ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
(гос. стандарт 2004 г.)
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
богатство музыкальных образов и способов их развития;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
-
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1..
-
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Требования к уровню подготовки учащихся V класса
Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
-
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
-
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
-
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Требования к уровню подготовки учащихся VI класса
Обучение музыкальному искусству в VI классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Учебно-методический комплект
-
Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2006.
-
Музыка. 6 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2005.
-
Музыка. 6 кл.: Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2006.
-
Мультимедийное приложение к урокам музыки 1-8 класс, издательство «Глобус», 2009 год
Календарно-тематическое планирование
МУЗЫКА 6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
|
№
|
Содержание темы
|
Дата
|
ИКТ
|
План
|
Факт
|
|
1.
|
Образы романсов и песен старинных русских композиторов
Старинный русский романс.
|
|
|
|
2 .
|
Мир чарующих звуков. Песня-романс
|
|
|
|
3
|
Два музыкальных посвящения
М. Глинка, «Я помню чудное мгновенье...»,
|
|
|
|
4
|
Два музыкальных посвящения
Вальс - фантазия.
Портрет в музыке и живописи.
Картинная галерея
|
|
|
Презентация
|
5
|
«Уноси мое сердце в звенящую даль...».
|
|
|
|
6
|
Музыкальный образ и мастерство исполнителя Ф. Шаляпин.
|
|
|
|
7
|
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
|
|
|
|
8
|
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
|
|
|
Слайды
|
9
|
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
|
|
|
|
10
|
Образы русской народной и духовной музыки
Народное искусство Древней Руси
|
|
|
Видеофрагмент
|
11
|
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
|
|
|
Презентация
|
12
|
«Фрески Софии Киевской»
|
|
|
|
13
|
«Перезвоны». Молитва
|
|
|
|
14
|
Образы духовной музыки Западной Европы
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал
|
|
|
Слайды, видеофрагмент
|
15
|
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»
|
|
|
|
16
|
Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз
|
|
|
Презентация
|
17
|
Обобщение тем, изученных в первом полугодии
|
|
|
|
Раздел 2
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)
|
-
|
Могучее царство Шопена
|
|
|
|
-
|
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж
|
|
|
|
-
|
Инструментальный концерт. Итальянский концерт
|
|
|
Видео и музыкальный фрагменты
|
-
|
Космический пейзаж
|
|
|
Презентация
|
-
|
Образы симфонической музыки
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Тройка. Вальс
|
|
|
|
-
|
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Весна и осень. Романс. Пастораль
|
|
|
|
-
|
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Военный марш. Венчание
|
|
|
Презентация
|
-
|
Симфоническое развитие музыкальных образов
|
|
|
|
-
|
Программная увертюра
Увертюра «Эгмонт»
|
|
|
|
-
|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
|
|
|
|
-
|
Мир музыкально театра
Балет «Ромео и Джульетта»
|
|
|
Презентация
|
-
|
Мюзикл «Вестсайдская история»
|
|
|
Презентация
|
-
|
«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера
|
|
|
презентация
|
-
|
Образы киномузыки
Ромео и Джульетта» в кино ХХ века
|
|
|
|
-
|
Музыка в отечественном кино
|
|
|
|
-
|
Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Исследовательский проект
|
|
|
Презентации учеников, слайды
|
-
|
Повторение темы
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
|
|
|
|
-
|
Обобщение изученного за год, защита проектов.
|
|
|
Презентации учеников
|