Главная
страница 1страница 2страница 3

ПРОЕКТ

на тему: «Музыкальные инструменты»

для детей старшего дошкольного возраста


Воспитатель Голионцева И.В.
г. Сочи
2009 г.
Актуальность проблемы:
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, я увидела и услышала, что многие не умеют использовать музыкальные инструменты по своему прямому назначению.

Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков посредством музыкально-дидактических игр.
Цель проекта:

Углубление и расширение знаний о разновидностях музыкальных инструментов.


Задачи:

  1. Расширить представление детей о музыкальных инструментах, их семействах (струнные, духовые, клавишные, ударные).

  2. Развивать знания детей об основах музыкальной грамоты, о знаменитых композиторах.

  3. Дать понятие о рождении музыкальных инструментов, о видах оркестра.

  4. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

  5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному инструменту.

  6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.

Длительность проекта: 2 месяца.

Срок реализации: апрель, май.

Ожидаемые результаты:


  1. Знание детей о разнообразии музыкальных инструментов, их семействах.

  2. Применение полученных музыкальных знаний в своей игре на инструменте.

  3. Сплочение детей и родителей посредством музыки, воспитание будущих граждан своего города и страны, музыкально образованных.

Формы работы с детьми:

Занятия, беседы, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, фотовыставки; рассматривание иллюстраций, открыток; рассказы воспитателя, родителей, экскурсовода; музыкально-дидактические игры, разучивание песен и стихов, просмотр видео-кассет, прослушивание музыкальных произведений великих русских композиторов, поощрение детей за культурное поведение в общественных местах.






ПЛАН мероприятий педагога для

успешной реализации проекта




п/п

Содержание

Сроки

Выход

1.

Вхождение в проект. Изучение литературы по проектированию.

Март 2009

Список

литературы

2.

Подбор литературы.

Март 2009

Список

литературы

3.

Составление перспективного плана проекта.

Март 2009

План

4.

Составление конспектов.

Март 2009

Конспекты

5.

Изготовление альбомов, пособий, фотовыставки.

Апрель 2009

Дидактический

материал

6.

Реализация проекта на занятиях в нерегламентируемой деятельности.

Апрель 2009 - Май 2009

План работы

7.

Диагностика.

Конец Мая 2009 - Начало Июня 2009

Материал

8.

Написание отчета, оформление материалов по проекту.

Апрель 2009

Материалы по проекту






ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Этапы

Содержание работы

Задачи

Срок

реализации

Время в течение дня

Место и способ проведения

1-ый

установочный

  1. Вхождение в проблему.

  2. 2.Исследование музыкальных инструментов разных видов.

  3. Формирование задачи.

  4. Вживание в проблемную ситуацию.

  1. Преобразовать родителей из пассивных потребителей образовательных услуг в активных участников образовательного процесса.

  2. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

1 неделя

2ая половина дня

Группа, беседа,

проблемная

ситуация.

2-ой

организационный

  1. Знакомство с разными видами музыкальных инструментов.

  2. Прослушивание звучания каждого изученного музыкального инструмента.

  1. Побуждать детей к процессу познания.

  2. Формировать эмоциональную заинтересованность к музыкальным инструментам.

1 неделя

1,2ая половина дня

1. Группа, беседа, занятия, поисковая ситуация.

З-ий

практический

1. Изучение объекта родителями, воспитателями с

1. Формировать знания и представления о

2 месяца

1,2ая половина дня

Группа, занятия, экскурсии с родителями в зал




детьми.

2.Музыкальнодидактические игры.

3.Альбом «Мой любимый музыкальный инструмент».

  1. Организация оформления материала.

семействах музыкальных инструментов, их звучании.

  1. Закрепить интерес к музыкальной деятельности.

  2. 3. Развивать творческую самореализацию.

  3. Активизировать речь детей.







органной музыки,

разучивание

стихов и песен,

организация

фотосъёмки и

оформление

фотовыставки,

изготовление

инструментов,

дидактических

игр, оформление

буклетов.

4-ый

1. Презентация

1. Научить детей

1 неделя

2-ая половина

Группа,

итоговый

выставки

проводить




дня

представление




музыкальных

презентацию.







продукта




инструментов,










родителям,




тематических










воспитателям




альбомов.










других групп.


РОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Программные задачи: познакомить детей с процессом появления музыкальных инструментов.

Оборудование и материал: книга «Музыкальные инструменты» под редакцией издательства «Атлас», иллюстрации музыкальных инструментов. Предварительная работа: изготовление барабанов.

План занятия:

  • Ребята, сегодня я расскажу вам о том, каким образом появились на свет музыкальные инструменты, с чего началось их рождение. Но сначала скажите, каким совершенным, дарованным природой музыкальным инструментом, обладает сам человек, то есть каждый из нас?

  • Голосом (ответы детей).

  • Чтобы аккомпанировать (подыгрывать) пению, людям пришлось создать другие звуки, задействовав в том числе и тело. Подумайте, как можно подыгрывать своему пению? Какие движения можно делать?

  • Хлопки по рукам, ногам, хлопанье в ладоши, притопывание в такт музыке, позвякивание украшениями или оружием (ответы детей).

  • Молодцы, верно. Всё это было первой попыткой создания музыкального инструмента, служившего ритмом для танцев и церемоний жертвоприношения.

Тысячи лет тому назад наши предки из Азии, Африки и Европы поняли, что если ударять, надувать, прищипывать, тереть какой-либо предмет, тот может издавать различные звуки. С помощью костей, рогов животных или сосуда из тыквы музыканты эпохи палеолита (древней эпохи) изобрели первые музыкальные инструменты: свистульки, флейты, «поющие» дуги, которые они укрепляли на земле. Остатки этих первых «инструментов» неоднократно обнаруживали при раскопках. Позже появились китайские барабаны из керамики, колокольчики, колокола, которые со временем стали изготавливаться по новой технологии - из металла, и они становились более прочными и звучными. Это происходило в бронзовом веке. Охотничьи рожки и трубы, поначалу изготовлявшиеся из дерева, рога или кости, тоже изменились.

Как вы думаете, какие музыкальные инструменты появились от «поющей дуги» или охотничий лука?



  • Струнные инструменты (ответы детей).

  • Верно, а как вы думаете от тростниковой дудочки какие?

  • Духовые инструменты (ответы детей).

  • Умницы, от барабана какие инструменты?

  • Ударные инструменты (ответы детей).

  • Молодцы. Догадались обо всех инструментах. Таким образом на протяжении веков музыкальные инструменты совершенствовались, приобретали тот внешний вид, который нам известен сегодня. С помощью электричества возможно усиливать их звучание. Позже информатика позволила воспроизводить звук любого инструмента, сочинять новые музыкальные произведения. Музыка повсюду с нами, и не обязательно носить с собой музыкальный инструмент. И всё же: какое счастье - уметь играть на музыкальном инструменте! Правда?!


СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Программные задачи: дать представление о семействе струнных музыкальных инструментов, развивать интерес к игре на струнных инструментах.

Оборудование и материал: иллюстрации музыкальных инструментов, аудиозапись со звучанием струнных инструментов в музыкальных произведениях признанных композиторов-классиков, музыкальный струнный инструмент - гитара.

Предварительная работа: изготовление струнного инструмента.

План занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну под названием «Музыка». Многих жителей этой страны вы уже знаете, видели и слышали их много раз - это музыкальные инструменты, они объединены в группы по общим признакам: звучанию, материалу, из которого они сделаны, способу извлечения звука. Сегодня вы узнаете о струнной группе инструментов - самой-самой большой. Угадайте загадку:

Из дерева вырублена,

В руках плачет.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Её названье ...

-Скрипка (Ответы детей).

И в оркестре хороша,

Зазвучит - поёт душа!

Просит «Поиграй-ка!»

- Озорная ...

Ой звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка?

Это наша ...

-Балалайка (Ответы детей).

Балалайка, балалайка,

Веселее заиграй-ка!

-Верно. Давайте внимательно послушаем аудиозапись с их звучанием и назовём кто ещё живёт в волшебной стране музыки...

-Какой самый большой струнный инструмент в оркестре, ребята?

-Это контрабас (Ответы детей).

-Как на нём играют, если он большой?

-Стоя. (Ответы детей).

-Правильно, на контрабасе играют стоя. У него есть ножка - шпиль. А чем играют на контрабасе?

-Смычком. (Ответы детей).

-Из чего состоит смычок? Из чего он сделан?

-Из трости (палочки), на которую натянут конский волос(Ответы детей).

-Хорошо, молодцы. Смычок трётся о струну и вызывает вибрацию. Умение нажимать на смычок и вести его являются основными критериями оценки игры скрипача. Каждый исполнитель обладает индивидуальным туше, которое порождает неповторимое звучание. Если бы каждый из вас играл на струнном инструменте, все равно все бы играли по-своему. Продолжаем.. .Какой голос у контрабаса, кто скажет?

-Низкий (Ответы детей).

-Как будем его держать?

-Между коленей (Ответы детей).

-Слушаем следующий струнный инструмент.. .Как он называется?



-Виолончель (Ответы детей).

-Как переводится с итальянского языка «виолони»?

-Маленький контрабас (Ответы детей)..

-Виолончель имеет выразительный звук. Её называют маленьким контрабасом. Чем играют на виолончели?

-Смычком (Ответы детей).

-Правильно, тоже смычком. Послушайте следующий струнный инструмент...Он называется?



-Альт (Ответы детей).

-Да, верно, альт. У него грудной голос. Он по размеру больше скрипки, но меньше виолончели. Где будем его держать?

-Под подбородком (Ответы детей).

-Слушаем кто ещё принадлежит самой большой группе струнных инструментов... -Скрипка - самая маленькая (Ответы детей).

-Верно, она является признанной королевой оркестра. Когда скрипичный мастер (Аматти, Гварнери, Страдивари) создаёт скрипку, важно, чтобы все пропорции были выдержаны, важно, из какого дерева она сделана, каким лаком покрыта. Знаменитый скрипач Николо Паганини творил чудеса на сцене: однажды он так играл, что лопнула одна струна, затем вторая, после и третья, и Паганини доиграл музыкальное произведение всего на одной струне.

Как и другие струнные инструменты, скрипка имеет наверху деревянный завиток, ниже колки (для настройки струн), струны, струнодержатель, боковая обечайка, дэки, эфы - резонаторные отверстия. Теперь послушаем все вместе ещё один струнный инструмент...



-Арфа (Ответы детей).

-Посмотрите, сколько струн у неё? Кто запомнил?

-40,44 (Ответы детей).


  • Да, у арфы от 44 до 48 струн. Чем короче струна, чем она тоньше, тем выше получается звук. А чем на ней играют?

-Пальцами (Ответы детей).

-Верно, это щипковый инструмент, поэтому играют не смычком, а пальцами, не всеми, а только восемью, мизинцы не участвуют в игре. Молодцы, ответили на все вопросы. А теперь поведём итог занятия. Вспомним все струнные инструменты, которые слышали и видели:

-Контрабас, виолончель, альт, скрипка, домра, гитара, арфа, бас-гитара, гусли, лира, кифара, лютня (Ответы детей).

-Что есть у всех струнных инструментов?

-Струны (Ответы детей).

-Правильно, струны могут сжиматься, тереться, ударяться. Они могут натягиваться вертикально, горизонтально. На инструменте может быть как одна - единственная, так и сорок восемь струн. Струнный музыкальный инструмент может располагаться на коленях, под подбородком, между коленей. Спасибо за ответы, за внимание. Поиграем в игру «Изобрази струнный инструмент», но не забывайте где какой струнный инструмент находится. На следующем занятии познакомимся с духовыми музыкальными инструментами.




ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Программные задачи: дать представление о семействе духовых музыкальных инструментов, развивать интерес к игре на духовых инструментах.

Оборудование и материал: иллюстрации музыкальных инструментов, аудиозапись со звучанием духовых инструментов в музыкальных произведениях признанных композиторов-классиков, музыкальный духовой инструмент - дудка. Предварительная работа: изготовление духового инструмента.

следующая страница >>
Смотрите также:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Уральские посиделки»
94.8kb.
1 стр.
«Музыкальные инструменты» для детей старшего дошкольного возраста
437.01kb.
3 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
Занятие «Страна волшебная балет»
57.59kb.
1 стр.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2657.94kb.
13 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни войны»
78.36kb.
1 стр.
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей и воспитателей по теме
56.35kb.
1 стр.