Главная
страница 1страница 2страница 3
3.4. Основные направления бюджетной политики
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 11 июня 2008 г. №1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" с учетом положений:

Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах;

Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 (№ 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации");



Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

Основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации;

Бюджетного послания Губернатора Волгоградской области на 2013–2015 годы.


I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 ГОДУ

И В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА


Основные задачи, поставленные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2011 - 2012 годы, были нацелены на обеспечение социальной и экономической стабильности региона.

Качество бюджетной, налоговой и в целом финансовой политики во многом определяет поступательное, динамичное развитие любого региона.

Так, итоги 2011 года как в целом по России, так и в Волгоградской области свидетельствуют о стабильном и устойчивом развитии экономики региона.

Меры по обеспечению улучшения экономической ситуации и усилению социальной поддержки граждан, принятые Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Волгоградской области, привели к ощутимым положительным результатам.

Анализ бюджетной политики в 2011 году показал, что Волгоградская область остается социально стабильным регионом.

Основные экономические показатели свидетельствуют о восстановлении темпов развития области после международного финансового кризиса. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом выросли в сопоставимых ценах:

объем валового регионального продукта - на 5,1 процента (по оценке);

объем промышленной продукции - на 4,5 процента;

объем продукции сельского хозяйства - на 24,8 процента;

оборот розничной торговли - на 4,9 процента.

Внешнеэкономический оборот увеличился по сравнению с 2010 годом в 1,3 раза, при этом экспорт в полтора раза превышает импорт.

Позитивные изменения в экономике региона в 2011 году  стали той платформой, на которой формировалась и росла доходная часть консолидированного бюджета Волгоградской области. В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации на территории Волгоградской области составило 144 059,0 млн. рублей – 122,3% к уровню 2010 года.

В целях повышения жизненного уровня населения в 2011 году заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений повышалась дважды: с 1 июня 2011 г. на 6,5 процента и с 1 октября 2011 г. на 6,5 процента.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с 1 сентября 2011 г. проведено повышение заработной платы педагогическим работникам в целях достижения средней заработной платы учителей уровня средней заработной платы в экономике Волгоградской области, и повышение заработной платы медицинским работникам дошкольного и общего школьного образования.

Так, в государственных учреждениях общего образования повышение окладов педагогическим работникам составило 20 процентов, в муниципальных учреждениях общего образования 11 процентов, медицинским работникам должностные оклады увеличены на 50 процентов.

Помимо этого, в целях повышения уровня оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на условиях софинансирования с муниципальными образованиями проведено увеличение заработной платы педагогическим работникам дошкольного образования за счет средств областного бюджета с 1 сентября 2011 г. на 30 процентов, за счет средств муниципальных бюджетов проведено увеличение заработной платы прочих работников дошкольного образования на 20 процентов (за исключением педагогических и медицинских работников, которым проведено повышение оплаты труда с 1 сентября).

В 2011 году все обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы исполнены в полном объеме, всего за отчетный год направлено на выплату заработной платы  и начислений на нее в сумме 11938,2 млн. рублей или 17,9% объема расходов областного бюджета.

На сегодняшний день просроченная кредиторская задолженность по оплате труда с начислениями отсутствует.

В течение 2011 года и текущем периоде 2012 года особое внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов, при этом все меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, выполнены в полном объеме.

В 2011 году на меры социальной поддержки направлено 11504,8 млн. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета 2308,6 млн. рублей, за счет средств областного бюджета 9196,2 млн. рублей, в 2012 году предусмотрено – 13596,5 млн. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета 3485,2 млн. рублей, за счет средств областного бюджета 10111,3 млн. рублей. Из них на финансирование мер социальной поддержки в части обеспечения жильем отдельных категорий граждан в 2011 году направлено 1361,5 млн. рублей, из них 833,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в 2012 году запланировано 1854,3 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 1299,0 тыс. рублей.

Ежегодно возрастают расходы в областном бюджете на предоставление мер социальной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Волгоградской области. Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 №290-п значительно расширен перечень категорий граждан, которым предоставляются льготные лекарственные средства.

Начиная с 2010 года в областном бюджете предусмотрены расходы на долечивание работающих граждан, ранее оплачиваемые за счёт средств социального страхования.

В целях выполнения условий софинансирования реализации программы модернизации здравоохранения Волгоградской области за счёт средств областного бюджета в 2012 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 68,3 млн. рублей.

Cредства будут направлены на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, на повышение доступности амбулаторной помощи и внедрение стандартов оказания медицинской помощи, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца.

На внедрение стандартов оказания медицинской помощи детям с низкой массой тела бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году предусмотрено 110 млн. рублей.

Волгоградская область принимает участие в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". На данные цели за счёт средств областного бюджета в 2012 году предусмотрены ассигнования на софинансирование вышеуказанных мероприятий в сумме 343 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета предусмотрено 206,6 млн. рублей.

Продолжается реализация проекта модернизации региональных систем общего образования.

В рамках данного проекта предусмотрены расходы на приобретение оборудования (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного оборудования и инвентаря для общеобразовательных учреждений, компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудования для школьных столовых), пополнение фондов школьных библиотек, развитие школьной инфраструктуры (текущий и капитальный ремонт), модернизацию общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, повышение квалификации, профессиональную переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся.

Из федерального бюджета на данные цели Волгоградской области в 2012 году выделено 1 091,7 млн. рублей.

С целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Волгоградской области из областного бюджета предусмотрено выделение бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субсидий в сумме 162,0 млн. рублей на приобретение зданий, капитальный ремонт и приобретение оборудования для дошкольных и общеобразовательных учреждений.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство в части перераспределения расходных полномочий в областном бюджете на 2012 год за счет средств областного бюджета предусмотрены расходы:


  • на осуществление полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат);

  • на содержание 18 учреждений среднего профессионального образования, переданных с федерального бюджета на областной;

- на предоставление субвенций муниципальным образованиям в сфере здравоохранения (с 1 января 2012 года в ведение субъекта Российской Федерации переданы полномочия муниципальных образований по организации оказания на территории муниципального образования первичной медицинской помощи).

Отменено софинансирование из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации по содержанию ребёнка в семье опекуна и приёмной семье, оплате труда приёмного родителя и обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Бюджетные инвестиции Волгоградской области в первую очередь направлялись на строительство объектов в области здравоохранения, физкультуры и спорта, газификации населенных пунктов региона.

В 2011 году и начале 2012 года введены в эксплуатацию: 2-я очередь линии скоростного трамвая "Площадь Чекистов-Дендропарк" в городе Волгограде, 3 детских дошкольных учреждения, 2 школы, 2 роддома, 4 спортивных объекта, 1 клуб, 2 жилых дома, пожарное депо, 20 километров сетей водоснабжения, 400 километров газопроводов, 26 километров дорог.

Следует отметить, что формирование и исполнение областного бюджета происходило в условиях продолжающегося изменения нормативной и законодательной базы.

Так, в последние годы сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Удалось реализовать целый ряд бюджетных реформ, среди которых:

- реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Уточнение и развитие нормативной и методологической базы в части совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений расширили объемы прав и самостоятельность бюджетных учреждений, сохранив при этом объем услуг, оказываемых населению бесплатно.

- реализация Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В регионе дан старт работе 18 многофункциональных центров, на базе которых органами власти всех уровней населению оказывается 428 услуг. Информацию о более чем 3 тысячах услуг можно получать в электронном виде в сети Интернет.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы налоговая политика Волгоградской области в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности путем оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений, и введения патентной системы налогообложения.



Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • продолжение совершенствования мер государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности с целью создания эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

  • принятие в текущем году закона о введении с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения;

  • завершение мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости с целью последующего перехода на уплату налога на недвижимое имущество;

  • рассмотрение, с учетом изменения федерального законодательства, вопроса налогообложения объектов роскоши, в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество, а также рассмотрение возможности увеличения ставок транспортного налога;

  • рассмотрение и утверждение в текущем году результатов новой кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;

  • продолжение работы по оптимизации налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных законодательством Волгоградской области, с целью сокращения неэффективных налоговых льгот и освобождений;

  • продолжение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления в целях реализации комплекса мер по мобилизации дополнительных доходов в бюджет за счет снижения задолженности по налогам, снижения числа убыточных организаций, легализации налогоплательщиков и объектов налогообложения, совершенствования земельных и имущественных отношений, а также проведение последовательных совместных действий по ликвидации имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения;

  • рассмотрение предложений по реализации мероприятий, направленных на содействие юридическим и физическим лицам в ускорении сроков оформления прав собственности на имущество и земельные участки (создание дорожных карт);

  • проведение главными администраторами доходов адресной работы с плательщиками, имеющими задолженность по платежам в областной и местные бюджеты;

  • продолжение работы балансовой комиссии по определению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Волгоградской области и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Волгоградской области;

  • продолжение работы по отстаиванию на федеральном уровне законодательных инициатив, направленных на укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также позиции области в отношении отмены налоговых льгот, по региональным и местным налогам, представленных на федеральном уровне, либо компенсации выпадающих доходов бюджетов.

III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

НА 2013-2015 ГОДЫ
Бюджетная политика Волгоградской области как составная часть экономической политики региона должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата региона, достижение конкретных результатов.

Бюджет Волгоградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на стадию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита бюджета, создания условий для развития и модернизации экономики региона, повышения уровня и качества жизни населения.

Исходя из необходимости решения поставленных задач основными направлениями бюджетной политики на ближайшую трехлетнюю перспективу являются:

Первое. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Волгоградской области
Бюджетная политика в 2013 - 2015 годах должна быть главным образом направлена на дальнейшее развитие социальной и экономической стабильности региона, долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

Необходимо продолжить курс проведения бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости, подходить к планированию бюджетных ассигнований на основе безусловного исполнения действующих расходных обязательств и исключая необоснованное принятие новых расходных обязательств, сокращения дефицита бюджета, в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов.

Для обеспечения инвестиционного развития региона следует планировать и осуществлять заимствования, которые должны способствовать модернизации экономики, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности. При этом объемы заимствований Волгоградской области должны сохранить долговую нагрузку на бюджет региона на управляемом уровне.

При осуществлении долговой политики Волгоградской области необходимо исходить из безусловного поддержания рейтинга региона, как надежного заемщика, который основан на своевременном и полном выполнении всех принятых на себя долговых обязательств.

Отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам будет способствовать формированию позитивной кредитной истории Волгоградской области.

Долговая политика региона должна быть направлена на приоритетность привлечения финансовых средств фондового рынка на максимально благоприятных условиях с учетом изменяющейся конъюнктуры.

Основная задача бюджетного планирования состоит в увязке проводимой в регионе бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Губернатора Волгоградской области от 20.07.2012 г. №965-р осуществляются мероприятия по разработке Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2020 года с учетом мнений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, анкетного опроса населения, рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и с последующим проведением публичных слушаний по проекту Стратегии.

Необходимо понимать, что стратегия – это не просто документ (пусть и детальный), а определенная система. Во-первых, она является продуктом тщательного системного анализа среды, в которой будет действовать регион, включающего: анализ и характеристику социально-экономического положения Волгоградской области, конкурентных преимуществ и потенциала, выявленных проблем в развитии, SWOT-анализ, кластерный анализ. Во-вторых, та формализованная стратегия, которая вытекает из этого анализа, должна сочетать целый ряд элементов – в частности, разработку сценариев социально-экономического развития, определение целевого сценария, миссии, приоритетов, стратегических целей и задач, расчет показателей социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2020 года.

Необходимо произвести оценку качества бюджетного планирования и эффективности бюджетной политики, соответствие нормативной правовой базы целям эффективного исполнения, планирования и управления бюджетным процессом.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Волгоградской области. Целью работы по составлению бюджетной стратегии должна стать выработка процедур по повышению качества государственных и муниципальных услуг, эффективности использования бюджетных средств на средне- и долгосрочную перспективу.

В целях формирования оптимальной структуры расходов бюджета, ориентированной на стимулирование экономического и социального развития Волгоградской области предстоит, начиная с 2013 года, осуществлять формирование областного бюджета с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития.

Бюджет текущих расходов должен обеспечить бесперебойное, в полном объеме принятых расходных обязательств финансирование мер социальной поддержки, выплату заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, обслуживание государственного долга.

Иные текущие расходы могут быть установлены в рамках единого подхода ко всем отраслям.

Источником формирования бюджета развития, помимо собственных доходов областного бюджета, могут стать заемные средства, привлекаемые Волгоградской областью.

Залогом эффективного использования бюджета развития должны стать вариативность и конкурентность при распределении ресурсов.

Выбор направлений расходования средств бюджета развития необходимо основывать на принципах публичности, прозрачности и приоритетности поддержки проектов с разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области проектно-сметной документацией.

В рамках использования средств бюджета развития необходимо активно участвовать в реализации инвестиционных и инновационных инфраструктурных проектов с привлечением средств федерального бюджета, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных фондов.

При этом, распределение бюджета развития, должно быть ориентировано на территориальное развитие области по принципу зонирования региона, что позволит объединить усилия территорий по их совместному равномерному развитию с учетом местных особенностей и специализации.
Второе. Обеспечение условий для формирования и исполнения областного закона об областном бюджете в программном формате.
Внедрение программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов. Это обусловлено необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и желаемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования государственных финансов в России на протяжении последних десяти лет.

На практике данная идея означает, что должна быть сформирована система, позволяющая установить прямую зависимость между ожидаемыми результатами социально-экономического планирования и бюджетными показателями. Инструментарием в развитии программного планирования должен стать переход к формированию программного бюджета, то есть бюджета, структурированного по программному принципу.

Данный переход позволит планировать бюджетные ассигнования на выполнение конкретных целей и задач для достижения необходимых результатов, предусмотренных программами.

В этом контексте в сфере программно-целевого бюджетирования на первый план выходит именно формирование государственных программ как системы мероприятий, направленных на решение долгосрочных задач, а также проведение оценки приоритетности и эффективности бюджетных расходов с целью своевременного принятия соответствующих управленческих решений.

Интеграция в бюджетный процесс государственных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности, гибкости и результативности использования бюджетных средств, предусматривающая утверждение распределения бюджетных ассигнований законами о бюджетах по государственным программам, требует создания правовых оснований для формирования указанных программ.

Так Правительством Российской Федерации подготовлены комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Главной новацией этих поправок станет введение с 2014 года обязательного программного федерального бюджета. Регионы также с 2014 года смогут выбирать между традиционным и программным бюджетами.

Предстоящий трехлетний период также будет ознаменован реформой бюджетной классификации расходов, завершением чего должно стать переформатирование подходов к отражению бюджетных расходов.

В дальнейшем планируется постепенный переход к формированию и исполнению областного закона об областном бюджете в программном формате, в рамках которого потребуется провести доработку нормативно правовой базы, ликвидировать неэффективные целевые программы, внедрить механизм "конкуренции" за бюджетные средства, обеспечить автоматизацию процесса управления программным бюджетом.


следующая страница >>
Смотрите также:
3 Основные направления бюджетной политики основные направления
407kb.
3 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 2014 годов
1336.58kb.
21 стр.
Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
3840.29kb.
24 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского муниципального района на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
148.22kb.
1 стр.
Основные направления структурной перестройки регионального апк м. А. Абдулкадырова, Л. К. Махова, С. К. Шардан в
355.62kb.
2 стр.
Бюджетная политика в области доходов от налогов, сборов и платежей
76.64kb.
1 стр.
Отчет о работе в 2008 г. Основные направления работы
13.64kb.
1 стр.
Статья Основные понятия и термины Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и термины
99.58kb.
1 стр.
Почетные звания: Соросовский профессор Основные направления нир
8.07kb.
1 стр.
Основные направления государственной политики в области библиотечного дела на современном этапе
1398.98kb.
6 стр.
Методические указания по изучению темы в ходе изучения темы «Характеристика бюджетов различных уровней»
46.5kb.
1 стр.
-
923.91kb.
4 стр.