Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4



ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ФИЛИАЛ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ЧИТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА


Допрофессиональная

образовательная программа

«Юный железнодорожник»

Чита 2011 г.



Согласовано

Начальник службы

управления персоналом

______________ А.В.Пирог

«___»____________ 2012 г.


Утверждаю

И.о. заместителя начальника дороги

по кадрам и социальным вопросам

____________________ В.А.Сигаев

«____»______________ 2012 г.




Допрофессиональная образовательная

программа «Юный железнодорожник»






Участники программы: дети 10 – 16 лет

Срок реализации: 4 года

Автор: Матафонова Наталья Вячеславовна

Заместитель начальника Читинской детской железной дороги





Пояснительная записка
Введение
На новом этапе социально-экономического развития общества предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, квалификации и компетентности работника. Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения. В связи с этим была разработана Целевая программа ОАО «РЖД» «Молодежь ОАО «РЖД» 2006 -2010 годы», которая придает особое значение системе дополнительного образования, направленная на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, обеспечению готовности к профессиональному самоопределению, созидательной и преобразующей трудовой деятельности. Жизнедеятельность школьника, его дальнейшее образование, создающее необходимые условия для его развития и становления, формирования убеждений, мировоззрения, социальной зрелости целенаправленно обеспечивает допрофессиональная подготовка. Допрофессиональная подготовка – система знаний, умений и навыков, включающая в себя профконсультационную психологическую помощь и обобщенную схему знаний о требованиях к определенной профессии.

Детская железная дорога – учреждение, развивающее техническое творчество и повышающее интерес к железнодорожным специальностям у детей школьного возраста, которая могла бы быть стать базой для организации и управления системой допрофессиональной подготовки. Реализуя деятельность, направленную на расширение образовательных услуг в интересах личности, общества и государства, детские железные дороги строят свою деятельность с учетом тенденций в сфере дополнительного, профильного и предпрофильного образования.

Серьезное отличие детских железных дорог от «больших» железных дорог в том, что на детских железных дорогах обучаются и проходят практику дети от 11 до 16 лет под руководством квалифицированных инструкторов. В течение 3-5 лет они осваивают профессии проводника, ревизора, стрелочника, диктора, осмотрщика вагонов, помощника машиниста, дежурного по станции, машиниста, поездного диспетчера и другие.

При подготовке данной программы учтены специфические особенности Читинской детской железной дороги, так как она узкоколейная, работает в летний период и только в дневное время суток, практику проходят юные железнодорожники от 11 до 16 лет под наблюдением инструкторов в две смены продолжительностью по 4 часа.

Основными обязанностями юных железнодорожников являются организация движения поездов, перевозка пассажиров при безусловном обеспечении безопасности движения, жизни и здоровья пассажиров, соблюдение требований охраны труда.

Цели и задачи программы
Целью допрофессиональной образовательной программы является – создание условий для формирования готовности к жизненному и профессиональному самоопределению и самореализации подростков, посредством их приобщения к железнодорожному делу, истории, культуре и традициям железнодорожного транспорта и детских железных дорог; овладение коммуникативным, организаторскими способностями; теоретическими знаниями и умениями; познание себя как индивидуальности через активное участие в самостоятельной и совместной деятельности.

При достижении цели решаются следующие задачи:



  • Активизация процесса осознания детьми выбора профессии;

  • Формирование интереса к будущей профессии;

  • Расширение кругозора детей по различным отраслям железной дороги;

  • Содействие в укреплении физического и психического здоровья;

  • Организация досуга и творческого развития;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков;

  • Формирование нравственных качеств: ответственности, аккуратности, толерантности.


Принципы построения и развития программы
Допрофессиональная образовательная программа рассчитана на четыре года. В основе построения и развития программы лежит принцип восхождения по спирали: от простого к более сложному с повторением усвоенного на новом витке качественно нового уровня.


Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка предусматривает: знакомство с историей детских железных дорог и развитием железнодорожного транспорта; изучение ведущих отраслей железнодорожного транспорта, их работы и взаимодействии; обучение основам железнодорожных специальностей. Занятия осуществляются в различных формах: лекции, практические и самостоятельные занятия, деловые игры, экскурсии, встречи.

По окончании теоретического курса обучения юный железнодорожник сдает экзамен и по его итогам допускается к летней практике.



Практическая часть
Практическая часть, базирующаяся на учебном плане, направлена на применение и закрепление освоенного теоретического материала во время летней практики. Каждому юному железнодорожнику выдается удостоверение, в котором проставляются оценки за теоретический курс обучения и за каждый день практического усвоения определенной профессии.


Предполагаемый результат


  1. На детской железной дороге подростки получают первичные трудовые навыки, необходимые в будущей профессии; происходит физическое и психическое приспособление к трудовой деятельности.

  2. Успех в обучении напрямую связывается с достижениями в развитии у юных железнодорожников мотивации к самосовершенствованию, творчеству, самостоятельности, а также со сформированностью активной жизненной позиции, включенностью в процесс сотворчества со сверстниками и взрослыми, общей комфортностью пребывания детей на детской железной дороге.

  3. Происходит более быстрый процесс адаптации в социуме.

  4. Преимущество при поступлении в отраслевые профессиональные учебные заведения.

Результаты по каждому году обучения

1-й год обучения

  1. Овладение навыками общения с взрослыми, сверстниками, пассажирами.

  2. Расширение нравственных и этических норм.

  3. Овладение основными знаниями, умениями, навыками учебно-практической части программы.

2-й год обучения

  1. Знание особенностей своей личности, овладение навыками восприятия и понимания себя, других людей.

  2. Совершенствование навыков и умений, полученными в процессе обучения.

  3. Закрепление системы нравственных и этических норм.


3-й, 4-й год обучения

  1. Овладение системой понятий, представлений об умениях, необходимых для профессионального выбора.

  2. Формирование готовности к профессиональному самоопределению.

  3. Совершенствование системы нравственных и этических норм.

  4. Освоение процесса передачи опыта по принципу обучения «равный равному» (от старших к младшим).

  5. Помощники машинистов: приобретение навыков вождения локомотива.

  6. Машинисты: совершенствование навыков вождения локомотива, развитие профессионализма.


Учебный блок.





Наименование дисциплин

Часов аудиторных

Всего

Теория

Практика

Экзамены

1.

Подготовка проводника, ревизора, стрелочника, диктора

50

31

15

4

2.

Подготовка главного кондуктора, осмотрщика вагонов, бригадира поезда

50

32

14

4

3.

Подготовка дежурных по станциям, поездных диспетчеров

52

21

27

4

4.

Подготовка помощников машинистов

50

30

16

4

5.

Подготовка машинистов

50

26

20

4




Итого:

252

140

92

20


Летняя практика.


Год обучения

Название должностей

Количество часов

1 год

Стрелочник, проводник, ревизор, диктор в поезде, диктор на станции

60

2 год

Главный кондуктор, бригадир поезда, осмотрщик вагонов, инспектор по технике безопасности

60

3 год

Дежурный по станции, поездной диспетчер

60

4 год

Машинист, начальник смены

60

3 год

Помощник машиниста

60

ИТОГО:




300



Общеразвивающий блок




Наименование мероприятий

Всего (количество)

1.

Профориентационные экскурсии по железнодорожным учебным заведениям

2

2.

Профориентационные экскурсии по предприятиям железнодорожного транспорта

9

3.

Экскурсии в музеи города, кинотеатры, цирк

24

4.

Конкурсы и викторины

5

5.

Мероприятия города и дороги

3




Всего:

43

Цели и задачи общеразвивающего блока:

1. Создание условий для активизации процесса осознания детьми своих намерений, интересов и склонностей

через деятельность на детской железной дороге.

2. Формирование навыков общения в детском коллективе.

3. Формирование интереса к будущей профессии.

4. Расширение кругозора юных железнодорожников.

5. Организация досуга и творческого развития.
Учебно–тематические планы
Тематический план подготовки юных железнодорожников 1-го года обучения





п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лекций

Практик

1.

Ознакомительная экскурсия на детскую железную дорогу

2




2

2.

История развития детских железных дорог, Читинской Малой Заб.ж.д.

Просмотр фильма «Детские железные дороги»



2

2




3.

Единая транспортная система. Значение железнодорожного транспорта.

2

1

1

4.

История развития железнодорожного транспорта

2

2




5.

Экскурсия в музей Забайкальской железной дороги

2




2

6.

Железнодорожный путь

10

7

3

7.

Общие сведения о вагонах

6

4

2

8.

Обязанности проводника, ревизора и диктора в поезде. Экскурсия в резерв проводников станции Чита-2

5

2

3

9.

Общие сведения о локомотивах

2

2




10.

Раздельные пункты

4

3

1

11

СЦБ и связь на железнодорожном транспорте

2

2




12.

Сигналы на железных дорогах

3

2

1

13.

Охрана труда на железнодорожном транспорте. Правила техники безопасности при работе в период летней практики.

2

2




14.

Организация работы детской железной дороги в период летней практики

2

2




15.

Экзамен

4










Итого:

50

31

15

Тематический план подготовки юных железнодорожников 2-го года обучения





п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лекций

Практик

1.

Вводная беседа. Темы и задачи для юных железнодорожников 2-го года обучения

2

2




2.

Сеть железных дорог и управление железнодорожным транспортом

2

2




3.

Изыскание и проектирование железных дорог

3

2

1

4.

Основные неисправности пути и стрелочных переводов

2

2




5.

Диагностика состояния пути. Путевые приборы и механизмы. Правила техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях

2

1

1

6.

Текущее содержание пути. Просмотр тех. фильма «Машинизированное содержание пути»

2

1

1

7.

Экскурсия в путевую машинную станцию

3




3

8.

Локомотивы и локомотивное хозяйство

8

8




9.

Экскурсия в локомотивное депо

2




2

10.

Вагоны и вагонное хозяйство

6

4

2

11.

Обязанности главного кондуктора, бригадира поезда, осмотрщика вагонов

2

1

1

12.

Работа станций

6

4

2

13.

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте

4

2

2

14.

Правила техники безопасности при работе на детской железной дороге

2

2




15.

Экзамены

4










Итого:

50

32

14

Тематический план подготовки юных дежурных по станции и поездных диспетчеров (3-й год обучения)




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лекций

Практик

1.

История Забайкальской железной дороги. Перспективы развития.

2

2




2.

Железнодорожные станции.

4

2

2

3.

Экскурсия на пост ЭЦ

3




3

4.

Станционное хозяйство детской железной дороги

2

1

1

5.

Руководство эксплуатационной работой станции

2

2




6.

Средства связи для организации движения поездов

2

2




7.

Работа поездного диспетчера

2

1

1

8.

График движения поездов

8

2

6

9.

Диспетчерский доклад

1




1

10.

Экскурсия в ЕЦДУ управления Забайкальской железной дороги

2




2

11.

Обязанности дежурного по станции

2

2




12.

Прием поездов

2

1

1

13.

Отправление поездов

2

1

1

14.

Маневровая работа

2

1

1

15.

Движение поездов при телефонных средствах связи

2

1

1

16.

Ведение поездной документации

2

1

1

17.

Сигнализация

2

1

1

18.

Правила техники безопасности

2

1

1

19.

Экскурсии в железнодорожные учебные заведения

4




4

20.

Экзамен

4










Итого:

52

21

27



следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа «Юный железнодорожник»
672.08kb.
4 стр.
Программа кружка «Юный железнодорожник»
107.76kb.
1 стр.
Образовательная программа «Юный таэквондист»
164.48kb.
1 стр.
Образовательная программа «юный стилист»
707.86kb.
5 стр.
Образовательная программа дополнительного образования по спортивному туризму и спортивному ориентированию «Юный турист»
1187.58kb.
9 стр.
Профильного лагеря дневного пребывания «Юный Видовец» маоу сош №40 на июнь
51.01kb.
1 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.
Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
73.7kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа для сотрудников индустрии гостеприимства Образовательная программа «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
36.55kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.