Главная
страница 1




BALTIJAS STARPTAUTISKĀS АKADĒMIJAS

UZŅĒMĒJDARBĪBAS UN MENEDŽMENTA PROBLĒMU

PĒTĪŠANAS LABORATORIJA

_______________________________________________________

Lomonosova iela 1/24, 209. kab. Rīga, LV 1019.Tālr. 7100232, fakss 7100232

E-pasts: petijumu.laboratorija@bsa.edu.lv



ЛАБОРАТОРИЯ БМА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Для стран Европейского Союза и для большинства других стран, развитие предпринимательства является неотъемлемой составной частью экономической и социальной политики. В рамках Европейского Союза, малые и средние предприятия, рассматриваются как основа социально-экономической модели. В Европейской хартии Малого бизнеса - предприятия малого бизнеса названы хребтом Европейской экономики, значительным источником рабочих мест и бизнес идей. В странах ЕС ведут хозяйственную деятельность около 23 миллионов малых и средних предприятий, которые обеспечивают около 70% занятости в частном секторе.

Политика развития предпринимательской деятельности в Латвии в своей основе направлена на повышение предпринимательской активности и повышение конкурентоспособности предприятий. Развитие предпринимательства соответствует экономическим приоритетам государства, определенным в Долгосрочной экономической стратегии развития Латвии - созданию благоприятных экономических условий, стимулированию образования эффективной и конкурентоспособной отраслевой структуры, снижению социально-экономической диспропорции и рисков.

По данным Центрального Статистического управления в 2010 году в Латвии было 73 тыс. экономически активных коммерсантов и коммерческих обществ (в это число не входят крестьянские и рыболовные хозяйства и самозанятые лица), из которых 99,5 % относятся к категории малых и средних предприятий. Из них микро предприятия составляют 83,9%, малые предприятия -12,9%, средние предприятия -2,7%, большие -0,5%.



ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Согласно классификации ЕС, принятой Еврокомиссией 6 мая 2003 года (рекомендация 2003/361/EK), к средним относятся предприятия, у которых число работников не превышает 250 человек, а оборот менее 50 млн. евро; к малым – предприятия с количеством человек не превышающим 50 и оборотом не более 10 млн. евро; к микро предприятиям - количество работников не более 9 человек и оборот меньше 2 млн. евро1.

Существенным показателем, характеризующим экономическую активность, является показатель числа активных коммерсантов и коммерческих обществ на 1000 жителей. В Латвии данный показатель вырос с 17 в 2001 году до 32 в 2010 году. Также необходимо акцентировать внимание на количестве самозанятых лиц- 49,1 тыс. в 2010 году (22 на 1000 жителей) и количестве крестьянских и рыболовецких хозяйств 13,1 тыс. (6 на 1000 жителей) в 2009 году. Необходимо отметить, что среди стран членов Европейского Союза не существует единой методологической практики определения числа предприятий на 1000 жителей (enterprises per 1000 inhabitants). Практика ответственной институции ЕС указывает, что число предприятий на 1000 жителей рассчитывается с учетом самозанятых лиц, крестьянских и рыболовецких хозяйств. Таким образом, применяя аналогичную практику в Латвии в 2010 году было 60 активных предприятий на 1000 жителей.2

ИНДИКАТОР ДОВЕРИЯ

Индикаторное управление позволяет снизить нагрузку на лицо, принимающее решение путем преобразования массива показателей количественных и неколичественных в один количественный индикатор. Индикатор является центральным понятием системы индикативного управления и планирования - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики социально-экономических процессов.

Индикаторы определяются так же, как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Система управления индикатора начинается с идентификации факторов и условий, влияющих на объект. На их основе разрабатываются параметры. Путем присвоения весовых значений параметрам рассчитывается индикатор. Важным аспектом в использовании системы индикаторов является определение и исследование пороговых значений индикаторов. Изучение пороговых значений позволяет своевременно извещать о приближении критического состояния объекта управления и о необходимости изменения стратегии развития объекта, то есть включение регуляторов. Индикаторы играют важную роль для предпринимателей и инвесторов в понимании тенденций, происходящих в бизнес-среде.

Исследование индикаторов проводится по адаптированной методологии исследования делового климата, разработанной Европейской Комиссией и OECD. Данные индикаторы, в отличие от ЕС, охватывает только малые, средние компании Латвии. Данная методика определяет индикаторы доверия как среднее арифметическое ответов на перечень вопросов, разработанных для каждого сектора. Вопросы представлены в анкетах, и респонденты отвечают на них письменно. После определения весовых значений между позитивными и негативными ответами рассчитываются балансы в процентных пунктах по формуле:



В = Р – М,

Где


В – баланс,

Р – позитивный ответ,

М – негативный ответ.

Данная формула используется, когда существуют только три варианта ответов («лучше», «нейтрально», «хуже»). Если вопросы имеют шесть вариантов ответов, то балансы рассчитываются на основе средних взвешенных по формуле:

В = (РР+ 1/2Р) – (1/2М + ММ)

Если все респонденты выбирают негативные ответ, то оценка будет ниже 100, если все респонденты выбирают позитивный ответ, то уровень индикатора будет выше 100.



Лаборатория БМА проводит регулярный мониторинг компаний один раз в квартал, начиная с четвертого квартала 2005 года. Апробация индикаторов предпринимательского доверия успешно прошла на международной конференции «Наука и инновации в развитии Земгале» в Елгаве в феврале – апреле 2006 года.


1 Latvijas Republikas Ekonomikas Ministrija, http://www.em.gov.lv/em/2nd/?cat=10695

2 Latvijas Republikas Ekonomikas ministrija, 2012, Ziņojums par Latvijas tautsaimniecības attīstību.



Смотрите также:
Лаборатория бма по исследованию проблем предпринимательства и менеджмента европейская политика в области предпринимательства
38.45kb.
1 стр.
Европейская экономическая комиссия комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства
64.28kb.
1 стр.
Отчет по исследованию на тему
1233.09kb.
17 стр.
Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области осуществляет выдачу целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области
44.69kb.
1 стр.
2 Государственная поддержка предпринимательства
156.68kb.
1 стр.
Постановление №702-п г. Соль-Илецк о предоставлении грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса
208.09kb.
1 стр.
Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Ярославской области
252kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
82.94kb.
1 стр.
Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства! Формы
72.24kb.
1 стр.
Закон о программе развития малого и среднего предпринимательства
551.49kb.
3 стр.
Закон приморского края о развитии малого и среднего предпринимательства в приморском крае принят
247.97kb.
1 стр.
Европейская экономическая комиссия комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства
169.27kb.
1 стр.