Главная
страница 1страница 2страница 3
1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования у студента общекультурных и профессиональных компетенций и применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни.
1.2 Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами;

  • введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием;

  • умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

  • умение использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

  • умение использовать в практической жизни философские и общенаучные методы мышления и исследования;

  • умение демонстрировать способность и готовность к диалогу по проблемам общественного и мировоззренческого характера, способность к рефлексии;

  • овладение навыками анализа и восприятия текстов, имеющих философское содержание;

  • овладение навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации;

  • овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи;

  • овладение базовыми принципами и приемами философского познания.


1.3 Межпредметная связь

Для понимания основной сути отдельных философских проблем на входе изучения дисциплины студенту необходимо иметь базовый понятийный аппарат следующего характера:




Научный понятийный аппарат

Философские темы и понятия

1

2

Физический контекст: механика, инерция, движение, покой, понятие атома, закон всемирного тяготения.


Античная философия (первоосновы мира, атомистическая теория), философия эпохи Возрождения и Нового времени (механицизм, деизм, понятия субстанций), учение о бытии (картина мира). Учение о развитии.

Логический контекст: диалектическая логика. Гносеология. Методы мышления, математические и экспериментальные методы. Понятие тезиса и антитезиса.


Античная философия (формальная логика Аристотеля). Философия эпохи средневековья (возможности познания, проблемы доказательства бытия божьего), Нового времени и немецкой классической эпохи (диалектика, ее категории и формула, методы философского исследования), философия XX в.

Исторический контекст: история развития мировых цивилизаций. Социально-исторические формации. Формы государственного правления.

История философской мысли. История философии науки и техники. Исторический материализм философии XX в. Будущее человечества.

Психологический контекст: понятие души, духовности, сознание, подсознание, воображение, идея, мотивация, внутренняя свобода, совесть, понятие страха, целеполагание.

Античный антропоцентризм и современная антропология. Проблемы познания (гностики, агностики, скептики) и сознания. Этические проблемы философии XIX – XX вв. Психоанализ.

Астрономический и географический контекст: солнечная система, планеты, географические открытия, географическое положение.

Генезис философии. Геоцентризм и гелиоцентризм, космоцентризм и космизм в философии античности, Возрождения и на современном этапе.

Изучение отмеченных тем и понятий в философском контексте позволяет студенту проникнуть в саму суть научной проблемы той или иной отрасли, расширяя представление о причинах и следствиях ее возникновения и решения; способствует осознанию внутринаучной и межпредметной связи и необходимости целостного мировосприятия.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)


Семестр

1 (1)


Общая трудоемкость дисциплины

2/72

2/72

Аудиторные занятия:

1.6/57

1.6/57

лекции (Л)

0.5/19

0.5/19

семинарские занятия (СЗ)

1.1/38

1.1/38

Самостоятельная работа:

0.4/15

0.4/15

изучение теоретического курса (ТО)







доклад (Д)







эссе (Э)







рецензия (Р)







групповой проект (ГП)







Вид итогового контроля

зачет

зачет


3. Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)



п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Модуль №1. Философия и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии.

0,17 З.Е.

(6 ч.)


0,33 З.Е.

(12 ч.)


Не предусмотрены

0,5 З.Е.

(54 ч.)





1.1

Введение в курс "Философия". Философия и ее роль в жизни общества.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

1.2

Исторические типы философии. Специфика развития Русской философии.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

1.3

Современная философия. Основные направления и школы.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

2

Модуль №2. Философские проблемы и категории. Бытие, сознание и познание.

0,17 З.Е.

(6 ч.)


0,33 З.Е.

(12 ч.)





0,5 З.Е.

(54 ч.)





2.1

Онтология (учение о бытии). Диалектика (учение о развитии).

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

2.2

Проблема сознания в философии. Гносеология (учение о познании).

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

2.3

Научное познание. Философские проблемы науки и техники.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

3

Модуль №3. Человек и общество в философии.

0,17 З.Е.

(6 ч.)


0,33 З.Е.

(12 ч.)





0,5 З.Е.

(54 ч.)





3.1

Философская антропология. Природа человека и смысл его существования.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

3.2

Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК

3.3

Учение об обществе. Социальная философия. Будущее человечества.

0,057 З.Е.

(2 ч.)


0,11 З.Е.

(4 ч.)





0,167 З.Е.

(6 ч.)


ОК


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1

Философия и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии.
6 часов (0,17 з.е.) лекционной работы, 12 часов (0,33 з.е.) работы на семинаре, 18 часов (0,5 з.е.) самостоятельной работы
Раздел 1.1 Введение. Философия и ее роль в жизни общества.

Содержание: Философия, ее происхождение, предмет философии. Философия как исторический тип мировоззрения. Место и роль философии в культуре. Становление философии, ее основные направления, школы и этапы исторического развития. Философия и наука. Границы философского знания. Основные черты философского знания. Структура философского знания. Функции философии. Методы философских исследований.
Раздел 1.2 Исторические типы философии. Специфика развития Русской философии.

Содержание: Античная философия. Космоцентризм. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап — философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты), постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и благa. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности соотнесения ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Средневековая философия. Теоцентризм. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий — номинализм и реализм. Философия истории в средние века. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б. Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф. Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н. Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла). Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. Немецкая классическая философия. Максима философского сознания XIX века — принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания;



автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля. Философия Л. Фейербаха, создание «философии будущего», ее задачи и объекты исследования. Русская философия. Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики в IX-XIII вв. (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в XIV-XVII вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А. Курбский). Возникновение русской философии в XVIII - I половине XIX в. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, ). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Раздел 1.3 Современная философия. Основные направления и школы.

Содержание: Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец XIX-XX вв.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Дж. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер). Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наукам о духе» и «наукам о природе» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э. Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, А. Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
Модуль 2

Философские проблемы и категории. Бытие, сознание и познание.
6 часов (0,17 з.е.) лекционной работы, 12 часов (0,33 з.е.) работы на семинаре и 18 часов (0,5 з.е.) самостоятельной работы.
Раздел 2.1 Онтология (учение о бытии). Диалектика (учение о развитии).

Содержание: Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира. Динамика картин мира в XX столетии. Идея развития и ее исторические изменения. Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики. Диалектика и метафизика — два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

следующая страница >>
Смотрите также:
1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Целью
411.26kb.
3 стр.
Программы учебной дисциплины «Система сми» Цели и задачи дисциплины
21.51kb.
1 стр.
Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины
192.51kb.
1 стр.
Рабочая программа По дисциплине «Предметы антиквариата» По специальности
312.65kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
458.15kb.
2 стр.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
159.56kb.
1 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
222.32kb.
1 стр.
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
299.41kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Кинокритика». Цели и задачи дисциплины
25.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины опд. Р. 01. Иностранный язык в профессиональной сфере цели и задачи дисциплины
163.38kb.
1 стр.
Программа дисциплины дс. Р. 01. Практический курс иностранного языка цели и задачи дисциплины
207.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации к изучению дисциплины Культурология в системе дистанционного обучения Цели и задачи изучения дисциплины
216.2kb.
1 стр.