Главная
страница 1

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Новиков Евгений Михайлович

аспирант кафедры экономики МГТА
Развитие услуг ИТ-аутсорсинга в России

В статье рассматривает рынок услуг ИТ-аутсорсинга в России. Представлены основные причины приобретения услуг ИТ-аутсорсинга в России. Приведены положительные и отрицательные факторы влияющие на развитие услуг ИТ-аутсорсинга. Продемонстрированы выгоды развития и использования услуг ИТ-аутсорсинга в России.

Ключевые слова: аутсорсинг, эффективность, информационные технологии (ИТ), рынок, услуги.

В последние годы в России аутсорсинг находит все более широкое применение и популярность. Российский бизнес стал активно проявлять интерес, разрабатывать и внедрять мероприятия повышения эффективности своей основной деятельности.

Мероприятия повышения эффективности внедряемые российскими предприятиями осуществляются за счет перестройки структуры организации, перехода к активной политике инновационного обновления, способности адаптироваться к изменениям рынка путем выделения непрофильных производств. Одним из интереснейших способов реорганизации производства является – снижение затрат с помощью аутсорсинга.

Под аутсорсингом понимается реструктуризация деятельности предприятия путем передачи на договорной основе определенных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении, основной деятельности предприятия.

Основным принципом аутсорсинга является «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» [1].

Применение аутсорсинга позволяет предприятиям освободить свои финансовые и трудовые ресурсы для того, чтобы развивать новые направления, сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания ключевых видах деятельности и делает возможность предприятиям снизить текущие затраты.

Анализ практики применения аутсорсинга на предприятиях показывает, что в настоящее время используются в основном рыночный и организационный аутсорсинг.

Рыночный аутсорсинг основан на поиске и найме на рынке компании, созданной без участия предприятия, реорганизующего свою деятельность.

Организационный аутсорсинг основан на выведении той или иной деятельности в отдельное предприятие. Основные преимущества состоят в том, что учредитель предприятия сохраняет за собой основные управленческие функции, следовательно, может осуществлять контроль за уровнем качества используемой продукции или услуги, а также над собственными ресурсами, при этом отсутствует риск утечки конфиденциальной информации конкурентам.

Особую популярность аутсорсинг приобрел в сфере Информационных технологий (далее по тексу – ИТ). ИТ-аутсорсинг начинает занимать значительное место в сфере услуг. К крупнейшими потребителями услуг ИТ-аутсорсинга по отраслевому признаку в России можно отнести: Банки, Энергетику, Нефтегазовую промышленность, Промышленность и строительство, Потребительский рынок, Государственные органы, Торговлю, Медицину, Транспорт и другие.

В настоящие время основными популярными услугами ИТ-аутсорсинга по мере убывания в России являются [2]:


  1. Аутсоринг разработки Программного обеспечения (далее – «ПО»).

  2. Аутсорсинг сетевых и телекоммуникационных услуг.

  3. Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры.

  4. Аутсорсинг приложений.

  5. Аутсорсинг управления приложениями.

  6. Аутсорсинг услуг ЦОДа.

  7. Аутсорсинг управления ИТ-проектами.

  8. Иные аутсорсинговые услуги.

Все услуги, перечисленные выше, во многом совпадают, что говорит о том, что основные направления востребованности услуг ИТ-аутсорсинга в ближайшие время меняться не будут. Что важно, уже сейчас многие заказчики пользуются этими услугами. В дальнейшим будут расти объемы и меняться пропорции популярности данных услуг.

Необходимо отметить, значительное увеличение исследований Российского рынка ИТ-аутсорсинга. Так аналитическая исследовательская компания in4media по заказу ассоциации «АСТРА» и ГК «Астерос» провела в 2009 и 2010 году опросы по названием: «Исследование российского рынка ИТ-аутсорсинга» и «ИТ-аутсорсинг в России: взгляд заказчика» соответственно [3].

Результаты данных исследований продемонстрировали, с одной стороны, равномерное увеличение спроса на услуги ИТ-аутсорсинга, с другой — изменение структуры данного рынка услуг ИТ-аутсорсинга. Одним из важных выводов можно назвать то, что значительная часть российских предприятий, в отличие от зарубежных компаний, пока по различным причинам не рассматривают ИТ-аутсорсинг в качестве актуального инструмента повышения эффективности и гибкости предприятия.

Можно выделить ключевые факторы, помогающие и препятствующие развитию услуг ИТ-аутсорсинга в России на сегодня [4].

Помогающими ключевыми факторами являются:


  1. оптимизация издержек на предприятиях, связанная с текущим кризисом;

  2. способности адаптироваться к изменениям рынка путем выделения непрофильных производств;

  3. изменения в технологиях управления предприятием;

  4. увеличение гибкости предприятия ко внешним факторам;

  5. рост конкуренции.

Среди факторов, препятствующих развитию, можно отметить следующие:

  1. общий низкий уровень зрелости российского рынка;

  2. наличие психологических барьеров у заказчиков к использованию аутсорсинга;

  3. недостаточное качество услуг (Стабильное качество услуг);

  4. поиск/Выбор поставщика ИТ услуг;

  5. возможность утечки конфиденциальной информации;

  6. недостаток финансирования ИТ на предприятиях.

На рисунке 1 наглядно представлены по 5 (пять) основных факторов, помогающих и препятствующих развитию рынка услуг ИТ-аутсорсинга.

Рисунок 1 – Факторы развития российского рынка услуг ИТ-аутсорсинга.

Заинтересованность предприятий в получении большей прибыли будет приводить к оптимизации издержек, тем самым увеличивая долю рынка ИТ-аустсорсинга.

На рисунке 2 представлены причины приобретения (развития) услуг ИТ-аутсорсинга в России.



Рис. 2. Причины приобретения (развития) услуг ИТ-аутсорсинга в России.

Из рисунка 2 видно, что причины, побуждающие руководство предприятий к приобретению (развитию) услуг аутсорсинга, в большинстве случаев сводятся к желанию оптимизировать расходы на ИТ (69,1%) и предоставлять стабильное качество ИТ-услуг (57,4%). Основные задачи стоящие перед руководством предприятий, обеспечивать другие структурные подразделения предприятия технологическими и информационными инструментами, позволяющими сотрудникам эффективно выполнять свои функции.

Одним из условий развития услуг в России ИТ-аутсорсинга является обеспечение принципа конкурентности. Отношение между заказчиком услуг и поставщиком услуг не должны быть монопсонией, поэтому важным условием выбора компании для ИТ-аутсорсинга является тендер – конкурентная форма размещения заказов на предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности. Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. [5]

Условия приглашения предприятия для ИТ-аутсорсинга (проведения тендера) должны учитывать:


  1. получение предприятием-наниматиелем оговоренной суммы годовой гарантированной экономии затрат;

  2. ежегодную индексацию стоимости услуг (не выше уровня инфляции);

  3. объемы выполнения производственных заданий;

  4. требования по уровню качества услуг, работ, обеспечиваемых по условиям договора;

  5. сроки выполнения услуг, работ;

  6. другие индивидуальные требования предприятия-нанимателя.

Не малую роль в развитии аутсорсинга играет стабильное качество ИТ-услуг на фоне все усложняющихся технологий и возрастающих запросов со стороны предприятий, является первопричиной для приобретения услуг ИТ-аутсорсинга.

К основным выгодам использования услуг ИТ-аутсорсинга можно отнести возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов поставщик ИТ-услуг может удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги, предоставлять стабильное качество ИТ-услуг.

Изучение показателей работы предприятий показывает, что ИТ-аутсорсинг, как правило, приводит к снижению стоимости услуг, работ как минимум на 10-15%. Снижение затрат обуславливается более высокой мотивацией персонала и производительностью труда вследствие снижения численности рабочих, более эффективном использовании основных фондов, оборотных средств, а также более низким уровнем накладных (постоянных) расходов в компаниях, привлекаемых в процессе ИТ-аутсорсинга. Кроме того, компании, привлекаемые в процессе ИТ-аутсорсинга, характеризуются тем, что они являются более узкоспециализированными.

Все перечисленные факторы побуждают к развитию услуг ИТ-аутсорсинга в России, а использование ИТ-аутсорсинга приводит к росту прибыли, существенной экономии переменных расходов, что позволяет сделать вывод о том, что применение ИТ-аутсорсинга экономически эффективно.



Таким образом, проведенные исследования, показали, что рынок услуг ИТ-аутсорсинга в России существует и развивается достаточно активно.
Литература

  1. Электронный журнал «Intelligent enterprise», выпуски: №1 (211) январь 2010 г., №3 (213) март 2010 г., № 10 (220) октябрь 2010 г.; №3 (225) март 2011 г., №7 июль 2011 г.

  2. Журнал «Рынок ПО и услуг», спецвыпуск № 4 (54) сентябрь 2009 г.

  3. Аналитические отчеты компании In4media 2009, 2010 г. (www.in4media.ru).

  4. Журнал «ИКС-Журнал» выпуск № 10 2010 г. (www.iks-media.ru).

  5. КОРУС консалтинг / Журнал. Кейс №7. «Советы для директоров. Эффективность аутсорсинга».




Новиков Е.М. Развитие услуг ИТ-аутсорсинга в России


Смотрите также:
Новиков Евгений Михайлович аспирант кафедры экономики мгта развитие услуг ит-аутсорсинга в России
75.27kb.
1 стр.
Культуры и искусств
1131.85kb.
5 стр.
Eременко-Венгер Елена Васильевна к э. н., доцент кафедры гму сибагс
126.62kb.
1 стр.
Инновационное развитие экономики России: субъекты, ресурсы, механизм
3860.29kb.
27 стр.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал»
89.68kb.
1 стр.
Программа оказания консультативных услуг преподавателями кафедры тппж по специальности «Технология мяса и мясных продуктов»
63.52kb.
1 стр.
Воробьев Евгений Михайлович, председатель Комитета по делам национальностей Тюменской области 10. 30-12. 00 пленарное заседание
111.61kb.
1 стр.
Причины и условия налоговых правонарушений
227.95kb.
1 стр.
Решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг
1992.6kb.
16 стр.
Э. Р. Киямова аспирант кафедры макроэкономики
77.74kb.
1 стр.
Аспирант кафедры Микроэкономики Германович Л. В
37.42kb.
1 стр.
Еськова Н. А. к геогр н., зав кафедрой Курского института менеджмента, экономики и бизнеса
89.52kb.
1 стр.