Главная
страница 1




Дистанционный тур краевого форума «Молодёжь и нация»

Полное название темы работы

«Энциклопедия ушедших деревень»

Название секции форума

Историческое краеведение

Тип работы

Проектно-исследовательская работа

Возрастная номинация

11 класс

Фамилия, имя автора

Шотов Александр Сергеевич, 06.02.

Территория

Красноярский край, Боготольский район, село Александровка, ул. Кирова, 662072

Место учёбы

МОУ Александровская СОШ Боготольского р-на

Класс

11 класс

Место выполнения

Научное объединение школьников МОУ Александровская СОШ

Руководитель

Мартынова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Александровская СОШ Боготольского района


Ответственный за корректуру

Мартынова И.В.

e-mail

контактный телефон

Martinova1964@ mail.ru

(39157) 29-3-25

АННОТАЦИЯ

Шотов Александр Сергеевич

С. Александровка Боготольского р-на, МОУ Александровская СОШ, 11 класс

«Энциклопедия ушедших деревень»

руководитель: Мартынова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Александровская СОШ Боготольского района

Цель научной работы: собрать материалы об исчезнувших деревнях, оформить в виде стенда в школьном музее, создать ресурс для проведения уроков НРК, часов общения. Методы проведённых исследований: беседа, сопоставление, анализ. Основные результаты научного исследования: собран материал об истории исчезнувших деревень, который можно использовать в качестве образовательного ресурса для уроков НРК, классных часов; создан стенд в школьном музее.

1. ВВЕДЕНИЕ

Наше село Александровка находится в особом географическом положении, на своеобразном «острове», почти со всех сторон окружённом Чулымом. Когда-то на нашем «острове» было несколько многолюдных населённых пунктов, а теперь осталась одна Александровка. Исчезают не только деревни, но и уходят свидетели последних дней этих населённых пунктов. Мы заинтересовались историей нашего «острова», хотели узнать причину исчезновения деревень. Ведь и наша Александровка может так же исчезнуть. Пока не поздно, хотим сохранить память о них. В ходе разработки этой темы оказалось слишком мало материала, да и тот материал, что имеется у нас, неоднозначен. Есть некоторые противоречия: например, даты исчезновения некоторых деревень (например, Мангалы), в истории Казанки есть некоторые загадки. Поэтому мы позволим себе выдвинуть некоторые свои версии, пусть это будут наши предположения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Итак, цель нашей работы - изучение истории исчезнувших деревень и сохранение памяти о них.

Для достижения данной цели мы выполняли следующие задачи: во-первых, собрали и систематизировали, тот небольшой материал, который имеется у нас; во-вторых, сопоставили архивные данные, материал двух книг [1,2] с воспоминаниями старожилов нашего «острова»; в-третьих, оценить значение имеющегося материала.

Методы и методики решения задач:

- беседа,

- сопоставление,

- анализ.

В результате нашей работы мы получили следующие результаты:

1) систематизирован и обобщён имеющийся материал (в школьной библиотеке, в школьном музее, сельской библиотеке, в семейных архивах, в Томском госархиве);

2) систематизированный материал передан в школьный музей, создан стенд, в сельскую библиотеку, в Александровский дом культуры (готовится вечер «Истоки»);

3) в ходе работы разработан проект «Большая память о малой Родине», который участвует

в конкурсе социальных проектов гранатовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» в 2011 г.

…Нет здесь Мангалы, Елани,

Красный Яр пошёл на слом…

А от Галкино с Казанкой

Не осталось и следа…

Какой болью отзываются эти строки в сердце моих земляков, чья малая Родина – исчезнувшие деревни!

Но почему-то, как и об умершем человеке, мы слишком поздно начинаем вспоминать, когда уже нет живых свидетелей последних дней жизни исчезнувших деревень. Но в нашей обыденной речи остался след – так мы сейчас говорим: едем на рыбалку, по грибы и ягоды в Мангалу, в Каменку - на покос, в Казанку – отдыхать, в Николаевку – купаться.

Человек умирает, после него остаётся память и могильный холмик с памятником или простым деревянным крестом. А что осталось от ушедших в небытие деревень? Всё заросло, исчезло. Но пришло время – восстановить справедливость и вспомнить «всех поимённо»…

Мокрая Елань, Красный Яр, Каменка, Галкино, Николаевка, Казанка, Мангала…

«С древних времен небольшая пойма реки Чулым привлекала людей своей красотой и обилием своих богатств» [2]. Обширные заливные луга и плодородные почвы, а ещё и отдалённость, своеобразная изолированность привлекала людей, поэтому здесь селились староверы и люди, которые по каким-то причинам были не в ладу с законом.

Ещё одна версия заселения нашего острова. Так в книге А. Тепляшина «Откуда есть пошла земля Боготольская» говорится так: «Здесь господствовало захватное землепользование. Крестьянский начальник Мариинского уезда, куда входила Боготольская волость с 1823 года, А.А. Штирен отмечал, что при захватном способе пользования землей «более сильные семейства стесняют слабые или переселяющиеся позднее, а «мир» часто не умеет или не желает поправлять эту несправедливость» [2]. Исходя из этого, мы сделали вывод, что многие крестьянские семьи и переселялись на наш «остров» в поисках свободных земель, тем более что из-за труднодоступности вряд ли эти земли были вожделенными для многих.

Итак, почти со всех сторон окрестности села Александровка окружены рекой Чулым, сообщение с «большой землёй» по льду зимой и по воде летом, а весной и осенью река становится естественной преградой. Кто знает, может быть, это как раз и привлекало наших предков селиться на «острове»? Ещё в XIX веке возникли первые поселения: Александровка (Александровский, Мангала (Мингалинский или Монгалинский) [1], Николаевка (Николаевский), а потом и Казанка. А уже после 1917 года появились Галкино, Мокрая Елань, Каменка, Красный Яр.

До 1921 года эти деревни входили в состав Томской губернии Мариинского уезда Итатской волости. С 1921 года - Томской губернии Мариинского уезда Боготольской волости и только затем, с 1923 года, – Красноярского края Боготольского района.



Красный Яр…

Произошло название от того, что здесь присутствует красный камень, которым и сейчас засыпают дороги в селе и свои дворы наши односельчане.

Другая версия происхождения названия: яр – это гора, а красный – красивый, то есть красивая гора. В словаре С.И. Ожегова: «Яр – это крутой, обрывистый берег, большой глубокий овраг, отвесная скала, берег в расселинах" [4].

Действительно, это село располагалось в одном из живописнейших мест нашего «острова» - на высоком берегу Чулыма, где сейчас находится переправа.

Занимались красноярцы только сельским хозяйством, выращивали хлеб, до сих пор эти поля засеваются и приносят хороший урожай. Была здесь молочно-товарная ферма. По воспоминаниям жителей Красного Яра, здесь был огромный сад. Но деревня была маленькой, всего одна улица (60 жителей), жили очень дружно – одной семьёй. Дружно, почти одновременно и уехали. Кто в Александровку, но большинство – в Малую Косуль, тем более что нужно было только переплыть на другой берег.

В 1956 году Красного Яра не стало… Но до сих пор на крутом берегу Чулыма остались заросшие ямы – котлованы, как раскрытые могилы, - на месте бывших домов. А ещё знаменитый красноярский сосновый бор!



Николаевка…

1968 год [9]

Первое упоминание о Николаевке в списке населённых мест Российской империи Томской губернии – 1899 год. В списках эта деревня значится как «посёлок Николаевский»:

«Посёлокъ Николаевскiй расположенъ пря реке Чулымъ», а вот запись 1911 года: «При р. Суздаловой, мелочная лавка, кожевня и мельница» [1].

В очень живописном месте, вдоль реки Суздаловой, которая впадает в реку Чулым, находилась Николаевка. Здесь очень хорошие, пригодные для сельского хозяйства поля, где до сих пор выращивают хлеб, пасут скот, правда, теперь уже только частный, а раньше здесь находилась молочно-товарная ферма. Около Николаевки находился большой сад, который был уничтожен нашей бесхозяйственностью, попустительством и равнодушием уже в последние годы.

Ещё в 70-е годы в деревне насчитывалось 30 дворов, 78 жителей, был клуб, магазин, начальная школа.

Николаевка находилась в двух километрах от Александровки, более крупного населённого пункта, может, это и предрешило её судьбу – в 1981 году последний житель покинул эти красивые места.



Мангала…

Деревня с таким красивым и не менее загадочным названием располагалась на берегу реки Чулым. Это одно из красивейших мест на нашем «острове», красивых и самых богатых рыбой, грибами, ягодами. До сих пор эта земля притягивает к себе рыбаков, ягодников, грибников. Едут они со всех концов нашего района.

Самое раннее упоминание о Мангале в Томском государственном архиве в 1899 году: «Посёлокъ Монгалинскiй расположенъ при реке Чулымъ», [1] упоминается Мангала и в книге записей 1904 года.

Трудно представить, о чём думал первый поселенец этой деревни, называя её так, но хочется верить в почти единственную версию этого сказочного названия, которое восходит ещё к племенам, жившим здесь когда-то и являющимся «данниками монгольского Алтын-хана» [2].

Вот что рассказывает в своей книге С. Гусев: «первую избу на берегу реки Чулым у устья горной речки Мангала в 1880-х годах срубил Александр Зиновьевич Акулов. Прежде чем на­чать строить первое жилище на мангалинской земле, Александр Зиновьевич вышел на возвышенное место на небольшой елани, стал лицом на восток, истово пере­крестился

по-старообрядчески двуперстием, сделал зем­ной поклон и произнес: «Господи, утверди мя, грешно­го, на оной благодатной земле навечно».

В те далекие времена тянулся народ с Урала на сибир­ские земли, и за Александром Зиновьичем народ его об­щины тронулся с Пермского малоземелья на Мангалинское Причулымье. Трудно было поначалу обжи­вать эту местность. Но общими силами, с божьей по­мощью, шаг за шагом отвоевывали плодородную землю у тайги, лес рубили на строительство домов и приуса­дебных застроек, пни корчевали - топором. К концу 1900-х годов было построено тридцать добротных изб со связью и пятистенных домов с хорошими надворными постройками.

Улица была односторонней — окнами к; полуденному солнцу, дома пахли свежей сосновой смолой, а надвор­ные постройки: амбары, завозни, навесу — красовались высокими крышами на два ската. Тут же, рядом с де­ревней, на берегу речки Мангала глухо шумели жерно­ва двух водяных мельниц и шлепали лопасти подлив­ных колес по стремительному потоку горной речной струи. В 1905—1914 годах в деревне появились новень­кие андриановские плуги, сенокосилки и кустарные мо­лотилки. Правда, одному купить молотилку или сено­косилку было не под силу, поэтому такое брали вскладчину: по два—три человека вступали в пай, покупали, совместно пользовались; жили и трудились в полном согласии.

Радовались крестьяне жизни — труд хлебороба при­носил хороший достаток, а взаимопомощь и выручка позволяли вести хозяйские дела увереннее и надежнее. Пожалуй, надо будет о моем народе всю правду ска­зать, ведь люди очень любили работать на себя, знали, что достаток их приходит только в труде. Так они вос­питывали своих детей, они умели и отдыхать, а как праздники справляли! Вот возьмите будние дни, летняя страда, полевые работы, уборка хлеба и обмолот, зи­мой — вывозка корма с полей, заготовка дров и строи­тельного леса... Ведь ни одного праздношатающегося человека на улице не увидишь — ни малого, ни старого. Летом все в поле, зимой — в лесу и на дворе, все заня­ты делом. А уж если праздник приближался, забот и другой работы прибавлялось: надо приготовить к празд­ничным торжествам всего в достатке, для стряпни сде­лать крупчатку, наловить свежей рыбы, смолоть ржа­ной и ячменный солод, забить скота для себя и на базар.

Надо сказать, что праздников в зимнее время было немало: Покров, Казанская, Рождество, Масленица, и Святая Пасха, а зимнее промежговенье — это пора свадеб. Пришел праздник — народ веселится большими компаниями; гуляй, веселись — все готово: рыбные пи­роги напечены; пельменей наморожены целые доски, и черное пиво из ржаного солода в бочонках постукивает, напоминает хозяину, что оно созрело к употреблению.

В период нэпа Мангала еще больше похорошела: по­явились в деревне два двухэтажных крестовых дома, у крестьян сеялки и культиваторы конные, большой склад­чиной купили полусложную молотилку. Многие жители помочами перекатывали избы со связью на пятистен­ные дома с большими окнами. Достаток людей поднял­ся очень высоко, много стало зажиточных крестьян. Это позволяло иметь большие семьи: до одиннадцати детей. Деревня была небольшая — сорок два до­ма, и расширить фрои границы она уже не могла, так как земельные угодья подтаежной деревни были огра­ниченными.

Умеренная и здоровая жизнь этой деревни сложилась под воздействием религиозных убеждений, вера в хорошее будущее утверждала людях почтительное уважение к человеку, у людей не было озлобления друг к другу, царили благожелательность и почитание человека человеком. Мирно жил народ в благодушной атмосфере, и трудные дела делали сообща — помочами.

Брани и непристойных слов мангалинцы не употреб­ляли, сквернословие, табак считались большим грехом, окаянное зелье (самогон), несущее человеку телесное и духовное оскудение, у них не употребляли. Отступнику грозило отставление от церкви. На торжест­вах— крещение младенца или свадьба — веселья было оть отбавляй, ведь там было чему радоваться.

В 1929 году события, происходившие по левобережью Чулыма, наводили на людей страх. Каждое новое из­вестие о высылках, лишениях, арестах, раскулачива­нии, насильственной коллективизации, разорении кулац­ких усадеб, уничтожении и растаскивании имущества, скота — все было похоже на повальный грабеж. В 1930 году дошел черед и до нас — из такой маленькой дерев­ни выселили из домов и за одну ночь увезли шесть се­мей — куда-то в тайгу.

В 1932 году в деревне создали колхоз. Скот, какие были сельхозмашины объединили в артельное хозяйство, а у народа ничего не оставили — ни земли, ни лошадей. Первым председателем колхоза был Семен Пшеницын. Началась новая жизнь, стали работать за трудодень, на который в конце года ничего не получали, в общем, работали задаром. Все держалось на страхе: куда пошлют, туда и идешь, а что завтра будет — никто не знал. Деревня стала какой-то растер­занной и неуютной, а народ — безучастным и унылым. Новое хозяйство не крепло, так как хлеб, который вы­ращивали, весь сдавали в план, скот — на мясокомби­нат, а труженикам оставалось то, что за лето съели, и домашние припасы.

В 1937 году начались в округе аресты, но нашлась добрая душа: рискуя собой, этот человек предупредил, кого из мангалинцев будут на днях брать. Когда прие­хали из района их арестовывать, то они были уже да­леко.

Вскоре вторая мировая война обрушилась на народ. Мангалинские мужики от природы и от сложившегося быта все были физически здоровые и сильные, и почти всей деревней отправились на фронт. Вскоре пошли похоронные, и двадцать семей этой маленькой деревень­ки их получили. Многие вернулись домой калеками и инвалидами.

Домой возвратились мужчины-фронтовики более сме­лыми и решительными, порой несдержанными, но им односельчане это прощали. В то послевоенное время, как и до войны, хлеба вдоволь всем не хватало, ведь колхоз весь полученный урожай сдавал, а если остава­лось немного хлеба, то его забирали уже сверх плана, Хлеб заберут, а потом хвалят председателя, что он план выполнил. А что народ остался голодным, так это ни­кого не трогало.

В 1962 году наш колхоз присоединили к Каштановскому совхозу. Сразу же в деревне закрыли школу, вскоре прекратилась торговля спичками и мылом, уж не говоря о чем-то другом. Дико стало в деревне, какая-то смертельная пустота и невообразимая тягость. На­род просто стал убегать из деревни, забытой богом и начальством. В 1965 году деревни не стало» [3]. Мы позволили себе процитировать большой отрывок книги, так как это почти единственный источник по которому мы узнали об истории этой деревни. Не подтвердилась только дата исчезновения Мангалы. Если считать жизнь деревни по последнему жителю, то деревня исчезла в 1983 году, когда последняя жительница Долгих П.И. переехала в Александровку.

Да., была здесь деревня, были люди… Убирали хлеб, косили, выращивали скот…

Луга, которые совсем недавно из-за отдалённости перестали здесь косить, только плодородная земля готова и третий век отдавать свои богатства человеку, да видимо, не нужны они никому! Две мельницы перерабатывали богатейший урожай, до сих пор остались здесь огромные, заросшие мхом жернова. Специализировались здесь на выращивании ржи. Занимались здесь охотой, добывали пушнину, налажено было кустарное производство. Была в поселении начальная школа, в советское время – изба-читальня.

Но в 1983 году последний житель покинул эти благодатные места. Сказалась отдалённость Мангалы, труднодоступность в зимнее время, в весенне-осеннюю распутицу, а кому нужно строить дороги! Так и распалась Мангала! Но до сих пор поминается добрым словом.



На месте родной Мангалы [9] . 1985

Мокрая Елань…

В словаре В. Даля: «Елань - обширная прогалина, луговая или полевая равнина; сиб. то же, возвышенная, голая и открытая равнина; лысина, плешина. Еланка или еланок умалит. Еланный, к елани относящ. Еланщик м. крестьянин, у которого пашня в лесу, на елани, куда и он иногда самовольно выселяется» [5].

Действительно, деревня с таким говорящим названием располагалась среди росных лугов, окружённых аргинскими лесами, богатых разнотравьем. Поэтому здесь и занимались, в основном, сельским хозяйством.

В деревне была одна улица, 60 жителей, 20 дворов. В деревне был один магазин, где торговали самым необходимым. А ещё знаменита на «острове» Мокрая Елань была тем, что здесь находился самый большой конный двор: кони были самой главной рабочей силой, а ещё главным транспортом для перевозки людей, что было очень важным, если учесть бездорожье. Кстати товары в магазины, не только в Мокрую Елань, но и в другие поселения развозились на быках. В конце 50-х годов деревня распалась.



Галкино…

«В 1935 г., незадолго до войны, в городе Боготоле и в районе вспыхнула «золотая лихорадка». О возможности добычи золота в Арге знали давно. Мужики селений по Чулыму в трудные времена прошлого нередко отправлялись на заработки в Енисейскую губернию. Не случайно организованный колхоз на выселках Мокрой Елани назвали «Златогорский пахарь».

Весной 1935 г. на небольшой глубине обнаружили золотой песок. Разведывательные работы показали, что есть золото, в котором нуждалась страна. Вскоре под руководством опытного старателя Морозова сколотилась небольшая артель, построили барак, где можно было укрыться в холодную ночь, и установили бутары. Вот так начались государственные разработки рассыпного золота. И вот возник Галкинский прииск» [2]. Название деревни Галкино в полутора километрах от Чулыма произошло от названия реки Галки. В гору от этой речки вырубались штольни. Из штолен золотоносную породу доставляли к речке, где вручную промывали. Жили сначала в землянках.

Основной техникой на прииске были кайла, лопаты, тачки, скребки и лотки. Были шахты (между прочим, освещаемые обычными домашними свечками), в которых работали как мужчины, так и женщины.

«Первыми строениями на прииске были золотоскупка (золотоснаб) и магазин. Жильё строили каждый сам себе по своему достатку. Вскоре от речки по покосным еланям протянулась целая улица, и посёлок приобрёл вид настоящего прииска. Прииск давал немалое количество самородного металла» [2]. Через несколько лет посёлок разросся до 5 улиц. Но многие дома располагались отдельно, лепились на склонах холмов, казалось, что люди сторонятся, таятся друг от друга.

В д. Галкино была 10-летняя школа, клуб (в клубе сами ставили сценки, «цыганский табор»), а также был собственный базар. Молодёжь развлекалась в то время тем, что играла и плясала под гармонь. Каждое воскресенье был базар. И всё-таки крестьяне не изменяли своей основной сущности: золото золотом, а хлеб они всё равно выращивали. Поэтому здесь была мельница. Население Галкино состояло из местных жителей и пришлых. Шло строительство, для которого срочно требовалась пилорама. И её незамедлительно построили. Работал также паспортный стол, после войны который перевели в Александровку.

По воспоминаниям А.А. Шилоносова [8], когда началась война, призвано было около шестисот человек, а вернулись единицы. На фронт уходили колоннами.

«В послевоенное время изменилась коньюктура: в золотодобывающей промышленности и на Галкинском прииске стали свёртываться работы, а в 1950 г. вообще прииск прекратил существование» [2].

Но залежи золота не оставляли в покое геологоразведчиков и людей, работающих в золотодобывающей промышленности. В 90-е годы пытались возобновить работу старых приисков, но так и не довели дело до конца. Был построен целый посёлок (бараки, столовая, контора, отсыпаны дороги). Но просуществовав недолго, поманив к себе наших безработных мужичков в лихие девяностые, прииск был вновь закрыт.

Геологи же в последние годы производят изучение местности, ищут другие полезные ископаемые, кроме золота обнаружили промышленные залежи марганца.



Около Галкино. Юные золотоискатели [9] . 1959 год



Каменка…

На VI окружной партийной конференции, проходившей 17-20 ноября в г. Ачинске, был взят старт на кооперацию и коллективизацию крестьянских хозяйств.

«Первые коммуны обосновались на живописном склоне Арги и у реки Каменка. В честь её и называлась коммуна «Каменской» [2].

В этой деревне было 100 домов, 2 улицы, одна находилась за речкой и называлась Выселок. Существовала начальная школа, продовольственный магазин и клуб. Электричества в селе не было, поэтому работы выполнялись вручную или на коне.

Люди общим трудом распахивали земли и сеяли разные зерновые культуры: пшеницу, овёс, рожь и другие. «В первый же год урожай удался, но счастья не обрели – не смогли крестьяне равномерно распределить результаты своего труда. Как утверждал председатель коммуны, дни потекли нерадостные. Распалась коммуна на мелкие кусочки, т.е. на крестьянские хозяйства. Жители посёлка вернулись к единоличному способу производства. Благо, что земли на каменских еланях плодородные, а руки охочи до работы.

Вскоре деревня обустроилась новыми пятистенными домами и надворными постройками».

Рабочие делились на 2 бригады, 70 соток – 2 трудодня. В 40-х годах молодёжи насчитывалось примерно 20 человек.

Работали добросовестно, а позволяли себе отдохнуть только тогда, когда надо было «отбить» косы, когда крутили сеялку» [2].

Ещё в деревне были ясли, т.к. было много маленьких детей (около 40 человек), в которых работали заведующая и 4 няни.

Но к всеобщему сожалению, и эта деревня, дорогая многим дедушкам и бабушкам, перестала существовать после укрупнения колхозов. Распалась деревня в 1970 году.



Дом Таболиных [10]. 1967 год



Казанка…

Казанка – это последняя из исчезнувших деревень.

Внимательно исследуя записи архива, сопоставляя архивные данные, мы пришли к выводу, что на месте Казанки (томской) на нашем «острове» находилось поселение Ново-Александровское, о котором в Томском архиве записано так: «Поселокъ Ново-Александровский расположенъ на безъимянномъ ключе. Имеется одно питейное заведенiе. Одна мелочная лавочка. Одна водяная мукомольная лавочка съ однимъ поставомъ мельница» [1]. А деревня Казанка (енисейская) находилась на противоположном берегу Чулыма. И когда старая Казанка (енисейская) исчезла, большинство её жителей переехали в Ново-Александровский, перевозя сюда свой скарб, семьи, перегоняя скот. А вместе со всем этим перетащили и название. Так вместо Ново-Александровского поселения появилась деревня Казанка (томская).

В Томском архиве упоминание о Казанке (томской) впервые встречается в записи 1911 года и исчезает упоминание о Ново-Александровском: «При р. Чулыме, имеется хлебозапасный магазинъ, винная и 2 мелочныхъ лавки» [1]. Итак, Казанка была расположена на берегу Чулыма. Это поселение было очень большое, сказалась близость к Кемеровской области, напротив Казанки, на другом берегу располагается деревня Чернышёво Тяжинского района.

В деревне находилась мельница. Крестьяне кроме сельского хозяйства шорничали, то есть делали сапоги, конскую сбрую. Здесь же на крутом берегу Чулыма находился и маяк. Этот факт доказывает, что Чулым был судоходной рекой, конечно, речь не идёт о крупных пароходах, но по воде можно было перевозить и товары, и людей, тем более что дороги оставляли желать лучшего.

Двухэтажное здание конторы конец 50-х годов [7].

Казанка было очень многолюдным поселением, здесь было несколько улиц, магазин, клуб,

начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт. Это была единственная деревня, в которой были построены двухэтажные деревянные дома. Но не удержалась на плаву и эта деревня, постепенно покинули и её жители. В 2005 году дома опустели. После этого кто-то поджёг осиротевшие постройки, и полыхнула Казанка, умирая во второй раз уже навсегда.





Ещё играют свадьбы… 1968 год [6].



Александровка…

Стоит Александровка ещё на нашем «острове», цепляется всеми корнями, старается во что бы то ни стало выжить, а может, для того чтобы сохранить память об ушедших…

Существует несколько легенд по поводу названия села. Первая гласит, что Александровка получила своё название по фамилии переселенца из Томской губернии Александровского в начале XIX столетия, другая версия – по названию церкви – церкви Александра Невского.

Первое официальное упоминание о поселении относится к 1859 году. Затем Александровка упоминается в записях 1899, 1904, 1911 годов [1].

Александровка была единственным селом на нашем «острове», здесь была церковь. До сих пор в центре села растут огромные ели, здесь и находилась церковь, похоронен последний священнослужитель.

Наверное, стоит вновь в нашем селе построить хотя бы часовенку, чтобы сохранить память об ушедших, усопших не только людях, но и деревнях.

Понятие памяти абстрактно, но она может быть выражена в конкретных делах. Так, память об исчезнувших деревнях – это не только эта исследовательская работа, но и экспозиция в нашем музее, а ещё проект «Большая память о малой Родине», который участвовал в конкурсе социальных проектов грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» в 2011 году. Руководителем которого была Мартынова И.В.

ВЫВОДЫ
Сложно делать выводы из такой работы. Но всё-таки мы пришли к следующему: одной из причин исчезновения деревень является закрытие школ, не все родители были согласны . чтобы их детей подвозили. Другая причина – укрупнение колхозов, при котором нет никакого дела до отдалённых деревень.

Но собранный материал является ресурсом для проведения уроков и классных часов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Списки населённых пунктов Томской губернии: Томский госархив

2. Тепляшин А.Ф. Откуда есть пошла земля Боготольская – г. Боготол, 1993. – 46с.

3. Гусев С. Д. Аргинская излучина – г. Красноярск, 1990. – 69 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 1999. – 940 с.

5. Даль В.И.

6. Семейный архив Маркушиной Л.Н.

7. Семейный архив Шотовой Л.М.

8. Семейный архив Муховиковой Г.А.

9. Альбом музейного фонда МОУ Александровская СОШ.

10. Семейный архив Уфимцевых.





Смотрите также:
«Энциклопедия ушедших деревень» Название секции форума Историческое краеведение
213.54kb.
1 стр.
Анализ работы секции "Краеведение" на XVI нпк школьников г. Пензы, 9 февраля 2012г
163.07kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности культурное направление кружок «Историческое краеведение» 1 класс
86.51kb.
1 стр.
Практический семинар «Библиотечное краеведение России: динамика последнего десятилетия»
87.03kb.
1 стр.
О книге «Кино Вологодчины» Татьяны Кануновой
59.48kb.
1 стр.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области»
675.96kb.
6 стр.
E3Forum. В рамках форума прошли две секции: «Экологическая архитектура и строительство городов мира»
21.4kb.
1 стр.
Программа: «Историческое краеведение и музееведение»
502.96kb.
4 стр.
Программа IV российско-абхазского делового форума
72.6kb.
1 стр.
Историческое краеведение
353.49kb.
1 стр.
Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской ученой архивной комиссии во второй половине XIX начале XX века
431.32kb.
3 стр.
Название секции обществознание (граждановедение)
319.22kb.
1 стр.