Главная
страница 1
Методическая разработка урока истории в 5 классе

по теме: «Военные походы фараонов».
(История Древнего мира, раздел – Древний восток,

общая тема – Древний Египет).


Ряписова Юлия Владимировна

учитель истории

Муниципальное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №87»



ЗАТО Северск - 2007

Пояснительная записка.
1. Цель: подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

2. Задачи: - образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

- развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

- воспитательныевоспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

3. Адресат: ученики 5 класса, обучающиеся по учебнику Вигасина А.А. и др. История Древнего мира.

4. Содержание: Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник Вигасин А.А. История Древнего мира, памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросом, карточки группам.
Класс заранее поделен учителем на три группы по принципу постоянного перемешивания, т.е. каждый раз, при работе в группах, они наполняются разными учащимися (на перемене ставят правильно столы – по 4 вместе).
Ход урока:

1. Организационный момент (зачитать состав групп, сесть по группам) 3мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Занятия жителей Древнего Египта».

  • Подготовка устного ответа по карточке (каждый ученик в четверти несколько раз отвечает на вопрос по карточке). Ученик готовиться, пока учитель вызывает к доске ученика для работы с понятиями и раздает 2-м ученикам индивидуальные задания на карточках - см. в Приложении 1.

  • Ответ ученика по карточке. Оценивание ответа другим учеником – по желанию (на предыдущих уроках ученики записывали в тетради памятку «Характеристика устного ответа по истории») – 5 мин.

  • Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта – 5 мин.

  • Работа по карточкам с индивидуальными заданиямисдают через 5мин.

  • Подведение итогов, выставление оценок группам. Всего 13 минут.

3. Переход к изучению новой темы. Вступительное слово учителя по теме: (Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).
4. Изучение новой темы. План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта. 3 мин.


На доске: тема и план урока, домашнее задание (& 9, задания в рабочей тетради № 28-30, &10 читать), карта.
1. Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника – 1 и 2 пункт &9). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 44-46 учебника (запись в тетради с классом: виды египетских войск, способ формирования войска) – 5 мин.
2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.) Вопросы:

  • Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

  • Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов) – 5 мин.
3. Работа с картой (с. 44 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

  • В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

  • Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Запись ответов в тетради–5 мин.
4. Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3 с. 47, 2 группа – п. 4 с. 47-48, 3 группа – п. 5 с. 48). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2 – 5 минут.



Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь - 5 минут.
5. Закрепление изученного материала, выставление оценок, запись домашнего задания. Учитель делает выводы по всем пунктам плана и общий вывод по теме урока – 4мин. Общее время урока - 45 минут.

Актуальность.
В 5 классах начинается серьезное изучение истории как науки, зачастую ребятам очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно наполнить урок разнообразными формами работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу.

Данная методическая разработка дает возможность показать, как можно сочетать многообразие форм работы на уроке, не перегружая его. Работа с карточками дает возможность научить пятиклассников правильно выстраивать логику ответа, формулировать начало ответа и делать обязательный вывод. Различные памятки и схемы помогают пятиклассникам ориентироваться в информационном поле урока, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Применение интерактивных методов помогает учителю поддерживать постоянный интерес к предмету, это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, усиливает эмоциональную компоненту обучения, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.

На данном уроке можно выставить 12 - 14 оценок: 1 - за устный ответ по карточке, 1 – за анализ устного ответа, 1 – за ответ у доски по понятиям, 2 – за работу с индивидуальными заданиями на карточках, 1 - 2 - за работу на уроке, ответы на вопросы учителя, 5 - 8 - команде, которая лучше всех ответила на вопросы.

Список используемой литературы.


  1. Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: учеб. Для  5 класса общеобразовательных учреждений. М., 2001.

  2. История древнего мира и средних веков. 5 – 6 класс: Дидактические материалы / В.В.Сухов и др. М., 2000.

  3. Вигасин А.А. История Древнего Востока: материалы к школьному курсу. М., 1994.

  4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для уч-ей. – М.: Русское слово, 1997.

  5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

  6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

  7. Короткова М. В., Студеникин М. Т., Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Приложение 1

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

  • Какие занятия существовали у древних египтян?

  • Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

  • Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

  • Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

  • Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

  • Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках
1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец сына?

2. Как, по его мнению, можно стать писцом?

3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?


2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.

Я – раб царя. С восхода до заката

Среди других совершаю тяжелый труд.

И кус глиной – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Ответь на вопросы:


  1. О чем идет речь в этом стихотворении?

  2. Что прославлял его автор?

  3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?

  4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?

Приложение 2

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.



Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.
Карточки с вопросами для работы в группах
1 группа (вопросы по пункту 3 с. 47 учебника):

  • Какие племена были соседями египтян?

  • Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

  • Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?
2 группа (вопросы по пункту 4 с. 47 – 48 учебника):

  • С какой добычей возвращались египетские войска домой?

  • Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

  • Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?
3 группа (вопросы по пункту 5 с. 48 учебника):

  • Как жил простой воин?

  • Как жила семья война?

  • Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Сделайте вывод о том, были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?


Смотрите также:
Разработка урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел Древний восток, общая тема Древний Египет). Ряписова Юлия Владимировна учитель истории Муниципальное учреждение
88.25kb.
1 стр.
Урок по истории в 5 классе по теме: «Древний Восток»
65.01kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.
Программа Power Point на уроках истории
269.8kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Восток". 5-й класс Кокорева Мария Николаевна, учитель истории "
86.19kb.
1 стр.
Военные походы фараонов
99.78kb.
1 стр.
Урок-обобщение по теме «Древний Египет»
62.54kb.
1 стр.
Урок в 5 классе. Тема урока: «Страна Большого Хапи» ( урок- игра)
71.38kb.
1 стр.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для I курса Исторического факультета мгу (д/о) Понятие «древний Восток»
58.33kb.
1 стр.
Первобытное общество
52.34kb.
1 стр.
Урок по теме: «Древний Египет». Как называется река, протекающая по территории Египта?
20.63kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 11 классе тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост Учитель истории и обществознания Ивакина Н. М
103.83kb.
1 стр.