Главная
страница 1
Программы кружков «Юные экологи-краеведы»,

«Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке»
СОДЕРЖАНИЕ

Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V—VII классы)

Программа кружка «Туристы-экологи» (VI—IX классы)

Программа кружка «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» (VIII—XI классы)

Приложения

1. Установление межпредметных связей с предметами естественнонаучного цикла (кружок «Юные экологи-краеведы»)

2. Примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы (члена туристско-краеведческого, эколого-туристского кружка)

3. Список рекомендуемой литературы



Министерство образования РСФСР. Центр детско-юношеского туризма РСФСР Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»

Москва — 1991


Составитель — ассистент кафедры экономической географии ТГУ, аспирант лаборатории экологического образования НИИ СиМо АПН СССР Куприна Л. Е.

Рецензент — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологического образования НИИ СиМО АПН СССР Салсева Л. П.

Ответственный за выпуск — зав. методическим отделом ЦДЮТ РСФСР Неустроева Н. С.

Методические рекомендаций подготовлены на основе межпредметных связей биологии и географии с целью формирования эколого-краеведческих знаний и развития эколого-туристских умений, необходимых туристам-краеведам.

Методические рекомендации включают в себя примерное тематическое планирование к программам кружков, составленным с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов и психологии, теоретической и практической подготовленности. Предполагаются поэтапные занятия учащихся по секциям или обучение в одной из секций, с ускоренным прохождением материала предшествующих. Конечной целью занятий является подготовка младших школьных инструкторов по туристско-краеведческой работе, помощников массовой эколого-туристской подготовки в школе.

Темы занятий кружков тесно взаимосвязаны со школьной программой курсов биологии и географии.

В приложениях приведены таблица межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного цикла, примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы и список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой работы в школе.




ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ-КРАЕВЕДЫ»

(V—VII КЛАССЫ)
Объяснительная записка

Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:



  • привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Начало работы по формированию организационно-пропагандистских эколого-туристских навыков и умений;

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;

  • формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы.

Предлагаемая программа подготовки юных экологов-краеведов рассчитана на учащихся V—VII классов, имеющих опорные краеведческие знания курса природоведения (III—V классы). Программа выполняется за 2 года (57 часов — 1-й год обучения, 72 часа — 2-й год обучения), с обязательным прохождением трехдневного похода в конце обучения.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного слета следопытов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, слетов туристов.

Члены кружка «Юные экологи-краеведы» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой, химией. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидро-климатических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края (приложение 1).

Распределение тем занятий по времени проведения связано с тематическим планированием биологии для VI—VII классов, природоведения для IV класса и географии для VI класса. В этом прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Изучение темы «Юный лесовод» (2-й год обучения) предусматривает связь со специалистами местного лесничества, заказника или заповедника. При подготовке учащихся по другим темам («Понятие о почве», «Лес и пастбище», «Лес», «Водные биогеоценозы») можно также проводить занятия на базе научно-исследовательских и специальных учреждений и организаций или с привлечением специалистов. Руководителем данного кружка может быть учитель биологии или географии.

При изучении тем можно использовать наглядные пособия, выполненные членами кружка, а также средства обучения, выпущенные студией «Диафильм», фабрикой экранных учебно-наглядных пособий; таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, объемные модели, карты, используемые на уроках географии и биологии.
Примерный тематический план занятий кружка

«Юные экологи-краеведы» (1-й год обучения)






Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия


Практические занятия

в помещении

на местности

1

Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?

1

1





2

Земля как планета

4

2



2, экскурсия

3

Понятие о биосфере

5

4



1, экскурсия*

4

Понятие о почве

7

2

3

2, экскурсия

5

Луг и пастбище

12

3



9, практикум*

6

Лес

7

3

2

2, экскурсия

7

Водные биогеоценозы

8

4

2

2, практикум, экскурсия*

8

Охрана природы и заповедное дело

13

5




8, поход выходного дня (ПВД)




Итого

57

24

7

26

* Навыки и умения, закрепляемые в ПВД.

Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое «экология»? (1 час)

Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука, изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.



Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе.

Выставка краеведческой литературы.
Тема 2. Земля как планета (4 часа)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:

Почему опадают листья у деревьев?

Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму?

Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?



Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий.

Индивидуальные задания учащимся.

Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки.

Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме».

Сделать эклиметр, рейки снегомерные.


Тема 3. Понятие о биосфере (5 часов)

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.

«Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В. П. Путешествие в прошлое Земли. М.: Недра, 1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская лит-ра, 1978).

Сообщения:

Море без рыб (550 млн. лет назад).

В подземном саду. Выход на сушу (400 млн. лет назад).

Время древней жизни (250 млн. лет назад).

Ящер-тиран (динозавры — 80 млн. лет назад).

Африка в шубе (25 тыс. лет назад).

Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.

Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Опыт: определение степени загрязнения снега.
Тема 4. Понятие о почве (7 часов)

Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа — причина водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.

Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Индивидуальные задания.

1. Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв.

2. Подготовить сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.

3. Оформить результаты экскурсии.

4. Подготовиться к викторине—КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина-КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по темам 1—4).
Тема 5. Луг и пастбище (12 часов)

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.

Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.



Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц.

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной).

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).
Тема 6. Лес (7 часов)

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.



Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.

К сообщению приготовить гербарный лист с черенком - веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.



Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.
Тема 7. Водные биогеоценозы (8 часов)

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов.

Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность», «Родничок». Нормы пользования водоисточниками.

Практическая работа — изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.

Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.

Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.
Тема 8. Охрана природы и заповедное дело (13 часов)

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в СССР — важная государственная задача. Постановления партии и правительства об охране природы.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в СССР, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Поход выходного дня 12-дневный (закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных).


Примерный тематический план занятий кружка

«Юные экологи-краеведы»

(2-й год обучения)




Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия


Практические занятия

в помещении

на местности

1

Организационное занятие

1

1







2

В мире цветковых растений

12

6

5

1, экскурсия*

3

Работа юного краеведа-следопыта:

доклады-рефераты

беседы в начальных классах,

Слет следопытов, Неделя птиц



14

4

8

2, экскурсия

4

Юный лесовод (подготовка к районному конкурсу юных лесоводов)

11

2

3

6, экскурсий, практикум*

5

Подготовка к школьному слету туристов

10

2

2

6

6

7


Подготовка и проведение похода. Краеведческая и природоохранительная работа. Оформление материала по хода

10



10

3-дневный поход

8

Подготовка и участие в районном слете туристов-краеведов, слете экспедиционных отрядов

14



4

10




Итого

72

15

32

25

* Умения, закрепляемые в походе.

Тема 1. Организационное занятие (1 час)

Составление плана работы кружка на год. Распределение обязанностей в группе. Определение места кружка в общешкольном плане работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся, мероприятия по внеклассной и краеведческой работе, организованные и проводимые кружковцами «Друзья природы».


Тема 2. В мире цветковых растений (12 часов)

Разнообразие цветковых растений края. Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие — плодово-ягодные, медоносные, лекарственные и др.; культурные — хлебные, кормовые, плодово-ягодные, декоративные и т. д. Сорняки и их значение.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения края. Редкие и охраняемые растения края. «Красная книга СССР» и своего края. Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Практическая работа — определение видового состава цветковых растений края по гербарию и в природе с помощью определителя «Школьный ботанический атлас». Подготовка к Празднику цветов.

Праздник цветов, КВН, выставка композиций и цветов с пришкольного участка и цветников, лекарственных растений из домашних цветников. Выставка книг о цветковых растениях, конкурс на лучшую газету, бюллетень о цветковых растениях края.

Беседа для учащихся начальных классов, викторина.



Экскурсия в природу «В мире цветковых растений», «Золотое убранство осени». Листопад и его значение. Виды плодов и семян (повторение, закрепление пройденного). Викторина, сюжетно-ролевая игра «Что, где растет».
Тема 3. Работа юного краеведа-следопыта, эколога (14 часов)

Права и обязанности членов кружка «Друзья природы» в школе, Совете туристско-краеведческого клуба, экспедиционном отряде, кружке, краеведческом музее и т.д. Роль кружковцев в проведении туристско-краеведческих мероприятий в экологическом образовании и воспитании учащихся школы: беседы в начальных классах, классные часы, краеведческие конкурсы, Слет следопытов, творческие выставки, конкурсы, КВН, викторины, Неделя птиц и т. д.



Практическая работа. Работа с метеорологическими приборами, определение горных пород и минералов, растений края. Разработка внеклассных мероприятий: составление сценария, вопросов викторин, подборка краеведческой литературы для выставки книг.

Занятия с учащимися школы по формированию навыков определения горных пород и минералов, растений края — членами команд Слета следопытов.

Изготовление искусственных гнездовий для птиц и их развешивание.

Беседа в начальных классах «Будем друзьями птиц». Викторина.



Слет следопытов. Участие в судействе на станциях «юный ботаник» (в мире растений), «геологическая».

Неделя птиц: открытие Недели, КВН, участие в конкурсе искусственных гнездовий: плакатов и рисунков, пропагандирующих охрану птиц.

Экскурсия в парк, лес по развешиванию искусственных гнездовий. Беседа «Птицы нашего края». Меры охраны и привлечения птиц края.
Тема 4. Юный лесовод. Подготовка к районному конкурсу юных лесоводов (11 часов)

Определение пород деревьев и кустарников, их биологической особенности, хозяйственное значение.

Определение пород деревьев и кустарников по семенам. Время сбора семян, сроки и способы посева семян.

Значение методики постановки опыта с лесными культурами. Нормы, сроки и способы внесения удобрений.

Роль птиц и насекомых. Вред насекомых-вредителей.

Местообитание, нормы и правила сбора, хранение и применение лекарственных растений. Опознавательные (определение растений) и поведенческие умения юных экологов-краеведов.

Лесохозяйственные орудия и машины, их применение.

Виды лесных пожаров, меры их предупреждения. Методы борьбы с лесными пожарами. Правила выбора места и устройства кострища, правила обращения с огнем в туристском походе.

Обитатели леса (растения и животные), внесенные в «Красную книгу СССР». Положение о школьном лесничестве, основные документы по охране лесов СССР.

Индивидуальные задания (письменные творческие работы, сообщения).


  • Значение леса в жизни человека, животных.

  • Зеленая аптека.

  • Растения под охраной.

  • Они нуждаются в защите (о редких и охраняемых животных края).

  • Заповедники нашей страны.

  • Заповедники и заказники своей области (края, республики).

  • Леса нашего края.

  • Птицы нашего края.

  • Животные наших лесов.

  • Ученые-земляки.

Практические работы.

Правильная посадка саженца или черенка. Расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных культур.

«Назначение в рубку» трех деревьев. Обмер дерева (мерной вилкой), определение диаметра нужных экземпляров для рубки. Измерение высоты дерева с помощью оптического высотометра (деловая игра).

Определение угла направления с помощью компаса или буссоли (из одной точки к двум заданным).

Расчет потребности в семенах при различных способах сева. Правильный посев семян.

Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Расчет доз внесения удобрений под лесные культуры.

Определение вида птиц (по чучелам), обитающих в лесу. Определение вида насекомых-вредителей или энтомофаг (по коллекции).

Определение лекарственных растений (травянистых, древесных и кустарников) в лесу с помощью определителя «Школьного атласа растений».

Пользование противопожарными механизмами, орудиями.

Обобщающая. Определение в растительном сообществе по видовому составу: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники, грибы.



Практическая работа № 8 — экскурсия в лесхоз.
Тема 5. Подготовка к школьному слету туристов. Слет (10 часов)

Соревнования и конкурсы слета. Эколого-туристские навыки и умения. Особенность судейства конкурсов краеведов контрольно-комбинированного маршрута (ККМ).



Практическая работа. Разработка конкурсной программы, заданий по краеведению на ККМ, заданий по проверке выполнения поведенческих умений.

Тренировка по формированию эколого-туристских умений.

Слет туристов-краеведов, организация судейства краеведческих конкурсов, участие в соревнованиях по эколого-туристским навыкам и умениям, в спортивном ориентировании.
Темы 6, 7. Подготовка и проведение похода.

Природоохранительная и краеведческая работа на маршруте (10 часов, 3-дневный поход)

Разработка маршрута, выбор краеведческого задания. Правила сбора и оформления краеведческого материала. Подбор снаряжения, питания. Работа пионеров и школьников по охране природы. Смета расходов.



Поход. Практическая работа — сбор краеведческого материала, закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Практические дела по охране природы, по оформлению собранного краеведческого материала.
Тема 8. Подготовка и участие в районном слете туристов-краеведов, слете экспедиционных отрядов (14 часов)

Практическая работа по закреплению эколого-туристских умений. Оформление конкурсного материала по краеведению.

Учебные технические средства, оборудование кружков «Юные экологи-краеведы»

1-й год обучения

Тема 1: к/ф «Зачем мы изучаем нашу Землю» (география, VI кл.).

Тема 2: табл. «Строение Солнечной системы», эклиметры, портреты ученых.

Тема 3: геохронологическая таблица, диапозитивы «Эволюция органического мира» (общая биология), кинофильм «Возникновение жизни на Земле», подборка иллюстраций о древних животных, растениях.

Тема 4: табл. «Основные типы почв СССР» (география, VIII кл.), диапозитивы «Почвы, растительность и животный мир СССР» (география, VIII кл.), табл. «Состав и строение почвы», «Образование почвы»; горная порода с наростом мха и лишайника; демонстрационный опыт; оборудование (экскурсии): эклиметры, снегомерные рейки, нивелиры, компасы.

Тема 5: табл. «Сообщества степи», подборка иллюстраций (луга, пастбища).

Тема 6: школьная коллекция древесины и коры, срезы (спилы) древесины разных пород деревьев и кустарников; гербарные листы, подготовленные учащимися; коллекция плодов и семян, шишки хвойных деревьев, гербарий растений края, лупы, оборудование и демонстрация опыта, «Школьный ботанический атлас» (определитель), рельефная таблица «Строение стебля», диафильм «Растительные сообщества» (биология, VII кл.), диапозитивы «Взаимосвязь растений в сообществах» (биология, VII кл.), к/ф «Растительные сообщества» (биология, VII кл.), диапроектор, кинопроектор, диафильм «Что должен знать и уметь юный защитник природы» (фильм первый — «Человек и растения»). Автор — С. Соловьев, студия «Диафильм».

Тема 7: диафильм «Водоросли» (биология, VII кл.), к/ф «Водоросли» (биология, VII кл.), табл. «Биоценоз пресноводного водоема» (общая биология), микроскопы, аквариум с обитателями, кинофрагмент «Охрана внутренних вод» (география, VII кл.).

Тема 8: табл. «Охрана и преобразование природы в СССР», диафильмы «Турист, береги природу», студия «Диафильм», 1988; «Как охранять окружающую нас природу» (автор 3. Апалько, 1978), студия «Диафильм»; к/ф «Преобразование природы в СССР», карта своей области (края, республики).
2-й год обучения

Тема 2: гербарий цветковых растений с определительными карточками (ботаника, VI кл.), гербарий «Основные группы растений», гербарий «Сорняки — спутники культурных растений», диафильм «Осень в жизни растений», диапозитив «Лекарственные растения», к/ф «Сезонные изменения в жизни растений».

Тема 3: рельефная таблица «Птицы» (биология, VIII кл.), чучела птиц края, диафильм «Биология птиц леса», диапозитивы «Роль птиц в природе и влияние деятельности человека на их численность», к/ф «Сезонные явления в жизни птиц», грампластинка «Голоса животных в природе», оборудование к Слету следопытов (набор горных пород и минералов, гербарий растений, иллюстрации грибов, табл. «Птицы леса», «Водоплавающие птицы», «Птицы лесостепей», диапроектор, кинопроектор, проигрыватель, подборка книг и открыток о птицах края и их жизни, искусственные гнездовья.

Тема 4: саженцы, черенки, семена деревьев и кустарников, мерная вилка, оптический высотомер, буссоль, коллекция минеральных удобрений, определители «Школьный атлас растений», диафильм «Растения Красной книги СССР» (автор С. Ошанин, студия «Диафильм», 1984).

Темы 5—8: снаряжение и оборудование к конкурсной программе; снаряжение для занятий по эколого-туристским навыкам: палатка, веревка основная и вспомогательная, рюкзаки, костровый инвентарь, оборудование для соревнований: компасы, грудные обвязки, основная и вспомогательная веревки и т. д.; оборудование и снаряжение (групповое) пешеходного похода; оборудование для исследовательской краеведческой работы и т. д.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»

(VI—IX КЛАССЫ)
Объяснительная записка

Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями.

Проводя занятия по темам «Наш край», «Наблюдения за погодой», «Краеведческие наблюдения», учащиеся углубляют знания о погоде и климате, о формировании природных комплексов при взаимосвязи всех компонентов природы, о роли хозяйственной деятельности человека в системе «природа — общество — человек». Учащиеся знакомятся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, с необходимостью рационального использования и охраны природных богатств своего края.

В процессе занятий у учащихся формируются эколого-туристские умения и способы действий: поведенческие, опознавательные, преобразовательные.

Внеклассные туристско-краеведческие занятия дают возможность кружковцам лучше узнать и изучить свой край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.

Программа кружка рассчитана на учащихся VI—VIII классов (по 216 часов в первый и второй год обучения). Изучение родного края должно быть связано с посильной общественно полезной работой: поиск полезных ископаемых, изучение местных рек и озер, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон — выявление экологической нагрузки и прогнозирование, составление топографических карт; охрана и преобразование природы края.

Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, должны закрепляться в однодневных, двухдневных и трехдневных походах. Материалы экскурсий и походов оформляются для пополнения школьных кабинетов и используются на уроках географии, биологии, истории и др. Для закрепления эколого-туристских знаний и умений необходимо провести летнее многодневное путешествие (2—8 дней), которое не входит в сетку часов.

Для организации работы кружка необходимо иметь оборудование и учебные технические средства, приведенные в соответствующем разделе программы. При проведении занятий демонстрируются диафильмы и кинофильмы, используемые на уроках географии и биологии, в чем проявляется непосредственная взаимосвязь урока с внеклассной работой. Это осуществляется и через опорные, сопутствующие и перспективные межпредметные связи, выделенные в особом разделе «Приложения».

Большую помощь в выборе маршрута, проведении экскурсии могут оказать республиканские, краевые, областные и городские станции юных туристов, отделы туризма и краеведения домов и дворцов пионеров. В организации краеведческой и природоохранительной работы — станции юннатов, общества охраны природы и другие организации.
Примерный тематический план занятий кружка

«Туристы-экологи» (1-й год обучения)




Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия


Практические занятия

в помещении

на местности

1

Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм и охрана природы

6

5

1



2

Наш край. Экологические проблемы края

22

18

2

2, экскурсия


3

Как организовать туристское путешествие

18

55

10

3, экскурсия,

ПВД


4

Наблюдения за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха

10

4

4

2, экскурсия*

5

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Оборудование для краеведческой работы

16

4

10

2, экскурсия*

6

Туристское снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране окружающей среды

10

4

6



7

Особенности лыжного похода

10

6

2

2, ПВД

8

Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе

14

4

6

4, ПВД

9

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические эколого-туристские умения. Лесная аптека

8

4

2

2*

10

Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование

24

6

8

10*

11

Физическая подготовка юного туриста. Преодоление естественных препятствий в походе в различном природном окружении

26

6

4

16, ПВД, Неделя (декада) туризма

12

Специальная подготовка к летнему многодневному путешествию

21

9

8

4, (Неделя (декада) «Туризм и охрана природы»)

13

Туристское путешествие







ПВД (3-дневный, многодневный походы)

14

Подведение итогов путешествия

17



17



15

Подготовка к районному слету туристов-краеведов

14



4

10




Итого

216

75

84

57

* Закрепление навыков и умений во время походов.

Тема 1. Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм и охрана природы (6 часов)

План работы кружка. Цели и задачи кружка. Требования к членам кружка, их права и обязанности.

Развитие массового туризма в СССР, в своем крае. Виды туризма. Экологические проблемы в рекреационных зонах.

Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения. Виды природоохранительной деятельности туристов на маршруте.

Туристско-краеведческий клуб, краеведческий музей, их состав и структура. Всероссийское экологическое движение «Живи, Земля».

Практическая работа. Заполнение анкеты кружковца. Подбор девиза, песни, эмблемы. Определение состава актива кружка.
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы края (22 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края.

Историческое дореволюционное прошлое нашего края. Боевые и трудовые подвиги народа. Народное творчество нашего края.

Туристские возможности родного края, развитие массового самодеятельного туризма и проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма.

Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические проблемы края.

Практическая работа с политико-административными, экономическими и физико-географическими картами края (области, республики). Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре края.

Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового; подборка краеведческой литературы и составление плана его выполнения в течение учебного года.

Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы».

Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении.
Тема 3. Как организовать туристское путешествие (18 часов)

Теоретическая и практическая подготовка путешествия, этапы. План подготовки к походу. Права и обязанности участников похода.

Разрядные требования юного туриста, нормы нагрузки туриста.

Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экспедиций с учащимися общеобразовательных школ.



Практическая работа. Разработка похода выходного дня (ПВД) однодневного, лыжного. Составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения. Проверка снаряжения!

Распределение обязанностей среди участников похода. Оформление материала похода, выпуск фотогазеты.

Экскурсия-поход «Зимний лес». Закрепление эколого-туристских умений.
Тема 4. Наблюдение за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха (10 часов)

Климат и погода своей местности. Микроклимат городов. Как предсказать погоду. Самодельные метеорологические приборы. Меры охраны атмосферного воздуха.

Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание погоды растениями, животными. Дневник наблюдений за погодой.

Практическая работа. Изготовление самодельных метеорологических приборов, вычерчивание дневника погоды и его заполнение.

Экскурсия «Наблюдение за погодой».
Тема 5. Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Оборудование для краеведческой работы (16 часов)

Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста-краеведа. Эколого-краеведческие умения по изучению природы края.



Практическая работа. Изготовление простейшего оборудования для краеведческих наблюдений. Составление дневника фенолога.

Экскурсия «Фенологические наблюдения в природе».


Тема 6. Туристское снаряжение. Самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей среды (10 часов)

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды и района путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Состав ремонтного набора. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы (колышки и стойки для палатки, костровое оборудование).



Практическая работа. Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки, устройство бивака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление самодельного снаряжения.
Тема 7. Особенности лыжного похода (10 часов)

Особенности зимнего похода: климатические условия, способы передвижения, снаряжение и т. д.

Групповое и личное снаряжение зимнего похода. Особенности зимнего бивака, кострище. Установка палатки и виды палаток. Правила выбора места и устройства бивака и кострища в зимнем походе.

Способы определения сухостоя зимой, сбор топлива.

Оказание первой медицинской помощи в зимнем походе (обморожение, простудные заболевания).

Практическая работа. Комплектование специального снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление бахил, масок, кострового оборудования. Ремонт лыж. Отработка тактики хождения на лыжах, определение сухостоя и его заготовка для костра.

Поход выходного дня. Закрепление эколого-туристских навыков и умений — поведенческих, опознавательных.


Тема 8. Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе (14 часов) (Обобщение)

Правильный выбор места туристского бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры.

Различные типы костров, устройство кострища.

Сушка и ремонт обуви. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Режим дня в походе, дневки, игры. Правила поведения туриста в походе (обобщение).

Практическая работа. Составление меню одно-, двух- и трехдневного похода (деловая игра).

Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором (инструментами).

Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов.

Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов. Деловая игра «Наши проекты» — экологически «безопасный очаг», бивак.



Поход. Организация игр в пути и на привале. Составление «Памятки туриста-эколога». Деловая игра «Наши проекты» — экологически «чистый привал».
Тема 9. Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические умения (8 часов)

Гигиенические требования в походе. Санитарно-гигиенические умения и способы действий: не допускать загрязнения водоемов, избегать загрязнений мест стоянок бытовыми отходами. Лекарственные растения, используемые в походе, правила их сбора, ядовитые грибы и растения.

Умывание, купание, закаливание в походе. Уход за ногами. Требования к обуви, одежде. Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды.

Практические занятия. Отработка приемов самоконтроля. Комплектование походной аптечки, отработка навыков оказания первой медицинской помощи, изготовления носилок для переноски пострадавшего из подручных средств, санитарно-гигиенических умений и способов действий; определение лекарственных растений, ядовитых грибов и растений. Нахождение питьевой воды и ее обеззараживание.
Тема 10. Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование (24 часа)

Значение навыков ориентирования для туриста. Карта и приемы работы с ней. Компас и работа с ним. Азимут. Спортивное ориентирование, карта спортивного ориентирования.



Практическая работа. Определение расстояния на местности приборами и на глаз. Глазомерная съемка участка пути, площадная топосъемка. Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. Движение по азимуту, определение азимута на предмет.

Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования. Топографический диктант, задания и упражнения по карте.

Игры и соревнования по спортивному ориентированию на местности.

Изготовление планшетов для спортивного ориентирования.

Беседа «Внимание и собранность — половина успеха в ориентировании».
Тема 11. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление естественных препятствий в различном природном окружении в походе (26 часов)

Требования к сдаче нормативов на значки ГТО, «Турист СССР». Физическая подготовка юного туриста. Утренняя зарядка и специальные виды упражнений.

Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения.

Практические занятия. Составление комплекса утренней зарядки и специальных упражнений. Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки.

Одно-, двух- и трехдневные походы, выполнение нормативов на значки ГТО, «Турист СССР». Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении: по равнинным участкам, спуск и подъем по травянистому крутому склону. Наведение переправь} (с помощью инструкторов) через овраг, ручей.


Тема 12. Специальная подготовка к летнему многодневному походу (21 час)

Правила организации и проведения туристского похода. Обязанности в группе. Дисциплина в походе.

Особенности снаряжения для летнего пешего похода. Специальное снаряжение для краеведческой работы. Выбор краеведческого задания.

Питание в походе. Организация питания, набор продуктов по калорийности, режим питания.

Привалы и ночлеги. Периодичность и продолжительность привалов. Правила выбора места для бивака и его устройства.

Правила санитарии и гигиены в летнем походе. Первая доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические эколого-туристские умения.



Практическая работа. Разработка маршрута, составление сметы расходов, распределение обязанностей. Оформление походной документации (дневников, маршрутного листа). Комплектование снаряжения, укладка рюкзака, вязка узлов. Составление походного меню, определение расхода продуктов. Тренировка по установке палатки. Изучение лекарственных растений края, закрепление навыков доврачебной помощи, навыков сбора лекарственных растений.
Тема 13. Туристский поход (трехдневный, многодневный)

Знакомство с маршрутом похода, краеведческой литературой.



Практическая работа (поход). Выполнение краеведческих заданий, игры по ориентированию. Соревнование по туртехнике.

Закрепление эколого-туристских навыков и умений — поведенческих, опознавательных, преобразовательных.

Игра-викторина «К тайнам природы» (определение лекарственных растений края, в мире ориентиров).
Тема 14. Подведение итогов путешествия (17 часов)

Практическая работа. Оформление походных документов, краеведческого материала к выставке, оформление фотогазеты. Определение задания на лето.
Тема 15. Подготовка к районному слету туристов-краеведов. Слет (14 часов)

Практическая работа. Закрепление эколого-туристских навыков, выбор места для туристского бивака, кострища, «захоронение» бытовых отходов и т. д.

Закрепление навыков спортивного ориентирования, туртехники преодоления естественных препятствий в разном природном окружении и хождения в природном окружении.



Подготовка специального снаряжения, способствующего охране окружающей природной среды.

Оформление конкурсного материала: туристской самоделки, «природа и фантазия» и др.


Смотрите также:
Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V-VII классы) Программа кружка «Туристы-экологи»
354.78kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные экологи»
215.76kb.
1 стр.
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы»
132.33kb.
1 стр.
Программа кружка «Цветоводство»
220.67kb.
1 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Программа модифицированного типа хореографического кружка "Капелька" (художественно-эстетическое направление) для детей
94.25kb.
1 стр.
Программа химического кружка для учащихся 6-7 классов
200.48kb.
1 стр.
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Зато г. Снежногорск
574.16kb.
3 стр.
Программа «туристы-краеведы»
1100.31kb.
8 стр.
Рабочая программа театрального кружка «Колокольчик»
151.43kb.
1 стр.
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево
118.71kb.
1 стр.
Программа кружка «Юные инспектора движения» (юид)
264.86kb.
1 стр.