Главная
страница 1
ГОУ СОШ № 183 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
IV РАЙОННЫЕ ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ


Конкурсная работа

Тема: По страницам Летописи моей школы

Работу выполнила ученица 10 класса

Дмитриева Наталья

Учитель:


Верховская Светлана Николаевна

Санкт-Петербург

2010
ВВЕДЕНИЕ

Школе, в которой я учусь, уже 74 года. Но, мне кажется, что ни одна новая школа не может передать такое тепло, которые излучают стены нашей школы. Я пришла в эту школу в 7 класс и могу сказать, что здесь теплая и приятная атмосфера, дружный коллектив и понимающие учителя. Я до сих пор помню свой первый день в этой школе. Было все ново и интересно. Проучившись в ней всего 2 недели, меня заинтересовала ее история. Было любопытно узнать о том, что находилось на месте школы, о ее выпускниках и учителях. Именно, в то время я узнала что, в школьной медиатеке хранится Летопись школы №183. Я решила познакомиться с этим документом.

Результатом знакомства стала эта работа, которая посвящена отдельным страницам истории школы, описанным в Летописи. Летопись рассказывает о событиях более, чем полувековой истории, которыми жила школа в то далекое для нас время, кто учился и работал в ней, какие радостные и печальные моменты были пережиты в стенах нашей школы.

Пожелтевшие страницы рукописи, чернильный подчерк передают всю атмосферу лет, в которые вели Летопись учителя и учащиеся школы.



Цель работы: рассказать об основных этапах становления школы, а также проанализировать Летопись, как основной источник по истории школы №183.

Основным источником для написания работы послужила сама Летопись 183 школы, которая велась в 40-60 годы и сохраняется как драгоценная реликвия, как память о многих поколениях учителей и учеников, наследниками которых являемся мы, живущие в XXI веке. Дополнительную информацию о периоде 50-х годов я получила из интервью с выпускницей нашей школы Березиной Натальей Николаевной. Спасибо ей за интересный рассказ и предоставленные документы!




СОЗДАНИЕ ЛЕТОПИСИ

На первых страницах летописи мы узнаем, что Педагогический совет 183 средней мужской школы отдела народного образования Дзержинского района совета депутатов трудящихся города Ленинграда своим решением от 21 декабря 1948г/протокол №5/ постановил «создать историю 183 средней мужской школы/бывшей 4 средней школы Дзержинского района города Ленинграда.» Летопись начата 21 декабря 1948 года.



« Педагогический совет школы надеется и просит всех директоров школы, которым предстоит работать в школе в последующие годы после нас, рекомендовать летопись как документ школы, который помогает в дальнейшем, последующим поколениям, проследить год за годом, как росла, крепла и улучшала свою работу школа, кого подготовила школа для нашей Родины, как трудились и боролись с оружием в руках за нашу Социалистическую Отчизну и город Ленина…»

В 1948 году педагоги и учащиеся восстановили события довоенной истории школы, первых послевоенных лет.



СТРОИТЕЛЬСТВО И ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ

Наша школа была построена на историческом месте. 1 ноября 1933 года церковь Святых Косьмы и Дамиана как сооружение религиозного культа была закрыта и передана сначала под библиотеку, а в 1936 году возвели здания двух школ (нынешние 197 и 183). Сохранившаяся часть церкви служила спортивным залом для обеих школ и была снесена при строительстве станции метро «Чернышевская».

О строительстве школы летопись рассказывает: «4-ая средняя школа Дзержинского района была введена в строй в славные годы второй Сталинской пятилетки в 1936 году наряду с постройкой в городе Ленинграде еще 140 школ. Строительство школы велось скоростными методами при широкой поддержке стройки трудящимися всего района. В частности, в проводимых субботниках по строительству участвовали учителя района, учащиеся школ и родители... Школа была оснащена всем необходимым учебным и хозяйственным инвентарем, выстроена в течение одного года»...

Проект здания школы был создан одним из самых замечательных и знаменитых зодчих Ленинграда Андреем Андреевичем Олем , который очень много работал именно в нашем городе и строил промышленные сооружения, жилые дома, общественные здания, среди которых были и школы. В книге «Зодчие Санкт-Петербурга. XX век» находим: «В 1930-х годах по проектам Оля было построено несколько школ. Надо сказать, что школьное строительство в Ленинграде тех лет приняло невиданные размеры, сюда были направлены лучшие архитектурные силы города. Для Оля это было одной из сторон его многогранной деятельности. Одна из таких школ была построена при участии М.Липкина на улице Салтыкова-Щедрина (нынешняя Кирочная), она замыкает перспективу улицы Восстания. Здание, быть может, излишне монументально, лишено необходимой теплоты....», но стиль, выбранный архитектором, напоминает нам прекрасную эпоху XIX века, когда в искусстве царил классицизм.

В сентябре 1936 года состоялось торжественное открытие 4-ой средней школы Дзержинского района. «Первый директор Шейн Александр Александрович перерезал ленту, и в школе начались учебные занятия».

ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ (1936-1941годы)

Первые три года были непростыми для нашей школы. 1936-37 учебный год начался, когда здание школы не было еще готово, заниматься приходилось во вторую смену в соседних школах.

В школу были приняты учащиеся в 8 класс из разных других школ района со слабой подготовкой и дисциплиной. Не сложился еще и педагогический коллектив. В силу этих причин показатели успеваемости поначалу были низкими. Но уже к концу первого учебного года школа заняла «среднее» место по успеваемости в Дзержинском районе. А один из классов за успехи в пионерской работе и за хорошую успеваемость был награжден испанским знаменем, присланным с баррикад г. Бальбао, отряду этого класса было присвоено имя «славной дочери испанского народа Долорес Ибаррури-Пассионарии.

Летопись хранит память и об учителях, работавших в тот период, лучшими из которых были: учитель математики Банкузов С.С, учителя русского языка Фокина Е.А., Хитман Ю.Я., Покровская К.Н., учитель географии Чижиков В.В. и др.

В 1939 году первые выпускники (41 человек) покинули стены школы, из них 1 учащаяся Турицина окончила школу с отличием. В 1940 году школа выпустила еще 55 человек, из них 4 человека с отличием. Многие поступили в ВУЗы. За хорошую подготовку школа получила хорошие отзывы от высших учебных заведений, что стало гордостью для педагогического коллектива. Последний предвоенный выпуск в 1941 году составил 38 человек, но им не удалось продолжить обучение в институтах и университете из-за начавшейся Великой Отечественной войны, которая разрушила все мечты и чаяния юношей и девушек.

ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

«21 июня 1941 года был выпускной вечер. Помню, было весело и радостно молодежи, их лица сияли счастьем. А на другой день известие о нападении вероломного врага на границы нашей священной Родины заставили забыть на время свои планы и надежды и идти с оружием в руках выполнять свой священный долг, защищать Родину»,- вспоминал один из учителей-участников праздника.

Война... народная война. Вся страна поднялась на защиту Отечества. Жители города, учителя, старшие школьники активно участвовали в подготовке обороны Ленинграда: рыли окопы, противотанковые рвы, строили ДОТы, ДЗОТы, создавали лесные завалы. На фронт ушли военнообязанные учителя и учащиеся-призывники, из них около 10 добровольно. Первым записался добровольцем директор школы Алексей Иванович Титов, его примеру последовали другие. А школа стала крепостью обороны. Грозно смотрел на ул. Восстания ствол пушки из окна одного из классов.

Прошли четыре года войны, и наступил день долгожданной победы. 12 учителей и 27 учащихся нашей школы отдали свои жизни за мирное будущее страны. Их имена навечно вписаны в школьную историю.

И СНОВА ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ (1940-50-е годы)

Сразу же после снятия блокады 27 января 1944 года районный отдел народного образования Дзержинского района распорядился восстановить школу и подготовить ее к учебным занятиям.

В 1944-45 годах был произведен полный капитальный ремонт. Было трудно: не хватало строительных материалов, рабочих рук. В восстановительных работах принимали участие и технический персонал, и учителя во главе с директором Харитиной Дмитриевной Кляус.

Летом 1945 года вернулись из эвакуации дети и учителя.

После войны наша школа стала 183 мужской средней школой Дзержинского района.

1 сентября 1945 года начался первый послевоенный учебный год. А в 1948 году школа выпустила на широкую дорогу 19 человек (Балашов Олег был награжден серебряной медалью). 19 человек: кажется, что совсем немного. Но надо учитывать, что часть бывших учеников 7-8-9 классов окончила школу в военное время в эвакуации в других городах страны.

В 1948-1955 годах школу окончили 266 человек, из них 12 - с золотой медалью, 31 - с серебряной:

1947-48 уч.год - 19 выпускников - медалей нет.

1948-49 уч.год - 20 выпускников - медалей нет.

1949-50 уч.год - 26 выпускников - 1 зол.медаль, 2 серебрянные.

1950-51 уч.год - 33 выпускника - 3 зол.медали, 3 серебрянные.

1951-52 уч.год - 33 выпускника - 2 зол.медали, 3 серебрянные.

1952-53 уч.год - 45 выпускников - 2 зол.медали, 6 серебрянных.

1953-54 уч.год - 90 выпускников - 3 зол.медали, 8 серебрянных.

1954-55 уч.год - 86 выпускников - 1 зол.медаль, 9 серебрянных

В эти годы по успеваемости школа занимала 2 место в районе.

Однако не все учились хорошо. В школе существовала проблема неуспеваемости. Из приблизительно 1100 учащихся (средняя наполняемость школы в те годы) около 70 человек были неуспевающими. Поэтому в постановлениях педагогических советов тех лет одной из первостепенных задач было повысить успеваемость в классах.

Школа - это не только учебное заведение, где получают знания, но и место общения, интересных дел, праздников, вечеров. Чем жила школа?

Выпускники 1948 года решили на своем выпускном вечере «установить традиционный день встречи всех бывших учащихся школы с учениками школы и преподавателями. Таким днем был выбран день 4 декабря - канун дня сталинской советской конституции». Первый вечер встречи состоялся 4 декабря 1948 года, на который прибыло 45 человек: бывших учеников и учителей. Что рассказывает об том вечере летопись?

«Вечер открыл директор школы Грищенко А.А. краткой вступительной речью. С воспоминаниями выступили учителя и ученики, больше всего из которых студенты. На торжественном заседании в глубоком молчании собравшиеся почтили память бывших учащихся и учителей школы, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны, в дни обороны Ленинграда, в дни блокады. Зал молча, стоя, прослушал имена всех погибших».

23 выпускника за годы войны были награждены орденами и медалями Советского Союза.



«Далеко за полночь длились задушевные приятельские беседы в классах, за партами, сопровождаемые танцами и чаепитием».

Что еще было интересного в школе? Поскольку в советскую эпоху во всех школах существовали и руководили жизнью молодежи пионерская и комсомольская организации, именно они в нашей школе организовывали воскресники по озеленению города, проводили физкультурную работу (сдача норм ГТО), сборы комсомольской и пионерской дружин, конкурсы на лучшее звено в классе, на лучший отряд, на лучший классный уголок и т.д., налаживали работу с отстающими в учебе. И в связи с этими событиями, наша школа не раз упоминалась на страницах комсомольских и пионерских газет.

В газете «Известия» от 21 мая 1949 года, статья «В школах начались экзамены и испытания»; «Ленинские искры» от 27 сентября 1952 года и от 26 сентября 1954 года, статьи «В своей роли» и «Уроки на воздухе»; «Пионер» за 1952 год, «Отряд учится»; «Пионерская правда» от 26 февраля 1954 года, «Как вы повторяете?» и т.д..

Летопись отражает в основном положительные стороны жизни школы, но и трагические моменты упоминаются на ее страницах, например: некрологи о смерти учителей и особенное внимание уделено скорби по поводу смерти И.В. Сталина. Сохранилось письмо педагогического коллектива школы № 183 Центральному Комитету Коммунистической Партии Советского Союза с соболезнованиями и словами прощания…

После раздельного обучения в 1955 году школа приступила к совместному обучению мальчиков и девочек. Весь год школа работала над созданием классных и школьного коллективов. Через год были введены новый учебный план, новые программы и новые предметы: практические занятия в учебных мастерских 5-6 классов, машиноведение в 8-9 классах и практикум по электротехнике в 10 классах. Силами учеников 10-х классов к 40-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции (1957 году) были созданы кабинет электротехники и радиоузел школы. Деньги, заработанные на ремонте жилых домов по ул Чайковского,57; ул. Маяковского, 22; ул. Воинова, 6, пошли на оборудование этих кабинетов.

Много было интересного и во внеклассной работе.

Летом 1954 года ученики впервые пошли в поход, а затем приняли участие в двух зимних походах. С 1954 по 1957 годы состоялось 10 походов, в том числе по местам боевой Славы. Из накопленных походных материалов был создан кабинет краеведения и туризма. За время существования туристического кружка было создано 35 стендов, проведена большая работа по изучению техники туризма, топографии, Ленинских мест и памятных мест нашего города. В связи с изучением города были сделаны альбомы на русском, английском и немецком языках, о Ленинграде, о Русском Музее, о Дзержинском районе, оформлены доклады, посвященные различным памятникам, проспектам, площадям и т.д. В 1957 году коллектив туристов защищал честь Ленинграда и области на 1У Всероссийском слете юных туристов. Многие учащиеся получили значки «Юный турист» и «Турист СССР».

Но изучали не только Ленинградскую область, но совершали дальние путешествия в г. Таллин, г. Ригу, г. Ульяновск и в другие города.

Еще одним направлением работы школы была помощь колхозным хозяйствам области. Учащиеся школы работали на полях колхоза «Май» Сланцевского района: пололи овощи, поливали их, участвовали в сенокосных работах, за что были награждены грамотой ОК ВЛКСМ и благодарностью правления колхоза. На заработанные деньги школьники купили подарки учителям, награжденным «За многолетний труд».

В школе проходили встречи с интересными людьми. Летопись рассказывает: В 1957 году « пионеры, узнав, что дизель-электроход «Лена» вернулся из первого рейса, решили пригласить капитана Александра Ивановича Ветрова в школу. Капитан с теплотой откликнулся на обращение пионеров. Так завязалась дружба с капитаном. Александр Иванович дважды был в школе и рассказывал ребятам о своем теплоходе, об экспедиции, о трудностях и о радости великого труда.



Готовилась вторая экспедиция. Ребята решили с честью проводить своего большого друга в трудный поход. Пионеры 4»б» класса с цветами отправились на электроход. Ребят тепло встретили капитан и команда. Осмотрели электроход, пожелали счастливого пути...

В течение всей экспедиции поддерживали пионеры связь с капитаном «Лены»»

В 1957-1958 годах школа была закрыта на капитальный ремонт; строили метро под школьным зданием, станцию метро «Чернышевская». Классы были расформированы между тремя школами: 1-4 классы занимались в помещении 197-й школы; учащиеся 5-9 классов - в здании 187 школы; 10-е классы учились в здании 195 школы. Все учащиеся, кроме выпускников, обучались во вторую смену.

В тот период часто проводились Коммунистические субботники (начиная с 8 класса, все учащиеся должны были отрабатывать 2 часа в неделю), во время которых ученики и учителя работами на строительстве станции метро, своей и 201 школы, ремонте жилых домов. На заработанные деньги покупали репродукторы, музыкальные инструменты, проигрыватели, магнитофоны, оборудование для лингафонных кабинетов. Между классами существовало соревнование на «лучший класс» по успеваемости и внеклассной работе.

Страницы летописи оживают в рассказе Березиной Натальи Николаевны, которая была ученицей 183 школы в с 1954 по 1958 год. Наталья Николаевна пришла в нашу школу в 1954 году, когда в школе началось совместное обучение. Наталья Николаевна рассказывает, что были невероятные строгости. Ученицы того времени не имели права носить колечки, часы, капрон и другие украшения. У всех была единая школьная форма. Дисциплина на уроках была жесткая, никакие шалости дети себе не позволяли. «Вообще, - рассказывает Наталья Николаевна,- мы были воспитаны в традициях старого поколения и патриархальных взглядов». Наталья Николаевна вела дневниковые записи, куда записывала наиболее запоминающаяся моменты. Из записей дневника: «Был классный вечер самодеятельности. Музыка жутко халтурная, однако танцы были колоссальными. Сережа играл мучу и караван. Думаю, попадет всем здорово, так как все это нельзя было делать. Но танцы действительно были хорошими. Интересно, но почему-то с большим удовольствием иду в школу, мне приятно заходить в класс и приветствовать коллектив. Мальчики умные веселые, а главное дружные. Девочки тоже хорошие. Хожу в школу теперь рано. Мы теперь занимается с 8.30».

Наталья Николаевна училась в нашей школе на момент строительства станции метро Чернышевская. Учащиеся старших классов работали на субботниках, помогая строителям. Она была комсоргом в классе и поэтому ей вручили билетик, благодаря которому, она одна из первых зашла на открытую станцию метрополитена.

К сожалению, в ее памяти осталось не так много ярких и запоминающихся школьных моментов. Время было суровое, страна и город восстанавливался после страшных военных лет.



ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ …

Период 60-80-х гг. на страницах Летописи отражен очень скупо. Возможно, интерес к этому документу был утерян. Но мы знаем, что наша школа жила очень интересной, насыщенной жизнью. И всегда славилась качеством своего образования. Школа имела статус школы с изучением предметов на английском языке. Но этот период в истории школы - тема для отдельного исследования.

С 1999 года в нашей школе ежегодно издаются брошюры, где анализируется учебная и воспитательная работа школы за прошедший учебный год, ставятся задачи работы педагогического коллектива, отражаются правила внутреннего распорядка, представлен учебный план и система контроля за его выполнением, обрисовывается круг проблем и в связи с этим намечаются перспективы школы на будущий учебный год. Брошюры не только помогают учителям в работе, но и являются ценным источником о жизни ученического и учительского коллективов в стенах 183 школы. Эти брошюры сегодня являются продолжением исторической Летописи школы. И возможно через много лет, благодаря этим маленьким брошюрам, учащиеся смогут узнать, как жила наша школа в начале 21 века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с Летописью нашей школы помогла мне почувствовать дыхание того далекого времени. Я узнала, какие замечательные педагоги работали в стенах этой школы, чем жили ребята, как учились. Я всматривалась в их лица на пожелтевших фотографиях и представляла, как они бегали по этим коридорам, сидели за партами в кабинетах, выступали на сцене, брали книги в школьной библиотеке. Так же, как и мы, радовались хорошим оценкам, огорчались из-за двоек … Летопись, как машина времени, перенесла меня на несколько десятилетий назад. И я почувствовала связь времен, связь поколений. У нас много общего: родные школьные стены, любимый город.



История школы – это история города, история моей страны. И я горжусь, что живу в таком замечательном городе и учусь в школе №183 Центрального района города Санкт-Петербурга.




Смотрите также:
По страницам Летописи моей школы
129.1kb.
1 стр.
Конкурс детского литературного творчества «Проба пера 2010» Прозаическое произведение. «Возьми себе в пример героя. История моей семьи в военной летописи Великой Отечественной войны.»
38.18kb.
1 стр.
«70 лет истории школы в летописи моей Родины»
170.94kb.
1 стр.
Сравнителен анализ на руски и български летописи
293.83kb.
1 стр.
История моей школы
240.4kb.
1 стр.
Цели и содержания поставленных задач
117.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их подготовке Раздел I. Древняя и средневековая история Сибири. Тема Сибирь накануне похода Ермака. Походы за Урал новгородских и московских дружин в XIV-XV вв
102.66kb.
1 стр.
Информация о мероприятии «Заочное путешествие по страницам Красной книги»
19.87kb.
1 стр.
Школьная форма
81.67kb.
1 стр.
Творческая работа «Мой школьный музей»
67.46kb.
1 стр.
Елена Воробьева Летописи Арванды. Легенды спящего города
1950.39kb.
9 стр.
Первый писатель Челябинска. Первая страница литературной летописи Челябинска связана с писателем А. Г. Туркиным
10.8kb.
1 стр.