Главная
страница 1
Практикум

по подготовке к ГИА

по русскому языку

9 класс

Предлагаемый материал предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку.

Тренировочные задания дают возможность учащимся повторить, обобщить и закрепить пройденный материал.

Задания, представленные в данном практикуме, соответствуют тестовым заданиям в части 2 вариантов итоговой аттестации.


Материалы подготовила

учитель русского языка и литературы

Мурзаева О.А.


МОУ средняя школа № 25

г. Тольятти


Фразеологизмы

Задание: найти в данных предложениях, выписать (или подчеркнуть) фразеологические обороты.

1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.

2. Он тяжело дышал и не мог собраться с силами, чтобы заговорить.

3. Лабиринт, заросший травой, остался теперь позади, и мы могли радоваться, что отделались так дешёво.

4. Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока.

5. Главную роль играл талантливый молодой актёр, для которого она стала лебединой песнью.

6. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует.

7. Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули.

8. Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой, принялись наперебой хвалить и поздравлять его.

9. Его выступление сыграло большую роль в реорганизации предприятия.

10. Валентина ценила своего старшего диспетчера на вес золота.

11. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться.

12. На первый взгляд письмо это может показаться резким, даже для современного читателя.

13. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул сильный, но попутный ветер.

14. Вы начинаете выходить из себя, часто вздыхать, то бегать по комнате, то останавливаться.

15. На корабле, особенно командиру, приходится себя в узде держать.

16. Сами заварили кашу, сами и поезжайте разбираться.

17. Заметая следы моего пребывания у Филиппыча, я вытравил из домовой книги свою прописку.

18. Он взглянул на неё и вдруг упал духом, радость его как в воду канула.

19. Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.

20. Выйдя в отставку, я сожгу свои корабли и займусь восстановлением имения.

21. Одно заруби себе на носу: выдержки тебе надо побольше.

22. По дороге в Вёшенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро нашли общий язык.

23. Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.

24. Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги.

25. Пехота вела себя героически, артиллерия подавно не ударила в грязь лицом.

26. Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.

27. Делайте, как хотите, Константин Алексеевич, а я умываю руки.

28. Большое значение в произведениях народного творчества имеют постоянные эпитеты.

28. Полярные станции внесли большой вклад в освоение Арктики.

29. Безмерная любовь к дочери была его ахиллесовой пятой, и на этом сыграли вымогатели.

30. Казалось, в страшном отдалении, на самом краю света, кто-то стонал и плакал на весь лес.

31. Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.

32. Калиныч каждый день ходил с барином на охоту, без него г. Полутыкин шагу ступить не мог.

33. Без тебя я как без рук, точно на необитаемом острове.

34. Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.

35. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё.

36. Отец его всю жизнь тянул военную лямку: командовал сначала бригадой, потом дивизией.

37. Комедия «Горе от ума» вошла в золотой фонд русской национальной культуры.

38. Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.

39. Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.

40. Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.


Гласные в корнях с чередованием

Задание: Выписать из данных предложений слова с чередованием гласных в корне.

1. В бесконечном мраке ночи растворилась горячая саванна, застыл воздух, притихло зверьё, казалось, всё вокруг замерло в ожидании нового дня.

2. Вся семья вместе с мальчиками и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом.

3. И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством.

4. Голос на самом деле был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; я внимал ему с удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка.

5. Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.

6. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе.

7. В творчестве своём он сохраняет единую целеустремлённость, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать.

8. Только малыш не справился с разгоном, проскочил вперёд и перепугано, во все лопатки кинулся вдогон.

9. Единственной возможностью сделать это был путь по льду через финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город.

10. В дыму вдруг вырастали обтёсанные водяные стены.

12. Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгорячённых водяных туш усиливало ощущение одухотворённости природы – море казалось живым.

13. Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

14. Начало быстро светать. Звёзды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко.

15. Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.

16. По дымящейся сизым паром тундре брёл парнишка в больших промокших броднях, часто наклонялся, обирая со мха перемёрзшую клюкву.

17. Теперь я стал иначе понимать дело.

18. С самым напряжённым вниманием и нежностью ухаживала она за больным отцом.

19. Давно все думы, все желанья Гирей с моими сочетал.

20. Он проверял сложение и вычитание у Вани и нашёл две ошибки.

21. С поля медленно поднимается туман и застилает всё доступное для глаза.

22. Проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

23. Берёза в моём стародавнем саду зелёные ветви склоняла к пруду.

24. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

25. Поравнявшись с низенькой дверью, остановился в раздумье.

26. Замерев от восторга, остановился перед сверкающей ёлкой с горящими свечами.

27. За нарушение правил уличного движения налагается штраф.

28. Когда разговор касался её, глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись румянцем.

29. Над широкой водной равниной встают и торжественно сияют высокие горы.

30. Вымокнув под дождём и продрогнув, они поспешили домой.

31. Дом старого лесника сгорел дотла и постепенно зарос бурьяном.

Обособленные определения и приложения

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные определения и приложения.

1. Нагруженная охапкой дров она вошла в комнату и с грохотом выронила их в углу у печки.

2. Проникнутый разрывающей жалостью сидел он перед нагоревшей свечою.

3. Усталый умиротворённый я кладу перо мысленно благодаря бога за силы за труд.

4. И через минуту слышится тихий вздох полусонной волны медленно накатившейся где-то внизу на берег.

5. В её глазах тёмных усталых была тихая грусть.

6. Пьер всё более и более приходивший в волнение от этого разговора встал и подошёл к княгине.

7. Не привыкшие к подобным переправам добрые наши кони храпели и фыркали.

8. Извозчик тихо оглянулся покачал головой и сопутствуемый конвойным тронулся шагом назад.

9. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза неподвижные огненные.

10. От станицы до станции идёт дорога прорубленная в лесу на пушечный выстрел.

11. Часто ходит он и в маленькую гавань деревни полную неуклюжих лодок и парусных барок.

12. Наконец выпал сильный снег давно ожидаемый и людьми и природой.

13. Воспитанный матерью в нежном уважении к цветам я не мог рвать их кое-как.

14. Оленин был юноша нигде не кончивший курса нигде не служивший и никогда ничего не делавший.

15. Снег нападавший ночью и ещё не изборождённый полозьями саней лежал ровными пеленами.

16. Табун медленно стал разбредаться по не сбитому ещё лугу покрытому росой и паром.

17. Густая высокая трава на дне долины вся мокрая белела ровной скатертью.

18. Я увидал мужика мокрого в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой.

19. Мальчик лет пятнадцати кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал коня.

20. Он неверующий стал молиться и в ту минуту как молился верил.

21. Разочарованная она заснула когда какой-то звук разбудил её.

22. Вдали показалась пристань выстроенный на барке маленький красный домик.

23. Хозяин Иван Иванович Булгаков был большой охотник до лошадей борзых собак и верховой езды.

24. Капитан человек с умными и твёрдыми глазами завёл речь о будущем Дальнего Востока.

25. Против нашего дома жил в собственном доме Аничков старый богатый холостяк.

26. Егоровна добрая старуха теперь сделалась и его нянькой.

27. Девочка любимица отца вбежала смело обняла его и смеясь повисла у него на шее.

28. На небе задумчиво замерли лёгкие облака ещё розовые от заката.

29. Снег не тающий даже в самое жаркое лето покрывает вершины гор.

30. Уставшие от быстрой ходьбы люди падали на траву.

Брянская земля древняя славная край удивительной красоты. Она хороша во все времена года летом и зимой весной и осенью. Прекрасны её леса золотые в лучах осеннего солнца покрытые зимой сверкающим снегом и луга пёстрые как ковёр летом и и скошенные опустевшие тихие осенью. Поражают её леса могучие и таинственные овеянные героическим прошлым. А сколько видели стройные безмолвные деревья великаны хранящие многие тайны завоевателей желавших покорить эту землю!




Обособленные обстоятельства.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные и необособленные обстоятельства.

  1. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.

  2. Из леса выбежав берёзка одна стояла на юру.

  3. Тяжёлый парус поднимая рыбак идёт на дальний лов.

  4. Гребцы бросили вёсла и поставив парус сами сели на дно шлюпки.

  5. Они шли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами.

  6. Мать возилась на кухне приготовляя обед и не обратила внимания на сына.

  7. Парень отвязал коня и закусив от боли в колене губу сел в седло.

  8. Работал он спустя рукава.

  9. Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

  10. Дети слушали рассказ затаив дыхание.

  11. Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась.

  12. Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.

Вводные слова и предложения.

Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова, предложения и вставные конструкции.

  1. Эта маленькая птичка казалось дремала.

  2. Всё мне казалось странным в этом удивительном городе.

  3. Это упражнение должно быть выполнено аккуратно и чисто.

  4. Мы должно быть неверно поняли нашего руководителя.

  5. По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

  6. Солнце чувствуется уже садится за вершины гор.

  7. Дождь за окном видимо ещё припустил и на Оке наверное ходили волны.

  8. Такая простота в этой песне и знаете такая смешная печаль.

  9. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей.

  10. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» оно было написано в 1837 году впервые напечатали в России через 30 лет после его создания.

Сложноподчинённое предложение

Задание: Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, выделите союзы и союзные слова, обозначьте их, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, постройте схему, определите значение придаточных предложений.

1. Реденький лес куда они вошли тоже оделся молодой листвой.

2. И как бы смерть не сторожила нас никто назад не отойдёт.

3. Уходит год успевший постареть как вдаль уходят памятные веки.

4. Кони так сильно устали что после остановки сразу легли на землю.

5. Мы задержались в пути так что не было смысла принимать участие в соревнованиях.

6. Люди живут не единым хлебом если у них есть высокая цель.

7. Так как шторм не утихал весь день корабль не мог выйти в море.

8. Все почувствовали что в воздухе пахнет молодой листвой тополя.

9. Вдали показалась роща за которой был дом наших друзей.

10. Видеть как нежатся на солнце цветы чрезвычайно приятно.

11. Впереди где ещё оставалась роща росли одинокие берёзы.

12. Лёд был такой прозрачный что даже вблизи его было трудно заметить.

13. Они тронулись в путь как только стаял снег.

14. Так как режиссёру не понравился сценарий съёмки фильма были отложены.

15. Мелкие листья ярко и дружно зеленели словно кто-то их вымыл и лак на них навёл.

16. Хотя моему брату нужно было ехать за границу он каждую неделю откладывал свой отъезд.

Однородные члены предложения.
Расставить знаки препинания, составить схемы однородных членов.


  1. Спорт музыка чтение книг всегда увлекали меня.

  2. А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

  3. В лесу и на полях всё было занесено снегом.

  4. Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

  5. Синицы скворцы живущие в наших лесах истребители вредных насекомых.

  6. Нехлюдов смотрел на освещённый луной сад и крышу и на тень тополя и вдыхал живительный свежий воздух.

  7. Боры и дубравы березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан.

  8. Белые облака бор тянувшийся по сторонам дороги всё радовало глаз.

  9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр или к соседу поиграть в шахматы.

  10. Жёлтая акация и сирень растущие в наших лесах декоративные кустарники.

11. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

12. Я стал посещать музеи и театры и читать книги.

13. Лоси и медведи волки и лисы и многие другие звери водятся здесь.

14. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

15. Гимнастика обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

16. Буран и вьюга и холода задерживали наше продвижение.

17. Эта мельница и кустарник и запах листьев всё было ново необычно.

18. Со всех сторон из-за заборов из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

19. И кажется что всё железо камни вода полно протеста против жизни без солнца.

20.Она хорошо знала языки немецкий французский и английский и учила этому своих детей.



Записать текст, раскрыть скобки, поставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть однородные члены как члены предложения.
Ф. Васильев. «Мокрый луг»
В Ялте Васильев задумыва..т написать новую к..ртину. В ней он хоч..т выр..зить не только свои чу(?)ства но и всю любовь свою к р..дному краю к (не) броской прелест.. русской пр..роды. Там (не) будет ни м..гучих гор ни кипарисов ни пышных южных цветов ни лазурного неба. Там будет всего лиш(?) омытый дождём мокрый луг под огромным небом да (не) сколько деревьев

(в) дали да б..гущие по влажной траве тени г..нимых ветром туч(?).

Когда Крамской увид..л присла(н,нн)ую в Петербург к..ртину «Мокрый луг» он был потр..сён. Всё в ней и весе(н,нн)яя чистая зелень и летучий свет и (не) слышный ветерок зарябивший воду в зар..стающем русле реки и (не) виданные капли дождя на влажной листве деревьев говорил… о (не) обыкновенном художнике.


Словосочетание

Определить способы связи слов в словосочетании:

1. вековые традиции

2. участвовать в походе

3. второй из участников

4. достойный уважения

5. крайне застенчивый

6. очень темно

7. полезно для здоровья

8. блестящий успех

9. наши соотечественники

10. рано утром

11. по-летнему жаркий

12. объяснять не торопясь

13. этим летом

14. поворот на площадь

15. уехать зимой

16. лодка с мотором

17. жить в деревне

18. красный от смущения

19. приказать вернуться

20. встретивший друга

21. двадцать первый поезд



Заменить синонимичным словосочетанием с другим способом связи:

1. лесной запах

2. мраморный памятник

3. бронзовая статуя

4. бассейн для плавания

5. костюм для тренировки

6. рассказывать с увлечением

7. держаться с достоинством

8. парк при море

9. гостиница при вокзале

10. шарф в клетку

11. горный воздух

12. ветер с севера

Найти в предложении все словосочетания со способом связи согласование.

Их разноязыкие голоса, усиленные репродукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислушивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.


Найти в предложении все словосочетания со способом связи управление.

Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.


Найти в предложении все словосочетания со способом связи примыкание.

Медленно, но с нарастающим ускорением рассеивается, тает ночная мгла, всё полнее раскрывается даль, отчётливее проступают окружающие предметы, постепенно обретая свои цвета и формы, осторожно меркнут звёзды, и небеса становятся ослепительно синими.


Выбрать из предложения все словосочетания (сочинительные и подчинительные), определить способ связи в подчинительных словосочетаниях.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.



Грамматическая основа предложения

Задание: подчеркнуть грамматические основы в данных предложениях, указать их количество.

1. Успев отведать ещё тёплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке.

2. И Сергей, не без робости взглянув на неё, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от её слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек.

3. Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.

4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.

5. Мимо меня прошёл один из моих друзей.

6. Мы по очереди помогали ему идти.

7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.

8. В книжке для детей автор остаётся верен себе в своей главной теме.

9. Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать.

11. Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.

12. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясёшься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.

13. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.

14. Сад залило неспокойной водой.

15. И есть берега, сожжённые тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

16. Я стал много и увлечённо читать.

17. По дороге на озеро стояло несколько ив.

18. И не могло не родиться что-то из сплава внешней и внутренней тишины.

19. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

20. Они были вдвое выше тех.

21. В этих кузовах мог ехать и молодой, ещё не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.

22. Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

23. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед ней на раскладной табуреточке клетку и переполненный счастьем ящик.

24. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.

25. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду.

26. В прощании собак было что-то трогательное.

27. Как сейчас вижу её чуть согбенную фигуру.

28. Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ.

29. Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.

30. Месяц удивительно близок был в этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

31. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

32. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.

33. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.



Простое и сложное предложение

Выписать номера простых предложений, затем сложных. Знаки препинания не расставлены.

1. По всей округе ливни льют верёвки из дождинок вьют.

2. Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнёт.

3. Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.

4. Облетают с яблонь листья сухо шепчутся с травой.

5. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

6. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

7. Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

8. Тяжело складывались слова да ещё волнение мешало говорить.

9. Направо белела песчаная коса да темнела груда дальних гор.

10. Река ещё не замёрзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

11. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видел кроме деревушки окружённой бревенчатым забором.

12. Однако ж мало-помалу всё было забыто и Сильвио снова приобрёл своё прежнее влияние.

13. Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.

14. Мы взяли с собой лодку и на рассвете отправились на ту сторону озера ловить рыбу.

15. Почти всегда на этих столбах греются бабочки и непрерывно бегают муравьи.

16. Все почувствовали что в воздухе пахнет молодой листвой тополя.

17. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

18. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала.

19. Отдыхая порой в городишке где протекло моё отрочество я вспоминаю эту чуть ли не единственную его радость – колокольню.

20. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны жёлтым песком, но дальше, в глубине двора, было сыро и запущенно, как это бывает после зимы.

21.Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других сбрасывая с себя пустые заботы.

22. Прозрачных облаков спокойное движенье то бледным золотом то мягкой синей тенью окрашивает даль.

23. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе.

24. Всю ночь мы лежали у костра дремали и слушали как бушевало море.

25. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

26. Все промолчали и по правде сказать сделали правильно.

27. Сердце не скатерть перед каждым не расстелешь.

28. Всё мне здесь было мило холмистые поля долинки речек еловые леса светлые берёзовые рощи.

29. Посаженные заботливыми стариками деревья клён тополь берёза зеленели приветливо и ярко.

30. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

31. Но этого оказалось мало площадка оставалась почти не освещённой.

32. И шумя и кружась колебала река отражённые в ней облака.

33. Слышно как осторожно ходит по комнатам садовник растапливая печь.

34. Несмотря на то что моему брату давно уже нужно было ехать за границу он каждую неделю откладывал свой отъезд.

35. Щука подпрыгивала поленом бухалась об лёд сверкая пёстрыми как у африканского удава боками и тёмной спиной.


Выразительные средства

Какие выразительные средства использованы в данных предложениях. Выбрать нужный ответ.

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз…

а) метафора б) гипербола в) метонимия

2) Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето… Фруктовый ларёк торговал и для больных тоже – но мои ссыльные копеечки поёживались от цен.

а) синекдоха б) олицетворение в) аллегория

3) То стынешь в блеске лунного лака,



То стонешь, облитый пеною ран.

а) аллитерация б) ассонанс в) анафора

4) В пыли влачусь – и в небесах витаю; Всем в мире чужд – и мир обнять готов.

а) оксюморон б) антонимы в) антитеза

5) Пусть заполнится годами жизни квота,

Стоит только вспомнить это диво,

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

а) гипербола б) литота в) олицетворение

6) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.

а) эпитет б) сравнение в) метафора

7) И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови.

а) метафора б) олицетворение в) гипербола

8) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

а) параллелизм б) градация в) эпифора

9) Потребовались героические усилия воли, чтобы рождённый в приниженном скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную волю.

а) литота б) метонимия в) сравнение

10) Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль.

а) антитеза б) оксюморон в) эпитет

11) Мы любим всё – и жар холодный числ, И дар божественных видений.

а) антитеза б) оксюморон в) градация

12) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.

а) анафора б) сравнение в) параллелизм

13) Дух бродячий! Ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.

а) эпитет б) риторическое обращение в) ирония

14) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах.

а) эпитет б) метонимия в) метафора

15) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озёра, моря, океаны слёз! а) метонимия б) градация в) аллегория

16) Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там.

а) метафора б) метонимия в) олицетворение

17) У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота а) сравнение б) антитеза в) эпифора

18) Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

а) гипербола б) литота в) сравнение


19) С наглой скромностью смотрит в глаза.

а) эпитет б) метафора в) оксюморон


20) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

а) градация б) гипербола в) метафора



Справочный материал

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Даёт дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения. (Лебяжий снег.)

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающим общим признаком. (На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.)

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора простая: крыло самолёта, град пуль, льётся речь. Метафора развёрнутая: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы».

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. ( Пройдёт – словно солнцем осветит! Посмотрит – рублём одарит!)

Литота – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. (Мальчик с пальчик. «Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить».)

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Часто встречается в баснях и сказках. (Лиса – хитрость, змея – коварство, весы – правосудие, сердце – любовь.)

Ирония – тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью. («Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» - из обращения к ослу в басне Крылова.)

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. («Не то на серебре – на золоте едал.» «Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» Прочитал всего Гоголя и Пушкина.) Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий, живых существ качествами или действиями, присущими человеку. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?»)

Перифраза (перифраз, парафраза) – выражение, передающее смысл другого выражения или слова с помощью описательного оборота (вместо «я» - пишущий эти строки), замена названия лица, предмета или явления описанием их признаков или указанием на их характерные черты (вместо «Пушкин» - основоположник русской литературы).

Синекдоха – называние части явления в значении целого - «А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…; целого в значении части - «Ах, ты вот как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!; единственного числа в значении общего – «Там стонет человек от рабства и цепей.»; замена числа множеством – «Мильоны нас»; замена видового понятия родовым – «Ну что ж, садись, светило!».

Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов. (Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.)

Градация – расположение слов в порядке усиливающегося значения. (Ему хотелось огромного, необъятного, всеобъемлющего чувства.) Расположение слов в порядке уменьшающегося значения. (Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. (Д. б. – Месяц вышел тёмной ночью. Инверсия – Вышел месяц ночью тёмной.)

Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Звуковая – Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища.

Морфемная - …Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Лексическая – Не напрасно дули ветры,

Не напрасна шла гроза.

Синтаксическая – Когда приходит час расплаты, когда решается судьба, я вспоминаю прожитую жизнь.



Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого ряда (стиха, строфы, предложения).

Предложение

Предложение – это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.

Предложения бывают:

1. По цели высказывания







повествовательные

Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо.

Потянуло вечерней прохладой.

вопросительные

Предложения, в которых содержится вопрос.

Какой дорогой вы пойдёте?

побудительные

Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию.

Обязательно прочитай эту книгу.

2. По эмоциональной окраске.







восклицательные

Предложения, в которых выражаются какие-либо чувства.

Как хорош лес осенью!

Берегите природу!



невосклицательные

Предложения, которые произносятся со спокойной интонацией, без выражения каких-либо чувств.

Туристы быстро поставили палатки.

3. По количеству грамматических основ.







простые

Предложения, содержащие одну грамматическую основу.

Поднялся сильный ветер.

сложные

Предложения, содержащие две или более грамматических основ.

Поднялся сильный ветер, и зашумели деревья.

Поднялся сильный ветер, когда мы возвращались домой.



4. По наличию второстепенных членов.







распространённые

Предложения, имеющие, кроме главных членов, второстепенные.

Школьники поют свои любимые песни.

нераспространённые

Предложения, которые состоят только из главных членов.

Школьники поют.

5.По наличию главных членов.







односоставные

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Холодно. Поздний вечер. Люблю грозу в начале мая.

двусоставные

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Кончился листопад.

6. Полные и неполные







неполные

Предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член, легко восстанавливаемый благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре.

- Как тебя зовут?

- Анечкой. (неполное предложение)





Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитно

существительное

прилагательное

наречие

причастие

деепричастие

глагол

местоимение

1. без НЕ не употребляется

нет предлога между НЕ (НИ) и местоимением

2. можно заменить синонимом или близким

по значению выражением















3. нет противопоставления с союзом А



















4. нет зависимых слов










Раздельно

1. есть противопоставление с союзом А

1. пишутся раздельно

есть предлог




2. есть слова: вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не

2. есть зависимые слова



















3. краткое причастие










Сочинительные союзы

Соединительные союзы



и; да (= и); ни…,ни; не только…., но и; как…., так и; тоже, также, не столько…., сколько; не то чтобы…., а

Разделительные союзы

или; либо; то…., то; не то….., не то; то ли…., то ли

Противительные союзы

а; но; да (= но); зато; однако

Подчинительные союзы и союзные слова

Союзы

Союзные слова

простые

составные

относительные местоимения

местоимённые

наречия


Что, как, как ни,

как бы, когда, чтобы, пока, будто, будто бы словно, если, раз, едва, лишь, лишь бы, точно, если, хотя, раз, ежели, если бы, только бы, дабы, поскольку, пусть, пускай.



Оттого что, как будто, потому что,

так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только, с тем чтобы,

ввиду того что, вследствие того что,

в то время как, до тех пор пока,

для того чтобы, так что,

несмотря на то что, подобно тому как, перед тем как, как только,

в случае если, при условии если, благодаря тому что, невзирая на то что, даром что.


Что,

кто,


какой, который, каков,

чей,


сколько.

Где,

как,


когда,

куда,


откуда, почему, зачем.



Смотрите также:
Практикум по подготовке к гиа по русскому языку
282.41kb.
1 стр.
Практикум по русскому языку. 10 класс. Практикум по русскому языку. 10 класс
1109.56kb.
6 стр.
Практикум по русскому языку. 10 класс. Практикум по русскому языку. 10 класс
691.58kb.
4 стр.
Подготовка к гиа по русскому языку Способы сжатия текста
38.57kb.
1 стр.
Практикум по русскому языку и культуре речи. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования. Орел, фгбоу впо «огу», 2011; 3 п л
60.56kb.
1 стр.
Варианты заданий гиа по русскому языку
28.91kb.
1 стр.
Тесты по русскому языку. М.: Аст-пресс, 1998. Нефедова Е. А. Диктанты по русскому языку. М.: Дрофа, 2002
457.74kb.
4 стр.
Литература 0 3 3 56,7 63 1 71 Английский язык 2
41.68kb.
1 стр.
Домашнее задание 8 класс гиа по русскому языку
101.34kb.
1 стр.
Тексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку
176.33kb.
1 стр.
Урок-соревнование «Зов джунглей»
33.06kb.
1 стр.
Урок по развитию речи: «Написание сжатого изложения в 9 классе»
250.38kb.
1 стр.