Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Кафедра экономики и управления на предприятии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ История экономических учений Специальность: 080100.62 – «Экономика» Квалификация «бакалавр экономики» Кисловодск 2012
Проректор по учебной работеГочияева Р. Ш. «___» «_____________» 20 г. Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б. Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр). – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 25 с. Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованияКафедра экономики и управления на предприятииРабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г. Зав кафедрой
Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики. Цели преподавания «Истории экономических учений»:
Для этого необходимо решение следующих задач:
Цели и задачи изучения дисциплины Цели изучения студентами истории экономических учений: -знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран; -изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки; -понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях; формирование критического, альтернативного экономического мышления; Задачи изучения учебной дисциплины: -Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки; -Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики; -Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач; -Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: -основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; -взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых; -основные этапы развития экономической науки; -основные понятия учебной дисциплины; -характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки. уметь: - анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий; - работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями; - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; - дать характеристику наиболее известных экономических теорий; -организовать выполнение конкретного порученного этапа работы. владеть: - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
расчетно-экономическая деятельность способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); аналитическая, научно-исследовательская деятельность способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); педагогическая деятельность способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения. В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях. Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы. Итоговый контроль – устный опрос/тест.
Общая трудоемкость дисциплины
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения
ТЕМА 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья. Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса; его практическое применение. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства. Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды. Экономические вопросы в Русской Правде
Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен. Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве». Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику. ТЕМА 3. Классическая школа политической экономии. Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства. «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли. Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо. Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения». Значение идей классической школы для современности
Смотрите также: Программа дисциплины «История экономических учений»
436.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
471.3kb.
3 стр.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12
160.44kb.
1 стр.
И. В. Карпова История экономических учений Программа курса
355.15kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «История экономических учений»
136.75kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда 2007-2008
1867.41kb.
10 стр.
История экономических учений: Г. Мюрдаль и М. Фридмен
381.94kb.
2 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений»
27.4kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений
94.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2223.96kb.
11 стр.
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки 113.69kb.
1 стр.
|