Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики



Программа дисциплины «»

для направления 080100.62 Экономика

 Специализация

Мировая экономика

подготовки бакалавра

Автор программы: Бикметова Татьяна Ивановна, к.ф.н., доцент, tbikmetova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Шпилев Д.А.

Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «___»____________ 2012 г.

Председатель

Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «23» октября 2012 г.

Председатель Петрухин

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 Экономика Профиль «Мировая экономика» подготовки бакалавров.



Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» по направлению подготовки 080100.62 Экономика Профиль Мировая экономика. Уровень подготовки: Бакалавр.

  • Рабочим учебным планом на 2012/2013 учебный год университета по направлению 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавров, утвержденным, утвержденным 09 июня 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Искусство полемики» является представить теорию аргументации не только как теоретическую дисциплину, но и очертить круг практических задач, которые могут быть решены с ее использованием

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать критерии, нормы и правила корректного осуществления аргументационной деятельности,

  2. иметь представление о природе феномена аргументации, специфике аргументационной деятельности в различных областях познания и деятельности, об основных подходах к созданию новой теории аргументации, об особенностях различного вида полемик,

  3. обладать практическими навыками осуществления различных аргументационных и полемических процедур и операций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готов работать с информацией из различных источников

ИК-4

Применяет логические операции: обобщение, сравнение, анализ, синтез, идеализация , абстрагирование в научной деятельности. Использует дедуктивные и индуктивные методы при работе с информацией. Умеет вскрывать логические противоречия

Изучение теоретического материала, дискуссионный практикум


Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Дает определения, строит умозаключения разного типа демонстрации, логически корректно формулирует тезис, умеет подбирать необходимые аргументы, создает разного типа аргументационные конструкции

Изучение теоретического материала, дискуссионный практикум


Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы




СЛК-2

Владеет категориальным аппаратом и методами гуманитарного познания, представляет связи такого рода проблем с актуальными проблемами современности

Изучение теоретического материала, дискуссионный практикум


Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-6

Имеет логические навыки построения текстов для публичного выступления, знает основы теории аргументации

Изучение теоретического материала, дискуссионный практикум



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Изучение данной дисциплины базируется на следующей дисциплине:

Логика


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать критерии, нормы и правила корректного осуществления рассужденческой деятельности

уметь решать все основные типы логических задач, предусмотренных данным курсом

обладать навыками осуществления различных мыслительных процедур и операций



Аргументационные практики особенно актуальны для специалистов, в компетенцию которых входит общение с людьми, а значит, профессиональная деятельность которых включает в себя полемику как неотъемлемую часть профессиональной культуры. В силу этого основные положения дисциплины могут использоваться на протяжении всего учебного процесса.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Аргументация как способ воздействия на взгляды и поведение человека.

14

2

2




10

2

Логическая структура аргументации.

14

2

2




10

3

Аргументация как способ достижения истины

14

2

2




10

4

Превращение аргументации из средства познания в способ закрепления заблуждений.

14

2

2




10

5

Формы аргументации.

14

2

2




10

6

Полемика: наука и искусство.


24

3

3




18

7

Стратегии и тактики полемики


14

2

2




10



Всего


108

15

15




78


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3модуль




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

6

письменная работа 120 минут

Итоговый


Зачет

*

Зачетная неделя 3 модуля. Устный.


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа - проверочная работ, включающая в себя выполнение заданий по теории и практике аргументации по всем темам курса. Оценивается правильность выполнения и корректность оформления заданий. Максимальное количество баллов, которое студент может получить, - 10.

Работа на семинарском занятии.

Важную роль в приобретении практических навыков полемики играют семинарские занятия, которые проходят в виде практических тренингов, которые создают необходимую базу для глубокого и сознательного усвоения теории, существенно облегчает ее запоминание, способствует формированию культуры аргументации. Оценивается активность, степень владения практическими навыками осуществления различных аргументационных и полемических процедур и операций. Максимальное количество баллов, которое студент может получить, - 10.


7Содержание дисциплины


  1. Тема 1. Аргументация как способ воздействия на взгляды и поведение человека.

Анализ подходов в исследовании аргументации. Коммуникационный подход в исследовании аргументации. Убеждение и принятие. Неаргументационные способы воздействия на индивида. Определение аргументации. Истоки и мотивы аргументации. Гносеологический, этический, логико-процедурный компоненты аргументации. Цель аргументации. Критерии успешности аргументации.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10



Основная литература:

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург, 2009


Дополнительная литература:

  1. Алексеев А. П. Теория аргументации: классические идеалы и технологические перспективы. М.: Когито-Центр, 2011

  2. Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2005.

  3. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  4. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  5. Важнейшие концепции теории аргументации. С - Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2006.

  6. Логика и риторика: хрестоматия. /Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс,2007.

  7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.

  8. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  9. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.:Канон +, Реабилитация, 2009

  10. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументация. М.: ГАДАРИКИ, 2005



  1. Тема 2. Логическая структура аргументации.

Аргументационный текст. Понятие аргументационной конструкции. Виды аргументационной конструкции. Имплицитные дополнения аргументационной конструкции. Аргументация и доказательство.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10

Основная литература:

    1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

    2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

    3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

    4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург, 2009

Дополнительная литература:

  1. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., Инфра – М Форум, 2008

  3. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. – М.: Форум, Инфра, 2007.

  4. Никифоров А.В.Книга по логике. Логика и теория аргументации. М.: СГУ, 2005

  5. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  6. Поппер К. Предположения и опровержения. М.: ООО «Издательство ACT »: ЗАО НПЛ «Ермак, 2004

  7. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументация. М.: ГАДАРИКИ, 2005

  8. Уэстон Э. Аргументация. М.: Флинта, Наука, 2005



  1. Тема 3.Аргументация как способ достижения истины. Условная и безусловная аргументация. Образ идеального аргументатора. Установки и возможности идеального аргументатора. Рациональность аргументатора. Структурные схемы аргументации. Оценка аргументации. Понятие идеального реципиента. Этическая и гносеологическая установки идеального реципиента. Основания оценки аргументации. Дефекты оценки аргументации.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10

Основная литература:

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург,:…2009

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2005.

  2. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  3. Волков А.А. Теория риторической аргументации М.: МГУ, 2009 г.

  4. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М.: Форум, Инфра, 2007.

  5. Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации . М.: МГУ, 2007.

  6. Логика и риторика: хрестоматия. /Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс,2007.

  7. Мысль и искусство аргументации. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

  8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.




  1. Тема 4. Превращение аргументации из средства познания в способ закрепления заблуждений.

Критика логического подхода для описания дефектов аргументации. Нарушения гносеологической установки идеального аргументатора: мотивы и способы. «Эристика» А. Шопенгауэра. Ошибки в процессе аргументации. Дефекты демонстрации. Проблема иррелевантных доводов в ad hominem и ad personam. Коммуникативные просчеты аргументатора. Вырождение аргументации. Свобода аргументатора и ее ограничения.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10

Основная литература

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург, 2009

Дополнительная литература:

  1. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  2. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.: ПРОГРЕСС, 1981.

  3. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  4. Логика и риторика: хрестоматия. /Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс,2007.

  5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991

  6. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2008.

  7. Шопенгауэр, А. Эристическая диалектика./Логика: Логические основы общения. М.: Наука, 1994



  1. Тема 5 . Формы аргументации.

Формы обмена мнениями. Дискуссия. Связанность дискуссии, тезис и тема дискуссии. Проблема логической структуры идеальной дискуссии. Качества «идеального диалектика». Кодекс аргументатора и кодекс реципиента.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10

Основная литература:

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург,:…2009

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2005.

  2. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  3. Добротворский И. Переговоры на 100%. Технологии эффективных переговоров. М: А Приор, 2006

  4. Многообразие политического дискурса. Под ред. О.Ф. Русакова. Екатеринбург, УрО РАН, 2004.

  5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.

  6. Речи известных юристов. М: Юрид. лит. ,1985.

  7. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  8. Уэстон Э. Аргументация. М.: Флинта, Наука, 2005



  1. Тема 6. Полемика: наука и искусство.

Определение полемики. Причины и цели полемики. Структура полемики. Виды полемики. Роль и значение полемики в различных видах деятельности.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

3

2.

Семинар

3

3.

Всего

8

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

8

2.

Подготовка к контрольной работе

10




Всего

18

Основная литература:

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. - Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург,:2009

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. – М.: Лабиринт, 2005.

  2. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  3. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  4. Мысль и искусство аргументации. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

  5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.

  6. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2008.

  7. Русская риторика. Хрестоматия. М.: Просвещение1996.

  8. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Канон +, Реабилитация, 2009

  9. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика./ Логика: Логические основы общения. – М.: Наука, 1994



  1. Тема 7. Стратегии и тактики полемики.

Определение стратегии и тактики полемики. Стратегия и тактика познавательной полемики. Стратегия и тактика деловой полемики. Стратегия и тактика эристической полемики.

Количество часов по теме

Аудиторная работа



№№

Вид работы

Количество часов

1.

Лекция

2

2.

Семинар

2

3.

Всего

4

Самостоятельная работа студентов

№№

Вид работы

Количество часов

1.

Подготовка к семинару

10




Всего

10


Основная литература:

  1. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

  2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург,:…2009

Дополнительная литература

  1. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М.: Форум, Инфра, 2007.

  3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991

  4. Речи известных юристов. М: Юрид. лит. ,1985.

  5. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2008.

  6. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  7. Уолтон Дуглас Аргументы ad hominem. Москва: Институт фонда общественное мнение, 2002

  8. Хазагеров Г. «Аргументы ad hominem, или «Ты меня уважаешь?»//Социальная реальность, 2006, № 10, с. 119 - 121

  9. Шопенгауэр, А. Эристическая диалектика./ Логика: Логические основы общения. М.: Наука, 1994

8Образовательные технологии


Важную роль в приобретении практических навыков полемики играют занятия-тренинги, которые создают необходимую базу для глубокого и сознательного усвоения теории, существенно облегчает ее запоминание, способствует формированию культуры аргументации.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Основные типы заданий для контрольной работы:

  1. Определите вид аргументации.

  2. Выполните полный анализ аргументационный конструкции.

  3. Подберите аргументы к тезису.

  4. Определите форму обоснования тезиса.

  5. Установите несостоятельность аргументов.

  6. Определите способ аргументации.

  7. Сформулируйте антитезис, обоснуйте его несовместимость с тезисом, определите их истинность или ложность.

  8. Постройте прямую и косвенную аргументацию тезиса.

  9. Установите несостоятельность демонстрации.

  10. Определите логические ошибки в предлагаемом тексте.

  11. Определите способ опровержения.

  12. Опровергните предлагаемый тезис

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Анализ подходов в исследовании аргументации.

  2. Коммуникационный подход в исследовании аргументации.

  3. Критерии успешности аргументации.

  4. Убеждение и принятие.

  5. Неаргументационные способы воздействия на индивида.

  6. Определение аргументации.

  7. . Истоки и мотивы аргументации.

  8. Цель аргументации.

  9. Виды аргументационной конструкции.

  10. Аргументационный текст.

  11. . Понятие аргументационной конструкции.

  12. Аргументация и доказательство.

  13. Условная и безусловная аргументация.

  14. Образ идеального аргументатора

  15. Установки и возможности идеального аргументатора.

  16. Рациональность аргументатора.

  17. Структурные схемы аргументации.

  18. Критика логического подхода для описания дефектов аргументации.

  19. Нарушения гносеологической установки идеального аргументатора: мотивы и способы.

  20. «Эристика» А. Шопенгауэра.

  21. Ошибки в процессе аргументации. Дефекты демонстрации.

  22. Проблема иррелевантных доводов в ad hominem и ad personam.

  23. Коммуникативные просчеты аргументатора.

  24. Свобода аргументатора и ее ограничения.

  25. Понятие идеального реципиента.

  26. Этическая и гносеологическая установки идеального реципиента.

  27. Основания оценки аргументации.

  28. . Дефекты оценки аргументации.

  29. Формы обмена мнениями.

  30. Дискуссия.

  31. Связанность дискуссии, тезис и тема дискуссии.

  32. Проблема логической структуры идеальной дискуссии.

  33. Определение полемики.

  34. Причины и цели полемики.

  35. Виды полемики.

  36. Стратегия и тактика познавательной полемики.

  37. Стратегия и тактика деловой полемики.

  38. Стратегия и тактика эристической полемики.


10Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу на семинарских занятиях: оценивается активность в дискуссиях, степень владения практическими навыками осуществления различных аргументационных и полемических процедур и операций, умение работать в команде. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашнего задания, полнота освещения темы доклада для выступления на семинарском занятии, умение работать с первоисточниками.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,3 Отекущий + 0,4 Оауд + 0,3 Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП



Отекущий = Ок/р

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.



Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6 Онакопл + 0,4·Озач

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Москва: Проспект, 2011.

11.2Основная литература


    1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2010

    2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

    3. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. С.-Петербург: 2009

11.3Дополнительная литература


  1. Алексеев А. П. Теория аргументации: классические идеалы и технологические перспективы. М.: Когито-Центр,2011

  2. Аристотель. Риторика. Поэтика. – М.: Лабиринт, 2005.

  3. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.: ПРОГРЕСС, 1981.

  4. Бикметова Т.И. Искусство полемики. Н.Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2006.

  5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., Инфра – М Форум, 2008

  6. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  7. Волков А.А. Теория риторической аргументации М.: МГУ, 2009 г.

  8. Важнейшие концепции теории аргументации. С-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2006.

  9. Добротворский И. Переговоры на 100%. Технологии эффективных переговоров. М: А Приор, 2006

  10. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М.: Форум, Инфра, 2007.

  11. Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. М.: МГУ, 2007.

  12. Логика и риторика: хрестоматия. /Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. Минск: ТетраСистемс,2007.

  13. Многообразие политического дискурса. Под ред. О.Ф. Русакова. Екатеринбург, УрО РАН, 2004.

  14. Мысль и искусство аргументации. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

  15. Никифоров А.В.Книга по логике. Логика и теория аргументации. М.: СГУ, 2005

  16. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Политиздат, 1991.

  17. Поппер К. Предположения и опровержения. М.: ООО «Издательство ACT »: ЗАО НПЛ «Ермак, 2004

  18. Речи известных юристов. М: Юрид. лит. ,1985.

  19. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2008.

  20. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  21. Русская риторика. Хрестоматия. М.: Просвещение1996.

  22. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.:Издательство: Канон +, Реабилитация, 2009

  23. Уолтон Дуглас Аргументы ad hominem. Москва: Институт фонда общественное мнение, 2002

  24. Уэстон Э. Аргументация. М.: Флинта, Наука, 2005

  25. Хазагеров, Г. «Аргументы ad hominem, или «Ты меня уважаешь?»//Социальная реальность, 2006, № 10, с. 119 - 121

  26. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументация. М.: ГАДАРИКИ, 2005

  27. Шопенгауэр, А. Эристическая диалектика./ Логика: Логические основы общения. – М.: Наука, 1994

Интернет-ресурсы:

  • http://www.logic.ru/Russian/: Логика в России.

  • http://www.csa.ru/diclirus/: Логика в России в XX веке.

  • http://www.logic.ru/Russian/LogStud/: Электронный журнал "Логические Исследования".

  • http://front.math.ucdavis.edu/math.LO: Электронная библиотека препринтов по математической логике. Поддерживается факультетом математики Калифорнийского Университета.

  • http://theory.lcs.mit.edu/~dmjones/hbp/apal/: Библиография журнала Annals of Pure and Applied Logic.

  • http://uu-gna.mit.edu/~napoli/LAMBDA/logical.html: LogicAL

  • http://theory.lcs.mit.edu/~dmjones/hbp/ndjfl/: Библиография журнала Notre Dame Journal of Formal Logic.

  • http://www.ams.org/committee/publications/mr-info.html: Рецензии по математической логике Американского Математического Сообщества.

  • http://www.math.ucla.edu/~hbe/jsl.html: Journal of Symbolic Logic - официальный журнал Ассоциации Символической Логики.

  • http://www.math.ucla.edu/~asl/bslcontents.html: The Bulletin of Symbolic Logic.

  • http://www.irit.fr/ACTIVITES/EQ_ALG/Jancl/home.html: JANCL - Journal of Applied Non-Classical Logic.

  • http://www.hf.uio.no/filosofi/njpl/: Nordic Journal of Philosophical Logic.

  • http://www.ed.ac.uk/~pmilne/ml/home.html: Журнал Modern Logic.

  • http://www.phil.indiana.edu/ejap/ejap.html: Electronic Journal of Analytic Philosophy.

  • http://citeseer.nj.nec.com/: Электронная библиотека по логике, математике и компьютерным наукам.

  • http://www.univ.trieste.it/~dipfilo/episteme/ Электронный журнал Logic and Philosophy of Science.

  • http://www.math.uu.se/logik/logic-server/

  • http://www.links2go.com/topic/Logic

  • http://discus.anu.edu.au/~wongas/


11.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., Туманит, ВЛАДОС, 1997. 384 с.

  2. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.

  3. Подопригора А.С. , Подопригора С.Я. Философский словарь. М.: Феникс, 2010

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекционных и семинарских занятий используется проектор, подсобные материалы для проведения мини-тестирования и итогового теста.

Автор программы Т.И. Бикметова


Смотрите также:
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления 080100. 62 Экономика, специализация "Мировая экономика"
378.78kb.
5 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины Макроэкономика  для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра специализация «Мировая экономика»
206.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины Экономика Германии для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
250.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»
409.81kb.
4 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша»
753.51kb.
5 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология  для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.