дисциплины.

Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.

Цели преподавания «Истории экономических учений»:

  • способствовать формированию экономического мышления студентов,

  • расширить и углубить их экономические знания,

  • формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,

  • рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,

  • обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,

  • использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели изучения студентами истории экономических учений:

-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;

-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;

-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;

формирование критического, альтернативного экономического мышления;



Задачи изучения учебной дисциплины:

-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;

-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;

-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;

-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

-основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;

-основные этапы развития экономической науки;

-основные понятия учебной дисциплины;

-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.



уметь:

- анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;

- работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- дать характеристику наиболее известных экономических теорий;

-организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.



владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);


способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

педагогическая деятельность

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).




  1. Формы и методы проведения учебных занятий.

В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.

В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.

Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.

Итоговый контроль – устный опрос/тест.




  1. Распределение часов по темам и видам занятий.


Общая трудоемкость дисциплины

№ п/п

Виды занятий

Дневная форма обучения (4 года), 1 курс, 2 семестр.

Заочная форма обучения (5 лет), 1курс

1.

Лекции

18 часов

10 часов

2.

Практические занятия

36 часов

6 часов

4.

Самостоятельная работа

34 часа

70

5.

Контрольная работа

-

V

6.

Форма контроля

Экзамен 2 часа

Экзамен 4 часа


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

-

1

2

3

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

2

-

2

2

4

3.

Классическая школа политической экономии

2

6

8

4

12

4.

Марксизм

2

4

6

4

10

5.

Неоклассическое направление

2

4

6

4

10

6.

Австрийская школа

2

4

6

4

10

7.

Кейнсианство

2

4

6

4

10

8.

Монетаризм

2

4

6

4

10

9.

Институционализм

1

4

5

2

7

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

2

6

8

4

12




Итого

18

36

54

34

90


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

-

1

8

9

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

1

-

1

6

7

3.

Классическая школа политической экономии

1

-

1

8

9

4.

Марксизм

1

1

2

6

8

5.

Неоклассическое направление

1

1

2

8

10

6.

Австрийская школа

1

1

2

6

8

7.

Кейнсианство

1

1

2

8

10

8.

Монетаризм

1

1

2

6

8

9.

Институционализм

1

-

1

6

7

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

1

1

2

8

10




Итого

10

6

16

70

90




  1. Содержание дисциплины.

ТЕМА 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья.

Предмет истории экономических учений.

Цель и задачи курса; его практическое применение.

Возникновение термина «экономика».

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

Экономические вопросы в Русской Правде
ТЕМА 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.

Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику.


ТЕМА 3. Классическая школа политической экономии.

Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Значение идей классической школы для современности


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины «История экономических учений»
436.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
471.3kb.
3 стр.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12
160.44kb.
1 стр.
И. В. Карпова История экономических учений Программа курса
355.15kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «История экономических учений»
136.75kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда 2007-2008
1867.41kb.
10 стр.
История экономических учений: Г. Мюрдаль и М. Фридмен
381.94kb.
2 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений»
27.4kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений
94.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2223.96kb.
11 стр.
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
113.69kb.
1 стр.