Первая пол. XIX в.
Образование.
Александр I (1801-1825) создавал систему бессословного государственного образования.
При Николае I (1825-1855) - замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян: уездные училища - для детей купцов, ремесленников: гимназии - для дворян и детей чиновников. В университет можно было поступить, только окончив гимназию. Образование было платным.
В дворянской среде была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
1811 - открыт Царскосельский лицей. В лицее получили образование литераторы А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гире; министр народного просвещения Д.А. Толстой; публицист Н.Я. Данилевский
В XIX в. открылись университеты в Дерпте, Петербурге, Казани, Харькове, специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты и др.
В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования.
В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер - офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.
1827 г - специальный указ о запрете обучения крепостных в средних и высших учебных заведениях.
1828 г -Устав низших и средних учебных заведений. Право обучения в гимназиях принадлежало лишь дворянским детям.
1832 г. - министр народного просвещения С. С. Уваров (теория официальной народности). «Православие, самодержавие, народность»
1835г. - ликвидация университетской автономии
В конце XVIII в. – пер.пол. XIX в. в России законодательно оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования.
Наука
Лобачевский - 1826, теория "неевклидовой геометрии".
1839 - Пулковская обсерватория.
1834 - Б. С. Якоби сконструировал электромоторы, работающие от гальванических батарей, 1839 - телеграф, соединяющий Петербург и Царское село.
Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. ПЛ. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф.
Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую ж/д на паровой тяге.
П. П. Аносов — открыл секрет булатной стали.
Н.И. Пирогов - провел операции под наркозом, использовал антисептические средства. (Крымская война)
Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — ор-
ганического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в тек-
стильной промышленности.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.
При Московском университете было создано «Общество истории и древностей российских». В 1800 г. было опубликовано "Слово о полку Игореве"
В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Рос-
сийского" Н.М. Карамзина.
В конце 40-х годов начал свои исследования С.М. Соловьев. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времен"
Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".
В пер. пол. .XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" появились многие частные газеты ("Северная пчела", "Литературная газета"
и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был
"Вестник Европы", основанный Н.М. Карамзиным.
Особое значение для просвещения народа играло издание книг.
В н. XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30-
40-е годы частное книгоиздательство А.Ф. Смирдина
1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека
В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные му-
зеи.
1831 г. - основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал
книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было
собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государ-
ству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки
1852 г. - коллекция произведений искусства в Эрмитаже
была открыта для публичного доступа.
Распространению знаний способствовали также ежегодные, с конца
20-х годов XIX в., всероссийские промышленные и сельскохозяйствен-
ные выставки.
Географические открытия
1803 - 1806 гг. - первая кругосветная
экспедиция («Нева», «Надежда») под командованием
И.Ф. Крузенштерна (1770 - 1846) и Ю.Ф. Лисянского (1773 - 1837). Русские моряки совершили 40 кругосветных путешествий.
1819 – 1821гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен (1778 - 1852) и М.П. Лазарев (1788 - 1851) (корабли "Восток" и "Мирный") открытие Антарктиды (16 января 1820).
В. В. Головнин (1776 -1831) - неоднократно совершал кругосветные плавания, о них он написал несколько книг.
Г. И. Невельский (1813 - 1876) - открыл пролив между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин остров. Открыл устье Амура.
Ф.П. Литке (1797 - 1831) исследовал Северный ледовитый океан и Камчатку, открыл 12 островов. Основал Русское географическое общество.
О.Е. Коцебу - исследовал Северную Америку и Аляску. Россия продала Аляску в 1867.
Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы.
Литература.
Именно расцвет литературы позволил определить пер-
вую половину XIX в. как "золотой век" русской культуры.
На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу
пришел поэт Г.РДержавин.
Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин ("Бедная Лиза").
События войны 1812г. способствовали появлению романтизма. Представители: В.А. Жуковский (баллады), К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский (декабристы).
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер-
ждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин.
(роман «Евгений Онегин»)
В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности всем ее многообразии, внимание к простому человеку
Большое значение для развития литературы имела деятельность
"толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные
записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 г.
его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантли-
вых писателей того времени - И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не-
красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.И. Герцена. Возникло новое явление для России - литературная критика.
1826 г - 1828 г- вводятся новые цензурные уставы. Устав1826 г получил название «чугунного» устава. Теперь цензор мог по своему усмотрению убирать из текста все, что ему казалось оскорбительным
для самодержавия и церкви.
|
Архитектура.
первой пол. XIX в. – поздний классицизм. Характерная черта - создание крупных ансамблей.
Петербург
|
Москва
|
А.Д. Захаров - Адмиралтейство.
Т. де Томон - здание Биржи и ростральные колонны
А.Н. Воронихин - Казанский
собор.
А.А. Монферран - Исаакиевскнй собор - самое высокое здание России того времени.
К.И. Росси - Сенат, Синод,
Александрийский театр ,Михайловский дворц.
|
Д.И. Жилярди - Манежная площадь со зданиями университета
О.И. Бове - Манеж (построен для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода
1813-1815 гг); Театральная площадь, здания Малого и Большого театров; Александровский сад.
|
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью,
строгостью линий и форм начал сменяться "русско-византийским сти-
лем".
Москва
|
К.А. Тон – Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)
|
Живопись.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский (портрет молодого А.С. Пушкина)
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. (портрет А.С. Пушкина,"Кружевница", "Портрет сына" и др.).
К.П. Брюллов - "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сю-
жет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов ("На пашне", "Захарка", "Утро помещицы")
П.А. Федотов ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
Скульптура.
На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры.
И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. По-
жарскому на Краcной площади.
А.А. Монферран - воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне1812 г.
Б.И. Орловский - памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге.
П.К. Клодт - четыре конных скульптурных группы на Аничковом мосту и конная статуя Николая I.
Ф.П. Толстой - серия барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.
Театр
По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям: Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.
Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве).
Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы.
Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова.
Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".
Талантливые артисты - В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов и другие — закладывали основы русской театральной школы.
Балет
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш-Дидло.
В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.
На Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина
Музыка
Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка.Оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения
бытовые сюжеты и народные песенные мелодии (оперы "Русалка" и"Каменный гость"). Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера "Аскольдова могила").
|