Главная
страница 1


УНИВЕРСИТЕТ «НОВОЕ СОЗНАНИЕ»
КУРСОВАЯ РАБОТА НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
«РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ И ИНТУИЦИИ.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ПО ИМЕНИ АЙКИДО»
СЛУШАТЕЛЬ: МУСТАЕВ Д.В., гр. № 16

РУКОВОДИТЕЛЬ: ЛИПЕЦ Н.В.

МОСКВА 2009

«Превратить страх падения в радость полета»

М.Уэсиба

Вступление.
Я выбрал темой курсовой работы на свободную тему описание развития своей осознанности в процессе занятий Айкидо, а также рассеяние некоторых иллюзий вокруг этого боевого искусства (БИ).

Три иероглифа полностью отражают суть, а многообразие их переводов в своем сочетании хорошо отражает безграничность взаимодействия в применении техник Айкидо:

АЙ - «Любовь, гармония»,

КИ – «Энергия, сила»,

ДО – «Путь»
Тех, кто занимается Айкидо, делят на 3 группы.


  • Айкидоист – изучает систему приемов самообороны.

  • Айкидока – воспринял философию мира и любви, освоил технический арсенал Айкидо и стремится жить в гармонии со Вселенной.

  • Айкидзин – всем образом жизни, своим и своих учеников, популяризирует это искусство жить.

Начиная с 1-го дана (черный пояс), кроме демонстрации техник, стойкости духа и физического тела, экзаменуемые пишут реферат, эссе, философский трактат – по нарастанию.

Немного истории.

По преданию, Морихэй Уэсиба (1883-1969гг.) с детства был хилым и болезненным, остро переживал насмешки соседей и сочувствие родных. Чтобы избежать насмешек он ушел из дома, решив вернуться лишь после того, как исправит природные недостатки, станет сильнее всех и сможет победить любого человека.

Для осуществления своей задачи Уэсиба выбрал боевые искусства и с 13 лет начал заниматься ими с рвением и упорством. Уэсиба в поисках сильнейших мастеров обошел всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, познавал их тайны и снова отправлялся в путь лишь после того, как побеждал очередного учителя. Известно, что он изучил множество видов боевых искусств, начав с дзю-дзюцу и освоив множество, среди которых каратэ-до,  фехтование на мечах (кэн-дзюцу) и копьях (со-дзюцу).

Спустя 20 с лишним лет после начала странствий Уэсиба Морихей приобрел славу величайшего специалиста в области боевых искусств. За эти годы он познал столько, сколько многие не успевают познать и за всю жизнь. Он мог победить любого, его же не мог победить никто…

Но душа его так и не обрела покоя. Когда-нибудь появится тот, кто будет сильнее его, с возрастом на смену победам обязательно придут поражения, и более молодой мастер лишит его смысла жизни, отняв то, ради чего он жил. Он понял, что победа не приносит пользы и счастья ни ему, ни окружающим. А значит, победа относительна и даже больше - бессмысленна.
Утратив прежние убеждения и образ мышления, Уэсиба начал искать новый путь. Он, прежде видевший в боевых искусствах лишь единоборства и не более того, начал читать философские трактаты, серьезно изучить буддизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, стучался в двери известных мудрецов и врата храмов.
В конце концов, Уэсиба нашел то, что искал. После мучительных размышлений и сомнений ему открылась истина: он должен идти путем природы и любви.

Сам Уэсиба, вспоминая события того дня, всегда рассказывал такое предание:

"Когда я прогуливался по двору, земля внезапно дрогнула. Золотой туман, выступив из земли, окутал мое тело, и я ощутил, что превращаюсь в золотое тело. В то же время мои ум и тело чувствовали легкость; я мог бы понимать, о чем щебечут птицы, и я ясно воспринял дух Создателя. И именно в тот момент на меня снизошло просветление: основным принципом воинских искусств является торжественная и всеобщая, вселенская любовь. Слезы восторга катились по моим щекам. С этого момента я ощущал, что мой дом - это вся земля и что солнце и звезды — мои…

Истинные воинские искусства безо всякой борьбы управляют Ки Вселенной, устанавливают мировую гармонию и ведут к зрелости все сущее в Природе.

Следовательно, воинские искусства не есть тренировка, главная цель которой - одолеть других, но искусство Божественной Любви в нас самих"…

В настоящее время во главе мирового сообщества Айкидо стоит уже внук Основателя – Моритэру Уэсиба.



Немного духовного

М.Уэсиба состоял во «внутреннем круге» синтоистской секты Омото-кё, или Омото («Учение великой основы»). Она основана в 1882 прорицательницей Дэгути Нао (1837—1918) из провинции Тамба (ныне часть префектуры Киото).

1920—30-е гг. были периодом расцвета секты Омото-кё, хотя она в то время не имела статуса официальной синтоистской секты, считаясь квазирелигией ("руйдзи сюке").

Если до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, (название Айкидо пришло значительно позже) и тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли 'Дзигоку Додзё' - 'Дьявольской школой', то после войны, постаревший и склонившийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование гармоничной, духовной личности с помощью Айкидо. Морихэй Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными…


Немного интуитивного

В 1924 – Лидер секты, Онисабуро Дэгути, возглавил поход во внутреннюю Монголию в поисках Шамбалы. В то время там шли военные конфликты и во одном из перекрестных обстрелов , под который попали путники, погибли почти все. Уэсиба же к этому моменту уже развил дар предвидения настолько, что мысленным взором видел не только удар меча в виде огненной дуги, но и выстрел - в виде светящейся точки, по его собственным воспоминаниям. Это позволяло ему избегать угрожаемого направления и оставаться невредимым.




Что я нашел в Айкидо? (Мой опыт)
Первое, что мне увиделось с самого начала - это постоянная работа с тремя известными по работам В.Райха панцирями – ума, эмоций и тела.

Панцирь Ума

Новичку сразу приходится несладко – нужно следить за постановкой ног, положением рук, дыханием и равновесием – как своим, так и своего партнера, контролировать обстановку во всем зале. Затем приходит время управления своим умом, состоянием энергетических центров («тандэн» и «третий глаз»), течением энергии через руки и ноги, дыхание, голос... Очевидно, что напряженному уму эффективно трудно справиться с таким количеством вычислений в боевой обстановке. Поэтому расслабленность и спонтанность, способствующие свободному движению и течению энергии культивируются с самого начала изучения. Причем, не только на татами, но и в повседневной жизни.



Панцирь Эмоций

Я заметил, стоит выйти на татами с каким-то намеком на агрессию или просто недовольством, сразу ощущается болезненность исполнения техник, жесткость суставов и связок, травмы при исполнении болевых приемов и акробатики. Основатель требовал, чтобы ученики работали с улыбкой и радостью, корректность, вежливость – неотъемлемые атрибуты для айкидок. Агрессивные, брутальные ученики, да и инструкторы довольно быстро уходят из нашего клуба искать соответственную среду для самореализации.


Панцирь Тела
Вот уж кому есть что порассказать!  Как расправляются плечи, как расширяется грудная клетка, как меняется осанка, как становятся гибче и пластичней суставы, как реагирует вестибулярный аппарат… И еще много чего. Например, Основатель считал, что вместе с болью во время суставных заломов из суставов и связок удаляется грязь (как бы мы сейчас сказали – на тонко-энергетическом уровне).
Социум
Первое – это утраченный было авторитет у старшего сына. Физические кондиции и 9-летний опыт тренировок ребенка в залах каратэ на мужском аспекте поставили под сомнение авторитет Отца. Чего уж тут...  Второе – собственная оценка себя и окружающего пространства. Больше единства, контактности и уверенности. Не знаю, как оценивают меня окружающие, но радости проживания прибавилось! В мелких эпизодах, случающихся у большинства мужского населения, вместе со спонтанностью и спокойствием пришли точность и эффективность.
Гордыня
Начиная с порога зала, ученик кланяется. Залу, портрету Основателя, духу Будо (воинского искусства), сэнсею (наставнику), инструкторам, своим партнерам. В японской традиции было заведено, что мастера кланялись ученикам, когда у них появлялись проблески осознанности и связанные с этим успехи в освоении какой-либо науки. При этом, правда, приговаривая, что кланяются не ученикам, а Духу Знания, соблаговолившего снизойти до ученика и осенить его своим присутствием. И это, в свою очередь являлось поводом лишь для более упорной учебы... С другой стороны
Страхи
Упасть, удариться, ударить – извечные страхи, сидящие в теле. С возрастом накапливаются в силу понятных причин. И по радостно-неясным причинам рассеиваются в веселой и дружелюбной обстановке тренировочного зала. Когда крохотная девушка заботливо швыряет твоё не очень умелое пока туловище с такими же конечностями, воистину перестаешь сомневаться в женской природе мудрости на Земле...
Эзотерика
Дзэн, буддизм, синтоизм пронизывают всю историю становления О-сэнсея и его Искусства.

Одна из глубоких практик, помимо дзэн-медитации, называется Мисоги – очищение духа и тела, медитация в ледяных струях горных водопадов.

Дыхательная медитация с концентрацией на энергетическом центре – самые распространенные приемы работы с тонким миром.

Мистика
С огромной энергетикой и сверх-возможностями М.Уэсибы можно познакомиться в разных литературных источниках, их предостаточно сегодня в открытом доступе. Домашние вспоминали, что в его присутствии вещи в комнате могли начать дрожать и перемещаться. ( Скептики, впрочем, могут отнести это к повышенной сейсмичности японского архипелага  )

Самое яркое для меня – это сопоставление дзэнской притчи и реальных событий, свидетели которого дожили до 21-го века.

Испытание на стрельбище, когда группа армейских снайперов с 23 метров не только не попала в спокойно стоящего у мишеней Уэсибу, но и повалилась от выстрелов, а сам он, смеясь, оказался позади них, заявив всем присутствующим, что те наблюдали демонстрацию айки.

Притча же такова. Ученики пытали мастера Айкидо, со сколькими вооруженными или безоружными противниками он сможет справиться. Выходило по его словам – с любым количеством, ибо с ним будет сила всей Вселенной.

-Ну, а со снайпером, как же?! - спрашивали ученики.

– Где будет снайпер, там не будет меня, - отвечал Мастер…




Любовь
Айкидока мгновенно выбирает форму начала взаимодействия и следует ей с ненапряженным, но внимательным адекватным воздействием, прекращая противоборство в зависимости от (своей и партнера) ОСОЗНАННОСТИ и готовности принять и продолжить основное движение Вселенной – к Любви и Гармонии. Даже первые мгновения поединка выглядят символично – атакующего в большинстве техник встречают дружеский шаг и открытые спокойно протянутые руки, как бы только вышедшие из молитвы, где они пребывали, сложенными у сердца в «намастэ» (- я склоняюсь перед тобой, санскр.).
Тантра (?)
Удивительным образом Сила и Мягкость, Движение и Выжидание, Мужское и Женское - гармонизируют занимающегося с открытым сердцем. В некоторых источниках я встречал отзывы об Айкидо, как о тантрическом боевом искусстве. Неудивительно, все гармонизирующее наполнено Светом и Силой. 

В силу разного рода спекуляций вокруг этого термина, в этой работе я не буду раскрывать эту тему…

Существуют стилевые направления в Айкидо, в которых сдается тест на управление энергией КИ.
Творчество и Спонтанность
Еще в секте Омото культивировались поэзия, гончарное ремесло, каллиграфия, живопись, музыка и многие традиционные для Японии и мира искусства. Духом творчества проникаешься с какого-то момента непредвзятого, недуального мига восприятия этого БИ.

Набор базовых действий в формальной части Айкидо ограничен. Зато число их возможных вариаций стремится к бесконечности! Обычной на тренировках и обязательной на экзаменах является свободная техника на заданную атаку – джю-вадза (дзиу-ваза). Требование к айкидоке в ней единственно – демонстрировать в ответном действии на заранее заданную атаку все, что придет в голову (точнее – покажет тело, не выходя, впрочем, за рамки программы обучения), при этом оставаясь расслабленным и спонтанным. В зависимости от:

- скорости атаки,

- габаритов тел,

- взаимного расположения партнеров,

- силы воздействия и

- силы противодействия,

- гибкости частей тела (нужно отметить, что в этом контексте жесткость = агрессия), экзаменуемый демонстрирует технику, которая «приходит» в данный момент. И чем выше открытость ума и тела в этот момент, тем шедевральнее зрелище, в котором каждый – творец и актер. И вместо аплодисментов и цветов  , вместо похвалы сэнсея, навсегда остается в сердце радость со-творчества, радость открытия себя.



Оздоровление
1. Энергия дыхания, фундаментальная эластичная энергия Айкидо, распространяется из центра тяжести. При этом естественным образом снимается напряжение различных частей тела. И на этом фундаменте строится гибкая, но устойчивая поза тела.

        2. Сферическое движение, идущее от бедер и исполняемое при устойчивой позе тела, помогает коррекции костных структур, особенно спинного хребта. Люди, у которых вследствие перенесенного заболевания были опущены плечи и искривлен позвоночник, полностью избавлялись от этих недостатков после года упражнений по системе Айкидо.

        3. Тонкие движения Айкидо помогают ускорить циркуляцию крови во всех суставах тела и должным образом стимулировать некоторые внутренние мышцы, которые очень редко используются. Так, при ходьбе на коленях пальцы ног вынуждены двигаться и сгибаться. Поскольку в наше время большинство людей носит жесткую обувь, это упражнение, дающее нагрузку на недостаточно стимулируемые мышцы пальцев ног, весьма полезно для здоровья.

        4. Все базовые техники залома стимулируют внутренние мышцы. У тренированного айкидоиста и глубокие, и подкожные мышцы хорошо развиты и эластичны, как резина. Основатель говорил, что упражнения для суставов, с которых начинается отработка техник залома, удаляют "грязь", накопившуюся на суставах.



Мифы об Айкидо
«Айкидо – это танец, и он бесполезен в реальной схватке»
Есть такая шутка. «Первые 10 лет тренировок каратисты бьют айкидоистов. Потом, до самой смерти побеждают айкидоисты».  Действительно, круглые движения, демонстративная плавность сложили мнение, что айкидо - это «слащавая система для слабаков и трусов», которые «боятся бить и получать удары», а значит «айкидо - абсолютно неприменимая в реальной жизни вещь». Это заблуждение, основанное на поверхностном восприятии внешних форм.

Айкидо - это вершина, пик будо (Путь Воина), и если айкидока в поединке отказывается от нанесения ударов, это отнюдь не означает, что он не умеет их наносить или использовать в реальном бою; напротив, он всегда подразумевает их использование, может их нанести, но отказывается от них в силу своего уровня мастерства и развитости сознания, из которой вытекают скорость реакции, предвидение ситуации, управление исходом схватки.



«Если вы приняли врага внутрь своего ума или духа (кокоро), вы будете способны вести его в любом направлении, какое только может указать Вселенная.» (М.Уэсиба)

«Слабый может одолеть более сильного»
Еще более странное заблуждение. Использовать силу противника в схватке – в этом сила. Она требует такой же упорной тренировки, вместе с которой растет и физическая готовность.

- Старые люди учили, что в молодости надо драться так же, как ты будешь драться в самой глубокой старости. Если ты победишь так, то ты победишь навсегда, потому что противник не сможет дождаться, когда твое тело ослабнет…



«Боевые искусства делают ум жестким»
Возможно. Но не в Айкидо. Расслабить тело, чтобы получать знание, а не травмы возможно только при открытом состоянии ума и души. На начальных стадиях обучения необходимо следовать форме, это похоже на знакомство с терминологией, техникой безопасности и инструментарием. Почти сразу в процессе обучения начинается наработка состояния спонтанности действий, а со второго экзамена (для взрослых) это становится неотъемлемой частью обучения. Да, случаются травмы, как показатель жесткости ума. Как лакмусовая бумажка, они проверяют истинность и чистоту намерения ученика. «За что?» или «Для чего?» - две извечных противоположности, рабской и творческой.
«Обруби и отбрось иллюзию Удара и Парирования, левого и правого. Используй дух, чтобы войти мгновенно …» (М.Уэсиба)
«Айкидо как и любое БИ стимулирует агрессию»
«Своего УКЭ надо любить и беречь.»

- Это правило, завещанное Основателем.

- Это проявление своей любви – Ай.

- Это осознание целесообразности применения каждого действия. И не только на татами.



Айкидо – Идеал?
Значит ли, что Айкидо – уникальная и совершенная боевая система, не имеющая аналогов или конкурентов?

Хапкидо – ближайший аналог с соседнего Корейского полуострова. Ее основатель учился у первого ученика Уэсибы. Иероглифы созвучны, первый – обычно переводят как «Встреча». Известна как базовая система подготовки полицейских сил. Внутри этого БИ встречаются амбициозные заявления последователей о «более правильном БИ», нежели Айкидо. «Мудрый не спорит…»

В Китае такие техники относят к категории нэйцзя-цюань, то есть "внутренних" стилей боевого искусства. С китайской точки зрения, Айкидо - это нэйцзя-цюань. Из чисто китайских же стилей к нэйцзя принадлежат, в первую очередь, тайцзы-цюань, багуа-чжан и синъи-цюань.

А что же у нас в России?! Есть! Возрождены и популяризируются владимирские «Любки», древняя система боевой подготовки землепашцев. Драться «на Любки» означает биться щадяще, не нанося увечий. Так раньше дрались на Руси со своими, когда драки имели ещё и обрядовое значение. В те времена кулачные бои и молодецкие забавы служили для очищения от внутренней сдержанности и пробуждения Ратного духа, и проводились на народных праздниках и гуляньях. Так в обычае и шло обучение «воёв» – воинов «от сохи», защищавших в тяжёлую годину, вместе с княжьей дружиной или регулярной армией родную землю. Ритуально-энергетическая часть смахивает на танец в своей разухабистости – спонтанные размашистые движения рук и ног, потряхивания головой, притопывания ногами под заводной ритм народных инструментов.

Откликается им бразильская капоэйра – также не брезгует ударной техникой, также увертлива и акробатична, также ритмична и спонтанна.



Вместо заключения. У кого заниматься?
Мой ответ – послушать мнение знакомых, посетить бесплатные первые занятия, которых сейчас довольно много вокруг. Интуиция и Осознание приведут Вас к тому мастеру, которого Вы заслужили здесь и сейчас.

Пара моих знакомых, живущих самопознанием, на первых тренировках получили травмы, отбившие охоту к занятиям. Самонадеянность (как форма проявления гордыни), ошибочность представлений (иллюзии, как еще одна форма гордыни), как должно быть – верный путь к травмам. Я им прошел.

Знания - от сердца к сердцу. Аккуратность и дисциплина – как смирение и осознанность.

Противопоказаний очень мало – суставные травмы, ограничивающие подвижность, да острые формы хронических заболеваний. Нагрузка физическая вполне щадяща, тренированность довольно динамично прогрессирует.


Для чего я это писал?
Чтобы поделиться радостью общения с Вселенной через Айкидо.

Чтобы развеять несколько иллюзий вокруг Боевого искусства Айкидо.



Чтобы приоткрыть себе и Вам еще один кусочек Пути к Себе…
Ведь неважно, каким путем человек достигает совершенства - практикуя раджа-йогу, ныряние в глубину или подметание тротуаров…



"Природа широка и глубока. Чем большего вы достигаете, тем больше вы видите перед собой. Айкидо есть путь без конца, путь к гармонии с Природой". (М.Уэсиба)

Список литературы


  1. Лучшее Айкидо. Основы / Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба; пер. В.А.Устинова. – М.АСТ:Астрель, 2008. – 191, [1] с.: ил. – (Боевые искусства) Впервые опубликовано на японском языке под названием «Кihan Aikido: Kihon-hen» (by Aikikai and Shuppan Geijutsu-sha) в 1997г. Настоящее издание представляет собой перевод книги «Вest Aikido: The Fundamentals», изд. Kodansha International Ltd, 2002г.

  2. Айкидо и китайские боевые искусства. / Тетсутака, Сугавара; Лю, Чжиан Син; Джонс, М.Б ,В 2-х т. - Ростов н/Д: Феникс ; 416 с.; 2000 г. ISBN: 5-222-01178-X;

  3. Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты / Коичи Тохей , Сыктывкар. КОМИ. 1991/ - Малое предприятие «Согласие" – перевод The Co-Оrdination of Mind and Body for Self-defense by Koichi Tohei , Souvenir Press. London.  1961

 




Смотрите также:
Курсовая работа на свободную тему «развитие осознанности и интуиции. Телесно-ориентированная психотерапия по имени айкидо»
139.18kb.
1 стр.
Курсовая работа на тему "Финансовый рынок"
351.42kb.
1 стр.
Такое разное айкидо
87.56kb.
1 стр.
Курсовая работа по товароведению продовольственных товаров на тему: сигары
298.27kb.
1 стр.
Курсовая работа по банковскому делу на тему "Банковские пластиковые карточки"
309.03kb.
1 стр.
Курсовая работа По дисциплине "Введение в специальность" На тему: "Производство стали"
307.13kb.
1 стр.
Курсовая работа по дисциплине : "Деньги, кредит, банки" на тему
554.13kb.
2 стр.
Коити Тохэй (10-й дан айкидо, основатель Общества изучения Ки) что такое айкидо?
194.11kb.
1 стр.
Айкидо. Координация ума и тела для самозащиты
890.21kb.
7 стр.
Еминары: «Телесно ориентированная терапия на основе теории построения движений Н. А. Бернштейна»
44.87kb.
1 стр.
Курсовая работа цели курсовой работы
110.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"
200.69kb.
1 стр.