Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Министерство культуры Нижегородской области

Нижегородская государственная областная детская библиотека



К планированию

работы библиотек с детьми на 2012 год
Методические советы

Нижний Новгород, 2011


К планированию

работы библиотек с детьми на 2012 год
Методические советы

Отв. составитель:



Т.В. Ксенофонтова

Составители:

О.В. Вешнякова, Т.В. Ксенофонтова, Т.В. Пантюхова, Т.Н. Петрук, О.Н. Пономарева, М.Р. Рибсон, Е.Ф. Сафоненко, А.В. Сайченкова, А.В. Сидорина, Л.В. Сускина, Н.М. Хапугина.

Гл. редактор Н.В. Угланова

Редактор М.Б. Леонова

Верстка В.А. Молодов

Печать Н.Ф. Сазонова

Переплет В.М. Глотов

Отв. за выпуск

Н.И. Бочкарева
От составителя

Данные рекомендации подготовлены в помощь библиотечным работникам области для более качественного планирования работы и отчетности в целом и по основным направлениям библиотечной деятельности: по организации и обслуживанию читателей-детей всех возрастов (до 14 лет), по организации индивидуальной, массовой, справочно-информационной, научно-методической деятельности, по внедрению инновационных форм в практику работы библиотекарей. Здесь отражены важнейшие темы и направления года, основные областные мероприятия, работа по актуальным проблемам воспитания.

Ведущими темами года являются празднование 400-летия Нижегородского ополчения и 200-летия Отечественной войны 1812 года, воспитание патриотизма и гражданственности. Планы работы по данному направлению должны быть тесно связаны с комплексными целевыми районными программами, областными мероприятиями.

Структура и схема отчета, таблицы и приложения даны в сборнике «К планированию работы библиотек с детьми на 2011 год». Необходимо руководствоваться ими при подготовке плана работы и составлению отчета за год. Кроме того, предлагаем использовать в работе методические рекомендации за прошлые годы.

Обязательные приложения к отчету за 2011 год:

Анализ деятельности по следующим направлениям:

- программы летнего чтения,

- проведение Недели детской и юношеской книги (НДК)-2011,

- работа с трудными подростками,

- работа с социально-незащищенными семьями (многодетные, малообеспеченные, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями),

- деятельность информационно-компьютерных центров в детских библиотеках (по схеме, предложенной в сборнике по планированию на 2011 год),

- работа по теме «Год космонавтики в России».

НГОДБ подготовила календарь знаменательных и памятных дат «Имена, даты, события. 2012 год», который поможет библиотекарям в составлении плана работы библиотеки на 2012 год.
Ваши отзывы и предложения по структуре ежегодного пособия по планированию и отчетности, его содержанию просим направлять в организационно-методический отдел НГОДБ.
Основные темы, мероприятия 2012 года
По решению ООН продолжается Международное десятилетие грамотности (2003-2012).

По инициативе России 2011-2020 годы объявлены ООН Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения.



В России 2012 год объявлен:

  • Годом Германии в России

  • Годом России в США и США в России

  • Годом российско-американского культурного диалога. Открытие такого диалога пройдет в рамках празднования в Америке 200-летнего юбилея первого русского поселения на территории Америки Форт-Росс.

Следует также учесть:

Знаменательные и памятные даты 2012 года:

- 1150-летие зарождения российской государственности

- 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков (1612)

- 200-летие Отечественной войны 1812 года

- 75 лет со времени беспересадочного перелета В.П. Чкалова по маршруту Москва-Ванкувер (США) через Северный полюс
Библиотекам, обслуживающим детей, предлагается запланировать участие в следующих мероприятиях НГОДБ 2012 года:
ОБЛАСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. «Знай наших!»: областной семейный фестиваль литературно-исторического творчества читающих семей, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. В партнерстве с Союзом возрождения родословных традиций и обществом потомков участников Отечественной войны 1812 года

Январь-май 2012 года



  1. «Как прекрасен этот мир!»: областной конкурс литературно-художественного творчества детей с ограниченными возможностями

Январь-март 2012


  1. «День в Нижегородской истории»: областной интернет-конкурс читателей с 9 до 18 лет по созданию мультимедийных ресурсов

Январь-март



  1. «Гордость и слава земли Нижегородской». Областная неделя детской и юношеской книги-2012

    • Областной праздник открытия Недели детской и юношеской книги-2012

23 марта

  • Областной слет юных книголюбов

31 марта



  1. «Ты, я и всё вокруг»: областной экологический конкурс детского творчества

Апрель-октябрь


  1. «Красный, желтый, зеленый»: областной конкурс творческих работ

Май-август


  1. «Вспомним, братцы, россов славу!»: областной семейный конкурс в партнерстве с Радио Россия - Нижний Новгород и сайтом для нижегородских родителей «НН-мама»

Май-ноябрь



  1. «И славили Отчизну меч и слово». Областная творческая конференция для читателей, посвященная 400-летию нижегородского ополчения 1612 года

Сентябрь


ОБЛАСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

1. Областной конкурс на Премию министерства культуры Нижегородской области в области библиотечного дела в 2011 году

Январь-май

2. «Путь к согласию»: областной конкурс проектов и программ среди детских и сельских библиотек по профилактике экстремизма и укреплению толерантности

Февраль-август





  1. Всероссийская библиотечная школа «Лидер» «Сила России – в единстве

народов». Основная цель Школы: обсудить в детской библиотеке вопросы воспитания гражданственности, державности, патриотизма и укрепления межнациональных отношений.

Август
4. «Летопись детских библиотек Нижегородской области»: сетевой проект по созданию на сайте НГОДБ виртуального музея «Детская библиотека: история и современность»

2012-2014 гг.


Библиотечные исследования

Т.В. Пантюхова, зав. отделом научно-

исследовательской деятельности и инноваций
В Нижегородской государственной областной детской библиотеке разработана «Программа комплексного исследования «от 5 до 15»: использование и продвижение научно-познавательной информации в детских и школьных библиотеках Нижегородской области». Срок реализации: 2011-2013 годы.

Предлагаем сотрудникам детских и школьных библиотек познакомиться с основными положениями программы (полный текст программы представлен на сайте http://www.ngodb.ru/adults/metodicheski_perekrestok/ в разделе «Методический перекресток») и принять участие в реализации программы.



Проблемная ситуация. Роль научно-познавательной литературы в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения рассматривалась учеными, педагогами и библиотекарями как забота о будущем страны и человечестве. Эта литература является средством для формирования образа будущего общества и показывает пути изменений в науке и технике, описывает достижения и показывает развитие мысли, идеи, поиски истины и разнообразие точек зрения.

В детских библиотеках сложилась система работы с научно-познавательной литературой. Но возникает проблема соответствия этой системы современным запросам и ожиданиям пользователей. Необходимо отметить, что юные читатели – это поколение, которое родилось в информационном обществе и их компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения своих интересов и потребностей намного выше, чем у библиотечных работников. Также надо заметить, что информационное общество настроено на работу с информацией, которая может быть записана на различных носителях и представлена в разных видах, жанрах и.т.п. Отсюда возникают такие вопросы:

- Как привлечь пользователей к чтению научно-познавательной литературы?

- Как показать пользователям необходимость гармоничного использования печатных и электронных документов в решении познавательных задач?

- Соответствуют ли традиционные подходы библиотечной деятельности для удовлетворения ожидания пользователей?

- Какие технологии, методы, приемы способствуют эффективному продвижению научно-познавательной информации?

- Готовы ли библиотекари к изменениям и желают ли их?

- Какая информационная среда способствует продвижению научно-познавательной литературы?

- Надо ли избыточно комплектовать печатные фонды?

Ответить на перечисленные вопросы поможет комплексное исследование Нижегородской государственной областной детской библиотеки «От 5 до 15». В названии определены возрастные границы пользователей, но в ходе исследования разработчики оставляют за собой право изменения возрастного диапазона в сторону увеличения возраста.

Исследование охватывает элементы детской библиотеки:

- Фонд;


- Пользователи;

- Библиотекари;

- Материально-техническая база.1

Исходя их перечисленных элементов, исследование разделено на четыре сектора деятельности. В каждом секторе конкретизированы цели и задачи, определены объект и предмет, описаны методы, инструментарий, принципы выборки, ход работы, представлен план мероприятий.



Цели:

- изучение интересов, потребностей, отношений, ожиданий читателей и библиотекарей к научно-познавательной информации;

- анализ состояния и содержания библиотечных фондов;

- изучение реальных условий и возможностей, обеспечивающих продвижение научно-познавательной литературы в детскую среду.



Стратегическая цель: определение и описание эффективных

- моделей информационного, педагогического сопровождения юных читателей;

- путей продвижения научно-познавательной литературы в детскую среду;

- методов и приемов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию мотивации к чтению научно-познавательной литературы в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.



Задачи:

I этап


  1. Изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей.

II этап

  1. Изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы.

  2. Описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования.

  3. Определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей.

  4. Проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей.

  5. Выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой.

III этап

  1. Описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе.

  2. Обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы.

На первом этапе реализации программы (2011год) проведено анкетирование пользователей детских библиотек.

В 2012 необходимо решить задачи II этапа2.

Сотрудникам детских и школьных библиотек, принимавшим участие в исследовании, будут выданы сертификаты. Для получения сертификатов необходимо направить письменную заявку на адрес методического отдела ngodb@rambler.ru с пометкой «Для сертификата» в течение года (бланк заявки можно скачать на сайте).
Проектная деятельность библиотек
Сегодня слово «проект» используется широко и проникло во все сферы деятельности. Несомненно, чтобы соответствовать современным требованиям, адекватно реагировать на вызовы времени, детским библиотекарям необходимо изучить и внедрять проекты в свою деятельность.

Проект – рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Метод проектов, проектная технология, проекты, руководители проектов – это ключевые слова современного российского образования. Почему они сегодня так востребованы, точнее, те смыслы, которые они несут? Рассмотрим по порядку.

Проектная деятельность – это процесс, направленный на создание нового продукта.

Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.

Таким образом, работа в проектном режиме – это организация деятельности ребенка с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.3

В 2012 году предлагаем библиотекам, работающим с детьми, присоединиться и стать активными участниками следующих проектов НГОДБ:


Название проекта. Срок реализации

Целевая аудитория

Цель

Краткое описание

Конечный информационный продукт (результат)

«День в Нижегородской истории»
Январь-март


Три группы:

- младшая 9-11 лет

- средняя 12-15 лет

- старшая

16-18 лет
Участники проекта и руководители получают сертификат участия в областном проекте.

Самый лучший проект в номинации будет отмечен дипломом «Яркая дидактика»



Продвижение исторической книги, краеведческой информации в детскую среду

Ребята совместно с библиотекарем выбирают период Нижегородской истории. Изучают этот период (читают книги, интернет-ресурсы, смотрят фильмы, слушаю очевидцев). Затем создают информационный продукт по номинациям:

- флеш-открытка или флеш-мультфильм;

- рэп;

- информ-карта;



- комикс;

Далее проходит презентация созданных продуктов в форме (фестиваля, выставки).

Творческие работы собираются в НГОДБ


Создание коллекции медиапродуктов для сопровождения библиотечных мероприятий и формирования фонда дидактических мультимедийных материалов

Сетевой проект

«Летопись детских библиотек Нижегородской области»


2012-2014

Сотрудники детских библиотек.
Участники проекта получают сертификат

Создание летописи детских библиотек области

Каждая детская библиотека создает электронный альбом истории, становления и развития своей библиотеки. Работы собираются в НГОДБ и размещаются на сайте НГОДБ


Создание на сайте НГОДБ виртуального музея «Детская библиотека: история и современность».

Выпуск печатного альбома




Сетевой проект

«Наши библиотечные новости»




Сотрудники и читатели детских библиотек.

Самые активные участники (более 10 новостей) получают сертификат о публикации на сайте НГОДБ



Создание новостийной ленты на сайте НГОДБ

Каждая библиотека выставляет свои новости на сайте НГОДБ

Хроника жизни. Обмен опытом.

Архив «Дела и события детских библиотек Нижегородской области»



Подробные описания проектов представлены на сайте http://www.ngodb.ru/adults/metodicheski_perekrestok/. Заявку на коллективные консультации можно сделать по телефону 4379804, индивидуальные консультации осуществляются по телефону 4379804 и E-mail: pantvnn@list.ru
Инновационная деятельность
В современной науке существует несколько подходов к определению сущности инновации. В одном случае под инновацией подразумевается результат процесса познания, воплощенный в виде новой продукции, новой технологии, нового метода, введения новых элементов, принципов, подходов к реализации экономической деятельности взамен существующих или параллельно действующих.

Во втором случае, более распространенном на Западе, инновация трактуется не только как конечный результат, но и как процесс доведения научного открытия или технического изобретения до стадии практического использования, когда он начинает давать экономический эффект, т. е. это процесс, в ходе которого открытие или изобретение приобретает экономическое содержание.

В основе каждой инновации лежит новое знание, источником идей и генератором инновационной деятельности является творческий процесс научного поиска.

Говоря об инновациях в библиотеке, нужно иметь в виду, что это инновации социально-культурного типа. Библиотечные нововведения понимают и как средство распространения «передового библиотечного опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек, и как направление деятельности по поиску новых путей функционирования, развития и совершенствования библиотечной работы (как правило, с использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровой информации) и как современное средство творческого роста сотрудников библиотек4.

Предлагаем познакомиться с материалом «Мы ищем инновации» на сайте http://ngodb.ru/1/nashi_dela/shkola_lider/vistupleniya/?nid=133&a=entry.show

Рекомендуем включить в план на 2012 год мероприятия:


  1. Цикл занятий по изучению, освоению и внедрению ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) в библиотечную деятельность. Методическое сопровождение осуществляет Пантюхова Татьяна Владимировна. Заявки на проведение занятий принимаются по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@list.ru

  2. Цикл занятий для библиотекарей по созданию образовательной программы продвижения чтения в детской среде. Методическое сопровождение осуществляет Пантюхова Татьяна Владимировна. Заявки по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@list.ru

  3. Подготовка аналитической справки для публикации в журнале «Детское чтение» по теме «Инновационная модель детской библиотеки» (на примере своей библиотеки описать изменения, которые произошли и которые необходимо осуществить для развития библиотеки. В описании использовать SWOT-анализ). Срок сдачи текста – 15.06.2012 г. Консультации по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@list.ru




  1. Принять участие в проектах:

Название

проекта и сроки реализации



Целевая аудитория

Цель

Краткое описание

«Общество активных читателей»

реализуется

в течение года, подведение итогов в марте 2012 г.


Три группы:

- младшая 9-11 лет

- средняя 12-15 лет

- старшая

16-18 лет

Участникам выдаются сертификаты участия, победителям – дипломы и призы.

Руководители указываются в сертификатов и дипломах


Содействие продвижению чтения и книги в детскую среду.

Формирование универсальных навыков у читателей.

Освоение и внедрение ФГОС в библиотечную деятельность.

Участие в научном обществе учащихся



Читатель пишет исследовательскую работу под руководством библиотекаря, либо библиотекарь выступает консультантом.

Происходит защита работы с привлечением внешних экспертов.

Старшая группа защищает работу на заседании городского научного общества учащихся (НОУ) совместно с ДТ им. В.П. Чкалова. Младшая и средняя группа защищают работы в НГОДБ


«Портфолио библиотекаря»

реализуется

в

2012-2014 гг.




Сотрудники

детских библиотек



Формирование пакета документов о личной творческой деятельности сотрудника в библиотечную деятельность.

Создание условий для профессионального развития и фиксирования достижений и успехов



Каждый библиотекарь собирает папку по предложенной схеме. Затем эксперты анализируют и оценивают представленные материалы. По результатам составляется рейтинг библиотекарей, принявших участие в проекте, выявляются лидеры проекта.


Формы и методы работы с детьми младшего возраста.

Семейное чтение. Родительская педагогика.

М.Р. Рибсон, зав. отделом

обслуживания детей до 11 лет
1. Проанализируйте в отчёте о работе за 2011 год:

- главные направления работы с читателями – детьми младшего возраста и их родителями, выполнение программ, проектов, разделов плана работы по данным направлениям;

- выполнение цифровых показателей работы: количество читателей – детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, количественные показатели выдачи документов, количество проведенных мероприятий для детей и их родителей (с указанием возраста детей), количество принявших участие в работе читательских клубов, кружков по интересам, факультативов, школ, в крупных массовых мероприятиях, акциях (сравнительный анализ);

- инновационные формы и методы работы с детьми младшего возраста и их родителями: индивидуальные, массовые, наглядные, подробно осветите наиболее интересные из них.

2. Рекомендуем запланировать на 2012 год:

2.1. Работу по направлению «Детская библиотека для современного ребёнка», основными задачами которой являются

- создание среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, аудиовизуальные и электронные документы;

- повышение престижа чтения, организация чтения как творческого потенциала;

- информационная и консультативная помощь семье.

Советуем запланировать работу с детьми младшего возраста по межведомственным и библиотечным программам, проектам, планам работы:

«Любить книгу с детства», «Ступени чтения», «Первый шаг к книге», «Сказок не знаешь - в судьбе споткнёшься», «Я читаю. Я расту», «Книги на все времена» и др. Работа с детьми младшего возраста по привлечению к книге, чтению ведется в тесном сотрудничестве с родителями и учителями.



Несколько направлений для работы с детьми младшего возраста:

А) Индивидуальная работа с читателями.

Основная задача – поиск индивидуального пути к книге и чтению.

Рекомендуем провести

- углублённую работу с отдельными книгами писателей-юбиляров 2012 года:

Вильгельма Гауфа (210 лет), Льюиса Кэрролла (180 лет),

Н.Г. Гарина-Михайловского (160 лет), Д.Н. Мамина-Сибиряка (160 лет)

Мориса Метерлинка (150 лет), Дж. Толкиена (Толкина) (130 лет),

К.И. Чуковского (130 лет), Б.С. Житкова (130 лет), Алана Милна (130 лет),

С.Я. Маршака (125 лет), И.С. Соколова-Микитова (120 лет),

К.Г. Паустовского (120 лет), В.П. Катаева (115 лет), Е.Пермяка (110 лет),

В.А. Каверина (110 лет), В.А. Осеевой (110 лет), Астрид Линдгрен (105 лет)

С.П. Алексеева (90 лет), Л.И. Давыдычева (85 лет), Ю.П. Мориц (75 лет),

Э.Н. Успенского (75 лет), Г.Б. Остера (65 лет) и др.

- книгами– юбилярами 2012 года:

Т.И. Александрова «Домовенок Кузька» (40 лет),

В.В. Медведев «Баранкин, будь человеком!» (50 лет),

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (60 лет),

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (70 лет),

Д.Р. Толкиен (Толкин) «Хоббит, или Туда и обратно» (75 лет),

К.И. Чуковский «Мойдодыр» (90 лет), «Тараканище» (90 лет)

К.И. Чуковский «Крокодил» (95 лет),

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»(120 лет)

М. Твен «Принц и нищий» (130 лет), Л.Н. Толстой «Детство»(160 лет)

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (180 лет)

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Синяя борода», «Сказки моей матушки гусыни» (315 лет).

- Беседы с читателями: рекомендательные, о прочитанном.

- Изучение мнений читателей: анкетирования, опросы, интервью, наблюдения (работа с формулярами читателей, с дневниками наблюдений), книжные закладки и т.д.

- Стимулирование читательского творчества (достижения читающего ребёнка): рисунки и другой визуальный материал как творческий отклик на прочитанное

по темам: «Читаем, рисуем, фантазируем», «Мои любимые литературные герои и я!», «Иллюстрация к любимой книге», «Новые приключения литературных героев» и др.

- Составление индивидуальных планов чтения: для детей 7-10 лет «Я люблю читать...», для детей и родителей «Сказки в семейном кругу» и др.
Б) Привлечение читателей младшего возраста и их родителей в библиотеку:

- Организация:

экскурсий по библиотеке «Мы открываем мир книг», «Книжное царство – мудрое государство», «Войдём в мир книги вместе…», «Книги читаем – мир открываем»;

«Дней дошкольника», «Дней библиотеки в школе», «Дней сказки», «Дней кино и книги»;

творческих акций: «Большое книжное путешествие», «На острове цветных фантазий»;

кружков любителей чтения, сказок, киноклубов: «Почемучка», «Родничок», «Сказка, я тебя знаю!», «Путешествие по сказочной тропинке», «Домовёнок» и др.

- Проведение массовых мероприятий по основным темам и направлениям 2012 года:

«Россия – Родина моя», «В сиянье ратных подвигов», «Я в мире, и мир вокруг меня», «Это чудо – детская книга», «Добрая традиция – семейное чтение».



Формы и методы работы:

- Литературные встречи, часы исторического рассказа, беседы-биографии, заочные путешествия с помощью книг и журналов, медиапрезентации, выставки-просмотры к 770-летию со дня Ледового побоища, 400-летию Нижегородского ополчения, 200-летию Отечественной войны 1812 года – «Моя страна – моя Россия», «Наша Память, наша Слава», «Россия в 1612 и 1812 годах», «Не славы ради…», «Твои защитники, Россия!».

- Циклы книжных выставок, выставок-просмотров, литературных часов, громких чтений, викторин, игр, бесед, комментированных чтений, медиапутешествий и др. – «Лучше нет родного края», «Открывая книгу, открываем мир!», «В стране школьных наук», «Умные добрые солнечные стихи и рассказы для детей», «Милее книги в мире друга нет».

- Цикл литературно-игровых выставок, литературных праздников, часов радостных открытий, волшебных происшествий, комментированных чтений, игр, викторин, видеопрезентаций, премьер книг писателей-юбиляров и книг-юбиляров 2012 года – «Сказочный календарь», «Литературный календарь для малышей».

2.2. Семейное чтение. Родительская педагогика.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает и переживает за героев.

Совместное чтение сближает членов семьи, наполняет важным содержанием радостные и порой редкие минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Рекомендуем запланировать работу:

- по межведомственным программам и планам «Мир семьи – мир, в котором мы живём», «Семья – начало всех начал», «Семья», в которых библиотеки представлены как равноправные партнеры наряду с социальными службами, учреждениями образования и здравоохранения;


  • по специальным программам, планам работы, социальным проектам: «Семейное чтение», «Мир читающей семьи», «Культура семейного чтения», «Библиотека лицом к семье», «Книга в семье: путь к духовному согласию», «Библиотека. Семья. Информация»;

  • по договорам с дошкольными образовательными учреждениями, с группами продлённого дня, классами общеобразовательных школ;

- Центров семейного чтения: «Семейная академия», «Детская библиотека – центр семейного общения», «Семья – прибежище души»;

  • «школ приобщения к чтению», «школ развивающего чтения», студий, факультетов, творческих объединений, кружков, клубов для дошкольников, младших школьников, подростков и их родителей;

  • по проведению Дней дошкольника в библиотеке, Дней Сказки, Дней читающей семьи, акций «Всей семьёй в библиотеку», выездных Дней «Праздник книги и чтения» в детских садах и школах;

- семейных клубов, семейных гостиных, семейных театров книги «Сверчок за очагом», «Семейная круговерть», «Грани», «Берегиня», «Литературная няня», «Я + Я + Я = Семья», и др.

Несколько направлений для работы с семьей:

- индивидуальные беседы с родителями о детях, о чтении;

- изучение мнений родителей: опросы, анкетирования по темам «Вы как читатель в детстве», «О книгах, чтении и о себе», «Книга детства», «Книга сегодня – книга навсегда»;

- организация выставок-просмотров, книжно-иллюстративных выставок для всей семьи «Сказки для всей семьи», «Чтение в семейном кругу», «Советуют родителям – дети», «Дети и взрослые: что они думают друг о друге?» и др.;

- литературные праздники для всей семьи «Тайны Рождества», «Тепло и свет родного дома», «Для мамы любимой», «Передай добро по кругу» и др.;

- Неделя мероприятий ко Дню семьи: «Мы вместе: библиотека и семья»;

- родительские собрания в библиотеке «Как осчастливить ребенка чтением?», «В семье рождается читатель», «Книжный свет моей семьи»;

- фестиваль семейных проектов, семейного творчества «Постигая мир книг», «Добрых рук – прекрасное творенье», «Мир увлечений» и др.;

- выступление по радио, на телевидении: «Как заинтересовать малышей чтением?», «Радостные встречи с книгой» и др.;

- занятия «Выходной - в библиотеке» для семей по темам: «Читаем. Играем. Смотрим», «Большой мир книг для маленьких читателей», «Мой тёплый мир», «Истории простых вещей» и др.

Планируя деятельность библиотеки по данному направлению, обратитесь к пособиям: «Книжная мудрость – семейное богатство» (НГОДБ, 2007 г.), «К планированию работы библиотек с детьми на 2008 год и составлению отчёта за 2007 год» (НГОДБ, 2007 г.).

Возьмите на заметку дополнительный материал:

1. Аренкина, А.  Семейный праздник / А. Аренкина, Т. Сычева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9. - С. 80-82.

2. Барсукова, Н.А.  Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н.А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - №6-7. - С. 84-87.

3. Будилова, Т.Б.   Родительское собрание на тему "Как научить ребенка читать книгу?" / Т.Б. Будилова // Начальная школа. - 2010. - №2. - С. 61-63.

4. Воробьева, Я.В.   Читаем вместе: клубы семейного и детского чтения / Я.В. Воробьева // Школьная библиотека. - 2010. - №6-7. - С. 93-96.

5. Земляк, Н.   Мониторинг чтения и читательские компетентности младших школьников / Н. Земляк // Библиотека в школе. - 2010. - №20. - С. 21-26.

6. Каримова, Р.З.  Семейно-развлекательная программа "Муравейные братья" / Р.З. Каримова // Досуг в школе. - 2011. - №2. - С. 19-22.

7. Курбатова, Т.   Мостик в детство: книги детям от 3 до 7 / Т. Курбатова // Библиотечное дело. - 2010. - №13. - С. 26-27.

8. Логинова, С.В.   Урок чтения / С.В. Логинова // Первоклассные родители. - 2011. - №1. - С. 26-31.

9. Люблянская, Е.В.   Не только читать, но и разговаривать / Е.В. Люблянская // Современная библиотека. - 2011. - №1. - С. 34-35.

10. Мацько, Г.Р.   Пробуждение интереса к чтению через творческие исследования / Г.Р. Мацько // Начальная школа + до и после. - 2011. - №2. - С. 42-46.

11. Никитина, И.М.   Прочитай малышке книжку / И.М. Никитина // Библиотека в школе. - 2011. - №3. - С. 38-40.

12. Пальгуева, Г.М. На лесенке у книжных полок: чтение-дарение / Г.М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - №1-3. - Продолжение следует.

13. Романенко, Л.И. Семейные посиделки "В нашей горнице-светлице!" / Л.И. Романенко // Досуг в школе. - 2011. - №8. - С. 3-4.

14. Тихомирова, И.И. Новые школы, нанотехнологии и одаренные дети / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2011. - №1-2. - С. 57-64.

15. Тихомирова, И.И. От игры - к чтению, от чтения - к игре / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С. 45-50.

16. Трегубова, Н.Н.  Наука о формировании читателя: к юбилею научной школы Н.Н. Светловской / Н.Н. Трегубова // Начальная школа. - 2011. - №9. - С. 50-53.


следующая страница >>
Смотрите также:
К планированию работы библиотек с детьми на 2012 год Методические советы Нижний Новгород, 2011 к планированию работы библиотек с детьми на 2012 год
1024.05kb.
4 стр.
Анализ работы методического объединения работников библиотек образовательных учреждений за 2011-2012 учебный год
85.42kb.
1 стр.
Заседание методического совета «Приоритетные задачи методической работы в 2011-2012 учебном году. Мотивация и образовательный процесс. Утверждение рабочих программ»
186.2kb.
1 стр.
Календарь знаменательных дат на 2012-2013 учебный год Сентябрь
31.39kb.
1 стр.
План проведения научных мероприятий Петргу в 2013 году
339.87kb.
1 стр.
План проведения научных мероприятий Петргу в 2013 году
337.06kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации работы приемных эвакуационных пунктов г. Нижний Новгород 2009 год
438.84kb.
2 стр.
Анализ работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №2 в 2011-2012 учебном год
994.34kb.
7 стр.
Анализ воспитательной работы за 2011 2012 учебный год
185.01kb.
1 стр.
Справка по результатам тематического контроля от 27. 05 2012 «Итоги работы с детьми за период 2011-2012 учебного года» Цель
151.52kb.
1 стр.
Анализ работы по информатизации учебно-воспитательного процесса мобу «Лицей №1» 2011-2012 учебный год Оренбург 2012
260.22kb.
1 стр.
Анализ работы мбоусош№13 за 2011-2012 учебный год
3835.29kb.
21 стр.