Главная
страница 1

ШАГНУТЬ В РАСПАХНУТЫЕ ОКНА



/немного о ветке сакуры/

Мультфильмы очень нужны детям. Но иностранная мультипликация предназначена в основном для развлечения. <…> Это просто детские мультики”.



Из статьи о мультипликации в советском журнале «Искусство кино» за 1983 год.
- Куда ты идешь? Что собираешься сделать? Ты что, просто перечеркнешь свою жизнь?!

- Я иду туда не для того, чтобы умереть. Я иду, чтобы узнать, жив ли я по-настоящему”.

Из детского мультика «Ковбой Бибоп», 1998.
Величественное Древо миров, растущее из незапамятных времен и глубин, кроной уходящее в сияющую вышину, раскинулось перед нами. Ствол его неохватен, кора испещрена узорами, по которым не скажешь – древние руны ли это, или просто морщины, свидетельство старости, присущей даже деревьям. Это дерево – мировая фантастика, всех народов, всех времен. Всех видов и жанров. Мы устремляем взгляд наверх, и видим ветви, отходящие от ствола. Они совершенно разные, как будто принадлежат различным породам дерева. Но растут из одного ствола. Посмотрим на них поближе.

Справа красуются несколько тонких, сильных и упругих ветвей ясеня, гордых, красивых и свежих. Яркие листья сверху ловят свет солнца, а снизу шелестят в полумраке. Это фентези.

На противоположной стороне научная фантастика. Дубовые ветви, мощные и широко раскинувшиеся в стороны. Меж них ночами падает на землю свет звезд и далеких планет.

Черным штрихом выделается голая мертвая ветка. Это хоррор, готический ужас – байки из склепа и все им подобное.

На древе Фантастики много ветвей. Помимо жанров есть направления: кинофантастика, родная литературная, мультипликационная… Хм. Что это там, рядом с мультипликационной? Да, да, прямо позади «Тайны третьей планеты». Такая изящная и скромная. Гладкая и голая, без единого листочка. Еще один ужас?

Но тут она мгновенно зеленеет, покрываясь распускающимися цветами. Вот оборотень, так оборотень! Роскошная, нежная и прекрасная сакура. Розовые и белые цветы. Аромат очаровывает нас. «Что же это за ветвь такая?» задаемся мы вопросом. Ведь нам, поклонникам фантастики, следует знать наперечет каждую, и с каждой снимать свой дар – где желуди, где шишки, где такие вот роскошные цветы.

«Это аниме, – отвечает наш гид. – Добро пожаловать в страну грез!»
Да, уважаемые читатели, вот мы и добрались до аниме – темы, которую многие из вас заждались. Тема эта, прямо скажем, для нашего журнала представляется одной из обязательных. По нашему мнению, истинный поклонник фэнтези и фантастики должен если не разбираться в аниме, то знать об этом направлении хотя бы самое главное. Об этом и пойдет разговор.
1. Что такое аниме?

До сих пор в понимании широкой общественности, аниме – это прежде всего такие мультики, в которых у героев огромные глаза, и в которых присутствует много-много девочек с длинными ногами в коротеньких юбках. Где все жутко кричат по каждому поводу, лица героев при каждом всплеске эмоций искажаются, становясь гротескно-смешными, а рты разеваются на половину экрана. Другие считают, что аниме – это японская мультиликация, и что каждый японский мультик принадлежит к аниме, а не-японский аниме быть не может.

И то, и другое к истине относится, но косвенно.

Японская мультипликация вполне соответствует европейской традиции, и никаким боком к аниме не причастна. Для справки, известный у нас сериал «Пчела Майя» вовсе не германский, как думают многие, а японский, равно как и совсем не английская «Суперкнига».

Аниме же действительно можно определить как особый вид мультипликации, придуманный японцами исключительно для японцев. Но это определение будет неполным, потому что качественное отличие аниме от, скажем, диснеевский мультфильмов не в этом. И не в том, что аниме обладает рядом стилистических, сюжетных и смысловых особенностей, от «большеглазок» с красивыми ножками до набора главных тем, не характерных для других анимационных фильмов.

Главная особенность жанра лежит не во внешней форме и даже не в содержании – а скорее в его высокой востребованности японским обществом. Аниме и его прародитель манга (бумажные рисованные истории, похожие на комиксы, но комиксом в чистом виде не являющиеся) в Японии гораздо более популярны, чем национальная мультипликация России в России, «Дисней» с «Пиксаром» в Америке или в Европе. Для японца аниме – как для бразильца сериал, для американца комикс, и даже более.

Помимо этого, аниме настолько разнообразно, что вполне наукообразно «рассортировано» – это для самых маленьких, это для девочек, для мальчиков, для юношей, для девушек, для мужчин, для женщин – разные виды-подвиды. Не только по целевым аудиториям, но еще и по жанрам (здесь все понятно – фантастика, самурайские похождения, фэнтези, вампирская готика или киберпанк и так далее) и даже по сюжетам! Например, махо-сёдзё – это всегда история про девочку или девушку, обладающую тем или иным волшебным даром или предметом, а сёнен – как правило, рисованное кино о мальчике и его взрослении (и в любом случае, аниме для мальчиков). И еще множество разных каваев, юри и яоев с хентаями.

Без этой сортировки разобраться в огромном скоплении фильмов и сериалов было бы практически невозможно, а с ней вполне легко. Теперь вы начинаете понимать, что ничего подобного ни в одной анимационной индустрии мира не существует.

Поэтому, если говорить более правильно, аниме – это жанр анимации, сформировавшийся в Японии, обладающий рядом стилистических особенностей и, в отличие от обычных мультиков, очень социально востребованный и значимый. Можно даже сказать, созданный специально для воспитания подрастающего поколения и молодежи, а так же для удовлетворения ее интереса к различным областям жизни.

Как думаете, вам понравилось бы, если бы кто-то рисовал и озвучивал фильмы специально для вас? На интересующие вас темы? Безусловно, понравилось бы. Вот и японцам нравится.


2. Тематика аниме.

В целом, хорошее аниме всегда обращено к серьезным темам. Это разительно отличает даже детское аниме от кинопродукции других культур. Спору нет, «Шрек» смешной мультик, и помогает отлично провести время. Однако, я не видел пока ни одного хорошего аниме фильма или сериала, смыслом которого было бы только развлечение.

Неоднозначные. Заставляющие задуматься. Развивающие. Помогающие понять. Добрые (даже когда далекие от хэппи-энда и весьма мрачные). Говорящие об истинных ценностях бытия. Вот те эпитеты и определения, который я мог бы присвоить практически всем анимешным вещам, с которыми знаком. Это очень важно – практически любое аниме (за исключением эротических жанров, но их назначение не в том) несет смысловую нагрузку. Является чем-то большим, нежели entertainment. До знакомства с аниме, мне был известен еще только один национальный кинематограф, стремящийся снимающий любое, даже развлекательное кино художественным и содержательным. Русский. Теперь известная мне культура кино и древо фантастики значительно обогатились.

Так какое же бывает аниме?

Перечислить все возможные жанры, направления и виды аниме мы сейчас просто не сможем. Это интересное разнообразие заняло бы слишком много места. Но мы дадим вам адреса нескольких русскоязычных ресурсов по аниме, на которых вы найдете множество интересной информации (см. ниже), а еще приведем в пример четыре сюжета известных анимешных фильмов. Эти краткие примеры помогут вам представить, каким вообще может быть аниме.

История первая: веселая и про любовь.

К Кейчи, не слишком успешному и очень одинокому студенту, в один прекрасный вечер прямо-таки с неба приходит девушка. «Я из божественной службы помощи, и должна исполнить твое заветное желание», говорит она. Изумленный Кейчи, не раздумывая, желает, чтобы в жизни его появилась такая же красивая и добрая подруга как, например, сидящая напротив. Разве знает он, что теперь его девушкой должна стать богиня Верданди? Чтобы жить вместе, им придется преодолеть много трудностей, а зритель с удовольствием посмотрит этот забавный и романтический рассказ. Чем ближе друг к другу юноша и богиня, тем более серьезные силы пробуждаются, чтобы не дать им любить друг друга, разлучить их. Что может сделать обычный парень, чтобы сохранить любовь настоящей Богини? Это сериал «Oh, My Goddess!».

История вторая: печальная.

Молодой и пожилой мужчина, не имеющие за душой ничего, кроме космического корабля и пары планетарных катеров, занимаются опасным бизнесом – охотой за головами. За пойманных и приведенных живыми преступников они получают деньги, которые в основном тратятся на то, чтобы возместить ущерб от погонь, разрушенных супермаркетов и машин, заплатить деньги случайно пострадавшим, вернуть долги и единственный раз в полмесяца нормально поесть. Джет не знает, что Спайк – не просто великолепный боец, этакий космический ковбой, но младший брат одного из лидеров межпланетного мафиозного клана, сбежавший пару лет назад и официально мертвый, но не забывающей о Джулии, единственной девушке, которую он любил. Оба они практически ничего не знают о женщине-игроке Фей Валентайн, которая и сама не помнит своего прошлого. И о девочке-гениальном хакере, которая ведет себя, как дикая обезьянка, знающая не больше полсотни слов. И даже о пятом члене «команды поневоле» – умной дворняге Эйн, попавшей на корабль так же случайно, как остальные, ничего конкретного сказать нельзя. Но ничто не мешает этой странной компании путешествовать по солнечной системе в погоне за удачей, которая постоянно ускользает в последний момент. Однако прошлое неминуемо вернется к каждому из них. И здесь не будет хэппи-энда (что, впрочем, весьма характерно для многих разновидностей аниме). Здесь будет только великолепный музыка и много иронии. Марсианский блюз, венерианская рапсодия, юпитерский джаз… Это сериал «Cowboy BeBop».

История третья: техногенная.

Вы думали, зеленые цифры по всему экрану и киборгов, управляющих людьми, прыжки по крышам и людей, обладающих сверхспособностями, придумали Вачовски? Все это было показано задолго до первой «Матрицы». В недалеком будущем, женщина-андроид со своими сослуживцами из секретного правительственного отдела, ведет борьбу с терроризмом, пытается выследить таинственного Кукольника, завладевающего сознанием людей, вкладывающего в них ложную память и заставляющего совершать теракты. Сама она не знает, человек ли она, или уже машина без души, боевой робот со сверхспособностями. Ее напарник так же не может дать ответа на этот вопрос – они просто борются вместе против Кукольника и тех, кто с его помощью пытается манипулировать страной. Шпионские ловушки, двойная игра, третье дно… и призраки, заключенные в термо-оптическую броню. Это культовый «Ghost in the Shell».

История четвертая: сказочная.

Десятилетняя девочка Тихиро по вине своих недалеких родителей оказывается в мире духов, куда людям нет доступа. Мама и папа ее превратились в свиней, и их собираются зарезать, чтобы подать к столу для гостей Купален, которые посещают духи и божества со всех концов мира. Тихиро с большим трудом удается наняться к злой волшебница Юбабе и заключить с ней договор: она будет исполнять самую тяжелую работу, и пока она так делает, ее родители будут оставаться в хлеву. Как выжить избалованной городской девочке в мире пугающих и равнодушных существ? Только мудрость, даруемая чистым сердцем и добротой помогут ей не просто завоевать друзей, но и спасти свое сердце и сердце гибнущего мальчика-дракона. Это прославленный «Spirited away», «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки.

Приведенные примеры не передают и десятой части всего спектра существующих в аниме сюжетов. По сути, это такая же индустрия, как, например, Голливуд, и снятых фильмов с сериалами великое разнообразие. Есть среди них и средние, и плохие, и хорошие. Есть и великолепные анимационные фильмы, которые хорошо бы посмотреть каждому.


3. Формы аниме.

Я уже говорил выше, что форма аниме имеет несколько особенностей, заметно отражающихся и на стиле, и на содержании картин. Важной такой особенностью является, например, сериальность.

Традиционно, аниме это сериал (TV). Обычная продолжительность – 13, 26 или большее (обычно кратное) число серий. Выходят раз в 1 или 2 недели, показываются по японскому телевидению. Сериальность позволяет авторам, не торопясь, не урезая, рассказать зрителям основную историю, показать во всей красе каждого из персонажей. Серия за серией нанизываются на единую нить, и, если сериал хороший, создается своеобразная и неповторимая атмосфера. Следуя за сюжетной линией, обволакивая каждого из героев, она является продолжением, недосказанной реальностью мира, отрывок которого нам показывают.

Конечно, в голливудском блокбастере продолжительностью 2 часа нам не успеть увидеть почти ничего, кроме погонь, перестрелок и кратких диалогов, а так же масштабных битв, в которых вершатся судьбы мира. В анимешном сериале на протяжении всей серии герои могут вспоминать содержание предыдущих, вести неторопливый разговор. И это будет вполне интересно постоянным зрителям сериала, потому что даст и пищу для размышлений, и позволит взглянуть на происходящее слегка по-новому. Таких особенностей, как эта, довольно много – не буду перечислять их. Посмотрите любой хороший аниме-сериал, и сами увидите, чем он отличается от кино или мультфильма.

Другой формой показа является сериал, не транслируемый по телевидению, и снимаемый сразу для продажи на дисках и видео (OVA). Сериальность здесь для того же – для длительности повествования, большей его содержательности. За десяток серий мы крепко привязываемся к героям, и это способствует восприятию заложенных в сериале мыслей и идей.

Так же, хотя гораздо меньше, аниме выходит в виде полнометражных фильмов. Таких фильмов сравнительно немного, но и они по большей части весьма отличаются от традиционных, скажем, диснеевских полнометражек. Официальная критика, однако, наиболее серьезно принимает именно анимешные полнометражки. Самый значительный из призов, когда-либо присуждавшихся аниме, был вручен двухчасовой полнометражной картине (об этом чуть ниже).

Существуют и мультфильмы в стилистике аниме, совсем коротенькие. Чаще это бытовые зарисовки и сатирические сюжеты. Такая форма была преобладающей на заре развития японской мультипликации – в начале 20 века, когда 5-минутный мультик был событием. Сейчас, конечно, такие коротенькие вещи тоже присутствуют – например, как сатирические пятиминутки о школе (наподобии привычного нам «Ералаша»), хотя до нашей страны добираются с трудом, лично я пока ни одного не видел.
4. Хаяо Миядзаки, гений, рисующий «только для детей».

В аниме несколько культовых режиссеров, и когда-нибудь мы расскажем о каждом из них. Сейчас же упомянем о наиболее уважаемом, которому самое место в ознакомительной статье.

С именем Хаяо Миядзаки связано наибольшее количество восторженных откликов на аниме в мире. Этот человек знаменит и уважаем в Японии, как, например, Толкин при жизни был любим и уважаем в Англии. По творениям Миядзаки можно судить об аниме в целом, и во многом, пожалуй, именно они являются вершинами этого направления анимации. Хотя, конечно, нельзя утверждать такое однозначно: аниме слишком разное, и даже такой мастер, как Миядзаки, не может претендовать на то, чтобы единолично быть выразителем всего океана анимешной культуры. Всех бесчисленных белых и розовых цветков сакуры, цветущей каждую весну.

Хаяо Миядзаки независимый автор. Являясь основателем и ведущим аниматором знаменитой студии «Ghibli», он снимает в основном полнометражные фильмы. О его «Наусике из долины ветров» японцы сказали, что это лучшее аниме из когда-либо созданных. О «Принцессе Мононоке» через несколько лет было сказано то же самое. Братья Вачовски, поклонники аниме, добавили к этому «Этот одна из тех вещей, которые оправдывают само существование кинематографа. Посмотрев его, хочется приобрести все остальные работы автора».

«Унесенные призраками» стал первой и единственной анимационной картиной в мире, получившей премию Берлинского кинофестиваля не как лучший анимационный фильм, а просто – как лучший фильм. И правда, ведь Тихиро – это одна из самых трогательных героинь, а «Унесенные» – одна из самых красивых историй, существующих в копилке мирового кино.

Великий мастер Акира Куросава, который ни в дополнительных каких представлениях не нуждается, как-то заметил: «Не стоит преуменьшать значение творчества Миядзаки, сравнивая его с моим».

В общем-то, все это характеризует даже не столько самого Хаяо Миядзаки и его фильмы. Это лишний раз показывает нам, какое отношение у японцев к своему национальному культурному достоянию – аниме. Теперь и мы имеем возможность познакомиться с ним – двери и окна распахнуты, стоит лишь протянуть руку.
5. Как посмотреть аниме.

Если вы прониклись сказанным (или и сами уже давно хотите приобрести и посмотреть аниме), самое время заняться делом.

Сейчас аниме постепенно лицензируют и издают на русском языке, но пока переведено и продается на дисках или кассетах весьма немного фильмов, и практически нет ни одного сериала. Поэтому, если вы увлечетесь, вам придется выбирать – искать аниме в киосках или на местных «Горбушках», заказывать его из-за рубежа, либо обратиться к местным коллекционерам, которые собирают его и распространяют по всей стране. По моему личному опыту, приобретать аниме у последних будет даже дешевле, чем покупать его в магазинах, и вы всегда сможете получить исчерпывающий комментарий от профессионала.

В специальном мини-разделе мы указали несколько наиболее интересных сайтов, которые содержат информацию об аниме.

Мы уверены – ознакомившись с основными представителями аниме, вы будете поражены как разнообразием этого искусства, с удивлением узнав старых знакомых – боевую фантастику, космическую оперу, жесткую фэнтези, вампирский готик и другие привычные жанры в совершенно непривычном обрамлении и антураже – так и его многогранностью и глубиной.

Мы же на этом не прощаемся с аниме, и впредь будем регулярно рассказывать вам о тех или иных аспектах этой богатой и интересной культуры, которая все больше и больше перестает быть «только японской».


*********************** Врезка 1: Где и когда вы могли встречаться с аниме.
Вообще, аниме незримо присутствует в нашей жизни уже довольно давно. Все помнят, например, «Трансформеров». Сериал «Покемон», не являясь аниме высокого качества, тем не менее, яркий представитель отрасли в целом. В последние годы по разным каналам так же были показаны и «Сэйлор Мун» (как раз яркий представитель махо-сёдзё), и несколько других сериалов. А сразу же после Нового года подарили «Унесенных призраками». В подобных показах больше других отличился канал «Ren-TV», за что ему большое спасибо.

Частично аниме знакомо нам и по кино – например, мультипликационная вставка в «Убить Билла, часть I», рассказывающая об О’Рен Иши, сделана как раз в аниме-стиле. Ну а «Аниматрица», созданная в поддержку блокбастера Вачовски, представляет из себя отличный иллюстративный ряд различных направлений и стилей, присущих аниме.



Сейчас тенденция объединения жанров, проникновения аниме в киноиндустрию (и наоборот) постепенно растет. Например, японская анимационная студия Gonzo и компания Mico взялись за создание аниме-сериала по… «Семи самураям» Акиры Курасавы, причем, перенесенным в космический антураж далекого будущего. А еще ходят упорные слухи о том, что в Голливуде несколько лет рассматривают варианты экранизации «Евангелиона» и «Призрака в доспехах». Скорее всего, это не просто слухи. Поживем – увидим.


************************Врезка 2: основные русскоязычные ресурсы по аниме.
www.anime.ru - лучший русскоязычный сайт по теме, на котором можно найти множество разных, но одинаково интересных статей. В общем-то, там есть и все остальные ссылки, необходимые для того, чтобы начать путешествие в мир аниме.

http://ranma.anime.ru - первая и наиболее крупная в России ассоциация любителей манги и аниме.

http://www.akira.ru - сайт, на котором можно найти каталог аниме, доступного в России, описания, аниме-музыку.

http://akross.net.ru - сайт клипмейкеров, где можно посмотреть фэнские клипы на многие популярные фильмы и сериалы, и узнать, как они делаются.


Смотрите также:
Шагнуть в распахнутые окна
126.74kb.
1 стр.
Графический интерфейс операционной системы
34.5kb.
1 стр.
Рекомендации для населения в условиях аномальной жары
25.5kb.
1 стр.
Службы "одного окна" управ районов свао
31.07kb.
1 стр.
Программа дополнительного профессионального образования «декор окна» Смоленск 2005 г
147.68kb.
1 стр.
Густав Майринк Ангел западного окна
6159.72kb.
27 стр.
Алюминиевые окна и витражи
29.5kb.
1 стр.
Концепция локального единого окна
112.3kb.
1 стр.
Пресс-рилиз Pacific Islands Club и тайна американского миллиардера Акция
86.83kb.
1 стр.
Даная Тихоновна, пенсионерка, 56 лет Люба, одинокая женщина, дочь Данаи Тихоновны, 33года. Александр, 52 года
373.74kb.
3 стр.
Реферат по физкультуре Freedaiving: история развития Студентки 5 курса Группы Ю5А2 Коломиец Светланы Вячеславны
256.57kb.
1 стр.
Поезд мчался со скоростью 500км/ч, через окна, покрытые защитной пленкой, была видна выжженная пустыня. На горизонте возник конечный пункт назначения город, закрытый колпаком защитного купола
62.12kb.
1 стр.