Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово»
Школьная библиотека –

маленькая дверь

в большой мир

Земли Кузнецкой
Библиотечный проект

на 2008-2010 г.г.



Автор-составитель

Корчагина

Нина Николаевна,

заведующая библиотекой



Белово 2010

Данный ресурсный проект школьной библиотеки направлен на развитие краеведческого библиотечного фонда, создание фонда медиаресурсов по краеведению, расширение справочно-поискового аппарата библиотеки для информационной поддержки научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности обучающихся под руководством педагогов.

Адресован библиотечным работникам разных ведомств, руководителям образовательных учреждений, педагогам.

©Корчагина, 2010



Содержание


Аннотация проекта

4

Проблема

5

Цель и задачи

6

Описание проекта

6

Рабочий план реализации проекта

9

Оценка результатов

12

Дальнейшее развитие проекта

13

Литература

15

Приложения

16


1. Аннотация проекта

Библиотечный проект «Школьная библиотека – маленькая дверь в большой мир Земли Кузнецкой» создан в целях консолидации усилий заведующего библиотекой, администрации школы, педагогов, обучающихся и их родителей, спонсоров в разработке и проведении комплекса мероприятий, направленных на развитие краеведческого библиотечного фонда на традиционных носителях информации и создание медиафонда для информационной поддержки научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности школьников под руководством педагогов.



Разработчик проекта: заведующий библиотекой.

Консультанты проекта: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги школы, активно внедряющие в учебный процесс исследовательскую, проектную и другие виды творческой деятельности обучающихся.

Исполнители проекта: заведующий библиотекой, администрация школы, педагоги, обучающиеся и их родители.

Наши партнеры: библиотеки и читальный зал городской централизованной библиотечной системы, библиотека ИМЦ, городской краеведческий музей, краеведческие музеи общеобразовательных учреждений города, городской музей педагогической славы.

Спонсоры проекта: администрация и Управляющий совет школы, шефствующее предприятие шахта «Чертинская-Коксовая», магазин канцтоваров «Антошка и я» (Приложение 1. Финансирование проекта).

Проект рассчитан на два года (1 ноября 2008 – 1 ноября 2010) и предусматривает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе предполагается мониторинг библиографических запросов и изучение потребностей педагогов и обучающихся в ресурсном обеспечении краеведческой научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также заключение договоров о сотрудничестве с ресурсными учреждениями (книготорговыми организациями, библиотеками, музеями).

В ходе основного этапа реализации проекта предусмотрено целевое комплектование книжного фонда, подписка на периодические издания, формирование тематического медиафонда (аудио-, видеокассетами, CD-, DVD дисками), обеспечение возможности выхода в Интернет из школьной библиотеки, библиотечно-библиографическая поддержка данных процессов, реклама мероприятий в рамках проекта, обучение школьников основам информационной культуры и исследовательской деятельности.

На заключительном этапе участники проекта представят отчет о результатах его реализации и определят возможности его дальнейшего развития.

Проект дает право предполагать, что количество его благополучателей составит более ста школьников и учителей, в ходе его реализации будут созданы условия для качественного информационного и библиотечно-библиографического обеспечения краеведческой исследовательской работы обучающихся на основе развития ресурсной базы (книги, периодика, медиаресурсы, Интернет).


  1. Проблема

Главным стимулом для создания данного проекта стала активная поисково-исследовательская работа обучающихся на базе школьного музея боевой и трудовой славы им. Н.М. Путры, Героя Социалистического труда, а также организация в школе в 2007 году ученического научного общества «Эрудит», исследовательские интересы которого направлены на историческое и литературное краеведение, экологические проблемы Кузбасса, природное, социально-экономическое и общественно-политическое своеобразие Кемеровской области.

Научные исследования и проекты ученики представляют на школьных научно-практических конференциях, результативно выступают на городском конкурсе «Первые шаги», участвуют во всероссийских конкурсах «Портфолио», «Открытие», для чего требуется разносторонняя информационная поддержка, в том числе школьной библиотеки.

Отметим, что в результате реализации в течение последних пяти лет нескольких программ комплектования школьного библиотечного фонда наша библиотека уже имеет в своем арсенале современные справочно-энциклопедические издания, в том числе краеведческие; литературу о родном крае, сборники произведений поэтов и писателей Кузбасса. Среди подписных изданий - городская газета «Беловский вестник», областная газета «Кузбасс», в которой большим спросом юных исследователей пользуются рубрики «Круг чтения», «Книжная полка», «Экология», «Творчество»; научно-популярный журнал «Юный краевед». Серьезное подспорье для получения необходимой информации – тематические папки газетно-журнальных публикаций «Краеведение» и фонд печатных неопубликованных изданий научно-исследовательских и проектных работ обучающихся, а также справочно-библиографический аппарат (СБА) - каталоги, тематическая краеведческая картотека, картотека стихов поэтов Белова и Кузбасса, картотека цитат о Кузнецком крае.

Развитие научно-исследовательских интересов обучающихся и педагогов, внедрение Интернет-технологий в воспитательно-образовательный процесс школы и недостаточность ресурсов для удовлетворения возрастающих информационных запросов в школьной библиотеке вступают в очевидное противоречие.

Учитывая данное противоречие, с целью поддержания исследовательских и познавательных интересов школьников, развития умений научного познания мира, творческих способностей, заведующий библиотекой и инициативная группа педагогов вышли с предложением к администрации школы о создании и реализации проекта развития ресурсного фонда школьной библиотеки в рамках обозначенной проблемы.

Необходимость данного проекта связана и с территориальной отдаленностью школы от центральной части города, где расположены основные ресурсные учреждения – городские библиотеки и музеи.



3. Цель и задачи проекта

Цель проекта состоит в создании ресурсной базы и информационно-библиографической поддержке для реализации ученической научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности краеведческой направленности.

К числу основных задач для достижения поставленной цели относятся:



  • пополнить и обновить книжный фонд, фонд периодических изданий краеведческого и научно-исследовательского направления;

  • сформировать медиафонд на видео- и электронных носителях информации, организовать комфортный доступ к ним;

  • создать электронные информационные базы данных полнотекстовых документов, электронные каталоги ресурсного обеспечения городских библиотек и краеведческого музея; перечень областных библиотечных Интернет-сайтов;

  • обеспечить автоматизированное рабочее место библиотекаря свободным доступом к Интернет-ресурсам;

  • разработать программу курса по выбору «Основы информационной культуры личности» (8-9 кл.) с акцентом на работу с краеведческими источниками информации;

  • установить взаимовыгодное партнерство с заинтересованными организациями;

  • привлечь спонсоров для финансирования проекта;

  • организовать рекламу библиотечного проекта через школьную газету, наглядные средства.

4. Описание проекта

Место реализации проекта: библиотека МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово».

Целевые группы проекта: педагоги школы – руководители научно-исследовательской деятельности и обучающиеся, занятые в этом процессе.

2-х летний проект предполагает 3 этапа его реализации.

Подготовительный этап (ноябрь 2008 – февраль 2009) направлен на изучение потребностей педагогов и школьников в ресурсно-информационном обеспечении краеведческой исследовательской работы и определение основных направлений комплектования школьного библиотечного фонда. Проведение анкетирования школьников, заседания научного общества «Эрудит», музея боевой и трудовой славы им. Н.М. Путры, Совета школьного музея, обсуждение вопроса на педагогическом совете позволят актуализировать важность проблемы и консолидировать усилия администрации школы, педагогов и заведующего библиотекой в начале реализации проекта.

С


ледующим шагом на данном этапе станет изучение каталогов издательств учебной и учебно-методической литературы, прайс-листов книготоргующих организаций; каталогов российской прессы, издательских и библиотечных Интернет-порталов; информационных баз и справочно-библиографического аппарата учреждений городской централизованной библиотечной системы (ЦБС), библиотеки ИМЦ, областных библиотек. Цель изучения – составление перечня библиотечных медиаресурсов по краеведению для комплектования фондов библиотеки, перечня Интернет-порталов областных и местных библиотек.

Начало реализации проекта совпало со знаменательной датой – 70-летием образования города Белово (4 декабря 2008 г.). В ходе юбилейных библиотечных мероприятий состоятся презентации деятельности школьного научного общества «Эрудит», данного библиотечного проекта для родителей обучающихся, представителей школьного попечительского совета и шефствующего предприятия шахты «Чертинская-Коксовая» – потенциальных спонсоров проекта, работников библиотек поселка и читального зала городской библиотеки для взрослых.

На подготовительном этапе также заключаются договоры о сотрудничестве с книготоргующими организациями городов Белова, Кемерова, Новосибирска; устанавливаются взаимовыгодные партнерские отношения с ресурсными учреждениями города – библиотеками, музеями.

На основном этапе (март 2009 – август 2010) предполагается непосредственное проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование и развитие ресурсно-информационной краеведческой базы по 3-м проектным модулям: 1 – «Источники краеведческой информации»; 2 – «Информационные базы краеведческой исследовательской работы»; 3 – «Средства поиска источников краеведческой информации».



1-й модуль – пополнение и обновление книжного фонда научно-популярной, учебной, художественной литературы по краеведению. В рамках этого проектного модуля предполагается и ознакомление с таким видом письменных источников, как архивные документы, через проведение экскурсий в городской архив и краеведческий музей, дней информации в школьной библиотеке.

Спектр письменных информационных источников расширится подпиской на периодические, научно-методические и информационно-публицистические издания, в том числе по общим вопросам организации научно-исследовательской деятельности школьников в помощь педагогам.

Одновременно будет формироваться библиотечный медиафонд: видео и электронные ресурсы о памятниках природы (заказники, заповедники) и искусства (архитектура, скульптура, живопись), развитии Кузбасского угольного бассейна и пр.
2-й проектный модуль предполагает


  • создание собственных электронных полнотекстовых информационных баз исследовательских и творческих работ школьников и педагогов;

  • сводного электронного каталога краеведческих ресурсов школьных и городских библиотек;

  • электронного перечня-каталога Интернет-сайтов ресурсных (краеведческих) учреждений с использованием гиперактивных ссылок.

Данный проектный модуль предполагает свободный доступ в Интернет с автоматизированного рабочего места школьного библиотекаря.

Вместе с тем будут организованы экскурсии, презентации учреждений, предоставляющих во временное пользование краеведческую литературу и другие источники информации (местные библиотеки, архивы, музеи).



3-й проектный модуль – осуществляется параллельно с двумя первыми, так как предполагает развитие информационно-поисковой системы школьной библиотеки (электронный краеведческий каталог, электронная краеведческая картотека), редактирование краеведческого справочно-библиографического аппарата на основе формирования новых фондов; планируется введение программы курса по выбору «Основы информационной культуры личности» (8-9 кл.) с целью существенного расширения, в том числе в краеведческом плане, круга полученных ранее информационно-поисковых знаний, умений и навыков обучающихся.

Заключительный этап (сентябрь – ноябрь 2010) предполагает

    • творческий отчет участников проекта о результатах его реализации. В ряду отчетных мероприятий – выставки новинок литературы, обзоры периодических изданий, презентации новых исследовательских проектов обучающихся, конкурс «Знатоки краеведческой литературы», краеведческие викторины и КВНы для ученической аудитории;

    • встречу за «круглым столом» участников, партнеров и спонсоров проекта для оценки результатов и определения перспектив его дальнейшего развития.

5. Рабочий план реализации проекта



Сроки

Мероприятия

Место провед.

Кто

проводит

Ожидаемые

результаты

Подготовительный этап (ноябрь 2008 – февраль 2009)



ноябрь-декабрь 2008

Мониторинг информационных запросов краеведческих источников для осуществления исследований и проектов.

шк. б-ка

зав. биб.

Инициирование процесса поиска путей формирования ресурсного фонда






Изучение потребностей педагогов и обучающихся в информационном обеспечении научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности.

шк. б-ка

зав. биб.

Определение основных направлений формирования библиотечного медиа-фонда по краеведению






Представление результатов мониторинга и ресурсных возможностей школьной библиотеки на заседании научного общества «Эрудит» и педагогическом совете школы.

шк. б-ка

зав. биб.

Актуализация проблемы обновления и пополнения библиотечного фонда






Изучение каталогов издательств учебной, учебно-методической литературы, научно-популярных изданий для школьников.

шк. б-ка

зав. биб.

Составление плана комплектования книжного фонда по вопросам краеведения и научно-исследовательской деятельности






Изучение объединенного каталога «Почта России» и др. каталогов периодических изданий.

шк. б-ка

зав. биб.

Составление плана-заказа подписки на периодические издания краеведческой направленности






Изучение электронных каталогов издательских и библиотечных Интернет-порталов, образовательных сайтов.

шк. б-ка

зав. биб.

Составление перечня Интернет-ресурсов для самостоятельного отбора информации пользователями






Изучение краеведческих каталогов и медиаресурсов местных библиотек ЦБС и музеев.

шк. б-ка

зав. биб.

Взаимовыгодный обмен электронными информационными базами



1-4.12.

2008


Проведение комплекса библиотечных мероприятий к 70-летию образования города, в т.ч. презентации ресурсного библиотечного проекта.

шк. б-ка

зав. биб., актив, участники проекта

Инициирование финансовой поддержки проекта спонсорами






Заключение договоров о сотрудничестве с книготорговыми организациями, библиотеками ЦБС, школьными библиотеками, городским краеведческим музеем и музеем Дворца творчества детей и молодежи.

б-ки

разл.


ведомств,

гор. музей



зав. биб.

Ориентация на пополнение и обновление книжного и медиафонда, информационный обмен, экскурсии школьников в ресурсные учреждения



декабрь

2008


Информирование всех участников ВОП о начале реализации проекта.

шк. б-ка

зав. биб.

Наглядная реклама в школе и библиотеке

Основной этап (март 2009 – август 2010)



январь

2009


Презентация деятельности научного общества школы попечительскому совету школы, родителям обучающихся, представителям шефствующего предприятия (шахта «Чертинская-Коксовая»)

шк. б-ка

зав. биб.

Определение долей финансирования проекта администрацией и Управляющим советом школы, шефствующим предприятием, спонсором



март 2009, 2010

Школьная научно-практическая конференция научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся

школа

зав. биб.,

педагоги


Формирование читательских и научных интересов школьников, мотивация на успешность в обучении



март 2009-сент-ябрь 2010

Пополнение и обновление фонда учебно-методической, научно-познавательной литературы; электронных ресурсов; ресурсов на аудио,- видеоносителях; подписка периодических изданий по избранным направлениям.

шк. б-ка

зав. биб.

Развитие целевой ресурсной базы школьной библиотеки в рамках обозначенной проблемы






Создание электронных полнотекстовых баз данных:

  • научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся;

  • материалов по организации научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся (материалы научно-популярного журнала «Исследовательская деятельность школьников») в помощь педагогам;

  • творческих работ педагогов - участников конкурсов различного уровня.

шк. б-ка

зав. биб.

Создание фонда вторичных информационных ресурсов, неопубликованных документов по краеведению и вопросам организации научного творчества школьников






Создание электронного краеведческого каталога (АК), краеведческой картотеки школьной библиотеки.

шк. б-ка

зав. биб.

Информационно-библиографическая поддержка краеведческой исследователь-ской работы обучающихся






Создание электронного каталога краеведческих медиаресурсов библиотек ЦБС, школьных библиотек, городского краеведческого музея

шк. б-ка

зав. биб.

Инициирование самостоятельного выбора информационных баз ресурсных учреждений



в течение всего срока проекта

Обеспечение информационной поддержки реализации проекта:

  • выставки новинок литературы;

  • обзоры газетно-журнальных публикаций;

  • презентации:

  • электронных баз данных;

  • электронных каталогов;

  • новых творческих работ учащихся

шк. б-ка

зав. биб.

Создание мотивационной библиотечно-информационной среды



в ходе осн. этапа

Обеспечение свободного доступа к Интернет-ресурсам с АРМа школьного библиотекаря







Инициирование поиска краеведческой информации в сети Интернет



в ходе осн. этапа

Проведение уроков информационной культуры и разработка программы курса по выбору «Основы информационной культуры личности» (8-9 кл.)

шк. б-ка, музей

зав. биб., рук-ль музея

Формирование информационной культуры личности




следующая страница >>
Смотрите также:
Адресован библиотечным работникам разных ведомств, руководителям образовательных учреждений, педагогам
866.49kb.
5 стр.
Смоленской области
92.21kb.
1 стр.
Сборни к рекомендуемых инструкций по охране труда для учреждений образования
2863.79kb.
15 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
«Федеральный детский Эколого биологический центр»
126.34kb.
1 стр.
Руководителям государственных образовательных учреждений
92.29kb.
1 стр.
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений
100.01kb.
1 стр.
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области
24.33kb.
1 стр.
Руководителям образовательных учреждений «Содтцд тцдцмлун сетан республиканскцй шцрин»
51.47kb.
1 стр.
Методический материал для проведения профсоюзного кружка
352.26kb.
1 стр.
Методическая разработка факультативных занятий для 7 класса «Храмы, дворцы и замки Беларуси»
147.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации в помощь библиотечным работникам по популяризации творческого наследия кубанского композитора Г. Ф. Пономаренко
88.12kb.
1 стр.