Главная
страница 1
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

Молодогвардейский профессиональный строительный лицей

Методическая разработка урока

по предмету «История Украины»




Разработала

преподаватель истории

Кулешова Е.В.

Молодогвардейск, 2013

Тема: «Украинская государственность 1917-1920г.г.»

Предмет: история Украины 10класс

Цели урока:


  1. Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г»

  2. Развивающая - развить умения логически мыслить, делать выводы и обобщать на основе различных исторических источников.

  3. Воспитательная - воспитать уважение к героям борьбы за независимость, гражданское самосознание

Тип урока: урок обобщения с использованием проектных технологий

Методы и приемы: метод проектов, поисковый метод, работа в группах, метод «Синквейн», метод «SWOT-пресс».

Оборудование: мультимидийный проектор, презентации учеников, документальный фильм «Украина – становление нации».

Форма проведения: телепередача «Хранители истории»

Термины и понятия: Украинская революция, гетманат, Универсал, Центральная Рада, автономизация, независимость.

Основные даты:

  1. 3 марта 1917года- создание Центральной Рады,

  2. 28-29 апреля 1918 года – государственный переворот гетмана Павла Скоропадского

  3. 13-14 ноября 1918 года – создание Директории.

Опережающее задание:

  1. Ученики были разделены на 2 группы ( «Историки» и «Биографы»).

  2. 1 группа «Историки» занималась созданием мини- проектов на следующие темы - «Деятельность Центральной Рады», «Деятельность Гетманата

П. Скоропадского», «Деятельность Директории».

3. 2 группа «Биографы» занималась подготовкой мини-проектов на следующие темы-

«Биография М.Грушевского», « Биография П.Скоропадского»,

« Биография В.Винниченко».



Ожидаемые результаты. После этого урока ученики смогут

- использовать разные источники информации

- работать в творческих группах

- готовить презентации по проблематике данной темы

- давать характеристику основным событиям данного периода
Ход урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и заданий урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Украинская государственность в 1917-1920г.г.». На уроке вы обобщите знания, полученные на предыдущих уроках . Кроме того, уроке вы сможете проявить свои умения логически мыслить, творческие способности и покажите как вы умеете работать коллективно и в группах. Итак, начнем. Путь к независимости Украины был тяжелым и долгим, а начался он еще в годы национально- освободительной борьбы под руководством Б.Хмельницкого. «О Господи, какое это тяжелое дело - возрождение украинской государственности. Оно будет казаться легким, а на самом деле с нечеловеческими усилиями и разочарованием придется тянуть камень государственности в этот дом» -так говорил Владимир Винниченко.

(Демонстрация сюжета о заседании Верховной Рады)

Вы только что посмотрели сюжет заседания Верховной Рады, во во время которого был принят закон о принятии государственной независимости Украины.

Метод «Синквейн»

А теперь я предлагаю немного поиграть. Игра называется «Синквейн».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, синквейн на тему «Государство»,

Государство: (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Защита. (Резюме)

А для вас 1.строка –Независимость.
Ученики составляют свои синквейны.

Например: Независимость

Необходимая, трудная

Защищает народ, охраняет права, дает обязанности

Независимость – это светлое будущее!

Жизнь
Учитель: А теперь вернемся к «Украинской государственности». Борьба за сохранение государственной независимости вылилась в жестокую войну 1917-1920 годов. Решался вопрос быть или не быть Украине независимой. История дает нам неоднозначный ответ. Почему же случилось именно так? Сегодня на уроке нам предстоит дать собственные ответы на эти вопросы. Центральная Рада, Украинская держава Павла Скоропадского, Директория- это важные этапы нашей истории, которые имели свой рассвет и закономерный упадок.



А теперь я приветствую вас в студии телепередачи «Хранители истории», и сегодня мы услышим ответы на ряд вопросов связанных с периодом 1917-1920х .г.
Основная часть урока телепередача «Хранители истории»

( видео «Хранители истории»)


Отвечает группа «Историки».

Презентация 1 мини-проекта
Учитель- Следующее письмо нам написал Сергей Алексеенко из города Молодогвардейска

-Уважаемые ведущие ответьте на такой вопрос: «Действительно ли Михаила Грушевского можно считать первым президентом Украины?». На этот вопрос ответит наш биограф.

Отвечает группа «Биографы»
Презентация 2 мини-проекта
Учитель- Следующее письмо от Людмилы из города Луганска

«Дайте оценку государству Павла Скоропадского».

Отвечает группа «Историки».

Презентация 3 мини-проекта

Учитель – А это вопрос из электронного письма

«Кто такой Павел Скоропадский? И является ли он наследником династии гетманов Скоропадских , живших в середине 18столетия?»

Отвечает группа «Биографы»

Презентация 4 мини-проекта
Учитель - Следующий вопрос телезрительницы Ульяны из города Краснодона.

«Что такое Директория? Дайте характеристику ее деятельности?»

Отвечают «Историки»

Презентация 5 мини-проекта

Учитель – предпоследний наш вопрос на сегодня «Кто такой Симон Петлюра?» на этот вопрос отвечают наши «биографы».



Презентация 6 мини-проекта
4.Систематизация знаний

Учитель- А теперь давайте сделаем выводы. Какие же уроки мы можем вынести из попыток построения украинской государственности в начале 20 века.

Разделимся на 4 группы и заполним таблицу SWOT- анализ.

1 группа - выделяет сильные стороны всех 3ех правительств: Центральной рады, Директории и Украинской державы.

2 группа- выделяет их слабые стороны

3 группа – выделяет возможности

4 группа- выделяет внешние обстоятельства, которые мешали всем 3ем властям



Внутренние

факторы


S

- сильные



стороны


W-

-слабые стороны





Внешние

факторы


O-

возможности




T-

Угрозы или препятствия





Таблица может заполняться на доске, а затем учитель делает вывод .



Учитель: Тяжелая и печальная история установления украинской государственности. Но мы , изучив ошибки прошлого , не должны забывать неимоверные жертвы тех украинцев, которые посвятили свои жизни нашей Родине. Наш народ очень любит свободу, потому что очень долго к ней шел. Он свободолюбивый, способен на героические поступки, любит свою землю. Нам сегодняшнему поколению нужно учиться единству и учиться верить в свои силы.
Не имея единства и веру в себя, свою силу, волю нас не будут уважать и другие. Мы должны ценить свою независимость, и помнить тех, кто положил свои жизни на достижение этой цели.
4. Подведение итогов урока.

Выставление оценок


5.Рефлексия

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

С этой целью в конце урока им раздаются карточки.

1.Выбери утверждение и подчекни лишь те, с которыми согласен:

  • всё понял, могу помочь другим;

  • всё понял;

  • могу, но нужна помощь;

  • ничего не понял;

2. Урок был:

  • интересный;

  • хороший;

  • отличный;

  • запомню надолго;

  • однообразный;

  • неинтересный;

  • скучный.

2.Я ощущал себя:

  • хорошо;

  • уверенно;

  • смело;

  • гордо;

  • комфортно;

  • глупо;

  • неуверенно;

  • испуганно;

  • сердито;

  • грустно.


Учитель:

Благодарю за участие в нашей телепередаче. До новых встреч!


Смотрите также:
Разработка урока по предмету «История Украины»
67.06kb.
1 стр.
Конспект урока по предмету «история украины»
231.54kb.
1 стр.
Разработка урока по предмету
62.75kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Конспект урока по предмету «всемирная история»
204.12kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) Тема урока : История, трагедия и слава русского зарубежья
121.66kb.
1 стр.
Разработка урока Тема урока: Сила Архимеда
54.2kb.
1 стр.
Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи»
71.39kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Биосинтез белка» с использованием компьютерных моделей Тип урока: урок изучения нового материала
59.37kb.
1 стр.
Разработка плана-конспекта урока географии в 7 классе Тема урока: «Население и хозяйство сша»
108.32kb.
1 стр.
Открытого урока по предмету «Мир вокруг нас», проведенного в 4 «А» классе 20 февраля 2008 года. Тема урока: «Страницы всемирной истории». Урок разработан и проведен учителем Жиляковой Ир. Вас
66.11kb.
1 стр.
Контрольная работа по предмету :"Размещение производственных сил Украины" на тему:"Территориальные особенности обеспеченности хозяйства Украины природными ресурсами"
332.19kb.
1 стр.