Главная
страница 1страница 2
Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.



Рабочая программа дисциплины

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки

030300 - ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _________________________

Москва


2012

Светлова Наталья Васильевна, кандидат психологических наук, кафедра педагогической психологии и преподавания, предназначена программа для студентов 030300 «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения общего психологического практикума, структуру и содержание дисциплины по трем формам обучения (очная, заочная, очно-заочная), перечень вопросов к зачету, основная и дополнительная литература.
Рецензент Телегина Э.Д., д.псх.н., профессор, зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСУ»

  1. Цели освоения дисциплины

Целью настоящего курса является знакомство студентов с дифференциальной психологией как самостоятельным разделом психологии, изучающим индивидуально-психологические различия между людьми. Дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных, профессиональных и других групп, а также причины и источники этих различий.

2. Место дисциплины «Дифференциальная психология» в структуре бакалавриата

Дисциплина «Дифференциальная психология» является важным компонентом в структуре базового психологического образования студентов-психологов, так как, во-первых, она закладывает фундаментальные основы профессиональной подготовки студентов независимо от их дальнейшей психологической специализации, и, во-вторых, полученные студентами знания в области психологии индивидуальных различий являются основой для изучения целого ряда дисциплин следующей ступени обучения.

В настоящем учебном курсе собран, обобщен и проанализирован большой объем информации по разнообразным теоретическим и практическим вопросам психологии индивидуальных различий. В настоящее время в самых различных социальных институтах, в которых проходит профессиональная деятельность психолога-практика, отмечается ярко выраженная потребность в дифференцированном подходе к человеческому фактору. Психологическая индивидуальность лежит в основе многих аспектов, как отдельных судеб людей, так и целых народов. Без учета индивидуальных особенностей человека невозможно решить вопросы профессиональной ориентации, кадрового отбора, выработать рекомендации относительно личных проблем человека в различных сферах жизнедеятельности.

Данная дисциплина изучается на базе курсов «Общая психология», «Психофизиология», «Общий психологический практикум», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности». После изучения дисциплины «Дифференциальная психология» студенты могут переходить к дальнейшим курсам учебной программы. Содержание курса согласованно с программами вышеуказанных учебных дисциплин, разработанных на кафедрах Московского психолого-социального университета.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Дифференциальная психология».

общекультурные компетенции (ОК):

способностью и готовностью к:



пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК- 1);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК -7);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

рименению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психик (ПК-9);



пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

По результатам изучения дисциплины «Дифференциальная психология» студент должен:

Знать:

историю дифференциальной психологии, основные этапы ее развития;

основные понятия, раскрывающие предмет, задачи, проблемы и методы психологии индивидуальных различий,

разнообразные подходы, направления, школы, учения, сложившиеся в изучении индивидуально-психологических особенностей личности;

основные закономерности и факты проявления индивидуальности человека, а также индивидуальных особенностей отдельных людей в сферах воспитания, обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений.
Уметь:

провести анализ индивидуально-психологических особенностей личности в структуре основных характеристик индивидуальности человека;

сопоставить и провести сравнительный анализ узловых проблем, подходов и методов исследования, сложившихся в основных направлениях, школах, учениях и типологиях изучения индивидуальных различий человека, как в отечественной, так и в зарубежной психологии;

на основе исследования индивидуально-психологических особенностей человека выработать рекомендации по их учету в трудовой, учебной, спортивной, коммуникативной деятельности личности.



Владеть

общими теоретико-методологическими принципами основных методов психологического исследования.



4. Структура и содержание дисциплины «Дифференциальная психология».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

7

8

2










6










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

7

10

2




1

2

5










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



7

8

2




2

2

2










4

Раздел 4. Способности

7

8

2




2

2

2










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

7

8

2




2

1

3










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

7

10

2




1

2

5










7

Раздел 7. Половые различия

7

10

2




1

1

6










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

7

10

2




2

2

4













ИТОГО

7

72

16




11

12

33







Зачет



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

8

8

2










6










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

8

10







1

2

7










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



8

8

1




1

1

5










4

Раздел 4. Способности

8

8

1







1

6










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

8

8







1

1

6










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

8

10

1







1

8










7

Раздел 7. Половые различия

8

10

1







1

8










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

8

10







1

1

8













ИТОГО

8

72

6




4

8

54












Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

7

8

2










6










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

7

10










1

9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



7

8

1




1




6










4

Раздел 4. Способности

7

8

1




1




6










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

7

8







1




7










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

7

10

1







1

8










7

Раздел 7. Половые различия

7

10

1







1

8










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

7

10







1

1

8













ИТОГО

7

72

6




4

4

58







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

5

8

1










7










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

5

10

1










9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



5

8

1










7










4

Раздел 4. Способности

5

8










1

7










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

5

8










1

7










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

5

10

1










9










7

Раздел 7. Половые различия

5

10










1

9










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

5

10










1

9













ИТОГО

5

72

4







4

64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

6

8

1










7










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

6

10

1










9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



6

8

1










7










4

Раздел 4. Способности

6

8










1

7










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

6

8

1







1

6










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

6

10

1










9










7

Раздел 7. Половые различия

6

10

1







1

8










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

6

10










1

9













ИТОГО

6

72

6







4

62







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

5

8

1










7










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

5

10

1










9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



5

8

1










7










4

Раздел 4. Способности

5

8










1

7










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

5

8










1

7










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

5

10

1










9










7

Раздел 7. Половые различия

5

10










1

9










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

5

10










1

9













ИТОГО

5

72

4







4

64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

5

8

1










7










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

5

10

1










9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



5

8

1










7










4

Раздел 4. Способности

5

8










1

7










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

5

8










1

7










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

5

10

1










9










7

Раздел 7. Половые различия

5

10










1

9










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

5

10










1

9













ИТОГО

5

72

4







4

64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии

5

8

1










7










2

Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)

5

10

1










9










3

Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



5

8

1










7










4

Раздел 4. Способности

5

8










1

7










5

Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

5

8










1

7










6

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

5

10

1










9










7

Раздел 7. Половые различия

5

10










1

9










8

Раздел 8. Стилевые характеристики личности

5

10










1

9













ИТОГО

5

72

4







4

64







Зачет



Содержание дисциплины

Наименование раздела

Содержание

Раздел 1. Основные понятия, проблемы, методы и задачи дифференциальной психологии



Тема 1.1. Индивидуальность как предмет

дифференциальной психологии

Тема 1.2. Основные методологические принципы исследования индивидуальности в дифференциальной психологии

Тема 1.3. История дифференциальной психологии

Тема 1.4. Методы исследования индивидуальных различий человека.


Раздел 2. Психодинамические основы индивидуальности (темперамент)


Тема 2.1. Место темперамента в структуре индивидуальности

Тема 2.2. Природные предпосылки

психодинамических особенностей личности и индивидуальности

Тема 2.3. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в различных сферах человеческой деятельности



Раздел 3. Содержательные характеристики индивидуальности

(направленность личности и характер)



Тема 3.1. Понятие направленности личности. Индивидуальные различия в показателях направленности личности.

Тема 3.2. Характер в структуре индивидуальности

Тема 3.3. Основные типологии характера

в отечественной и зарубежной психологии



Раздел 4. Способности

Тема 4.1. Специфика изучения способностей человека в дифференциальной психологии

Тема 4.2. Одаренность, талант, гениальность.

Тема 4.3. Творческие способности


Раздел 5. Самосознание в структуре личности и индивидуальности

Тема 5.1. Индивидуальные особенности самосознания

Раздел 6. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии

Тема 6.1. Возрастные, расовые и культурные различия

Раздел 7. Половые различия

Тема 7.1. Основные понятия психологии половых различий

Тема 7.2. Психофизиологические и психологические различия мужчин и женщин



Раздел 8. Стилевые характеристики личности

Тема 8.1. Индивидуальные стратегии поведения и стилевые характеристики личности




  1. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Дифференциальная психология» используются различные образовательные технологии:

- активные и интерактивные формы проведения занятий, а именно компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, элементы ролевых игр, тренингов с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

- просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением;

- встречи с представителями психологических служб российских и зарубежных компаний, образовательных учреждений.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Содержание самостоятельной работы и формы контроля

по темам дисциплины

Самостоятельность – это выработка системы навыков самостоятельной самоорганизации. Самостоятельной является та деятельность, которую совершает человек без всякой помощи или указания со стороны другого человека (непосредственной или опосредованной). При этом человек имеет собственные представления о порядке выполнения. Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется учащимися без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Психологическая диагностика».

К формам самостоятельной работы студентов по данному виду дисциплины следует отнести работу с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, выполнение домашних практических заданий, рефератов.
Примеры заданий


следующая страница >>
Смотрите также:
Светлова Наталья Васильевна, кандидат психологических наук, кафедра педагогической психологии и преподавания, предназначена программа
613.54kb.
2 стр.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий санкт-петербург
1757.96kb.
10 стр.
Программа по курсу «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов, обучающихся на 4 курсе факультета психологии
116.56kb.
1 стр.
Доктор психологических наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки рсфср
159.44kb.
1 стр.
Лекции по психологии
16.35kb.
1 стр.
Тезисы доклада на конференции по экзистенциальной психологии 2001
601.44kb.
3 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Актуальные проблемы практической психологии и социальных технологий санкт-петербург
1536.32kb.
7 стр.
Возрасная и педагогическая психология программа и
836.55kb.
5 стр.
Крутецкий вадим Андреевич
13.2kb.
1 стр.
Балтийская педагогическая академия
3733.99kb.
20 стр.
Программа спецкурса «Личностная интеграция в трансперсональной психологии»
277.18kb.
1 стр.