Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента


Программа дисциплины Инновационный менеджмент

для направления подготовки магистра

для магистерской программы «Менеджмент», специализации «Предпринимательство», «Инновационный менеджмент»
Автор программы:

Бутрюмова Н.Н., к.э.н. butryumovann@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Э.А. Фияксель


Рекомендована секцией УМС Менеджмент «___»____________ 2012 г.

Председатель


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2012

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Учебная дисциплина является адаптационной. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки , обучающихся по магистерской программе «Менеджмент» на специализациях «Предпринимательство» и «Инновационный менеджмент».

Программа разработана в соответствии с:

Приказ от 18 ноября 2009 г. № 636 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "магистр");

Образовательной магистерской программой «Менеджмент».

Рабочими учебными планами университета по направлению подготовки (специализации «Предпринимательство», «Инвестиционный менеджмент»), утвержденными в 2012 г.


1Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» является дать комплексные знания в области теории и практики управления инновациями, вооружить менеджеров гибким инструментарием в вопросе построения систем инновационного менеджмента.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


  • общую концепцию инновационного менеджмента,

  • процессы планирования и реализации внедрения инноваций,

  • каким образом проводить анализ ситуации в отрасли и в организации,

  • как создать условия по разработке и внедрению новшеств, устранению конфликтов, связанных с изменениями, повышению гибкости, обеспечивающей организации длительную жизнеспособность.

Уметь

  • творчески применять в решении практических задач опыт, накопленный историей становления и развития инновационного менеджмента;

  • методически правильно проводить анализ внутренней и внешней инновационной среды организации;

  • разрабатывать инновационную стратегию организации;

  • проектировать структуры организаций и подразделений, занимающихся инновационной деятельностью;

  • планировать инновационную работу;

  • применять современные методы и модели для формирования оптимальных управленческих решений в области инноватики.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • владеть методологией управления инновационным процессом в организации,

  • анализировать ситуацию в области новых продуктов и услуг, технологий, приемов управления и т.п., создаваемых во внешнем окружении и в самой организации,

  • оценивать возможности организации по разработке и внедрению новшеств, их экономической эффективности,

  • разрабатывать и реализовывать мероприятия по развитию организации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность самостоятельно осваивать и использовать новые компетенции

ОК-3

Самостоятельно осуществляет поиск информации; самостоятельно формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает зарубежный и российский опыт управления инновациями

Темы для самостоятельного изучения, задания для самостоятельного выполнения, командная аудиторная работа, разбор кейсов, обсуждения.

способность принимать решения и организовывать работу в условиях риска и неопределенности

ОК-5

Самостоятельный разбор кейсов на занятии, поиск решения задачи.

Командные задания на занятиях.

способность управлять организациями, сетями, подразделениями, проектами и, группами сотрудников, отдельными работниками и иными объектами управления

ПК-10

Управляет изменениями и конфликтами при работе над своим проектом.

Работа над прикрепленным проектом в рамках проектного метода обучения.

способность разрабатывать корпоративную, деловую и функциональные стратегии деятельности и развития организации

ПК-12

Применяет инструменты разработки инновационной стратегии на примере заданного предприятия.

Задание на разработку инновационной стратегии предприятия

способность разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию

ПК-14

Применяет полученные теоретические знания в области организационного развития и внедрения инноваций

Разбор кейсов.

способность находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

ПК-16

Оценивает инновационный проект с точки зрения его перспектив развития.

Оценка инвестиционного предложения инновационного проекта для частного инвестора.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу адаптационных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Основы менеджмента»,

«Организационные изменения»,

«Производственный менеджмент»,

«Стратегический менеджмент».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать основные положения менеджмента

Понимать, как проводятся изменения в организации

Понимать, как выстроены производственные процессы на предприятиях

Уметь разрабатывать стратегию предприятия

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



Управление инновационными проектами

4Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основные понятия, задачи и функции инновационного менеджмента.

10

2




2

6

2

Управление инновационным развитием

14

2




2

10

3

Организационные формы инновационных предприятий. Инновационная инфраструктура.

14

2




2

10

4

Финансирование инновационной деятельности. Государственная поддержка инноваций.

15

3




2

10

5

Управление инновационными системами.

25

3




2

20

6

Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

14

2




2

10

7

Управление инновационным предприятием.

16

2




4

10




Всего часов

108

16

-

16

76

5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Текущий

(неделя)


Домашнее задание

8




Письменная домашняя работа.

Объем: не менее 4 тыс. слов.

Задание выдается за месяц до сдачи.


Итоговый

Зачет

*




устный зачет по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных практических занятий.

5.1Критерии оценки знаний, навыков


При написании Эссе студент должен продемонстрировать аналитические способности в поиске и анализе необходимой информации по конкретному проекту (предприятию); логично и структурировано выстроить работу; уметь применить полученные знания в рамках лекционных и практических занятий при изучении проекта (предприятия). Работа должна носить самостоятельный характер, не должна состоять из скопированной информации из других источников. Работа должна отражать мысли автора, текст должен быть сформулирован самостоятельно.

На зачете проверяются теоретические знания по рассмотренным в рамках курса темам; отличная оценка ставится при логичном изложении мыслей и материала, а также, если при ответе студент оперирует дополнительной информацией по данному вопросу (аналитика, факты, статистика, другие мнения и точки зрения на рассматриваемую проблему).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6Содержание дисциплины


Раздел 1 Основные понятия, задачи и функции инновационного менеджмента.

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Основные понятия инновационного менеджмента;

1

Подготовка к практическим занятиям

Классификация инноваций;

1

Инновационный процесс и его участники;

1

Источники инноваций.

1

Всего часов

4

6

Литература по разделу:



  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Толковый словарь. Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. Отв. Редактор В.И. Суслов. Новосибирск: Сибирское научное изд-во, 2008, 224 стр.

  3. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  4. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Мотин, В.Г. Рождественский; Нижегород. гос. техн. ун-т.  Н.Новгород, 2008,  134 с.

  5. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкие К.А., Шведов В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 320 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).

  6. The Handbook of Technology and Innovation Management, Scott Shane, Hardcover, 504 pp, October 2008, Wiley-Blackwell

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


Раздел 2. Управление инновационным развитием.

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Управление процессами создания новых знаний и освоением новшеств.

1

Подготовка к практическим занятиям

Подготовка и реализация инновационных изменений.

1

Проектирование инновационных преобразований.

1

Создание условий для разработки новшеств.

1

Всего часов

4

10

Литература по разделу:



  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Sturdy, A. and Clark, T. and Fincham, R. and Handley, K.  'Management consultancy : boundaries and knowledge in action.', Oxford ; New York: Oxford University Press, 2009.

  3. James Moultrie, Alasdair Young. Exploratory Study of Organizational Creativity in Creative Organizations / Creativity and Innovation Management, Volume 18, Issue 4 (December 2009), (p 299-314).

  4. Cristina L. Byrne, Michael D. Mumford, Jamie D. Barrett, William B. Vessey. Examining the Leaders of Creative Efforts: What Do They Do, and What Do They Think About? / Creativity and Innovation Management, Volume 18 Issue 4 (December 2009), p 256-268.

  5. http://www.e-xecutive.ru А.Теплухин. В поисках идеи. 22/10/2008

  6. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  7. Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 288 с.

  8. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Мотин, В.Г. Рождественский; Нижегород. гос. техн. ун-т.  Н.Новгород, 2008,  134 с.

  9. Икудзиро Нонака. Компания – создатель знаний. / Harvard Business Review Россия, август 2007.

  10. Роджер Мартин. Интеллект как орудие конкурентной борьбы. / Harvard Business Review Россия, август 2007.

  11. Кевин Койн, Патриция Клиффорд, Рене Дай. Творческая мысль на коротком поводке. / Harvard Business Review Россия, апрель 2008.

  12. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика MBA»).

  13. Эндрю Дж. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин; перевел с англ. С.С. Гуринович; научн.ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

  14. Пьер Коллерет, Роберт Шнайдер, Поль Легри. Управление изменениями в организации. Адаптация к переменам. http://www.management.com.ua/cm/cm058.html

  15. Нововведения и их влияние на отношения в трудовом коллективе. http://psyznaiyka.net/conf-discus.html?id=10

  16. Наталия Боровикова. Нововведения в организации: предупрежден — значит, защищен. http://www.iteam.ru/publications/human/section_70/article_3633/

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


Раздел 3. Организационные формы инновационных предприятий. Инновационная инфраструктура.

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Понятие организационной структуры и организационной схемы управления.

1

Подготовка к практическим занятиям

Виды, принципы и особенности формирования организационных структур.

1

Разновидности инновационного предпринимательства.

1

Разновидности инновационной инфраструктуры.

1

Всего часов

4

10

Литература по разделу:



  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Инновационный менеджмент: учеб. пособие под редакцией А. В. Барышевой. М.: Дашков и Ко, 2007, - 384 с.

  3. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  4. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов. Бутрюмова Н.Н., Фияксель Э.А. // «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», №4 апрель 2008 г., с.23-26.

  5. Технопарки как элемент инновационной экономики. Бутрюмова Н.Н., Фияксель Э.А. // «Инновации», № 1 (123), январь 2009 г., с.73-77.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


Раздел 4. Финансирование инновационной деятельности. Государственная поддержка инноваций.

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Формы финансирования инновационной деятельности

1

Подготовка к практическим занятиям.

Виды инвесторов и принципов финансирования

2

Виды и формы государственной поддержки инновационной деятельности.

1

Правовое обеспечение инновационной деятельности.

1

Всего часов

5

10

Литература по разделу:



  1. Управление инвестициями предприятия, Бланк И.А., - К.: Ника–центр, 2008 г., 480 с. - (Энциклопедия финансового менеджмента; Вып.3)

  2. Доклад экспертной группы по альтернативным инвестициям Развитие прямых инвестиций в Европе, РАВИ, 2007 г.

  3. Аналитический сборник Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2008 год. – СПб.: «Феникс», 2009. – 152 с.

  4. Объединенные Нации, Европейская Экономическая Комиссия, Финансирование Инновационного Развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Перевод с английского – СПб.: РАВИ, 2008

  5. Европейская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования (EVCA). Специальный выпуск EVCA, апрель 2008. Глобальные сценарии развития прямого и венчурного инвестирования. Под руководством Oxford Analytica. Перевод с английского – СПб.: РАВИ, 2009.

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Опубликовано 31 июля 2007 г.

  7. Екатерина Сафронова, Александр Щепотьев. Постатейный комментарий к Федеральному Закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Издательство: Юстицинформ, 2008 г., 104 с.

  8. Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы". Утверждена приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 394.

  9. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1). Министерство образования и науки Российской Федерации.

  10. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. http://www.sci-innov.ru

  11. О.Г. Голиченко, Е.В. Акинфеева. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии. // Инновации №6 (128), 2009, с. 30-37.

  12. Информационно-справочный портал "Наука и инновации в регионах России" http://regions.extech.ru

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


Раздел 5. Управление инновационными системами

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Понятие инновационной системы.

0,5

Подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов по группам.

Национальная инновационная система.

1

Региональная инновационная система.

1

Корпоративная инновационная система.

2,5

Всего часов

5

20

Литература по разделу:



  1. Innovation, Path Dependency, and Policy: The Norwegian Case. Edited by Jan Fagerberg, David Mowery, and Bart Verspagen. 408 pages. Oxford; New York: Oxford University Press, 2009. 

  2. Innovation in Local Economies: Germany in Comparative Context (Hardcover) by Colin Crouch (Author), Helmut Voelzkow (Author). 256 pages. OUP Oxford; 1 edition (30 April 2009).

  3. Creating Silicon Valley in Europe: Public Policy Towards New Technology Industries (Hardcover) by Steven Casper (Author). 250 pages. OUP Oxford (5 July 2007). 

  4. Суровцев И.С. Проблемы формирования национальной и региональных инновационных систем в России. Журнал: Менеджмент инноваций, #2, 2008 г.

  5. В.Ю. Тюрина, М.В. Снежинская. Инструменты контроля и регулирования национальной инновационной системы РФ. / Инновации № 7 (117), 2008

  6. В.М. Кульков Национальная инновационная система: содержание, типы, российские особенности. Международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции», МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008 г.

  7. Е.А. Монастырский, А.Б. Пушкаренко, Н.О. Чистякова. Методические подходы к оцениванию эффективности деятельности инфраструктуры инновационной системы региона. / Инновации №6 (128), 2009, с. 75-81.

  8. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. / Вестник Научно-исследовательского центра 
    корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
    Сыктывкарского государственного университета, выпуск №4, 2008

  9. Н.А. Никонов, Ю.М. Максимов, В.Г. Белянина, С.Н. Митяков. Система управления инновационными процессами в Нижегородской области / Инновации №8 (118), 2008.

  10. Институт региональных инновационных систем http://www.innosys.spb.ru/

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.



Раздел 6. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Цели, задачи, содержание и формы стратегического управления инновациями.

1

Подготовка к практическим занятиям.

Понятие и виды инновационных стратегий. Роль внешних и внутренних факторов в обосновании выбора стратегии.

1

Общие принципы разработки инновационной стратегии. Выбор инновационной стратегии.

1

Классификация типов инновационного поведения организаций. Разновидности стратегий по типу инновационного поведения.

1

Всего часов

4

10

Литература по разделу:



  1. Бовин, А. А.  Управление инновациями в организациях : учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Sturdy, A. and Clark, T. and Fincham, R. and Handley, K.  'Management consultancy : boundaries and knowledge in action.', Oxford ; New York: Oxford University Press, 2009.

  3. George Castellion. Strategy, Innovation, and Change: Challenges for Management Edited by Robert Galavan, John Murray, and Costas Markides // Journal of Product Innovation Management, Volume 26, Issue 5, p 596-597.

  4. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  5. Константинос К. Маркидес, Пол А. Героски. Искусство быть вторым. Почему "открыватели рынков" не становятся безусловными лидерами. М. СПб:Вершина, 2006

  6. Марк Джонсон, Клейтон Кристенсен, Хениг Кагерманн. Обновление бизнес-модели. / Harvard Business Review Россия, март 2009, с. 63-72

  7. Формирование и развитие теории открытых инноваций : интервью с Ванхавербеке В. // Инновации. - 2008. - № 1. - С. 78-85.

  8. Давила Тони, Эпштейн Марк Дж., Шелтон Роберт. Работающая инновация: как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду / Пер. с англ.; Под научн. ред. Т.Ф. Козицкой – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.

  9. Гутникова Т., Скворцова Н., Мацковская М. Инновации в бизнесе: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с. – (Серия «Идеи, которые работают»).

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


Раздел 7.Управление инновационным предприятием

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Кадровое обеспечение инновационных предприятий. Менеджеры в инновационной сфере: место в коллективе, основные задачи и функции.

2

Подготовка к практическим занятиям.

Выбор инновационной бизнес-модели.

2

Целостный подход к управлению инновациями.

2

Всего часов

6

10

Литература по разделу:

  1. Бовин, А. А.  Управление инновациями в организациях : учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд. ; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

  2. Sturdy, A. and Clark, T. and Fincham, R. and Handley, K.  'Management consultancy : boundaries and knowledge in action.', Oxford ; New York: Oxford University Press, 2009.

  3. Simon Ford, Elizabeth Garnsey, David Probert. Evolving corporate entrepreneurship strategy: technology incubation at Philips // R&D Management Volume 40 Issue 1 (January 2010), p 81-90.

  4. Pilar Carbonell, Ana I. Rodríguez-Escudero, Devashish Pujari. Customer Involvement in New Service Development: An Examination of Antecedents and Outcomes* // Journal of Product Innovation Management, Volume 26, Issue 5, (p 536-550)

  5. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика MBA»).

  6. Эндрю Дж. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин; перевел с англ. С.С. Гуринович; научн.ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

  7. Тони Давила, Марк Дж. Эпштейн, Роберт Шелтон. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007, 288 стр.

  8. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  9. М. Мелия. Почему «уходят» топ-менеджеров: мнение владельцев бизнеса. http://www.hbr-russia.ru/blogs/1/546/, 2008 г.

  10. Граттон, Л.  Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития и инноваций / Л. Граттон ; пер. с англ. Н. Брагиной. - СПб. : BestBusinessBooks, 2008. - 283 с.

  11. Давила Тони, Эпштейн Марк Дж., Шелтон Роберт. Работающая инновация: как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду / Пер. с англ.; Под научн. ред. Т.Ф. Козицкой – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.

  12. Гутникова Т., Скворцова Н., Мацковская М. Инновации в бизнесе: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с. – (Серия «Идеи, которые работают»).

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейсов на семинарах; дискуссии; работа в группах над заданием.


7Образовательные технологии


Образовательные технологии, используемые при реализации учебной работы: разбор кейсов, просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов, дискуссии, доклады, мозговой штурм.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерное задание для выполнения Домашнего задания, проводимого в письменной форме: анализ и описание процесса коммерциализации выбранной студентом инновации на примере российской или зарубежной компании. Детализация задания:

  • Привести пример новшества, которое превратилось в инновацию.

  • Дать классификацию данной инновации.

  • Определить какие этапы инновационного процесса были реализованы организацией при создании данной инновации.

  • Определить инновационные цели и инновационную стратегию организации, реализуемые и возможные, используя для этого метод SWOT.

  • Оценить состояние управления инновациями в организации.

  • На примере рассматриваемой инновации показать тип сопротивления, с которым столкнулся менеджмент, виды конфликтов и решаемых проблем.

  • Описать какие приемы управления применяли менеджеры для устранения возникших проблем и реализации инновационного процесса.

  • Показать какие результаты были получены благодаря данной инновации.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

  1. Понятие новшества и инновации. Классификация инноваций.

  2. Классификация источников инноваций.

  3. Цели, задачи и содержание инновационного менеджмента.

  4. Понятие инновационного процесса.

  5. Основные фазы инновационного процесса и их содержание.

  6. Взаимосвязь между жизненными циклами инновации, продукта и товара.

  7. Значение и содержание фаз распространения и диффузии инновации - основных составляющих этапа выведения инновации на рынок.

  8. Организационные формы инновационной деятельности.

  9. Организация инновационной деятельности на предприятии.

  10. Характеристики инновационной организации.

  11. Инновационная система. Основные понятия.

  12. Национальная инновационная система.

  13. Региональная инновационная система.

  14. Корпоративная инновационная система.

  15. Инфраструктура инновационной сферы.

  16. Выбор инновационной бизнес-модели.

  17. Варианты финансирования инновационной деятельности.

  18. Формирование инновационной команды, участники инновационного проекта.

  19. Основные ошибки инновационных предприятий.

  20. Понятие инновационных стратегий и их классификация.

  21. Характеристика предприятий виолентов.

  22. Характеристика предприятий патиентов.

  23. Характеристика предприятий эксплерентов.

  24. Характеристика предприятий коммутантов.

  25. Оценка ситуации при выборе инновационной стратегии.



9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,3·Отекущий + 0,3·Оаудиторная + 0,4·Осам.раб.

Отекущий = Одом.зад. ;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Онакопленная
Способ округления оценок – арифметический. В диплом ставится результирующая оценка по дисциплине.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд.; стереотип. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. - (Высшая школа менеджмента).

10.2Основная литература


  1. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с. - Библиографический список: с. 330-331.

  2. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Мотин, В.Г. Рождественский; Нижегород. гос. техн. ун-т.  Н.Новгород, 2008,  134 с.

10.3Дополнительная литература


  1. Инновационный менеджмент: учеб. пособие под редакцией А. В. Барышевой. М.: Дашков и Ко, 2007, - 384 с.

  2. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведов В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 320 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).

  3. The Handbook of Technology and Innovation Management, Scott Shane, Hardcover, 504 pp, October 2008, Wiley-Blackwell

  4. Sturdy, A. and Clark, T. and Fincham, R. and Handley, K.  'Management consultancy : boundaries and knowledge in action.', Oxford ; New York: Oxford University Press, 2009.

  5. James Moultrie, Alasdair Young. Exploratory Study of Organizational Creativity in Creative Organizations / Creativity and Innovation Management, Volume 18, Issue 4 (December 2009), (p 299-314).

  6. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика MBA»).

  7. Эндрю Дж. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин; перевел с англ. С.С. Гуринович; научн.ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

  8. Пьер Коллерет, Роберт Шнайдер, Поль Легри. Управление изменениями в организации. Адаптация к переменам. http://www.management.com.ua/cm/cm058.html

  9. Нововведения и их влияние на отношения в трудовом коллективе. http://psyznaiyka.net/conf-discus.html?id=10

  10. Аналитический сборник Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2008 год. – СПб.: «Феникс», 2009. – 152 с.

  11. Объединенные Нации, Европейская Экономическая Комиссия, Финансирование Инновационного Развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Перевод с английского – СПб.: РАВИ, 2008

  12. Европейская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования (EVCA). Специальный выпуск EVCA, апрель 2008. Глобальные сценарии развития прямого и венчурного инвестирования. Под руководством Oxford Analytica. Перевод с английского – СПб.: РАВИ, 2009.

  13. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Опубликовано 31 июля 2007 г.

  14. Екатерина Сафронова, Александр Щепотьев. Постатейный комментарий к Федеральному Закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Издательство: Юстицинформ, 2008 г., 104 с.

  15. Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы". Утверждена приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 394.

  16. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1). Министерство образования и науки Российской Федерации.

  17. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. http://www.sci-innov.ru

  18. Суровцев И.С. Проблемы формирования национальной и региональных инновационных систем в России. Журнал: Менеджмент инноваций, #2, 2008 г.

  19. В.Ю. Тюрина, М.В. Снежинская. Инструменты контроля и регулирования национальной инновационной системы РФ. / Инновации № 7 (117), 2008

  20. В.М. Кульков Национальная инновационная система: содержание, типы, российские особенности. Международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции», МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008 г.

  21. Е.А. Монастырский, А.Б. Пушкаренко, Н.О. Чистякова. Методические подходы к оцениванию эффективности деятельности инфраструктуры инновационной системы региона. / Инновации №6 (128), 2009, с. 75-81.

  22. George Castellion. Strategy, Innovation, and Change: Challenges for Management Edited by Robert Galavan, John Murray, and Costas Markides // Journal of Product Innovation Management, Volume 26, Issue 5, p 596-597.

  23. Ларри Хьюстон, Набил Саккаб. Соединяй и развивай: модель инноваций Procter & Gamble. / Harvard Business Review Россия, апрель 2006, с. 50-60.

  24. Марк Джонсон, Клейтон Кристенсен, Хениг Кагерманн. Обновление бизнес-модели. / Harvard Business Review Россия, март 2009, с. 63-72

  25. Формирование и развитие теории открытых инноваций : интервью с Ванхавербеке В. // Инновации. - 2008. - № 1. - С. 78-85.

  26. Давила Тони, Эпштейн Марк Дж., Шелтон Роберт. Работающая инновация: как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду / Пер. с англ.; Под научн. ред. Т.Ф. Козицкой – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.

  27. Гутникова Т., Скворцова Н., Мацковская М. Инновации в бизнесе: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с. – (Серия «Идеи, которые работают»).

  28. Simon Ford, Elizabeth Garnsey, David Probert. Evolving corporate entrepreneurship strategy: technology incubation at Philips // R&D Management Volume 40 Issue 1 (January 2010), p 81-90.

  29. Граттон, Л.  Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития и инноваций / Л. Граттон ; пер. с англ. Н. Брагиной. - СПб. : BestBusinessBooks, 2008. - 283 с.

  30. Cristina L. Byrne, Michael D. Mumford, Jamie D. Barrett, William B. Vessey. Examining the Leaders of Creative Efforts: What Do They Do, and What Do They Think About? / Creativity and Innovation Management, Volume 18 Issue 4 (December 2009), p 256-268.

  31. А.Теплухин. В поисках идеи. 22/10/2008 http://www.e-xecutive.ru

  32. Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 288 с.

  33. Икудзиро Нонака. Компания – создатель знаний. / Harvard Business Review Россия, август 2007.

  34. Роджер Мартин. Интеллект как орудие конкурентной борьбы. / Harvard Business Review Россия, август 2007.

  35. Кевин Койн, Патриция Клиффорд, Рене Дай. Творческая мысль на коротком поводке. / Harvard Business Review Россия, апрель 2008.

  36. Наталия Боровикова. Нововведения в организации: предупрежден — значит, защищен. http://www.iteam.ru/publications/human/section_70/article_3633/

  37. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов. Бутрюмова Н.Н., Фияксель Э.А. // «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», №4 апрель 2008 г., с.23-26.

  38. Технопарки как элемент инновационной экономики. Бутрюмова Н.Н., Фияксель Э.А. // «Инновации», № 1 (123), январь 2009 г., с.73-77.

  39. Управление инвестициями предприятия, Бланк И.А., - К.: Ника–центр, 2008 г., 480 с. - (Энциклопедия финансового менеджмента; Вып.3)

  40. Доклад экспертной группы по альтернативным инвестициям Развитие прямых инвестиций в Европе, РАВИ, 2007 г.

  41. О.Г. Голиченко, Е.В. Акинфеева. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии. // Инновации №6 (128), 2009, с. 30-37.

  42. Информационно-справочный портал "Наука и инновации в регионах России" http://regions.extech.ru

  43. Innovation, Path Dependency, and Policy: The Norwegian Case. Edited by Jan Fagerberg, David Mowery, and Bart Verspagen. 408 pages. Oxford; New York: Oxford University Press, 2009. 

  44. Innovation in Local Economies: Germany in Comparative Context (Hardcover) by Colin Crouch (Author), Helmut Voelzkow (Author). 256 pages. OUP Oxford; 1 edition (30 April 2009).

  45. Creating Silicon Valley in Europe: Public Policy Towards New Technology Industries (Hardcover) by Steven Casper (Author). 250 pages. OUP Oxford (5 July 2007). 

  46. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. / Вестник Научно-исследовательского центра 
    корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
    Сыктывкарского государственного университета, выпуск №4, 2008

  47. Н.А. Никонов, Ю.М. Максимов, В.Г. Белянина, С.Н. Митяков. Система управления инновационными процессами в Нижегородской области / Инновации №8 (118), 2008.

  48. Институт региональных инновационных систем http://www.innosys.spb.ru/

  49. Pilar Carbonell, Ana I. Rodríguez-Escudero, Devashish Pujari. Customer Involvement in New Service Development: An Examination of Antecedents and Outcomes* // Journal of Product Innovation Management, Volume 26, Issue 5, (p 536-550)

  50. М. Мелия. Почему «уходят» топ-менеджеров: мнение владельцев бизнеса. http://www.hbr-russia.ru/blogs/1/546/, 2008 г.

10.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Толковый словарь. Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. Отв. Редактор В.И. Суслов. Новосибирск: Сибирское научное изд-во, 2008, 224 стр.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аппаратура для просмотра фильма: проектор, экран, ноутбук, колонки.

Аппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук.



Автор программы Н.Н. Бутрюмова


Смотрите также:
Программа дисциплины Инновационный менеджмент
247.49kb.
1 стр.
Общая характеристика дисциплины «Инновационный менеджмент» 3 1 Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины 3
717.39kb.
6 стр.
Программа дисциплины Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра
167.19kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Производственный менеджмент»
219.1kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Стратегический финансовый менеджмент»
308.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Современные проблемы менеджмента Наименование магистерской программы «Инновационный менеджмент»
4668.12kb.
16 стр.
Программа семинара «Инновационный менеджмент. Система управления и стимулирования инновационной деятельности в Германии и Нидерландах» Германия, Нидерланды 25. 05-30. 05. 2009
22.45kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Операционный менеджмент»
331.56kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Риск-менеджмент инвестиционного проектов»
9.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины Основы менеджмента  для направления 080200. 68 «Менеджмент», для магистерской программы «Менеджмент»
422.08kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины Управление разработкой и внедрением нового продукта Направление подготовки 080200 «менеджмент»
1364.01kb.
8 стр.