Главная
страница 1страница 2




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Дальневосточный институт-филиал

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания

по изучению дисциплины для аспирантов,

обучающихся по специальности 22.00.04 –
Социальная структура социальные институты и процессы


Хабаровск 2011

60.5. В.4

ББК П - 787
Автор-составитель:
Кривоносова Л.А. - д.с.н., профессор кафедры социальной работы и социологии
Теоретическая социология: методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.04 – Социальная структура социальные институты и процессы. – Хабаровск : Дальневосточный институт-филиал РАНХиГС, 2011. – 28 с.

Рецензент: Байков Н.М., д.с.н., профессор

Теоретическая социология – учебная дисциплина, ОД.А.04 – образовательно-профессиональная дисциплина по выбору аспирантов по научной специальности 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы».

Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения.

© Дальневосточный институт-

филиал РАНХиГС, 2011 г.

© Кривоносова Л.А., 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Требования к уровню освоения дисциплины……………………..3

Раздел 2. Структура учебной дисциплины ……………………………….…4

Раздел 3. Учебно-тематический план………………………………………...5

Раздел 4. Содержание лекционных занятий и планы практических

занятий……………………………………………………………….6

Раздел 5. Самостоятельная работа аспирантов…………………………..…18

Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы…………………………23

Раздел 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………….25



Раздел 1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «Теоретическая социология» составлена на основе следующих документов:

- федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. №1365;

- паспорта специальностей научных работников (социологические науки), утвержденного 16.02.2001 г. № МК-1;

- учебного плана подготовки аспирантов по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы в Дальневосточном институте-филиале РАНХиГС;

- программы-минимум кандидатских экзаменов, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

Программа рассчитана на аспирантов 1-го года обучения по специальности 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения, относится к блоку дисциплин по выбору.

Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на аспирантов, прослушавших курс «Введение в социологию» и «История социологии». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма.

Основная цель учебной дисциплины – познакомить аспирантов с работами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества. Материал сформирован вокруг решений двух фундаментальных для современной социальной теории проблем: как возможно общество (какова природа социального) и как возможно знание о социальном.

Различные ответы на вопросы об условиях формирования, поддержания и разрушения различных образцов социальной организации и способах, которые социология может предположить для анализа этих процессов, определяют логику курса и структуру изложения материала.

Учебная задача дисциплины – сформировать у аспирантов представление о социальной теории не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных социологических задач, в процессе подготовки кандидаткой диссертации.

Программа предусматривает методические указания, лекционного курса, проведение семинарских занятий, главная цель которых – приобщить аспирантов к самостоятельному глубокому анализу научных работ, выработать навык социологического мышления, научить использовать широкий спектр понятий современной социологической теории для анализа актуальных общественных проблем.



РАЗДЕЛ 2. структура учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Теоретическая социология» изучается в тесной связи с другими дисциплинами по выбору аспирантов. Ее изучение осуществляется в форме чтения лекционного курса и проведения семинарских (практических) занятий.

Внутрисемистровый контроль проводится при помощи устных и письменных опросов аспирантов, а также тестирования. По наиболее сложным и трудным для восприятия аспирантов темам, организуется подготовка научных докладов (эссе) и сообщений, что способствует усвоению и более эффективному закреплению полученных знаний.




Специальность

Сроки и формы обучения

Семестр

Количество часов

Зачетные единицы

Форма завершающего контроля

всего

в т.ч. по формам обучения

лекции

семинары

СРС

22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»

Очная

Заочная


2

36

8

10

18

1

зачет


РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Название темы

Лекции

Семинары и практикумы

СРС

Всего

Зач.ед.




Модуль 1. Социологические теории и их классификация






Основные этапы развития социологических теорий, их структура и классификация

2




4

6

0,5



Социология как анализ социальных факторов

2




4

6



Теории социального действия, коллективное сознание и формы социального взаимодействия

2

2

2

6




Модуль 2. Специальные социологические теории






Теории структуризации, социальное конструирование реальности

2

2

2

6

0,5



Социологический и психологический социогенезис личности




2

2

4



Критическая теория как метод, современные импликации критической теории




2

2

4



Социология практик, конкретные исследования практик




2

4

6




Итого:

8

10

18

36

1


РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Основные этапы развития социологических теорий, их структура и классификация

Основной вопрос социологической теории и способы его решения. Классические оппозиции социологической теории. Понятие парадигмы и полипарадигмальная структура современного социологического знания.

Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. О.Конт - родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно-исторического метода у Конта.

Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Характеристика общественных организаций и социальных институтов.

Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Классический период русской социологии (с 60-х гг. XIX в. до 1917 г.).

Эволюция философских основ русской социологии. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского. Социологические корни идеологии русского консерватизма К.Н.Леонтьева. «Юридическая школа» и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин. А.Д. Градовский). Социологические идеи теоретиков анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунгн, П.А.Кропоткин). Социал-органицизм А.И. Стронина. П.Ф. Лилиенфельда. Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий). Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Карев, С.Н. Южаков). Генетическая социология М.М. Ковалевского. Марксистское направление в русской социологии. Эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, ПА. Сорокин).

Западная социология в XX столетии. Периодизация социологии XX столетия. Чикагская школа. Доктрина "человеческих отношений" Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гзллала. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер. Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс. П.Блау).

Современный этап развития социологии. Неомарксизм. Д.Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология Н.Лумана. Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. XX в. Структурно-функциональный анализ (Дж.Александер), феноменологическая социология, "структурная социология" (Э.Тирикьян), неоструктурализм и др.

Практическое занятие проводится по теме № 1,2,3 (См. стр. 11 Примерные темы эссе).
Тема 2 Социология как анализ социальных факторов

Э. Дюркгейм. Социология как анализ социальных факторов. Сущность и анализ социальных фактов. Коллективное сознание и форма организации общества. Классификация социальных фактов. Социальные функции религии. Реконструкция развития структурного направления в социологии: от Дюркгейма до Соссюра. Формы общественной классификации, исследовании коллективных представлений, социальная и структурная общественные формы.

Развитие структурного направления во французской и современной американской традиции.

Т. Парсонс и теория социального действия. Общество как система и его эволюция. Р. Мертон и теории среднего уровня. Понятие функции и дисфункции. Немецкий ренессанс теории Парсонса – саморефернтные системы Н. Лумана. Система координат социальных действий. Роль личности в социальных системах. Явные и латентные социальные функции. Социальное пространство и социальная структура.

Практическое занятие проводится по теме № 9,10,11 (См. стр. 11 Примерные темы эссе).
Тема 3 Теории социального действия, коллективное сознание и формы социального взаимодействия

Соотношение категорий – знание и понимание. Методология социального познания М. Вебера. Новая теория социального действия. Рационализация как движущая сила общества. Типология легального господства. Религия, экономика в социологической концепции М. Вебера. Истории и реальность «объективность» социально-научного и социально-политического сознания, рациональность в теории М. Вебера.

Общество и взаимодействие. Символический интеракционализм. Теория Дж. Мида. Концепция обобщенных других.

Социальная теория И. Гофмана. Множественный индивид и ролевая дистанция. Стигматизация. Конформизм как основа общественного порядка.

Этнометодология. «Вечное обычное общество» Г. Гарфинкеля. Социология здравого смысла и рутины. Анализ обыденности. Исследование привычных оснований повседневных действий. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов.

Практическое занятие проводится по теме № 4,5,6 (См. стр. 11 Примерные темы эссе).


Тема 4 Теории структуризации, конструирование социальной
реальности

Феноменологическая социология. Повседневность как высшая реальность. Социальное конструирование реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

Множественность социальных реальностей. Когнитивная социология А. Сикурела. Феноменологический вариант социологии знания Бергера, символический интеракционализм. Теория структуризации Э. Гиоденс, М. Уотерс. Прошлое и будущее в социологической теории. Элементы теории структуризации. Процессы и формы общественного построения. Структурные элементы общества, их дискретность, взаимодействие. Зависимость социальной реальности от сознания и личностных интерпретаций. Роль и значение личностной субъективности. Социальная реальность, возможность ее структурирования, прогнозирование развития.

Практическое занятие проводится по теме № 4,6,8 (См. стр. 11 Примерные темы эссе).


Тема 5 Социогенетический и психосоциологический
психогенезис личности

Социологические теории личности. Социальный многофакторный анализ личности И. Гофмана. Множественный индивид и ролевая дистанция. Стигматизация. Конформизм как основа общественного порядка. Структурно-функциональная теория личности. Социологические и психогенетические исследования Н. Элиаса. Социогенезис современного человека. Личность, в системе государства. Аномия человеческой деструктивности Фромма. Психоанализ масс и анализ человеческого «Я». Современная психоаналитическая техника. Аналитика и знание.


Тема 6 Критическая теория как метод. Современные импликации
критической социологии

Анализ методологических и мировоззренческих оснований социальной теории, пересмотр классической модели социологического знания Хоркхаймер, Адорно, «критическая теория» Моркузе. Критическая теория как метод Франкфуртская школа и критико-традиционных общественных устройств. Современные импликации критической теории М. Фико. Способы субъективизации индивидов К. Маркс, З. Фрейд, Ф. Ницше. «Критическая социология» Хабермаса, принципы технической рациональности. Социальная технология. Теория коммуникативных действий. Социальная реальность и социальные установки. Принципы однозначной социокультурной динамики теоретических представлений.


Тема 7 Социология практик, конкретные исследования практик

Социология практик П. Бурдье противоречие субъективного и объективного. Концепция «двойного структурирования». Агент, Гхабитус: стратегии и структуры. Структурное воспроизводство общества. Конкретные воспроизводства практик, примеры воспроизводства социальной структуры. Объективные и инкоропоротивные структуры. Концепция двойного структурирования – комплекс представлений, отражающих генезис и структуру социальной действительности.

Социология социальных изменений П. Штомпка. Фундаментальные концепции в исследования изменений. Теория вверенного измерения общества: социальное время, механизм прогресса, функции традиции. Традиционализм и антитрадиционализм. Социальные движения как фактор социальных изменений. Социальное становление, агенты социальных изменений.

Практическое занятие проводится по теме № 6,7,10,11 (См. стр. 11 Примерные темы эссе).


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 3. Теории социального действия, коллективного сознания и формы социального взаимодействия

Семинар-конференция (2 часа)


Чикагская социологическая школа

1. Развитие эмпирической социологии в 20-30 гг. XX в.

- эмпирическая социология в США

-основание Чикагской школы и этапы развития (А. Смол, У Томас и др.)

-У. Томас и Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и США».

2. Социологические концепции основных представителей Чикагской школы (можно в форме доклада)

- социология Р. Парка

- социология Э. Берджесса

- социология У. Огборна и Л.Вирта

3. Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии.


Социология символического интеракционизма

1. Теоретические и методологические основания возникновения символического интеракционизма.

2. Социология Дж.Г. Мида

- принципы символического интеракционизма

- концепция личности

- процесс социализации личности

3. Социология Г. Блумера

- символическое взаимодействие

- коллективное поведение

4. Социология повседневности Э.Гоффмана. «Рамочный анализ»


Функционализм Роберта Мертона

1. Структурный функционализм и теории "среднего уровня".

2. Концепция социальной структуры.

3. Р.Мертон о явных и латентных функциях.

4. Учение Р. Мертона о социальной аномии.
Литература:


  1. Баньковская С.П. Роберт Парк. Эрнст Берджесс // Современная американская социология. М.,1994.

  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. - М, 1996.

  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

  5. Гоффман Э. Рамочный анализ // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург, 1996.

  6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

  7. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: 2007. – 608 с.

  8. Знанецкий Ф. исходные данные социологии // Американская социологическая мысль. Тексты. М.,1996.

  9. Ионин Л.Г. Дж.Г. Мид - основоположник символического интеракционизма // Исто­рия теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.

  10. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

  11. Кравченко Е.И.. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М.11997.

  12. Кравченко Е.И.Социологическая концепция Э. Гоффмана // Современная американ­ская социология. М., 1994.

  13. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы.М.,1998.

  14. Култыгин В.П. Классическая социология, М., 2000.

  15. Мелентьева Н.В. Джордж Герберт Мид // Современная американская социология. М., 1994.

  16. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология прес­тупности. М., 1967.

  17. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социоло­гические исследования. 1992. № 2-4.

  18. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социоло­гическая мысль: Тексты. М., 1996.

  19. Мертон Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М., 1997.

  20. Мид Дж. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Азия. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль. М., 1996.

  21. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. Тексты. М.,1996.

  22. Фотеев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американ­ская социология. М., 1994.


Тема 4. Теории структуризации, социальное

конструирование реальности

Семинар-дискуссия (2 часа)


Социология Т. Парсонса: структурный функционализм

  1. Теоретико-методологические и историко-социологические основания социологии Т. Парсонса: взаимосвязь и приемственность с европейской классической социологией XIX-нач. XX вв. (прошу указать направления и персоналии)

  2. Социальная система и социальная структуры.Основные понятия: социальная система, социальная среда, актор, подсистемы, модель социальной системы

  3. Теория социального действия

  4. Инвариантный набор функция социальной системы (AGIL)

  5. Типология обществ

  6. Стадии эволюции обществ.

Франкфуртская школа в истории социологии

1.Франкфуртская школа в социологии: общая ха­рактеристику. Основные персоналии, основная проблематика и темы.

2. Франкфуртской школа и марксизм. Критическая теория общества (М. Хоркхаймер)

3. Социально-философские и социологические взгляды Г. Маркузе.

-социальной революции

4. Социологические идеи в творчестве Т. Адорно («Негативная диалектика»)

5. Социология Ю. Хабермаса

-теории коммуникативного действия Ю. Ха­бермаса.

- категория «жизненный мир», которую активно использует Хабермас.

- социальная эволюция

6. Значение Франкфуртской школы для развития современной социологии. Укажите отрасли и направления социологической науки, для которых идеи Ф.ш. актуальны сегодня.


Теория социального обмена

  1. Истоки и основания теории социального обмена в истории социологии и психологии

  2. Теория социального поведения Дж.Г. Хоманса: «поведение как обмен».

  3. Творчество П. Блау: обмен и социальная структура


Литература:

  1. Адорно. Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000.

  2. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

  3. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель //

  4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.,1996.

  5. Зборовский, Г. Е. История социологии : учебник / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2007. -608 с.

  6. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

  7. История социологии. Минск, 1993.

  8. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.

  9. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998.

  10. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

  11. Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии // Социол. исслед. 1997. №5.

  12. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,1996.

  13. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального общества. М., 1994.

  14. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. М., 2000.

  15. Парсонс Т. Поня­тие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологичес­кая мысль. М., 1996.

  16. Парсонс Т. Функциональная теория изменения. //Американская социологичес­кая мысль. М., 1996.

  17. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

  18. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологичес­кая мысль. М., 1996.

  19. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

  20. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск,1995.

  21. Фотев Г. Джордж Хоманс: теория социального обмена // Современная американская социология. М., 1994.

  22. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: московские лекции и интервью. М., 1995.

  23. Хоманс Дж. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: Тек­сты. М., 1996.

  24. Хоркхаймер М„ Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты. М, 1997.


Тема 5. Социологический и психологический социогенезис личности

Психологическое направление в истории русской социологии XIX - нач. XX в.


  1. Предпосылки становления психологического направления в истории западной и русской социологии. Основные представители психологической школы в западной социологии. Основные принципы данного направления.

  2. Де Роберти Е.В: основные направления творчества и идеи. Де Роберти о социологии как науке.

  3. Кареев Н.И.: вклад в становление отечественной социологической науки. Кареев о методе в социологии. Кареев о роли личности в социально-историческом процессе.

  4. Коркунов Н.М.: проблема соотношения личности и общества, происхождения социальных институтов (государства)



Субъективное направление в истории русской социологии XIX - нач.XX в.


  1. Научно-теоретические и социально-политические предпосылки становления субъективного направления в истории русской социологии. Основные представители. Основные принципы данного направления.

  2. Лавров П.Л.: основные направления творчества и идеи.

- социология и история

- предмет и метод социологии

- теория прогресса


  1. Социология Н.К. Михайловского.

- о методе в социологии

- «Борьба за индивидуальность»



- «Герои и толпа»
Литература:

  1. Галактионов А.А. Русская социология XI – XX веков. СПб.,2002.

  2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М.,1995.

  3. Де Роберти Е.В. Гипотеза о природе надорганического явления // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.73-89.

  4. Де Роберти Е.В. Задачи социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.39-54.

  5. Де Роберти Е.В. Идея прогресса // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.261-271.

  6. Де Роберти Е.В. Социология и психология // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.157-172.

  7. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007.

  8. История социологии. Под ред. А.Н. Елсукова и др. Минск.:Выш.шк., 1997.

  9. Кареев Н.И. О значении психологии для общественных наук // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.173-181.

  10. Кареев Н.И. Личное начало и роковые силы в истории // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.419-427.

  11. Кукушкина Е.И. Русская социология 19 – начала 20 века. М.,1993.

  12. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука,2000.

  13. Лавров П.Л. О методе в социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.200-212

  14. Лавров П.Л. Цена прогресса // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.213-222.

  15. Лавров П.Л. Элемент необходимости в истории // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.44-69.

  16. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск,2000.

  17. Михайловский Н.К. Герои и толпа // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.346-347.

  18. Развитие социологии в Россиии (с момента зарождения до конца XX в.). Под ред. проф. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.,2004.

  19. Южаков С.Н. Задачи социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.11-14.

  20. Южаков С.Н. Определение общества // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.3. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.70-73

  21. Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Вып.2. Тексты. Под. ред. проф. Добренькова В.И. М.: МУБиУ,2001. С.190-199.


Тема 6. Критическая теория как метод, современные импликации критической теории

Семинар – конференция (2 часа)


Теории социального конфликта

1. Многообразие подходов в понимании сущности социального конфликта.

2. Леворадикальная социология Чарлза Райта Миллса.

3. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа.

4. Льюис Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта.
Литература:

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М., 1997.; Социологические исследования. 1994. №5.

2. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М., 2000.

3. Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

4. Козер Л.А. Завершение конфликта // Американская социологи­ческая мысл:. Тексты. М., 1996.

5. Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль : Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

6. Миллс Ч. Властвующая элита. М., 1959.
Тема 7. Социология практик, конкретные исследования практик

семинар (2 часа)


Феноменологическая социология Альфреда Шюца.

1. Жизненный мир и абстрактное научное понятие. Интерсубъективность.

2. Смысловые конструкции жизненного мира и объективная система субъективных значений.
Интегральная социология Питирима Сорокина

1. Основные положения интегральной социологии П.Сорокина

2. Сопиокультурные суперсистемы и флуктуация обществ.

3. Социальная стратификация и мобильность, их флуктуация.

4. П.Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса.
Литература

1. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.,2000.

2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.

3. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

5. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., ,1997.

6. Сорокин П.А. Документальные штрихи к судьбе и творческой деятельности//Социологические исследования. 1991. № 10. С. 122-130.

7. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 137-139.

8. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 53.

9. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль : Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль : Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

11. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования .1988. №



Позитивизм в истории русской социологии (географический детерминизм и органицизм)


1. Основные философские, теоретические и методологические идеи и понятия позитивизма. Наиболее яркие представители позитивизма в западной социологии

2. Географическое направление: основные принципы. Географический детерминизм в западно-европейской истории социальной мысли (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель)

- творчество Л.И. Мечникова

- идеи географического направления в русской исторической науке (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев)

3. Органическое направление (органицизм)

- Стронин А.И.

- Лилиенфельд П.Ф.


Литература:


  1. Кукушкина Е.И. Русская социология 19 – начала 20 века. М.,1993. С.36-41.

  2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М.,1995.

  3. Развитие социологии в Россиии (с момента зарождения до конца XX в.). Под ред. проф. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.,2004. С.29-43.

  4. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск,2000. С.79-105

  5. Галактионов А.А. Русская социология XI – XX веков. СПб.,2002. С.241-248.

  6. История социологии. Под ред. А.Н. Елсукова и др. Минск.:Выш.шк., 1997. С.280-285.

  7. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. - 608 с.

  8. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука,2000. С.397-402, 409-413.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04
373.72kb.
2 стр.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
300.83kb.
1 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»
1393.93kb.
5 стр.
Методические указания по подготовке курсовых работ по архивоведению
388.41kb.
2 стр.
Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке к кандидатскому экзамену по английскому языку
377.98kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся специальности 250203. 51
236.57kb.
1 стр.
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы №3 для студентов заочной формы обучения
812.07kb.
9 стр.
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
242.24kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
35.05kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
77.75kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
73kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
65.69kb.
1 стр.