Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 Институт управления и информационных технологий Кафедра «Экономика, организация и управление производством» С.М. Бабан, Б.Ф. Андреев, А.И. Гусева Менеджмент Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности «Управление перевозочным процессом» Москва - 2006Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Институт управления и информационных технологий Кафедра «Экономика, организация и управление производством» С.М. Бабан, Б.Ф. Андреев, А.И. Гусева Менеджмент Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям для студентов специальности «Управление перевозочным процессом» Москва - 2006 УДК 658 Б-12
Методические указания по дисциплине «Менеджмент» содержат описание двух практических занятий, необходимых для обучения студентов современным методам принятия управленческих решений в области управления персоналом. В методических указаниях также содержатся рекомендации преподавателям, по методике и логическим построениям проведения занятий по менеджменту. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2006
Формат 60х84/16 Усл.- печ.л. 3,75 Тираж 200 Изд. № 257-06 Заказ № 127994 Москва, ул. Образцова 15. Типография МИИТа Содержание Москва - 2006 3 Введение 7 Практическое занятие 1 «Подбор работников аппарата управления» 8 Практическая работа 2 26 Приложение 1 44 Приложение 2 45 Приложение 3 47 Список литературы 56
ВведениеОсновная задача предлагаемых методических указаний – помощь студентам УПП в отрасли знаний по дисциплине «Менеджмент». Эффективность деятельности менеджеров предприятий по управлению персоналом зависит от качества управленческих решений. В процессе практических занятий студентам даются знания и навыки применения современных методов принятия управленческих решений. На каждом из практических занятий разъясняются принципы и усваивается методология разработки управленческих решений. Практическое занятие 1 «Подбор работников аппарата управления»Цель: изучение методов оценки деловых и индивидуальных качеств личности работников и отбора кандидатов на управленческие должности. Порядок выполнения практического занятия:
При подборе кадров на управленческие должности, особенно на руководящие, необходимо объективно оценить потенциальные возможности работника. Всесторонняя оценка работника предполагает изучение не только его производственных успехов, но и оценку качеств личности, которые с достаточной вероятностью позволяли бы судить об эффективности его работы в качестве руководителя в будущем. Рассматривая свойства характера кандидата нужно, прежде всего, обращать внимание на те, которые необходимы именно работнику управления. Наиболее объективным является комплексный подход – оценка трудового потенциала работника. Под оценкой трудового потенциала работника (ТПР) понимаются оценки количественных и качественных затрат труда работника, которые находят выражение в результатах деятельности и базируются на уровне квалификации и деловых качествах работника, а также на сложности выполняемых им функций. Оценка трудового потенциала работника включает следующие этапы:
Выбор методов и параметров оценки Существующие методы оценки ТПР укрупненно можно объединить в две группы:
Большинство предприятий при проведении оценки пользуется экспертными методами, поскольку тестирование требует специально подготовленных специалистов: психологов и социологов. Определение и оценка деловых качеств, необходимых руководителю Каждая должность имеет свои особенности, вытекающие из закрепленных за ней функции управления, и предъявляет соответствующие требования к лицам, занимающим эту должность. Поэтому прежде, чем рассматривать кандидатов, необходимо выявить те качества, которым они должны соответствовать, т.е. создать как бы модель «идеального работника». Студенческая группа делится на 3-4 бригады по 5-7 человек, которые в дальнейшем будут называться экспертами.
Пример:
Эксперты на основе обсуждений и заполнения формы 1 составляют сводную таблицу мнений. Пример: Сводная таблица мнений экспертной группы по ранжированию деловых качеств руководителя (главного инженера станции)
Э1 - первый эксперт... Э7 — седьмой эксперт. Из сводной таблицы видно, что 6-е, 8-е и 9-е качества получили очень мало баллов, поэтому в окончательный список деловых качеств для данной категории оцениваемых работников их можно не включать. 2. С целью учета важности (степени значимости) деловых качеств определяется их удельный вес в группе. Пример: По результатам оценки И. и П. получили одинаковое число баллов:
Однако И. набрал свои баллы за счет более высокой оценки второстепенного качества. Чтобы избежать таких ошибок, следует ввести удельные веса деловых качеств: чувство юмора — 0,3; исполнительность — 0,7.
Мы получили совсем другой результат. Для определения удельных весов качеств экспертам группы раздаются опросные листы на каждую оцениваемую категорию руководителя. Мнение эксперта по ранжированию деловых качеств Пример: Оцениваемая категория: главный инженер станции
Эксперты должны проранжировать качества по степени важности для каждой категории оцениваемых руководителей. Наиболее важному качеству присваивается ранг, равный количеству качеств в группе, наименее важному - ранг, равный единице. Ранги повторяться не должны. Допускается ранжировать качества общим списком, если их не более 25. Если качеств больше, то необходимо распределить их по группам и ранжировать отдельно по каждой группе. Наиболее часто выделяют следующие группы деловых качеств руководителя:
Все мнения экспертов сводятся в одну таблицу, и подсчитывается среднее арифметическое значение ранга каждого качества. Удельный вес качества, получившего наивысший средний ранг, принимается за единицу; удельные веса остальных качеств определяются делением значения полученного ранга на наивысшее значение, принятое за единицу. Сводная таблица мнений экспертов для определения удельного веса качеств Пример: Оцениваемая категория: главный инженер железнодорожной станции
3. Чтобы опросный лист приобрел окончательный вид, необходимо разработать оценочную шкалу деловых качеств, она должна быть "чувствительной" к оценкам экспертов и содержать позицию "затрудняюсь ответить".
4. Каждый эксперт оценке деловых качеств аттестуемого руководствуется только своим мнением и отмечает степень развития деловых качеств в соответствии с предложенной шкалой. Рабочая группа студентов рассчитывает среднее арифметическое значение степени развития каждого качества. Затем определяются приведенные значения деловых качеств путем умножения средних арифметических значений на удельные веса.
Определение приведенных значений деловых качеств Оцениваемый: А.И. Иванов – станционный диспетчер
Оценка профессионально-квалификационного уровняОценку профессионально-квалификационного уровня ( ![]() где
![]() ![]() ![]() ![]() Данные для расчета Оценка уровня образования ![]()
Показатели оценки результатов труда руководителей можно выбрать, прибегнув к помощи экспертной группы , которая определяет также оценочные шкалы и удельные веса этих показателей. Оценка результатов труда В качестве косвенных показателей оценки результатов труда, например, станционных диспетчеров, могут выступать:
Итоговая оценка результатов труда руководителей ( ![]() ![]() где
![]() ![]() ![]() ![]() В практической работе для упрощения расчетов оценки результатов труда воспользуемся экспертной оценкой показателей, характеризующих уровень знаний и умений работника, см. табл. Приложения. Оценка сложности трудаИсходя из функционального содержания труда оцениваемой категории работника с помощью экспертной группы определяют показатели сложности труда. Для работников предприятий сложность может измеряться следующими показателями:
Экспертная группа разрабатывает оценочную шкалу и определяет удельные веса показателей оценки сложности труда. Итоговая оценка сложности труда работника ( ![]() где
![]() ![]() ![]() ![]() В практической работе для упрощения расчетов оценки сложности труда воспользуемся экспертной оценкой показателей, характеризующих уровень умений работника, см. табл. Приложения. Комплексная оценка трудового потенциала работника (ТПР)Комплексная оценка трудового потенциала работника ( ![]() где
![]() ![]() ![]() ![]() Рассмотрим использование результатов аттестации в работе с персоналом на примере оценки деловых качеств. Использование результатов оценки ТПР работника в работе с персоналомРассмотрим методику определения допустимых интервалов развития деловых качеств работников предприятия. Пример: Результаты оценки деловых качеств группы дежурно-диспетчерского аппарата железнодорожной станции:
Допустимый интервал приведенных оценок развития качеств рассчитывается по формуле: ![]() где
![]() ![]() ![]() ( Итак, чем меньше коэффициент ![]() ![]() В нашем случае Первый вариант расчета допустимого интервала:
Второй вариант расчета допустимого интервала: ![]() По приведенной выше формуле расчета допустимого интервала можно рассчитать допустимые интервалы по каждому из оцениваемых деловых качеств. В Ы В О Д Ы Таким образом, отдел подготовки кадров предприятия получает возможность индивидуализированнее подходить к повышению квалификации каждого аттестуемого. Даже у работников, получивших высокую общую оценку развития деловых качеств, могут быть выявлены качества, которые необходимо развивать. Возможна ситуация что какое-то качество (или несколько деловых качеств) получит невысокие оценки у целой группы аттестуемых, тогда можно организовать семинар непосредственно на предприятии по нужной тематике. Иными словами, предприятие получает возможность более эффективно использовать средства, выделяемые на внутрифирменное обучение персонала. Использование результатов аттестации при ротации персонала Располагая данными о степени развития деловых качеств у аттестуемых, предприятие получает возможность более эффективно использовать персонал в соответствии с предъявляемыми требованиями рабочего места, подбирать работников на ключевые должности, проводить внутрифирменную ротацию персонала. Использование результатов аттестации при оплате труда В рассматриваемом примере нижняя граница интервала допустимых значений деловых качеств аттестуемых составляет 72,15 балла, а верхняя - 83,60 балла. Эту зону можно разбить на несколько частей в пределах, например, действующей вилки должностного оклада для определенной категории аттестуемых, что позволит дифференцированно подходить к оплате труда персонала. Формирование кадрового резерва на выдвижение руководителем Очевидно, что те из аттестуемых, которые имеют результат выше 79,05 баллов, должны быть зачислены в резерв на выдвижение. Если на предприятии хотят создать более многочисленный кадровый резерв, то можно в него зачислить работников, получивших результаты несколько меньше этого показателя. ЗаключениеМетодические указания по практическим занятиям в соответствии с дисциплиной «Менеджмент» позволяет студентам специальности УПП усвоить теоретический материал лекций и приобрести навыки решений задач по управлению персоналом в конкретных производственных ситуациях. Смотрите также: Методические указания для студентов специальности «Управление перевозочным процессом»
1102.77kb.
4 стр.
Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности "Экономика и управление на предприятии
358.78kb.
2 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
386.47kb.
3 стр.
Методические указания к лабораторным работам №1-5 для студентов специальности 210100
346.16kb.
1 стр.
Методические указания по учебной практике для студентов специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии
320.2kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
400.63kb.
4 стр.
Рабочая программа и задание на курсовую работу с методическими указаниями для студентов IV курса специальности
274.84kb.
1 стр.
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ для специальности 080504 «Государственное муниципальное управление»
765.75kb.
4 стр.
Методические указания по выполнению домашнего задания содержат
777.13kb.
5 стр.
Методические указания по подготовке курсовых работ по архивоведению
388.41kb.
2 стр.
Методические указания для студентов специальностей кафедры «Экономика и управление на транспорте»
494.5kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006 263.55kb.
1 стр.
|