Главная
страница 1

Русская культура XIX вв..



Первая пол. XIX в.

Образование.

Александр I (1801-1825) создавал систему бессословного государственного образования.

При Николае I (1825-1855) - замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян: уездные училища - для детей купцов, ремесленников: гимназии - для дворян и детей чиновников. В университет можно было поступить, только окончив гимназию. Образование было платным.

В дворянской среде была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

1811 - открыт Царскосельский лицей. В лицее получили образование литераторы А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гире; министр народного просвещения Д.А. Толстой; публицист Н.Я. Данилевский

В XIX в. открылись университеты в Дерпте, Петербурге, Казани, Харькове, специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты и др.



В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования.

В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер - офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

1827 г - специальный указ о запрете обучения крепостных в средних и высших учебных заведениях.

1828 г -Устав низших и средних учебных заведений. Право обучения в гимназиях принадлежало лишь дворянским детям.

1832 г. - министр народного просвещения С. С. Уваров (теория официальной народности). «Православие, самодержавие, народность»

1835г. - ликвидация университетской автономии

В конце XVIII в. – пер.пол. XIX в. в России законодательно оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования.
Наука

Лобачевский - 1826, теория "неевклидовой геометрии".

1839 - Пулковская обсерватория.

1834 - Б. С. Якоби сконструировал электромоторы, работающие от гальванических батарей, 1839 - телеграф, соединяющий Петербург и Царское село.

Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. ПЛ. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф.

Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую ж/д на паровой тяге.

П. П. Аносов — открыл секрет булатной стали.

Н.И. Пирогов - провел операции под наркозом, использовал антисептические средства. (Крымская война)

Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — ор-

ганического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в тек-

стильной промышленности.



Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

При Московском университете было создано «Общество истории и древностей российских». В 1800 г. было опубликовано "Слово о полку Игореве"

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Рос-

сийского" Н.М. Карамзина.

В конце 40-х годов начал свои исследования С.М. Соловьев. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времен"

Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".

В пер. пол. .XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" появились многие частные газеты ("Северная пчела", "Литературная газета"

и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был

"Вестник Европы", основанный Н.М. Карамзиным.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В н. XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30-

40-е годы частное книгоиздательство А.Ф. Смирдина



1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные му-

зеи.

1831 г. - основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал

книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было

собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государ-

ству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки



1852 г. - коллекция произведений искусства в Эрмитаже

была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные, с конца

20-х годов XIX в., всероссийские промышленные и сельскохозяйствен-

ные выставки.

Географические открытия

1803 - 1806 гг. - первая кругосветная

экспедиция («Нева», «Надежда») под командованием

И.Ф. Крузенштерна (1770 - 1846) и Ю.Ф. Лисянского (1773 - 1837). Русские моряки совершили 40 кругосветных путешествий.

1819 – 1821гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен (1778 - 1852) и М.П. Лазарев (1788 - 1851) (корабли "Восток" и "Мирный") открытие Антарктиды (16 января 1820).

В. В. Головнин (1776 -1831) - неоднократно совершал кругосветные плавания, о них он написал несколько книг.

Г. И. Невельский (1813 - 1876) - открыл пролив между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин остров. Открыл устье Амура.

Ф.П. Литке (1797 - 1831) исследовал Северный ледовитый океан и Камчатку, открыл 12 островов. Основал Русское географическое общество.

О.Е. Коцебу - исследовал Северную Америку и Аляску. Россия продала Аляску в 1867.

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы.



Литература.

Именно расцвет литературы позволил определить пер-

вую половину XIX в. как "золотой век" русской культуры.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу

пришел поэт Г.РДержавин.

Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин ("Бедная Лиза").

События войны 1812г. способствовали появлению романтизма. Представители: В.А. Жуковский (баллады), К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский (декабристы).

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер-

ждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин.

(роман «Евгений Онегин»)

В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности всем ее многообразии, внимание к простому человеку

Большое значение для развития литературы имела деятельность

"толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные

записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 г.

его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантли-

вых писателей того времени - И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не-

красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.И. Герцена. Возникло новое явление для России - литературная критика.
1826 г - 1828 г- вводятся новые цензурные уставы. Устав1826 г получил название «чугунного» устава. Теперь цензор мог по своему усмотрению убирать из текста все, что ему казалось оскорбительным

для самодержавия и церкви.





Архитектура.
первой пол. XIX в. – поздний классицизм. Характерная черта - создание крупных ансамблей.


Петербург

Москва

А.Д. Захаров - Адмиралтейство.

Т. де Томон - здание Биржи и ростральные колонны


А.Н. Воронихин - Казанский

собор.


А.А. Монферран - Исаакиевскнй собор - самое высокое здание России того времени.

К.И. Росси - Сенат, Синод,

Александрийский театр ,Михайловский дворц.


Д.И. Жилярди - Манежная площадь со зданиями университета

О.И. Бове - Манеж (построен для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода

1813-1815 гг); Театральная площадь, здания Малого и Большого театров; Александровский сад.




В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью,

строгостью линий и форм начал сменяться "русско-византийским сти-

лем".


Москва

К.А. Тон – Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)



Живопись.

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский (портрет молодого А.С. Пушкина)

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. (портрет А.С. Пушкина,"Кружевница", "Портрет сына" и др.).

К.П. Брюллов - "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сю-

жет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов ("На пашне", "Захарка", "Утро помещицы")

П.А. Федотов ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.


Скульптура.

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры.

И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. По-

жарскому на Краcной площади.



А.А. Монферран - воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне1812 г.

Б.И. Орловский - памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге.

П.К. Клодт - четыре конных скульптурных группы на Аничковом мосту и конная статуя Николая I.

Ф.П. Толстой - серия барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.


Театр
По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям: Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.

Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве).

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы.

Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова.

Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

Талантливые артисты - В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов и другие — закладывали основы русской театральной школы.



Балет

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш-Дидло.

В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

На Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина


Музыка

Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка.Оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения

бытовые сюжеты и народные песенные мелодии (оперы "Русалка" и"Каменный гость"). Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера "Аскольдова могила").



Словарь

либретто (итал. libretto, буквально — книжечка), 1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название). 2) Литературный сценарий балета, пантомимы

обер – офицер -в российской армии и флоте наименование группы офицерских чинов от прапорщика до капитана (ротмистра, есаула, старшего лейтенанта) включительно.

разночинцы - выходцы из недворянских слоев

русско-византийский стиль - «русский стиль», псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. Псевдорусский стиль, условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2-й половины XIX в.,

устав - свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.






Смотрите также:
Первая пол. XIX в. Образование. Александр I
106.86kb.
1 стр.
Историографический обзор зарубежных урбанистических концепций II пол. XIX в. Нач. XXI вв
43.33kb.
1 стр.
Пол Гэллико. «Томасина» Пол Гэллико Томасина часть первая
1214.79kb.
19 стр.
31. Воспоминания, дневники и частная переписка XVIII – 1ой пол XIX в. Мемуарная
57.12kb.
1 стр.
Б. В. Личман. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века
7280.55kb.
69 стр.
Александр Васильевич Ступин
144.81kb.
1 стр.
«Губернатор Александр Николаевич Трубников»
58.94kb.
1 стр.
Написание сложных имен существительных 6 класс 1 четверть
18.9kb.
1 стр.
Первая ступень начальное общее образование
262.49kb.
1 стр.
К. А. Кузоро (Томск) Преподавание истории и обличения церковного раскола на миссионерских отделениях духовных академий и семинарий второй половины XIX −начала ХХ вв.
111.69kb.
1 стр.
Информация о научных руководителях
142.8kb.
1 стр.
Дидактические материалы по истории России XIX века. Убери лишнее
49.17kb.
1 стр.