Главная
страница 1
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное

учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 г. Невьянска


«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

Зам. Директора по УВР Директор ВСОШ №1 г. Невьянска

___________Л.В Камерилова _______________Е.Е.Никандрова

«____»___________2011г. «____»___________2011г.



Рабочая программа по

Основам безопасности жизнедеятельности

7 класса

на 2011 – 2012 учебный год

учителя Тетериной Наталии Ивановны

2011 год

ъ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования с учетом методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса Министерства образования и науки Мурманской области, и на основе

авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений(авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников), напечатанной в сборнике Программы

общеобразовательных учреждений. Основы безопасности 1-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007 /.

В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: « О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », « Об охране окружающей природной среды», « О пожарной безопасности », «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 « О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Предлагаемая учебная программа « Основы безопасности жизнедеятельности предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях основного общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2011 года и рассчитано на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе на проведение практических работ:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


  • Воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

  • Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности вести здорового образа жизни, необходимых моральных, физических психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека, а опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях по защите государства.

  • Формирование умений, оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.


При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.
Организация учебного процесса – классно-урочная система, внеклассная работа, проектная деятельность..

Содержание учебного материала в полном объеме соответствует , требованиям Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности .

Содержание программы включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.

Изучение курса позволяют обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, об прогнозировании опасных ситуаций, оценки влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработки алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. В содержание включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.



Структурно программа курса ОБЖ основного общего образования состоит из трех разделов, безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях , основы здорового образа жизни и основы медицинских знаний.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным общеобразовательным программам.

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования

Распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ

(7 класс)


Раздела и темы





Наименование раздела и темы

Количество часов


Раздел


тема

1.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3




1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях




3

II.

Чрезвычайные ситуации природного характера

21




2.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения




7

3.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения




3

4.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения




7

5.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения




4

III.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9




6.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.




7

7.

Первая медицинская помощь и правила ее оказания ( практические занятия )




3



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

« ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

( 7 класс)

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и

чрезвычайных ситуациях


  1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Различные природные явления и причины их происхождения .

Оболочка Земли : литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений . Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического , биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера.


  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определения интенсивности землетрясения ,возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий Землетрясений.

Комплекс мероприятий , проводимых по защите населения от последствий землетрясений и рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях : если землетрясение застало вас дома, на улице , в школе.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы ,извержение вулканов ,расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов.

Типы вулканов : действующие дремлющие и потухшие.

Предвестники извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов .

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадения твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины из возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней .Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствия обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.


  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури ,причины их возникновения ,возможные последствия. Циклоны их строение, скорость перемещения ,циклоны – причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС ,по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов ,их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.

Смерч основные понятия и определения .Характеристика смерча ,разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.




  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения , виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, вызываемые заторами зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия ,проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений ,строительство защитных сооружений, оповещение населения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами ,причины их возникновения, возможные последствия. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.


  1. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

Лесные и торфяные пожары ,виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очагов пожаров в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых распространенных заболеваний и их характеристика.

Комплекс мероприятий ,проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


  1. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного

развития человека.
Психологическая уравновешенность , ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности.

Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Автономно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие , индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте

Перестройка происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми ,особенно с родителями.

Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками. Питии достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Взаимоотношение подростка и общества. Ответственность не совершеннолетних .

Значение правового воспитания для социального развития подростков. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом РФ ( УК РЮ ,1997 г.)
7. Первая медицинская помощь

и правила ее оказания ( практические занятия)
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызвать « Скорую помощь».

Первая медицинская помощь при незначительных ранах.

Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавшего.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 7 КЛАСС ( ____Ч )


урока


Тема урока


Тип урока


Основные новые понятия


Домашнее задание

Р а з д е л 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (3ч.)

Г л а в а 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3ч.)



1


Инструктаж по технике безопасности

Различные природные явления и причины их возникновения



Изучение нового мате­риала

Литосфера

атмосфера,

гидросфера

,биосфера



§1,

2

РК


Общая характеристика природных явлений.


Комбинированный



Сейсмические пояса,Циклон,антицеклон,эпидемии,эпизоотии,эпифитотии,метеоры,метеориты, астероиды

§1,2,

3

РК


Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера


Комбинированный



Стихийные бедствия, Чс

§1,3


Р а з д е л 2

Чрезвычайные ситуации природного характера (21ч.)

Г л а в а 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения ( 7 ч. )



4

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия

ПДД. Город как транспортная система.


Комбинированный

Шкала Меркали

§2,1


5

Защита населения от последствий землетрясений


Комбинированный

Прогноз землетрясений

§2,2


6

Правила безопасного поведения населения при землетрясениях


Комбинированный

Форшоки

,афтершоки



§2,3


7

Вулканы ,извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Комбинированный

Газообразные вулканические продукты

§2,5,

сообщение




8

Последствия извержения вулканов .Защита населения.

ПДД. Организация и регулировка дорожного движения

Комбинированный

Лава, твердые вулканические продукты

§2,5,


9

Оползни ,их последствия, защита населения

Комбинированный

Крупные,

средние и мелкомасштаб

ные


§2,6,

сообщение




10

Обвалы и снежные лавина

Комбинированный




§2,7

сообщение





Г л а в а 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения ( 3 ч. )

11

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

Комбинированный

Ураган, буря ,циклон,

Шкала Бофорта



§3,1 сообщение


12

Защита населения от последствий урагана и бури

ПДД. Типы светофорах и их сигналы.

Комбинированный




§3,2

памятка



13

Смерчи


Комбинированный

Шкала разрушений, вызываемых смерчами

§3,3 ,сообщение


Г л а в а 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения ( 7 ч. )


14

Наводнения: виды наводнения и их причины

Комбинированный

Наводнение, половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон


§4.1


15

Защита населения от последствий наводнений.

Комбинированный

Прогнозирование, меры по инженерной защите

§4.2


16

Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений.


Комбинированный

Сигнал оповещения

§4.3

памятка


17

Сели и их характеристика

Комбинированный

Селевой поток

§4,4


18

Защита населения от последствий селевых потоков

Комбинированный




§4,5


19

Цунами

ПДД. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения



Комбинированный

Цунами,,интенсивность цунами

§4,6, сообщение


20

Защита населения от цунами

Комбинированный




§4.7,

памятка


Г л а в а 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения ( 4 ч. )


21

РК


Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Комбинированный

Пожароопасный сезон,

§5,1


22

РК


Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Комбинированный

Система охраны леса

§5,2

памятка


23

Эпидемии

Комбинированный

Инфекционные болезни,

Пандемия,

Эпидемический процесс


§5,2

памятка


24

Эпизоотии и эпифитотии


Комбинированный

Инфекционные болезни животных, инфекционные болезни растений

§5,3,

сообщение




Р а з д е л 3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10ч.)

Г л а в а 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (7 ч.)

25

Психологическая уравновешенность

Комбинированный

Эмоционально

сть, уравновешенность, уверенность

,самосовершенствование


§ 6,1

конспект


26

Стресс и его влияние на человека

Комбинированный

Стрессовый фактор, адаптационный синдром,

§ 6,2

Памятка



27

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Комбинированный

Подростковый возраст

§ 6,3


28

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми

Комбинированный

Конфликтные ситуации,

умение слушать



§ 6,4


29

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

Практическое занятие



Комбинированный




§ 6,5


30

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

противоположного пола

Практическое занятие


Комбинированный




§ 6,6



31

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

Практическое занятие




Урок применения ЗУН учащимися

Уголовный кодекс РФ

§ 6,7

Г л а в а 7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) (3 ч.)


32

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Комбинированный




§7,1

,конспект



33

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении,

При ушибах и переломах

Практическое занятие


Комбинированны

Артериальное,винозное кровотечение

Перелом


Пакет перевязочный

§7,2

,конспект



34

Общие правила транспортировки пострадавших

Подведение итогов




Комбинированный




Соблюдение правил безопасности

Учебно-методический комплект включает в себя:
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса.

об­щеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., « Просвеще­ние» , 2005

Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 класса

об­щеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., « Просвеще­ние», 2006.

Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 класса

об­щеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., « Просвеще­ние», 2009.




Литература для учителя:

основная

1. Тематическое и поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др.

« Основы безопасности жизнедеятельности 5 классы »: под ред. Ю.Л.Воробьева. - М. Астрель ,2007.

2. Тематическое и поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др.

« Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс »: под ред. Ю.Л.Воробьева. - М. Астрель ,2007.

3. Тематическое и поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др.

« Основы безопасности жизнедеятельности 7класс »: под ред. Ю.Л.Воробьева. - М. Астрель ,2007


дополнительная
1. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: просвещение,2001.


Материально-техническое и информационное обеспечение
Наличие кабинета ОБЖ
Медиаресурсы:


  1. «Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.

  2. ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.

  3. Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

  4. Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

  5. ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

– М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.

Использование ресурсов сети Интернет:





Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru/

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.ed.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru




Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru




Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru




Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru




Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru




Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru




Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info




Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru/




Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net/




Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru/




Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/





В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
ЗНАТЬ:

  • Потенциальные опасности природного , техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания :

  • Основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения:

  • Знатьь основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия с этими службами :

УМЕТЬ:

  • Перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные

средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

  • Перечислить порядок действий населения по сигналу « Внимание всем! » и знать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

  • Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

  • Показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

  • Рассказать о предназначения и задачах гражданской обороны;


ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения ;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

  • вызова (обращение за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;


Смотрите также:
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 7 класса на 2011 2012 учебный год
264.81kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2011-2012 учебный год
300.44kb.
1 стр.
Рабочая программа основного общего образования по географии для 7 класса на 2011-2012 учебный год
855.52kb.
4 стр.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011/2012 учебный год умк «Школа 2100»
974.5kb.
3 стр.
Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «английский язык»
442.47kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «английский язык»
458.06kb.
3 стр.
Цель: подвести итоги жизнедеятельности класса за 2010 – 2011 учебный год. Участники
66.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку 2 класса на 2010 2011 учебный год
1483.13kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса на 2010 -2011 учебный год
195.56kb.
1 стр.
Учебный план для 1 класса на 2011/12 учебный год
36.76kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса на 2012-2013 учебный год
590.61kb.
4 стр.
Программа по литературе на 2011-2012 учебный год для 11 класса
695.63kb.
4 стр.