Главная
страница 1


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ
Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ - 2007

(Уточнена и дополнена в связи с организацией на факультете магистерской программы)



Социология и социологическое образование – актуальное видение

Учебный процесс и структура Факультета

Научная деятельность на Факультете

Кадровая политика Факультета

Выполнение намечаемых задач развития Факультета возможно только при условии перемещения рабочих позиций Факультета в верхнюю часть шкалы конкурентоспособности на рынке труда Санкт-Петербурга в сегменте высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций социально-экономического профиля. Систематическая оценка такой конкурентоспособности – непременное условие обоснованности всех решений по совершенствованию деятельности Факультета.

Отсутствие в момент подготовки данной версии «Концепции развития Факультета» информации о состоянии конкурентной среды по указанному сегменту не оставляет другого выхода, кроме обращения к доступному аналогу – относительным оценкам роли вуза в трудовой деятельности ППС, приведенным в «Концепции развития ГУ-ВШЭ на период до 2010 г.» /версия 2004 г./. Учитывая исключительное по ряду позиций положение ГУ-ВШЭ в Москве, приходится для условий Санкт-Петербурга принять более скромные целевые индикаторы успешной кадровой политики к 2009 г.: две трети ППС работают на полную ставку, в среднем затрачивают на преподавательскую деятельность (во всех формах) две трети своего полного рабочего времени и устойчиво получают в филиале (из всех источников) более половины своих годовых доходов; при этом другие категории сотрудников имеют доходы и условия работы в соответствии с традиционной дифференциацией социально-профессиональных статусов в вузах.

Эти цели частично могут быть достигнуты путем более полного, чем до сих пор, использования возможностей, предоставляемых разнообразными программами внутренних грантов и иных дополнительных видов стимулирования преподавательской и исследовательской работы, имеющихся в ГУ-ВШЭ. Однако основными направлениями получения средств для повышения конкурентоспособности рабочих позиций Факультета останутся рост поступления средств от обучаемых с полным возмещением затрат на обучение и от проведения исследовательской и экспертно-консультативной работы.

При целенаправленном и заметном для большинства сотрудников движении в направлении достижения приведенных показателей возможно проведение активной кадровой политики, включая привлечение молодых сотрудников (в т.ч. из числа выпускников Факультета) и эффективных работников частичной занятости (как для учебной, так и для исследовательской и экспертно-консультационной работы), образующих резерв для пополнения состава полной занятости. Работа в течение одного и более семестров на условиях неполной занятости сохранится как непременная стадия перед вхождением в коллектив на штатную должность. С другой стороны, сохранение важных для качества обучения (особенно в магистратуре) позиций ППС за сотрудниками неполной занятости, прежде всего, практическими работниками высокой, хотя и узкой, специализации – необходимое условие для мобильности программ обучения, возможности быстрого реагирования на вызовы рынка труда.

Ключевыми для повышения качества обучения по обеим программам являются задачи повышения согласованности содержания преподаваемых дисциплин и обеспечения заменяемости преподавателей по основным (за исключением, спецкурсов) дисциплинам. Основной формой повышения «сцепленности» изучаемых дисциплин может стать совершенствование учебно-методического обеспечения, включающего создание системы перекрестных ссылок между учебными программами. Обеспечение эффективной заменяемости преподавателей становится особенно важным для сохранения стабильности учебного процесса при повышении активности исследовательской работы и включенности в разные формы повышения квалификации, требующие командировок, высокой концентрации усилий в проектах с повышенной срочностью работ. Достижение такой заменяемости – новое требование к расширению профессионального профиля ППС, которое в ближайшей перспективе должно стать самостоятельным параметром квалификации преподавателя, заслуживающим дополнительного стимулирования.

Дальнейшее развитие

Социология и социологическое образование – актуальное видение


Социологическое знание приобретает все большее значение для адекватного понимания происходящего в большинстве сфер деятельности современного общества. Социологическая теория достигла двуединства макроподхода, осознающего общество как сложно организованное целое, и микроподхода, видящего многообразие общественных индивидов, взаимодействие которых порождает закономерные процессы воспроизводства сообществ. Это делает социологическую методологию эффективным средством экспертизы возможных последствий значительной части политических, социальных и хозяйственных решений, правовых актов, техногенных преобразований любого уровня.

Существенный прогресс в развитии методологии сбора, обработки, осмысления информации о сообществах и включенных в них индивидах, выражается во все более частом совмещении качественного и количественного подходов, пришедшем на смену их былому противостоянию, в становлении, благодаря совершенствованию опросных технологий, новых форм рефлексии общественной жизнедеятельности. Расширяющееся использование в управленческой деятельности социологического видения общественной жизни и ряда профессиональных социологических технологий работы с информацией свидетельствует о вступлении социологии в стадию «технологизации», т.е. включения ее знаний и навыков в набор средств решения широкого круга практических задач создания или трансформации человеческих сообществ, влияния на их поведения.

Качественное изменение в востребованности социологов предполагает значительное усиление прикладной и технологической компонент их квалификации. В то же время рост ответственности за качество и применение социологической информации, а также ускорение обновления методов работы социологов, делают особо важным качественное улучшение их теоретической и методологической подготовки, расширение обществоведческой культуры. Без развитой способности видеть многообразие связей социальных, экономических, правовых, технических аспектов общественной жизни, критически оценивать полноту и адекватность отображения рассматриваемого фрагмента общества информацией, получаемой разными методами, на основе разных теорий, социолог не сможет эффективно работать в комплексных коллективах, объединяющих разнопрофильных специалистов, своевременно обращаться за пополнением своей квалификации.

Острейшей проблемой профессиональной подготовки социологов в России остается слабая увязка представлений преподавателей о том, что должен узнать и освоить студент, с реалиями применения обучаемыми формируемых знаний и навыков, потребностями рынка труда. В начале XXI века произошло заметное обновление кадров кафедр социологического профиля. Преподавателей первой волны, пришедших в социологию из смежных общественных наук, во многом сменила новая когорта с базовым социологическим отечественным или зарубежным образованием, владеющая современной западной теоретической и прикладной социологией, интегрированная в международное академическое сообщество. Содержание обучения радикально изменилось, однако это не снизило остроты названной проблемы. Преподавание во многом осталось оторванным от практики применения формируемой квалификации, что снижает мотивацию обучения, особенно у активных студентов, начинающих профессиональную работу уже в период обучения. Соответственно, одна из основных задач Факультета – систематическое совершенствование квалификации преподавательского корпуса в направлениях, соответствующих динамике требований различных сегментов рынка труда к специалистам социологического профиля, подготавливаемых Факультетом.


Учебный процесс и структура Факультета


С прекращением подготовки Факультетом специалистов со сроком обучения 5 лет и переходом на подготовку бакалавров (4 года обучения) и магистров (2 года обучения после получения квалификации бакалавра или специалиста) учебный процесс на Факультете существенно преобразуется. Главные направления преобразования:

1/ более точное разграничение уровней (полноты и глубины) освоения квалификационного комплекса знаний и навыков с переходом к двухэтапной логике изучения основных дисциплин (базовые – бакалавриат, продвинутые – магистратура),

2/ усиление проблемного подхода в обосновании выбора изучаемых тем и предметов специализации,

3/ обращение к изучению многообразия методов на базе представлений о многообразии решаемых практических задач,

4/ большая дифференциация подготовки по направлениям специализации вплоть до обучения по индивидуальным планам, становящаяся возможной в магистратуре.

Подготовка бакалавра четче ориентируется на потребности рынка труда. Получаемые бакалавром знания общенаучного и социологического профиля, навыки профессионального обращения с социально-экономической информацией, позволят выпускнику:

- социологически воспринимать (интерпретировать) отношения в коллективе, в поселении, в рыночных процессах, в потреблении, в политике и т.д.,

- быстро включаться в коллективную работу с информацией, документами и людьми, работать на многих рабочих местах средней квалифицированности в коммерческих и государственных структурах,

- быть квалифицированным помощником социолога-исследователя на уровне применения стандартных методик (без самостоятельной их разработки),

- иметь серьезное преимущество для поступления в магистратуру по направлению «Социология», а также поступать в магистратуру по сопряженным направлениям.

Осуществляемая на такой базе подготовка магистров обеспечит формирование повышенной профессионализации, позволяющей работать на различных (по специализации) рабочих позициях самостоятельно:

- в несоциологических организациях – без руководителя-социолога,

- в организациях социологического профиля – на рабочих позициях, отвечающих за выбор путей и методов решения задач, руководить выполнением проектов,

- преподавать дисциплины специализации в вузах.

Содержание учебного процесса намечается систематически корректировать на основе изучения динамики реальной занятости выпускников и работающих старшекурсников с выяснением фактически исполняемых функций, востребованности и нехватки получаемых знаний и навыков, оценок работодателями наших выпускников, сильных и слабых сторон их квалификации; представлений потенциальных работодателей о тех трудовых позициях, для которых может быть нужна социологическая подготовка. Результаты изучения спроса на выпускников Факультета должны доводиться до решений об изменении содержания или методов преподавания конкретными преподавателями, вплоть до решений о необходимости подготовки новых курсов и прекращении преподавания прежних.

Двухлетний срок обучения в магистратуре при выполнении магистерской квалификационной работы на втором году обучения позволит предлагать потенциальным работодателям целевую тематическую подготовку магистров на платной основе. Большинство тем магистерских квалификационных работ будет определяться тематикой НИР Факультета, посвященной решению комплексных социальных проблем российского общества на основе совершенствования исследовательских методов и технологий, с подтвержденным платежеспособным спросом, т.е. иметь реальную сферу приложения и квалифицированное руководство сотрудниками Факультета, проводящими соответствующие НИР. (Подробнее см. раздел «Научная деятельность на факультете».)

Численность обучаемых на Факультете с 2008/09 учебного года составит 145-155 человек, в том числе по бакалаврской программе 115-120, по магистерской программе – 30-35 человек, при приеме 33-37 человек на 1 курс (вкл. 25 на бюджетные и 8-12 на платные места) и 17-20 человек в магистратуру (вкл. 15 на бюджетные места), и выпуске 25-27 бакалавров и 12-15 магистров. Из выпуска бакалавров 8-12 человек предполагается переводить в магистратуру, а еще на 9-10 мест магистерской программы привлекать выпускников других факультетов филиала и из иных вузов. Особой задачей будет привлечение на обучение по обеим программам иногородних в количестве 15-20 человек в год.

Ориентация на подготовку профессионалов, могущих успешно работать в комплексных и междисциплинарных проектах и коллективах, предполагает сознательное привлечение в магистратуру Факультета бакалавров и специалистов несоциологического профиля. Привлечение таковых будет поддерживаться созданием специальных подготовительных курсов по формированию у них знаний необходимого объема и качества по направлению «Социология», а так же введением адаптивных факультативов на первом году обучения.

Основным направлением формирования имиджа Факультета на рынке образовательных услуг намечается сделать укрепление репутации данного направления подготовки, как позволяющего находить достойную работу еще до окончания обучения. Для этого потребуется серьезно расширить круг контактов Факультета с потенциальными работодателями и сформировать систему поддержания связей с выпускниками.

Структура Факультета в ближайшие годы получит развитие путем создания кафедры «Методов и технологий социальных исследований» (частично из сотрудников кафедры социологии, частично из новых сотрудников), увеличения вклада нынешней кафедры гуманитарных наук в собственно социологическое образование (особенно для магистров), развитие Центра социологического консультирования в подразделение по организации исследовательской и экспертно-консультационной деятельности (включающего методический кабинет, как узел информационного обеспечения учебной и исследовательской работы), укрепления административной службы Факультета – деканата.

Представляется целесообразным разведение работы по формированию содержания обучения (определение содержания программ, увязывание программ разных дисциплин, подбор кадров для их реализации, контроль качества преподавания и успеваемости и т.д.) и организации учебного процесса и жизни студентов на факультете (составление и согласование расписаний, распределение ресурсов общего пользования, организация согласовательных процедур подготовки и принятия решений, оформление документооборота по жизнедеятельности студентов и т.п.). Первое является прерогативой кафедр, второе – деканата. В перспективе целесообразно разведение функций заведующих кафедрами и декана между разными людьми (как на факультете социологии ГУ-ВШЭ).


Научная деятельность на Факультете


Научно-исследовательская, экспертная и консультационная деятельность сотрудников и учащихся Факультета должна выполнять две функции: 1/ органичное включение в учебную деятельность обучаемых реальной профессиональной практики, позволяющей формировать навыки применения получаемых знаний, и 2/ зарабатывание дополнительных средств, позволяющих повышать оплату труда всех сотрудников Факультета и совершенствовать техническое оснащение учебной и исследовательской работы.

Задача ближайших трех-пяти лет – сформировать исследовательское лицо факультета, чтобы иметь как среди исследователей (академических и коммерческих), так и среди благотворительных и корпоративных доноров и государственных органов, известность и устойчивую исследовательскую репутацию, позволяющую привлекать целевое финансирование сравнимое по объему с бюджетным финансированием факультета. Решение этой задачи потребует интеграции научно-исследовательского потенциала факультета для выполнения коллективных проектов с привлечением и сотрудников, и студентов обоих уровней обучения. Участие в таких проектах намечается сделать обязательным элементом рабочих планов большей части сотрудников всех трех кафедр и учебных планов учащихся (в форме научно-исследовательских семинаров).

Предметом основных коллективных исследований и комплексных экспертиз, проводимых преподавателями и научными сотрудниками Факультета, намечается сделать проблемы социальной дифференциации сообществ современной России как фокуса, в котором отражаются процессы возникновения и разрешения основных проблем развития страны. Такой подход позволяет консолидировать разнообразный научный потенциал Факультета и предложить широкий спектр тем возможных НИР, направленных на решение проблем потенциальных заказчиков. Наличие общей платформы осмысления социальных процессов в ходе исследований разной направленности (от фундаментальных и гуманитарных до прикладных и маркетинговых) позволит накапливать фактические данные и методические подходы для моделирования сложных социально-экономических ситуаций, уйти от упрощений в изучении социальных процессов, особо опасных при построении моделей, нацеленных на принятие управленческих решений.

Тематику коллективных НИР на факультете предполагается сконцентрировать на нескольких направлениях, актуальных одновременно по трем аспектам любого исследования: 1) объектной сфере, 2) типу сообществ, с их спецификой отношений, оказывающихся предметом социологического изучения, 3) методам их исследования.

По объектным сферам высоко актуальными на ближайшие годы будут основные социальные проблемы, на разрешение которых обращены национальные проекты России, а также социальные явления и процессы, признаваемые проблемными в регионах и ведущих отраслях бизнеса.

В зависимости от заказчика (органа управления, негосударственной структуры, гуманитарного фонда и т.д.) и его целей возможно рассмотрение проблем каждой из этих сфер в контексте сообществ разного типа:

- социетального (социальная политика государства),

- местного самоуправления (локальные сообщества с развитой институционализацией)

- самоорганизующихся (вроде ТСЖ, с преобладанием неформализованных отношений)

- информационных (прежде всего, среды массовых коммуникаций).

Для повышение эффективности исследовательской работы намечается специализация на развитии современных методов исследований, сочетающих как качественные, так и количественные подходы:

- мониторинга,

- систем социальных индикаторов,

- использования данных, собираемых не социологами, для социологических оценок,

- вторичная обработка результатов социологических исследований, накопленных в расширяющихся банках данных («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения России», «Софист», «Мониторинг экономики образования (ГУ-ВШЭ)», фонда «Общественное мнение» и других).

Организационной базой проведения коллективных исследований и превращения факультета в учебно-научно-консалтинговую структуру станет Центр социологического консультирования (ЦСК) Факультета. Функции ЦСК будут расширяться: от методкабинета и проведения силами сотрудников и студентов внутреннего мониторинга СПб филиала ГУ-ВШЭ до фандрайзинга исследовательских проектов, организации практик бакалавров и исследовательской работы магистрантов непосредственно в составе исследовательских групп (включая полевые и экспедиционные формы), организации сериальных открытых (с участием студентов и исследовательского сообщества) семинаров по научному осмыслению целей, методов и результатов выполняемых заказов. В перспективе по тем направлениям исследовательской и экспертно-консультационной работы, которые найдут систематический спрос, будут создаваться научно-учебные лаборатории исследования социальных проблем, базовые кафедры и бюро карьеры выпускников Факультета.

Ориентация Факультета на масштабные НИР, осуществляемые силами коллективов преподавателей и студентов (особенно магистрантов), не исключает поддержки и поощрения инициативных научных проектов, которые представляют интерес для отдельных сотрудников и имеют значение для совершенствования их научной квалификации (получения степени, стажировки). Будучи важным направлением развития научной компетенции коллектива Факультета как профессионального сообщества, такая деятельность будет увязываться с решением задач учебной и исследовательской работы Факультета путем новых форм работы с кадрами (см. раздел «Кадровая политика Факультета»).

Для выполнения коллективных НИР намечается расширение привлечения временных сотрудников Факультета. Их работа будет стимулироваться в направлении включения в постоянно действующие формы работы факультета, включая руководство магистерскими работами.


Кадровая политика Факультета

Выполнение намечаемых задач развития Факультета возможно только при условии перемещения рабочих позиций Факультета в верхнюю часть шкалы конкурентоспособности на рынке труда Санкт-Петербурга в сегменте высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций социально-экономического профиля. Систематическая оценка такой конкурентоспособности – непременное условие обоснованности всех решений по совершенствованию деятельности Факультета.

Отсутствие в момент подготовки данной версии «Концепции развития Факультета» информации о состоянии конкурентной среды по указанному сегменту не оставляет другого выхода, кроме обращения к доступному аналогу – относительным оценкам роли вуза в трудовой деятельности ППС, приведенным в «Концепции развития ГУ-ВШЭ на период до 2010 г.» /версия 2004 г./. Учитывая исключительное по ряду позиций положение ГУ-ВШЭ в Москве, приходится для условий Санкт-Петербурга принять более скромные целевые индикаторы успешной кадровой политики к 2009 г.: две трети ППС работают на полную ставку, в среднем затрачивают на преподавательскую деятельность (во всех формах) две трети своего полного рабочего времени и устойчиво получают в филиале (из всех источников) более половины своих годовых доходов; при этом другие категории сотрудников имеют доходы и условия работы в соответствии с традиционной дифференциацией социально-профессиональных статусов в вузах.

Эти цели частично могут быть достигнуты путем более полного, чем до сих пор, использования возможностей, предоставляемых разнообразными программами внутренних грантов и иных дополнительных видов стимулирования преподавательской и исследовательской работы, имеющихся в ГУ-ВШЭ. Однако основными направлениями получения средств для повышения конкурентоспособности рабочих позиций Факультета останутся рост поступления средств от обучаемых с полным возмещением затрат на обучение и от проведения исследовательской и экспертно-консультативной работы.

При целенаправленном и заметном для большинства сотрудников движении в направлении достижения приведенных показателей возможно проведение активной кадровой политики, включая привлечение молодых сотрудников (в т.ч. из числа выпускников Факультета) и эффективных работников частичной занятости (как для учебной, так и для исследовательской и экспертно-консультационной работы), образующих резерв для пополнения состава полной занятости. Работа в течение одного и более семестров на условиях неполной занятости сохранится как непременная стадия перед вхождением в коллектив на штатную должность. С другой стороны, сохранение важных для качества обучения (особенно в магистратуре) позиций ППС за сотрудниками неполной занятости, прежде всего, практическими работниками высокой, хотя и узкой, специализации – необходимое условие для мобильности программ обучения, возможности быстрого реагирования на вызовы рынка труда.

Ключевыми для повышения качества обучения по обеим программам являются задачи повышения согласованности содержания преподаваемых дисциплин и обеспечения заменяемости преподавателей по основным (за исключением, спецкурсов) дисциплинам. Основной формой повышения «сцепленности» изучаемых дисциплин может стать совершенствование учебно-методического обеспечения, включающего создание системы перекрестных ссылок между учебными программами. Обеспечение эффективной заменяемости преподавателей становится особенно важным для сохранения стабильности учебного процесса при повышении активности исследовательской работы и включенности в разные формы повышения квалификации, требующие командировок, высокой концентрации усилий в проектах с повышенной срочностью работ. Достижение такой заменяемости – новое требование к расширению профессионального профиля ППС, которое в ближайшей перспективе должно стать самостоятельным параметром квалификации преподавателя, заслуживающим дополнительного стимулирования.


Факультету предстоит активно включиться в программы ГУ-ВШЭ по пополнению кадров в формах создания групп высокого профессионального потенциала для привлечения и стимулирования молодых преподавательских кадров и предоставления студентам последнего года обучения по программе бакалавриата и магистрантам статуса научных ассистентов.

Дальнейшее развитие


В будущем (с 2008/09 учебного года) целесообразно, после получения докторской степени тремя сотрудниками факультета, открытие аспирантуры, расширение круга специальностей магистерских программ и налаживание связей с зарубежными университетами для подготовки PhD (возможно, совместно с отделениями политологии и психологии филиала).

* * *

Индикаторами успешности работы Факультета по повышению конкурентоспособности на рынке образовательных и исследовательско-консультационных услуг на период до 2012 г. целесообразно принять:

- доля выпускников-магистров, трудоустраивающихся по специальности, выше 80%;

- положительная динамика соотношения средней зарплаты выпускников факультета в соотношении со средней зарплатой других работников на аналогичных занимаемым рабочих позициях (по данным мониторинга данной ниши рынка труда);

- снижение среднего коэффициента потенциальной текучести среди преподавателей (по данным мониторинга преподавательской жизни).





Смотрите также:
Концепция развития факультета социологии санкт-Петербургского филиала гу-вшэ 2007
163.99kb.
1 стр.
-
315.82kb.
1 стр.
Концепция создания Центра Лингво-Культурологических Программ Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики
73.43kb.
1 стр.
Трансформация социокультурных моделей взаимодействия в интернациональных семьях
245.29kb.
1 стр.
Правила приема в магистратуру санкт петербургского филиала государственного университета высшей школы экономики в 2007 году общие положения
89.18kb.
1 стр.
Историко-философская концепция Сурендранатха Дасгупты: компаративистский анализ
728.04kb.
6 стр.
Институционализация социальной профилактики общественно-опасных заболеваний
670.56kb.
3 стр.
Положение о Междисциплинарном научно-образовательном центре музыкальной лексикографии и диахронического перевода Института Искусств Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета
53.02kb.
1 стр.
«Неприкосновенный запас» 2009, №4(66)
165.75kb.
1 стр.
Уведомление по открытому запросу цен на выполнение работ по модернизации флота Санкт-петербургского филиала фгуп «Росморпорт» с разделением на 2 (два) лота
136.63kb.
1 стр.
Становление социологии морали: социолого-исторический анализ
658.62kb.
4 стр.
Москва 2002 Разработаны
2828.92kb.
21 стр.