Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Глава 3

3.1 Улучшение инвестиционного климата регионов


Проблема улучшения инвестиционного климата была определена как одно
из направлений деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации еще в 2010 году. За два с половиной года работы произошли существенные изменения, среди которых:

  • Упрощение административных процедур в сфере строительства

  • Снижение стоимости подключения к электросетям и коммунальной инфраструктуре

  • Совершенствование законодательства в сфере таможенного, уголовного и миграционного контроля

  • Задействование региональных властей в инвестиционный процесс

Все это позволило привлечь в страну 18,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в 2012 году, что составляет 101,4% по отношению к 2011 году. По данным опроса распорядителей фондов Bank of America (BofA) Merrill Lynch в марте 2013 года Россия является самой привлекательной страной
для инвесторов среди глобальных развивающихся рынков, обойдя Индонезию, Таиланд, Индию, Турцию и Китай24.

Улучшения заметны и на уровне регионов. Как известно, инвестиционный климат важен для экономического и социального развития региона, к тому же, есть зависимость между ВРП и объемом прямых инвестиций. Динамику инвестиций


и валового регионального продукта можно видеть на рисунке 13.

Рисунок 13. Динамика ПИИ и ВРП в Республике Башкортостан.

Из рисунка видно, что в условиях снижения инвестиций снижается и валовой региональный продукт, что в очередной раз доказывает их значимость.

Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации является совершенствование инвестиционного климата


в регионах. В связи с этим, Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 был утвержден перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ),
а также ФОИВов субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В качестве основного направления была выделена оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. Агентство стратегических инициатив совместно с объединением предпринимателей «Деловая Россия» разработали Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Непосредственно
к региональной инвестиционной деятельности относятся следующие направления:

  • Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц.

  • Наличие основных составляющих Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
    и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих.

  • Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда.

  • Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров.

  • Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры.

  • Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций.

  • Развитие среднего и малого предпринимательства.

  • Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

  • Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Внедрение в регионы данного Стандарта осуществляется с помощью Дорожной карты, которая представляет собой план мероприятий и разрабатывается регионом самостоятельно. Для увеличения притока ПИИ в свой регион, органы исполнительной власти должны обеспечить соблюдение минимума условий
из Стандарта.

3.2 Инвестиционный климат в Республике Башкортостан


Одним из способов определения уровня развития инвестиционного климата
в регионе является место в рейтинге инвестиционной привлекательности различных оценивающих агентств. К примеру, рейтинговое агентство «Эксперт РА» по итогам 2012 года оценило инвестиционный потенциал республики
как средний, а риск – умеренный. Таким образом, Республика Башкортостан, наряду с такими сырьевыми регионами как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Самарская область, Челябинская область и другие, имеет рейтинг инвестиционной привлекательности 2В. Что примечательно, в 2011 году ситуация была несколько иной. На рисунке 14 изображены регионы с рейтингом 2В в 2011 году.

Рисунок 14. Объем ПИИ в регионах с рейтингом 2В.

Среди них Республика Татарстан, которая в 2012 году встала в ряды Москвы
и Санкт-Петербурга, где инвестиционный потенциал оценивается как максимальный, а риск – минимальный. Всего за один год активная работа администрации республики Татарстан подняла свой регион на самый высокий рейтинг. Также по рисунку видно, что даже если рейтинг одинаковый, различия
в объемах привлеченных инвестиций существенные. Можно сделать вывод о том, что для некоторых регионов определяющим фактором является не максимизация потенциала с минимизацией рисков.

По итогам 2012 года объем привлеченных ПИИ в сравнении с 2011 годом сократился, хотя республика присоединилась к пилотным регионам внедрения Стандарта инвестиционной деятельности субъектов РФ. И в будущем, благодаря Стандарту, ожидается увеличение объема прямых инвестиций в регион. В целом, пилотные регионы неплохо продвинулись в части внедрения Стандарта, однако это вовсе не означает, что объем инвестиций в эти регионы сильно увеличится.


В республике Башкортостан также внедряется Стандарт. Какого именно уровня достигла республика можно увидеть в таблице 8.



Таблица 8.

Соответствие регионов требованиям Стандарта.



Требование/Регион

Республика Татарстан

Калужская область

Свердловская область

Пермский край

Республика Башкортостан

Наличие инвестиционной стратегии











Принятие инвестиционной декларации











Утверждение плана, строительства инфраструктуры











Принятие закона о защите прав инвесторов











Принятие регламента для оценки ОРВ











Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата











Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций











Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов











Наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами











Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности чиновников











Создание коллегиального совещательного органа при РЭК











Наличие канала прямой связи инвесторов с руководством региона











Наличие двуязычного сайта об инвестиционной деятельности











Ежегодное послание главы региона о достижениях и инвестиционных планах











Наличие единого регламента сопровождения проектов по принципу «единого окна»











Описание: ● – условие выполнено полностью, ○ – условие выполнено частично, ▬ - условие не выполнено.



По качеству внедрения Стандарта лидирует Калужская область,
что объясняется тем, что уже достаточно долгий период времени данный регион улучшает инвестиционный климат и является «первооткрывателем» способа улучшения делового климата. В Башкирии уже принят закон о защите прав инвесторов, регламент для оценки регулирующего воздействия и создан Совет по улучшению инвестиционного климата, успешно работает инвестиционный портал invest.bashkortostan.ru. Оценить качество внедрения Стандарта в Республике Башкортостан можно примерно на 50%, то есть примерно половина из требуемых условий выполнена.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
«Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России»
591.74kb.
5 стр.
Майданевич Ю. П., к э. н., доцент кафедры экономической теории тну им. В. И. Вернадского
95.36kb.
1 стр.
О состоянии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия в 2012 году и I квартале 2013 года
134.67kb.
1 стр.
Мотивация иностранных инвесторов в теориях прямых иностранных инвестиций: макроэкономический подход
167.67kb.
1 стр.
Настоящий документ представляет собой краткий обзор деятельности международных организаций по поощрению прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой
385.03kb.
2 стр.
Международный производственно- технологический аутсорсинг как форма привлечения инвестиций в российскую экономику
63.53kb.
1 стр.
Закон республики армения об иностранных инвестициях принят 31. 07. 1994
116.9kb.
1 стр.
Инвестиционный климат и регулирование в области прямых иностранных инвестиций в Италии
33.97kb.
1 стр.
И. Н. Артемьев динамика привлечения иностранных инвестиций для разработки ковыктинского газоконденсатного месторождения
135.62kb.
1 стр.
«Эволюция роли прямых иностранных инвестиций в развитии сферы услуг кнр»
1204.01kb.
4 стр.
Методы и функции экономической социологии
50.2kb.
1 стр.
Программа Версия 4 от 27 Апреля, 2011 08: 30 09: 00 Регистрация делегатов
39.52kb.
1 стр.