Главная
страница 1
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Марийское краеведение:

опыт и перспективы его использования в условиях реализации ФГОС
Программа XIX межрегиональной

научно-практической конференции

Йошкар-Ола

28 февраля 2013 г.

Место проведения: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус № 1)
Регистрация участников: 8.30 – 10.00

8.30 – 10.00 – посещение музея Марийского государственного университета (2 этаж) и Музея спортивной славы (1 этаж)


Работа конференции: 10.00 – открытие конференции.
Охотникова Светлана Романовна, проректор по научно-исследовательской работе ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», канд. филол. наук
Приветствие гостей и участников конференции:
Швецова Галина Николаевна, министр образования и науки Республики Марий Эл, д-р пед. наук, профессор

Андреев Иван Аркадьевич, заместитель начальника управления печати и массовых коммуникаций Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Петров Александр Алексеевич, пресс-секретарь председателя Государственного собрания Республики Марий Эл, помощник заместителя председателя Государственного собрания Республики Марий Эл

Казимов Александр Сергеевич, директор ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева», канд. ист. наук

Попов Николай Иванович, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», канд. физ.-мат. наук, доцент

Садовина Лидия Анатольевна, председатель Первичной профсоюзной организации ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Музыкальное приветствие студентов Института финно-угроведения Марийского государственного университета

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ




  1. Краеведение Республики Марий Эл в условиях реализации ФГОС.

Охотникова Светлана Романовна, канд. филол. наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».


  1. История школьного образования в марийском крае и историческое краеведение.

Алметева Ирина Витальевна, канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

11.30 – 12.30 Обед

12.30 – 13.00 Приветствие студентов факультета куль-туры и искусств Марийского государствен-ного университета (4 этаж, фойе)

13.00 – 14.30 Работа секций

15.00 Круглый стол, подведение итогов

Секции:

- литературно-лингвистическое краеведение в условиях реализации ФГОС;

- актуализация краеведческого аспекта в современных педагогических технологиях;

- роль краеведческого материала в формировании этнокультурных компетенций обучающихся;

- использование краеведческого материала в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Регламент: Доклады – 15 – 20 мин.

Сообщения – 7 мин.

Выступления в прениях – 3 мин.

РАБОТА СЕКЦИЙ


Секция «Литературно-лингвистическое краеведение

в условиях реализации ФГОС»

(аудитория 301)


Руководители:

Игнатьева Елизавета Ивановна, канд. филол. наук, заведующий кафедрой марийской филологии и культурологии ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»;

Михайлов Виталий Тимраевич, канд. пед. наук, доцент, с.н.с. лаборатории развития этнокультурного образования
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Секретарь:

Бурманова Ираида Васильевна, заведующий редакционно-издательским отделом ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».
Выступления:

1. Азбука народной мудрости в воспитании младших школьников.



Алексеева Людмила Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования».

2. Формирование этнокультурных компетенций у студентов педагогического колледжа на уроках детской литературы.



Антропова Галина Александровна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Благовещенский педагогический колледж» Республики Башкортостан.

3. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе использования проектной методики и краеведческого материала при изучении английского языка.



Гончарова Любовь Васильевна, учитель английского языка МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.

4. Краеведческий материал на уроках русского языка как средство воспитания патриотических качеств учащихся.



Камшилова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.

5. Марий йылме да литературым, ИКН-ым туныктымо пашаште школ тоштерысе материалым кучылтмаш.



Караваева Ирина Валериановна, учитель марийского языка; Мочалова Людмила Николаевна, учитель ИКН МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» Советского района.

6. Педагогический потенциал марийских сказок в формировании личностных УУД младших школьников.



Константинова Валентина Васильевна, канд. пед. наук, заведующий лабораторией развития этнокультурного образования.

7. Литературное образование младших школьников на основе изучения национальных произведений.



Кузнецова Наталья Викторовна, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.

8. Марий калык ойпогым шымлыме историй: совет кучем да кызытсе жап.



Михайлов Виталий Тимраевич., канд. пед. наук, доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора ИФУ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

9. Поэтика пейзажа в повести Вениамина Иванова «Подруги».



Петухова Елена Евгеньевна, учитель марийского языка и литературы МБОУ «Елембаевская основная общеобразо-вательная школа» Новоторъяльского района.

10. Шымлымаш корныш ошкыл.



Сергеева Любовь Анатольевна, учитель марийского языка и литературы МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского района.

11. Кеч пыртак кодшо калыкем пелен…



Смирнов Вячеслав Емельянович, учитель марийского языка и литературы МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района.

12. Роль лингвистическо-этнографического лагеря в формировании этнокультурных компетенций обучающихся.



Юзукбаева Анжелика Леонидовна, учитель марийского языка и литературы МБОУ марийская гимназия им. Я.Ялкайна с. Чураево Мишкинского района Республики Башкортостан.

13. Формирование этнической духовности обучающихся на уроках русского языка, литературы.



Яранцева Ирина Васильевна, учитель русского языка, литературы МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.


Секция «Актуализация краеведческого аспекта

в современных педагогических технологиях»

(аудитория 303 учебно-лабораторного корпуса)


Руководители:

Константинова Валентина Васильевна, канд. пед. наук, доцент, заведующий лабораторией развития этнокультурного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»;

Илларионов Александр Витальевич, канд. филол. наук, ведущий специалист-эксперт управления общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Секретарь:

Кузнецова Нина Васильевна, методист лаборатории развития этнокультурного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

Выступления:

1. Исторические и культурно-этнографические крае-ведческие проекты в формировании личностных УУД.



Ахметьянова Надежда Семёновна, учитель начальных классов МБОУ марийская гимназия им. Я.Ялкайна с. Чураево Мишкинского района Республики Башкортостан.

2. Краеведение и проектная деятельность.



Богданова Зоя Федоровна, учитель истории МБОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа» Новоторъяльского района.

3. Исследование документов об участии жителей марийского края в Отечественной войне 1812 года.



Богомолова Роза Александровна, учитель марийского (государственного) языка и ИКН МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» Советского района.

4. Музей как центр декоративно-прикладного творчества в социуме.



Бояринова Лидия Андреевна, методист МБОУ ДОД «Новоторъяльский районный Дом детского творчества».

5. Использование краеведческого материала в исследовательской работе на уроках химии.



Гордеева Валентина Федоровна, учитель химии МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района.

6. Краеведческие проекты как средство формирования этнокультурной компетентности школьников.



Горшенина Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.

7. Исследовательская краеведческая деятельность как средство формирования этнокультурной компетентности обучающихся.



Горшкова Татьяна Павловна, учитель марийского языка, ИКН ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов
г. Козьмодемьянска».

8. Тунемше-влак дене шымлымаш пашам эртарымаш.



Евдокимова Надежда Николаевна, учитель марийского языка и литературы МОУ «Сотнурская средняя общеобразо-вательная школа» Волжского района.

9. Использование краеведческого материала в исследовательской деятельности.



Ильина Светлана Васильевна, учитель марийского языка, ИКН МБОУ «Емешевская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района.

10. Интерактивные формы поисково-исследовательской краеведческой деятельности школьников.



Николаева Елена Ивановна, учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы».

11. Применение технологии проектного обучения в краеведческой работе.



Рыбаков Андрей Витальевич, аспирант кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

12. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории с использованием краеведческого материала.



Рябчиков Владимир Валерьевич, учитель истории МБОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа» Куженерского района.

13. Современные технологии как средство формирования этнокультурной компетентности обучающихся.



Сайтиева Марина Яндугановна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель ИКН МОУ «Мочалищенская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района.

14. Сетевой проект «Сторона моя неприметная».



Софронова Светлана Витальевна, заместитель директора по УВР в начальной школе, Акпулатова Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» Советского района.

15. Валентин Ильич Половников – яркий образец для сохранения и укрепления здоровья учащихся.



Тоймакова Галина Александровна, методист МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации МО «Оршанский муниципальный район».

16. Помним, гордимся, храним в памяти.



Чепайкина Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы, старшая вожатая МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа» Оршанского района.


Секция «Роль краеведческого материала

в формировании этнокультурных

компетенций обучающихся»

(аудитория 306 учебно-лабораторного корпуса)
Руководители:

Чузаев Родион Иванович, канд. ист. наук, доцент, декан факультета культуры и искусств ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»:

Иксанова Лидия Геннадьевна, доцент кафедры марийской филологии и культурологии ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».
Секретарь:

Армякова Галина Ивановна, редактор редакционно-издательского отдела ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

Выступления:

1. Самобытность как основная черта творчества марийского художника А. Николаева.



Александрова Ирина Шамаевна, канд. пед. наук, доцент Бирского филиала Башкирского государственного университета; Гребенщикова Н.Н., канд. филол. наук, старший преподаватель Бирского филиала Башкирского государственного университета.

2. Школысо тоштерыште эртарыме «Патырлык» урок-влакын кызытсе сынышт.



Беляева Зоя Александровна, учитель марийского языка и литературы МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» Советского района.

3. «Пеледыш пайрем» как неотъемлемая часть духовной культуры марийского народа.



Бушков Руслан Аркадьевич, канд. ист. наук, доцент института массовых коммуникаций и социальных наук Казанского (Приволжского) федерального университета; Михайлов Виталий Тимраевич, канд. пед. наук, доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

4. Развитие творческих способностей у обучающихся младших классов на основе исследования марийской национальной кухни и кухни своей семьи.



Григорьева Ирина Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района.

5. Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности.



Иванова Валентина Яковлевна, учитель начальных классов МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района.

6. Этнокультурное образовательное пространство: взаимодействие социальных партнеров.



Иванова Людмила Ивановна, учитель марийского языка МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.

7. Формирование этнокультурных компетенций обучающихся через краеведческую деятельность в условиях реализации ФГОС.



Иксанова Лидия Геннадьевна, доцент кафедры марийской филологии и культурологии ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

8. Использование средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании обучающихся.



Ильмухаметов Ахат Галимович, канд. филол. наук, заведующий кафедрой мировой и национальной культуры ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан.

9. Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.



Кисельникова Людмила Леонидовна, воспитатель ГПД МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Козьмодемьянска».

10. Особенности краеведческой работы в сельской школе.



Кольцова Наталия Генриховна, учитель марийского языка и литературы МОУ «Юксарская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района.

11. Опыт организации производственной практики с использованием этнокультурного компонента в педагогическом колледже в условиях реализации ФГОС.



Леонтьева Ирина Ивановна, заместитель директора по УПР; Тойгильдина Ирина Георгиевна, заведующий отделением «Преподавание в начальных классах» Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профес-сионального образования «Благовещенский педагогический колледж» Республики Башкортостан.

12. Формирование этнокультурных компетенций детей в условиях ДЛО.



Муржакова Елена Геннадьевна, заместитель директора по научной и инновационной работе ГБОУ РМЭ «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района.

13. Этнокультурное образовательное пространство гимназии как фактор социального партнерства.



Никитина Людмила Николаевна, заместитель директора по реализации этнокультурологического компонента
МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы».

14. Опыт формирования у младших школьников любви к Родине на факультативных занятиях.



Сергушина Ольга Васильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования; Шуляпова Оксана Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.

15. Использование этнокультурного материала в начальной школе.



Смирнова Эльвира Худаёровна, МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района.

16. Жемчужина родного края.



Степанова Эльвира Григорьевна, учитель марийского языка МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа» Советского района.

17. Краеведение – источник воспитания духовно-нравственных ценностей обучающихся.



Сорокина Полина Владимировна, директор МБОУ Сардаяльская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района.

18. Электронный образовательный ресурс «Празднично-обрядовая культура марийского, русского, татарского народов Республики Марий Эл» как средство формирования этнокультурных компетенций обучающихся.



Федорова Светлана Николаевна, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Медведева Зоя Васильевна, аспирант кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

19. Система воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания с этнокультурной программой.



Эрцикова Зоя Михайловна, учитель математики, воспитатель МОУ «Юксарская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района.

20. Компетентностный подход в преподавании школьного краеведения.



Янбекова Светлана Ильинична, директор, учитель географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа
с. Старобухарово» Нижнесергинского района Свердловской области.

21. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при изучении марийского языка.



Яндыганова Людмила Аркадьевна, учитель марийского языка МОБУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.

22. Этнокультурное воспитание в сельской малокомплектной школе.



Янцукова Людмила Валериановна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Юксарская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района.

23. Первое интегрированное учебное пособие для обучения нерусских детей русскому языку.



Юнусова Елена Андреяновна, учитель марийского языка МОУ «Поянсолинская основная общеобразовательная школа» Звениговского района.
Секция «Использование краеведческого материала

в ДОУ в соответствии с ФГТ»

(актовый зал)
Руководители:

Федорова Светлана Николаевна, доктор пед. наук, профессор кафедры марийской филологии и культурологии ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»;

Малинина Галина Андреевна, канд. пед. наук, главный специалист-эксперт управления общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Секретарь:

Сергеева Галина Викентьевна, методист кафедры марийской филологии и культурологии ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»;
Выступления:

1. Приобщение дошкольников к истокам культуры народа мари.



Апталикова Алевтина Александровна, учитель марийского языка МБДОУ «Детский сад № 21 «Рябинушка»
с. Семеновка.

2. Народный фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста.



Ахматгалиева Руфия Рифатовна, воспитатель МБДОУ «Параньгинский детский сад №3 «Колокольчик» обще-развивающего вида».

3. Проект «Моя малая родина».



Ахматынова Татьяна Геннадьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка»
п. Приволжский.

4. Формирование у детей дошкольного возраста любви к родному краю посредством мини-музея.



Бахтина Тамара Викторовна, заведующий МБДОУ «Новоторъяльский детский сад № 3 «Улыбка».

5. Марийская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей.



Васильева Нина Александровна, учитель марийского языка МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65 «Незабудка» г. Йошкар-Олы.

6. Фольклор как средство этнокультурного воспитания дошкольников.



Волкова Елена Владимировна, воспитатель, Кальсина Надежда Александровна, воспитатель МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад № 61 г. Йошкар-Ола «Теремок».

7. Приобщение дошкольников к татарской культуре.



Газизова Гульназ Ильясовна, воспитатель МБДОУ «Параньгинский детский сад №3 «Колокольчик» общеразвивающего вида».

8. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре.



Иванова Ольга Алексеевна, учитель марийского языка МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик».

9. Привитие интереса дошкольников к марийской национальной вышивке.



Ефимова Роза Семеновна, учитель марийского языка МБДОУ «Новоторъяльский детский сад №3 «Улыбка».

10. Методические рекомендации по отбору содержания образовательной деятельности с дошкольниками с использованием краеведческого материала в соответствии с ФГТ.



Карпова Юлия Викторовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАОУ ДПО (ПК) С «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

11. Модель этнокультурного образовательного пространства в ДОУ.



Кудрявцева Светлана Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары.

12. Краеведческая работа с детьми в условиях сельского детского сада в соответствии с ФГТ.



Кудряшова Вера Владимировна, воспитатель МДОБУ «Детский сад «Колосок с. Азаново».

13. Кружковая работа по краеведению в рамках реализации ФГТ.



Максимова Галина Петровна, воспитатель дошкольной группы МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сернурского района.

14. Использование народных игр в развитии детей дошкольного возраста.



Матвеева Татьяна Алексеевна, учитель марийского языка МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Олы.

15. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.



Попова Эльвира Ивановна, Кусикова Светлана Геннадьевна, МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга» пос. Новый Медведевского района.

16. Региональный компонент в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Федорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

17. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям народа мари в соответствии с ФГТ.



Якупова Галина Семеновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар-Олы «Облачко».



Смотрите также:
Программа XIX межрегиональной научно-практической конференции Йошкар-Ола 28 февраля 2013 г
158.21kb.
1 стр.
Пояснительная записка к проекту решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»
49.6kb.
1 стр.
Программа межрегиональной научно-практической конференции 7 июня 2013 г начало в 11. 00
37.77kb.
1 стр.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
1801.44kb.
7 стр.
Программа межрегиональной научно-практической конференции
28.71kb.
1 стр.
Справка о развитии музейного дела на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»
102.17kb.
1 стр.
Справка о развитии музейного дела на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»
99.3kb.
1 стр.
Программа четвертой межрегиональной научно-практической конференции
79.96kb.
1 стр.
Программа проведения Межрегиональной научно-практической конференции
72.52kb.
1 стр.
Отчет о межрегиональной научно-практической конференции Формирование системы
392.9kb.
1 стр.
Программа межрегиональной научно-практической конференции «Великая Отечественная война: уроки истории»
49.9kb.
1 стр.
Программа XXXII городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся
1916.87kb.
9 стр.