Главная
страница 1страница 2страница 3
Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»


Факультет психологии


Методические рекомендации

по написанию курсовых работ

для студентов 4-го курса

специальностЕЙ «психология» И

«пРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Минск, 2011

Составители:



Д.Г.  Дьяков, заведующий кафедрой методологии и методов психологических исследований факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Н.П. Радчикова, доцент кафедры методологии и методов психологических исследований факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № _8_ от 05 мая 2011 г.)


Председатель
___________В.С. Волченков
Секретарь
___________ Н.А. Юркевич
Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 4-го курса

Общие положения

Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 4-м курсе (при заочной форме получения образования – на 5-м (предвыпускном) курсе), – это самостоятельное творческое исследование, предполагающее использование ранее сформированных навыков работы с теоретическим и эмпирическим материалом, а также проведение эмпирического исследования, в т.ч. анализ и интерпретацию полученных данных. Кроме расширения и углубления знаний, полученных в ходе написания и защиты курсовой работы на 3-ем курсе, курсовая работа на 4-ом курсе может иметь свою специфику, выражающуюся в методическом характере курсовой работы. Для студентов специальности «Психология» курсовая работа должна быть выполнена по специализации.

При написании курсовой работы на 4 курсе студент может использовать теоретические и эмпирические данные проведенного на 3-ем курсе научного исследования либо провести новое исследование.

Курсовая работа должна быть научной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования. Сформулированные автором выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.



Целью написания курсовой работы студентами является совершенствование у них знаний и умений, необходимых для осуществления эмпирического исследования и формирование навыков, необходимых для преподавания психологии.

В соответствии с целью можно выделить специфические особенности написания курсовых работ на 4-м курсе. Курсовые работы по данному предмету могут быть эмпирическими или теоретико-методическими.



Эмпирические работы могут представлять собой исследования различных аспектов развития личности обучаемого (школьника или студента) в процессе обучения его психологии. В отличие от курсовой работы, выполняемой на третьем курсе, на 4-ом курсе работа должна быть дополнена авторскими методическими разработками студентов, направленными на обучение, развитие или психологическую помощь испытуемым. Это могут быть психокоррекционные технологии, консультативные, тренинговые программы. Также эмпирические работы могут представлять собой продолжение работы, начатой на 3-ем курсе.

Задачами такой работы являются формирование:

  • умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;

  • навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);

  • умения организации текста работы, логики ее построения;

  • умения организации психодиагностической и экспериментальной работы;

  • навыков изложения и интерпретации полученных эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;

  • умения разрабатывать учебно-методические материалы: например, курс лекций по теме курсовой работы; планы семинарских занятий (с учетом различных форм его проведения); контрольные вопросы и темы рефератов или устных сообщений; специальные задания для самостоятельной работы студентов, позволяющие активизировать их творческий потенциал; список литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников);

  • умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;

  • навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Написание теоретико-методической работы преследует цели углубления знаний по курсам «Методика преподавания психологии», «Теория и методика психологического тренинга», «Психологическое консультирование» и т.д. и имеет своей целью ее практическое апробирование. Такие работы могут представлять собой разработку курса (или части курса) лекций или практических занятий по какой-либо дисциплине, специального тренинга, электронного учебника и т.д.



Задачами такой работы являются формирование:

  • умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, отметить научную и практическую значимость работы;

  • навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);

  • умения организации текста работы, логики ее построения;

  • умения разрабатывать учебно-методические материалы: например, курс лекций по теме курсовой работы; планы семинарских занятий (с учетом различных форм его проведения); контрольные вопросы и темы рефератов или устных сообщений; специальные задания для самостоятельной работы студентов, позволяющие активизировать их творческий потенциал; список литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников);

  • навыков внедрения или апробации методических разработок либо разработки рекомендаций по дальнейшему их использованию (рекомендуемый контингент, база, предполагаемый научно-практический результат);

  • навыков применения инновационных технологий в преподавании психологии;

  • навыков разработки различных продуктов, связанных с внедрением инновационных технологий в преподавании психологии

  • навыков изложения и интерпретации полученных при апробации эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;

  • умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;

  • навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Проблематика курсовых работ для студентов 4-го курса разрабатывается и периодически утверждается ведущими специалистами кафедр. Перечень тем утверждается постановлением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами.

Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. Определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы. Каждый студент имеет право на три консультации по ходу написания работы, после чего она, в соответствии со сроками учебного плана, предоставляется научному руководителю на проверку. Студенту необходимо продумать рациональное использование времени консультаций с научным руководителем. Приходя на консультацию, целесообразно продумать заранее те вопросы, которые вызывают наибольшее затруднение.

В динамике выполнения студентом курсовой работы научным руководителем и соответствующей кафедрой осуществляется систематический контроль и оценивание научно-исследовательской деятельности студента. Такой контроль включает два основных этапа.



На первом этапе на кафедру до 10 декабря предоставляется проверенный и оцененный научным руководителем письменный отчет о проделанной работе, отражающий следующие результаты учебного исследования:

а) библиография по теме исследования с учетом новейшей научной литературы (см. Приложение 4);

б) реферативный обзор выбранной научной литературы по теме курсовой работы (не менее 20 источников);

в) обоснование методологической, методической и эмпирической базы исследования, ее краткая характеристика;

г) обоснование актуальности анализируемой проблемы;

д) развернутый план-проспект исследования, включающий: цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, описание проблемного поля, основных логических этапов, обоснование методологии и методики исследования, определение основных понятий, план работы.



Средний объем отчета составляет 7–10 страниц машинописного текста.

На втором этапе студент предоставляет на кафедру за месяц до конкретного срока защиты:

1) готовый текст курсового проекта, выполненный в соответствии с установленными требованиями и методическими рекомендациями, в распечатанном и в электронном виде;

2) для эмпирических работ приложения, включающие базы данных и результаты статистической обработки материалов исследования, первичные материалы (бланки ответов).

Электронный текст проходит проверку на плагиат в специальной программе. Курсовая работа не допускается к защите, если процент плагиата превышает 40.



Объем курсовой работы студента 4-го курса составляет 3035 страниц (без приложения).

Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев оценивания, представленных в приложении 1.



СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа студента третьего курса должна содержать:

* титульный лист;

* оглавление;

* перечень условных обозначений (при необходимости);

* введение, включающее общую характеристику работы;

* основную часть, представленную главами;

* заключение;

* список использованных источников;

* приложения (при необходимости).

1. Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора; название работы; ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год (см. приложение 3).

Название работы должно выражать предмет осуществленного теоретического исследования, быть конгруэнтным содержанию и по возможности кратким. В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

2. Оглавление

Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей работы. Оглавление формируется вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.



3. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.



4. Введение – 4–5 стр.

Введение – вступительная часть работы, в которой предлагается общая оценка состояния научной, социальной или иной сферы деятельности общества, в которой находится избранный автором объект исследования. При необходимости осуществляется исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.



Общая характеристика работы

В общей характеристике курсовой работы раскрывается:



Актуальность темы работы:

Следует указать степень разработанности темы; место исследования, описываемого в тексте курсовой работы, среди других подобных исследований в этой же области; кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли психологии в целом.



Цель и задачи исследования:

Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.



Объект и предмет исследования:

Объект исследования – фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.



Методология и методы проведенного исследования (для эмпирических работ):

В данном разделе определяются методология и методы осуществляемого исследования. В работах могут использоваться как количественные, так и качественные методы исследования.



Научная новизна и значимость полученных результатов:

При изложении научной новизны проведенного исследования (в случае ее наличия) следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов курсовой работы определяется тем, на­сколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущность механизмов, явлений, процессов, способствуют постановке новых исследований.



Практическая значимость полученных результатов:

В курсовой работе следует приводить сведения о возможном практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.



Гипотеза (для эмпирических исследований):

Под гипотезой понимают научное предположение относительно отдельных свойств, отношений, функций и объяснительных принципов психологических явлений, выступающих в качестве предмета исследования. В результате проведенных исследований гипотеза может быть принята или отвергнута. Необходимость использования гипотезы в курсовом иссле­довании определяется его автором.



Структура и объем курсовой работы:

Указывается структура курсовой работы, включая общую характеристику работы, количество глав, приложения. Приводится полный объем курсовой работы в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), а также количество использованных источников.



5. Основная часть – 20–25 стр.

Основная часть работы содержится в 2-х главах, в которых отражается:



  • обзор литературы по теме и выбор направления исследования,

  • изложение общей концепции и основных методов исследования,

  • описание эмпирической (или методической) части исследования,

  • анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.

Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

В первой главе (10–15 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.

При написании первой главы (равно как и работы в целом) автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.



Во второй главе (15–20 стр.) эмпирической работы студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование, а также умение разрабатывать учебно-методические материалы.

В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.

В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.

Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.

Выборкаэто ограниченная по численности группа объектов (в психологии испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Рекомендации по определению требуемого объема выборки:



  • Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 4050 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.

  • Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 3035 человек.

  • Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики от 200 до 2500 человек.

В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.

Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.

В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.

Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.

Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных). Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.

Таблица первичных данных




Пол

Возраст

Тревожность

Самооценка

1

М

12

16

16

2

М

14

17

18

3

Ж

13

23

14











n

М

12

22

10


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 4-го курса специальностей «психология» и «практическая психология. Иностранный язык»
398.03kb.
3 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 100104(2307) «Туризм» и100105(2302) «Гостиничный сервис»
391.48kb.
2 стр.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ для студентов финансово
1842.02kb.
10 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов по специальности География
473.99kb.
2 стр.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы»
218.42kb.
1 стр.
Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» Брест 2009
593.45kb.
4 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей 1 курса заочной формы обучения по специальностям 031001. 65 правоохранительная деятельность
796.88kb.
5 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей Витебск 2011 (076. 5)
824.89kb.
3 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.