Главная
страница 1
Автор: Кирносова Ирина Викторовна

Тема урока: «Африка. Географическое положение, история исследования»

Цели урока:

образовательная – сформировать знания о физико-географическом

положении материка, его влиянии на природу Африки

воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толерантности

развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными

источниками географической информации, творческих

способностей, устной речи, географического мышления и

зоркости, познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:


  • Познакомиться с планом определения географического положения материка.

  • Выявить особенности влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.

  • Познакомиться с историей исследования Африки: долгий путь от определения очертаний береговой линии до изучения внутренних районов.

  • Продолжить развитие практических умений пользоваться источниками географической информации.

Оборудование:

учебник , атлас, контурные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока: Образный рассказ учителя о континенте с элементами беседы и

поисковой работы. Актуализация опорных картографических знаний и

умений. Поэтапное формирование знаний существенных признаков

понятия географическое положение материка, обучение приему

определения географического положения материка, практическая работа

с картами, текстом учебника
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент, настрой учащихся на совместную деятельность.

  2. Изучение нового материала:

    1. Сегодня мы приступаем к изучению материков Земли.

1). Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком?

2). Какие вы знаете материки? Покажите их по карте, классифицируя материки по величине.


3). Покажите  по карте материки, классифицируя их по времени открытия.
4). Перед вами 2 группы материков. Определите, по какому признаку произведено их деление?

5). Какие материки относятся к южным материкам?


Постановка проблемной задачи.

Внимание!

6). Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам? Обсудите вопрос в парах.


Я предлагаю вам сегодня принять участие в небольшом путешествии по уникальнейшему материку планеты.

«Африка – неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой там-тамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение…»

Владимир Корочанцев

Слайд2


Итак, тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Африки»

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?



    1. Формулировка целей и задач урока:

Нам предстоит познакомиться с физико-географическим положением Африки, его влиянием на природу материка, океанами и морями, омывающими материк. А также вспомнить исследователей и путешественников, изучавших этот континент.
Итак, в добрый путь и попутного ветра, господа исследователи!

    1. Особенности географического положения

Африка- континент, который  называют  колыбелью человечества. А что означает слово “Африка”?  Слайд3,4

Вспомните, что значит определить географическое положение объекта? Исходя из ваших рассуждений, можно сделать вывод о том, что физико-географическое положение материка – это положение материка на поверхности Земли, относительно других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. Алгоритм (план) характеристики ФГП материка приведён в учебнике на с. 312

Вопрос, на который мы должны ответить: «Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»
2.4. Работа с физической и контурной картами мира
S африки = 30,3 млн км2. Второе место после Евразии,1/5 часть суши Земли (149 млн км2-площадь суши; 149/30=4,9 (1/5часть суши)).

Экватор пересекает Африку почти посередине, значит, материк расположен как в северном, так и в южном полушарии.

Африка пересекается тропиками: северным – в северной части, и южным – в южной части.

Основная часть материка находится в жарком тепловом поясе, а значит климат на большей части Африки жаркий.

КСТ – м. Рас-Энгела (Бен-Секка, Эль-Абьяд) – 370с.ш., 110в.д.

КЮТ – м. Игольный – 350ю.ш., 200в.д.

Максимальная протяжённость материка с севера на

юг составляет: (370+350)х111,3 км=8013,6 км.


Нулевой меридиан пересекает Африку на западе, значит, большая часть материка расположена в восточном полушарии, а меньшая – в западном.

Африка располагается между меридианами 170з.д. и 510в.д.

КВТ – м. Рас-Хафун – 100с.ш., 510в.д.

КЗТ - м. Альмади - 140с.ш., 170з.д.

Протяжённость с запада на восток по экватору

составляет: (430в.д.-90в.д.)х111,3 км=3784,2 км

Протяжённость с запада на восток по Северному тропику: (160з.д.+370в.д.)х102,5км=5432,5км слайд 5-8
Африка с запада омывается Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части Гвинейский залив. На севере материк омывается Средиземным морем и отделен от Европы Гибралтарским проливом. На востоке – Индийским океаном, к которому относится Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море – на северо-востоке Африки и Мозамбикский пролив – на юго-востоке.

Береговая линия материка изрезана слабо. На северо-востоке находится полуостров Сомали, на юго-востоке – о. Мадагаскар.

Самый близкий материк к Африке – Евразия – на северо-востоке материка. Африка отделяется от Евразии на северо-востоке Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. Другие материки от Африки отделены океанами.слайд 9-14
? Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Рефлексия :

Составить: Сенквейн на слово Африка


1.Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

2 . Изучение нового материала

2.1. Фронтальная беседа с учителем, ответы на вопросы:



1). Ответ - Материки –большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.2). Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.3). Ответ: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 4).Ответ: Северные и южные материки. 5). Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Юж. Америку, Антарктиду.

Поиск ответа на проблемный вопрос, работая в парах: Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.

Фиксирование темы урока в тетрадь. Ответ на вопрос учителя

Фронтальная беседа с учителем: Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. Фиксирование определения ФГП в тетрадь.
Групповая работа по типовому плану с целью выявления особенностей ФГП Африки

Составление картосхемы «Физико-географическое положение Африки».

ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.


  1. История исследования Африки.

Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей.

Финикийцы и греки хорошо знали  северное африканское побережье. Однако проникать во внутренние области Африки с севера им мешали пустыни,  а с моря на востоке и западе — труднодоступные берега, почти без бухт и заливов. Но Африка так и манила к себе.

«…Так открывали земли мы и страны, безвестные

прошедшим поколеньям,

Лишь Генрих наш, старатель неустанный, к брегам

стремился этим в нетерпенье.

Носами волны мощные вздымая, по морю дружно

корабли носились,

И, южные просторы покоряя,

к Надежде Доброй рьяно устремились…

Сердечно Гама с королём простился и в край Авроры,

юной и прелестной,

По водам бесконечным устремился.

Мы берег африканский обогнули и к жаркому экватору помчались…»

Луиш дэ Камоэнс,

«Луизиады»

В ХV в. португальские моряки исследовали западное побережье  Африки и даже  обогнули  южную  оконечность материка. С ХVI в. из Африки начался вывоз рабов в Америку. Исследование внутренних районов материка началось лишь в конце XIX в. Велики заслуги в исследовании и изучении Африки и русских (советских) исследователей и учёных. Слайд 15-21

Задание для класса: заполнить таблицу используя учебник недостающие сведения о путешественниках, которые исследовали Африку.

путешественник

Год исследования

открытия

Организация взаимопроверки работ.



3.История исследования Африки.

Заполнение таблицы «Исследователи Африки»

с последующей взаимопроверкой.


5.Закрепление.

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки.



6. Итоги урока. Оценивание.

Итак вы сегодня:

Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Николай Гумилёв



Спасибо вам за урок.

Диалог с учителем по итогам урока.


7. Фиксирование домашнего задания.



Смотрите также:
«Африка. Географическое положение, история исследования» 19. 10. 12
127.7kb.
1 стр.
«Африка. Географическое положение, история исследования»
96.55kb.
1 стр.
Географическое положение России
35.74kb.
1 стр.
Географическое положение и история открытия австралии
23.78kb.
1 стр.
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования
83.17kb.
1 стр.
Урок №1 Физико-географическое положение. История открытия и исследования
191.92kb.
1 стр.
Урока в 7-м классе Тема урока: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» Время
51.77kb.
1 стр.
Географическое и Экономико-географическое положение Канады. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения страны
2405.11kb.
10 стр.
Урока в 7 классе. Тема урока: «Северная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования»
65.76kb.
1 стр.
«Физико-географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования»
64.11kb.
1 стр.
Памятка для туриста географическое положение
81kb.
1 стр.
Важно знать географическое положение
73.12kb.
1 стр.