Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Изменения в положении Русской православной церкви. Православная церковь была одной из главных сил, способствовавших объединению русских земель. Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Во время княжеских усобиц православная церковь открыто выступала за усиление власти великого князя московского. В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа
выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели еще одну сторону: отныне русская церковь возглавлялась не посланником из Византии, а подданным русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли .пчтивную роль. Монастыри. В XV веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. Так, в начале века тремя монахами — Германом, Савватием и Зосимой на островах Белого моря был основан Соловецкий монастырь, в 1479 году известный церковный деятель Иосиф Волоц- кий основал Иосифо-Волоколамский монастырь. В этот же период стали резко заметны различия между обителями. Одни из них были сказочно богаты, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни. Обогащались монастыри во многом за счет пожертвований верующих. Православная церковь проповедовала необходимость устроения души умершего. Считалось, что добиться вечного блаженства на том свете можно через посмертную молитву, а чтобы обеспечить себе такую молитву, следовало не скупиться на щедрые пожертвования в пользу монастыря. На помин души люди жертвовали церковную утварь, книги и колокола. Не брезговали монахи и зерном, скотом, одеждой и домашней утварью. Но самым надежным считалось подарить монастырю землю. Богатые землевладельцы при разделе имущества между наследниками выделяли обязательную долю в пользу монастыря. Князья на старости
лет щедро одаривали монастыри селами с крестьянами, выдавали им жалованные грамоты. Пожертвования со-провождались учреждением «корма» в пользу всей молящейся братии — в день ангела и в день кончины вкладчика. «Корм» включал изысканную по тем временам пищу: пшеничный хлеб вместо ржаных лепешек, медвяный квас вместо простого братского. Монахи назначали все более крупные суммы за внесение имени умершего в монастырские поминальные книги — синодики. Обитатели богатых монастырей стали вести весьма привольную жизнь.
Стена Троице-Сергиева монастыря. Ереси. Вторая половина XV — первая половина XVI века — время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Новгорода. Это имело свои объяснения. Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью. Ведь, как мы помним, новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела. Первые ереси появляются на Руси еще в XIV веке, Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он на- отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо. В 70-х годах XV века в Новгороде появилась новая ересь. Ее последователи получили название «жидов- ствующие», так как они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Первыми проповедниками еретического учения были люди из свиты литовского князя, приезжавшего в Новгород. Они произвели большое впечатление на местных священников. Некоторые из них приняли взгляды еретиков. Одно время «жидов- ствующим» покровительствовал Иван III. Широкое распространение ересь получила среди московской аристократии. Даже московский митрополит подозревался в сочувствии к еретическому учению. «Жидовствующие» утверждали, что Христос был только пророком, а не сыном Божьим. Они отрицали Святую Троицу; выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства. Они считали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов рассматривали как бесполезное занятие. Особой критике еретики подвергали монахов, доказывая, что образ жизни, который они ведут, не является богоугодным делом, и потому монахам совершенно неведома истинная вера. К «жидовствующим» еретикам православное духовенство отнеслось непримиримо. Ведь они не только выступали против русской церкви, но и боролись за изменение православных основ всей русской жизни, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки. Церковный собор 1490 года, на котором присутствовал Иван III, признал виновными в ереси некоторых новгородских священников. Они были лишены сана и отлучены от церкви. Руководителей бросили в тюрьму, где они содержались в тяжелых условиях. В Новгороде еретиков обрядили в шутовские наряда и, посадив на лошадей лицом к хвосту, возили по всему городу. На берестяных остроконечных шапках, украшавших их головы, красовалась надпись: «Се есть сатанино воинство». Затем шапки были сожжены прямо на головах осужденных. А в 1504 году церковный собор осудил и московских и новгородских еретиков на смерть. Иван III поддержал это решение, повелев «всех огню предати, у всех языки изрезывати и иными казнями казнити». Запылали первые костры российской «инквизиции».
Группировку церковников, получившую название «нестяжатели», возглавил старец (монах-отшель- ник) одного из заволжских монастырей Нил Сорский. Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин. Другие церковные деятели, которые по имени своего главы — настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого получили название «иосифляне», защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь — к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха. Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели свое отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Это понравилось крепнувшей самодержавной власти. Василий III поддержал иосифлян, что и предрешило их победу над нестяжателями. Выпечка хлеба в монастыре. Миниатюра из русской рукописи. Разработка теории «Москва — Третий Рим». Первым восхвалителем нарождающегося самодержавия был митрополит Зосима, избранный на эту должность в 1490 году. В одном из церковных трудов он сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь — «новый Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зосима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».
Эта идея была положена в основу теории «Москва — Третий Рим». Наиболее полно она была сформу- ![]() Богоматерь Одигитрия. Икона XV века из Суздаля. Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос. Икона XVI века. лирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя в 1439 году на унию (объединение) с католической церковью, что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, Третьим Римом. Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры, так как если Москва впадет в ересь, то уж тогда наступит конец света, ибо «четвертому Риму не бывать». Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти. Вопросы:
Смотрите также: Церковь и государство в конце XV начале XVI века Изменения в положении Русской православной церкви
91.23kb.
1 стр.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2012 г. Журнал № положение
176.25kb.
1 стр.
Отечественная история. 2006г. №6. С. 171-180
248.65kb.
1 стр.
I. Россия в начале XVI века (5 часов)
373.59kb.
2 стр.
Рефераты, курсовые, дипломные работы Реферат "Внутригосударственное положение России в конце XV-XVI вв."
180.16kb.
1 стр.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
296.22kb.
1 стр.
Сестринское милосердие как элемент патриотического служения русской православной церкви в XIX веке
93.05kb.
1 стр.
Проект программы содействия
67.86kb.
1 стр.
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию
444.03kb.
3 стр.
несколько тезисов о православной социальной доктрине сомин Н. В. (Пстби) 2 об «основах социальной концепции русской православной церкви»
2584.01kb.
15 стр.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных
65.41kb.
1 стр.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных 65.29kb.
1 стр.
|