Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Автономное образовательное учреждение Тюменской области

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

Кафедра дошкольного и начального образования



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(для специалистов, сопровождающих и реализующих процессы внедрения и апробации ФГОС,

родителей, общественности)

Тюмень

2010


Автор - составитель: Квитова Лариса Федоровна, доцент, к.пед. н.

Рецензенты:



Методические рекомендации к организации образовательного процесса в первых классах Тюменской области в условиях апробации федеральных государственных стандартов начального общего образования. Для специалистов, сопровождающих процессы внедрения и апробации ФГОС начального общего образования, родителей, общественности. - Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – с.

Методические рекомендации адресованы специалистам, сопровождающим процесс апробации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, родителей, общественности и освещают вопросы начального этапа апробации: уровневый подход введения стандарта; процедуру написания основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочих программ по предметам, авторских программ дополнительного образования; создание условий для успешной адаптации первоклассников; требования к педагогам; направленность уже начального этапа апробации на конечный результат; оценку эффективности апробации посредством мониторинга показателей здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и предоставление публичного отчета для широкого круга общественности.



ОГЛАВЛЕНИЕ
Организация процесса апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Тюменской области. Направленность на результат……………………
Требования к структуре и содержанию основной образовательной программы образовательного учреждения в условиях перехода на ФГОС второго поколения………………………………………………..
Методические рекомендации к разделам основной образовательной программы образовательного учреждения с учетом особенностей региона.……………………………………………………………………..

Рекомендации к разделу 3 – «Учебный план начального общего образования»…………………………..

Методические рекомендации к разделу 4 – «Внеурочная деятельность»…………………………………………..

Методические рекомендации к разделу 6 – «Программы отдельных учебных предметов и курсов»..
Методические рекомендации по созданию условий реализации основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………..
Подготовка педагогических кадров – важнейший фактор результативности апробации ФГОС …………
Методические рекомендации по подготовке публичного отчета (доклада) как средству информирования общественности о результатах апробации ФГОС…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………………………………………………..

Приложение 1. Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные подходы…………………………………………………………………………………………

Приложение 2. Модель сетевого взаимодействия регионального центра по апробации ФГОС с пилотными площадками………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 3. План семинаров для школ – пилотных площадок……………………………………………………………..

Приложение 4. План работы консультационного пункта по сопровождению школ – пилотных площадок по апробации ФГОС начального общего образования………………………………………………………………………………………………

Приложение 5. План организации мероприятий по внедрению ФГОС начального общего образования на базе пилотной муниципальной площадки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г.Тобольска в 2010-2011 уч.г………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Приложение 6. Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся……………………………………….

Приложение 7. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов…………….

Приложение 8. План организации внеурочной деятельности первоклассников на основе модели №5 в МОУ «Маслянская СОШ» Сладковского района…………………………………………………………………………………………..

Приложение 9. План организации внеурочной деятельности первоклассников на основе модели №5 в МОУ «Викуловская СОШ №1»

Приложение 10. Рекомендации по рецензированию авторской программы…………………………………………………..

Приложение 11. «Мир открытий». Программа развития познавательных способностей детей 6-7 лет………………..

Приложение 12. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования………………………………………………………………………………………………………………………………..

Приложение 13. Правила оформления списка использованной литературы………………………………………………….

Приложение 14. Рабочая образовательная программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс ………………………………..

Приложение 15. Психологические и возрастные особенностей детей седьмого года жизни……………………………………….

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АПРОБАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ
Современная социально-экономическая ситуация в российском начальном общем образовании характеризуется переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Этот процесс обеспечивается нормативным документом «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные подходы», полный текст которого мы приводим в Приложении 1.

ФГОС начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС начального общего образования:


  • является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  • включает в себя требования:

– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

–  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;


  • является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, но внедрение его в массовую практику образования предполагается через апробацию. Апробация ФГОС является составной частью программы внедрения федеральных государственных стандартов общего образования и призвана технологически обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень её функционирования. Поэтому и на юге Тюменской области с 1.09. 2010 г. тридцать одна школа (72 учителя начальных классов) начнут апробацию ФГОС второго поколения.

Решение об открытии на базе той или иной школы пилотной площадки по апробации новых стандартов было принято муниципальными органами управления образованием на основе анализа всех структурных элементов образовательного учреждения, необходимых для успешного внедрения ФГОС:



    • материально-технической базы;

    • кадрового обеспечения;

    • научно-методического обеспечения.

Приказом департамента образования и науки Тюменской области от 21 апреля 2010 г. (№408 а/од) «Об апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в 2010 году» утверждены пилотные площадки, участвующие в апробации ФГОС в 2010-2011 учебном году:

Таблица 1



Перечень пилотных площадок по апробации ФГОС второго поколения

п\п

Район\город

ОУ

Кол-во педагогов

Кол-во детей

(прогноз)

1

Абатский

МОУ Абатская СОШ №1

2

38

2

Армизонский

МОУ Армизонская СОШ

1

20

3

Аромашевский

МОУ Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д.Кармацкого

3

75

4

Бердюжский

МОУ СОШ с.Бердюжье

1

20

5

Вагайский

МОУ Вагайская СОШ

1

20

6

Викуловский

МОУ Викуловская СОШ №1

2

50

7

Голышмановский

МОУ Голышмановская СОШ №1

1

25

8

Заводоуковский

МОУ Заводоуковская СОШ №1

3

75

9

Исетский

МОУ Исетская СОШ №1

1

25

10

Ишимский

Стрехнинская начальная школа – детский сад – отделение МОУ Стрехнинская СОШ

3

65

11

Казанский

МОУ Казанская СОШ

2

45

12

Нижнетавдинский

МОУ Нижнетавдинская СОШ

4

85

13

Омутинский

МОУ Ситниковская СОШ

1

20

14

Сладковский

МОУ Маслянская СОШ

1

25

15

Сорокинский

МОУ Сорокинская СОШ №2

1

21

16

Тобольский

МОУ СОШ с.Байкалово

1

22

17

Тюменский

МОУ Винзилинская НОШ №1

3

75

18

Уватский

МОУ Туртасская СОШ

2

60

МОУ Уватская СОШ







19

Упоровский

МОУ Упоровская СОШ

1

25

20

Юргинский

МОУ Юргинская СОШ №1

1

20

21

Ялуторовский

МОУ Беркутская СОШ

1

18

22

Ярковский

МОУ Ярковская СОШ

2

45

23

Г.Тюмень

МОУ гимназия №12

4

100

МОУ Лицей №34

5

125

МОУ лицей №81

4

100

МОУ СОШ №88

5

125

МОУ СОШ №91

3

75

24

Г.Тобольск

МОУ СОШ №16

3

75

25

Г.Ишим

МОУ СОШ №8

4

101

26

Г.Ялуторовск

МОУ СОШ им. Декабристов

3

75

Апробация стандартов имеет целью разработать нормативно-организационные, научно-методические материалы, необходимые для внедрения ФГОС второго поколения в массовую образовательную практику региона.

Единым координирующим центром является региональный центр по апробации ФГОС на базе Автономного образовательного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» (ТОГИРРО), кафедры дошкольного и начального образования (ДиНО). Задачами регионального центра по апробации ФГОС являются:

- реализация регионального сетевого план-графика апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в Тюменской области;

- организационно-методическое сопровождение участников апробации;

- создание пакета организационно-методических материалов;

- координация всей проводимой работы по апробации стандартов;

- создание баз данных об условиях и ресурсном обеспечении стандартов в Тюменской области;

- мониторинг реализации стандарта и коррекция в процессе апробации;

- информационное обеспечение;

- подготовка отчетных данных.

Координация деятельности плотных площадок обеспечивается моделью сетевого взаимодействия (Приложение 2). Все пилотные площадки распределены на группы – «сетевые объединения»:



  1. Ишимская зона: Ишимская СОШ №8, Абатская СОШ №1, Бердюжская СОШ, Казанская СОШ, Стрехнинская СОШ Ишимского района, Сорокинская СОШ №2, Маслянская СОШ Сладковского района, Викуловская СОШ №1.

  2. Голышмановская зона: Голышмановская СОШ №1, Армизонская СОШ, Ситниковская СОШ, Аромашевская СОШ, Юргинская СОШ;

  3. Ялуторовская зона: МОУ СОШ им. Декабристов г.Ялуторовска, Беркутская СОШ Ялуторовского р-на, Заводоуковская СОШ №1, Исетская СОШ №1, Упоровская СОШ;

  4. Тюменская зона: г. Тюмень (5 школ: гимназия №12, лицеи №№34,81, СОШ №88, 91), Винзилинская НОШ №1 Тюменского района, Ярковская СОШ;

  5. Тобольская зона: СОШ №16 г.Тобольска, Вагайская СОШ, Туртасская СОШ, Байкаловская СОШ Тобольского района, Уватская СОШ

В каждом сетевом объединении выделяется ведущая школа, на базе которой могут проходить общие заседания по решению проблемных вопросов апробации. (Ведущие школы выделены в сетевом объединении жирным курсивом). В г. Тюмени организацией апробации ФГОС занимается городской информационно-методический центр (ГИМЦ), который взаимодействует с пилотными площадками сетевого объединения согласно собственному плану работы. Это была идея специалистов ГИМЦ, которая, на наш взгляд, может быть успешно использована и другими ведущими площадками сетевых объединений. Наличие территориального плана сетевого взаимодействия положительно скажется на организации работы сетевого взаимодействия и на результативности и качестве апробации ФГОС.

Механизм организации и достижения результативности взаимодействия предполагается следующий:



  1. Специалисты регионального центра (ТОГИРРО) проводят обучающие семинары по плану кафедры (Приложение 3) на базе ведущих площадок. По результатам семинара принимаются решения.

  2. Представители пилотных площадок (учителя начальных классов) внедряют решения в практику работы, рефлексируют, выносят предложения, готовят семинар для всех учителей будущих первых классов.

  3. Пилотная площадка проводит семинар для учителей начальных классов своего района.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. Поэтому при кафедре дошкольного и начального образования ТОГИРРО создан Консультационный пункт, составлен план-график консультаций, определена их тематика (Приложение 4). Формы консультаций: очная, через видеоконференцсвязь, по телефону. Режим консультаций – 2-ая и 3-ья пятница каждого месяца; время согласуется по предварительной записи.

Согласно документу «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные подходы» (Приложение 1) для обеспечения введения ФГОС начального общего образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:



  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;

  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;

  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии с федеральным планом – графиком, который подробно прописан в материалах Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Москва, 2010). На основе федерального плана – графика разрабатываются региональные.

Так, приказом департамента образования и науки Тюменской области от 21 апреля 2010 г. (№408 а/од) «Об апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в 2010 году» утвержден Сетевой план - график введения ФГОС в Тюменской области.

Таблица 2

Сетевой план-график апробации ФГОС

п\п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные исполнители

1

Анализ уровня готовности школ к переходу на ФГОС начального образования

Февраль - март

ДОН, ТОГИРРО

2

Определение школ-пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования в 2010-2011 учебном году

март

ДОН, ТОГИРРО

3

Утверждение департаментом образования и науки Тюменской области пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования

Апрель

ДОН

4

Создание консультационного пункта по сопровождению работы школ-пилотных площадок

апрель

ТОГИРРО

5

Разработка и внедрение механизма апробации ФГОС начального образования школами-пилотными площадками:

- подбор УМК, образовательных программ с учетом специфики учреждений;

- выбор вариантов режима работы, моделей внеурочной деятельности;

- формирование системы оценки качества освоения стандартов.



Разработка – апрель – май
Внедрение –

с сентября 2010 года



ДОН, ТОГИРРО

6

Подготовка примерного учебного плана для школ – пилотных площадок и методических рекомендаций по его реализации;

апрель

ДОН, ТОГИРРО

7

Разработка моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности во второй половине дня

май

ДОН, ТОГИРРО, МОУО, ОУ

8

Разработка и внедрение механизмов учета внеучебных достижений и оценки уровня воспитанности обучающихся

Август - декабрь

ДОН, ТОГИРРО, МОУО, ОУ

9

Разработка мониторинга эффективности работы школ – пилотных площадок и форм публичной отчетности

май

ТОГИРРО

10

Ведение мониторинга эффективности работы школ-пилотных площадок по введению ФГОС начального образования, анализ полученных результатов, корректировка деятельности школ, педагогов.

Ежеквартально, до 20 числа текущего месяца квартала

ДОН, ТОГИРРО, МОУО

11

Повышение квалификации учителей начальных классов, администрации ОУ, специалистов органов управления образованием по вопросам перехода школ на ФГОС начального образования согласно графику курсовой подготовки

ежемесячно

ДОН, ТОГИРРО, МОУО

12

Обеспечение:

-организационной поддержки и осуществления контроля за деятельностью школ - пилотных площадок;

- постоянного информационного и научно-методического сопровождения


В течение года

ДОН, ТОГИРРО, МОУО

13

Внесение изменений в содержание контрольных работ и формат проведения региональной оценки качества в соответствии с требованиями новых ФГОС

октябрь

ДОН, ТОГИРРО

14

Формирование рекомендаций по переходу на новые ФГОС начального образования в 2011-2012 учебном году всех школ области

Март – май

2011


(по итогам работы в 2010 году)

ДОН, ТОГИРРО

15

Широкое информирование общественности через средства массовой информации о целях и задачах введения ФГОС

постоянно

ДОН, ТОГИРРО

16

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС

В течение года

ДОН, ТОГИРРО

17

Организация публичной отчетности школ о ходе и результатах введения ФГОС

постоянно

ДОН, МОУО

Список сокращений:

ДОН – департамент образования и науки Тюменской области;

ТОГИРРО – Тюменский областной государственный институт развития регионального образования;

МОУО – муниципальные органы управления образованием;

ОУ – образовательные учреждения.
На основе регионального план-графика апробации ФГОС второго поколения муниципальными органами управления были созданы план – графики в своих территориях. Приведем пример плана-графика по апробации ФГОС в г.Тобольске (Приложение 5).

Из регионального и муниципальных план-графиков апробации ФГОС второго поколения можно вычленить задачи апробации ФГОС на институциональном (уровень образовательного учреждения) уровне:



  1. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы (к концу апробации).

  2. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.).

  3. Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении.

  4. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.

  5. Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

  6. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме»).

  7. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования.

  8. Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.

  9. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования.

  10. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.

  11. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС.

  12. Разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования.

  13. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593).

  14. Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

  15. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования.

16.Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)

Основным предметом забот пилотных школ должна стать основная образовательная программа ступени начального образования (ООП НОО), так как именно она становится в новом Стандарте объектом стандартизации.




ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В любом образовательном учреждении Тюменской области уже есть образовательная программа. Во всяком случае, должна быть, т.к. наличие этого документа в образовательном учреждении регламентируется Законом РФ «Об образовании»:

- Статья 14 п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утвержденной и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

- Статья 14 п.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

- Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.

- Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

- Статья 55 п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

Образовательная программа – нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса.

До введения ФГОС второго поколения в основном общем образовании отсутствовали примерные программы, поэтому образовательным учреждениям рекомендовалась структура основных образовательных программ, которая предполагала разделы:



  1. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.

  2. Аналитическое обоснование программы.

    1. Здоровье детей.

    2. Обученность школьников (оценка уровня обученности с позиции образовательных стандартов).

    3. Познавательный интерес учащихся, его устойчивость и динамика.

    4. Уровень развития общеучебных умений и навыков.

    5. Воспитанность школьников.

    6. Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы.

    7. Удовлетворение образовательных потребностей школьников и социального заказа их родителей.

  3. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению.

    1. Характеристика научных подходов к решению проблем по каждому направлению анализа.

    2. Характеристика с учетом фактического состояния образования практических подходов к решению задач:

  • формирование общей культуры личности,

  • адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    1. Образовательные уровни и их основные характеристики.

  1. Учебный план школы.

    1. Общая характеристика учебного плана. Объяснительная записка, характеризующая особенности школьного компонента и дополнительного образования.

    2. Возможные направления интеграции учебных образовательных программ по различным областям знаний.

    3. Особенности школьного дополнительного образования по отдельным учебным предметам (в форме таблицы).

      1. Предметы базисного учебного плана.

      2. Классы.

      3. Предметы школьного компонента.

      4. Дополнительное образование (спецкурсы, кружки и т.п.)

      5. Методическое обеспечение (учебники, учебно-методические пособия и комплекты с указанием авторов).

      6. Доминирующие формы организации обучения и воспитания.

      7. Прогнозируемый педагогический результат.

5. Мониторинг общего образования.

    1. Система оценки, контроля и учета знаний школьников.

    2. Система тестирования и диагностики развития личности.

    3. Тесты и диагностические методики определения уровня обученности учащихся.

    4. Тесты и диагностические методики определения уровня воспитанности учащихся.

    5. Психолого - диагностические методики определения уровня развития психических качеств личности.

6. Управление реализацией программы.

6.1. Кадровое обеспечение выполнения программы.

6.2. Методическое обеспечение выполнения программы.

6.3. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы.

Но в условиях перехода на ФГОС второго поколения разработаны Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения и Примерные учебные программы по предметам. Поэтому теперь при написании программ необходимо учитывать ст. 29 Закона РФ «Об образовании»: «Основная образовательная программа ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов».

В апробации ФГОС в 2010-2011 учебном году участвуют только первые классы начальных школ, поэтому нет необходимости пока менять прежнюю образовательную программу всей школы. Новая основная образовательная программа создается только на 1-ый класс. На протяжении всего учебного года она будет корректироваться и доводиться до совершенства. Это цель апробации. Поэтому новую образовательную программу можно оформить в виде Приложения к уже существующей с указанием типа: «В 2010-2011 учебном году первые классы школы приступают к апробации ФГОС второго поколения. Этот процесс обеспечивается новым вариантом основной образовательной программы, который представлен в качестве Приложения».

Во ФГОС начального общего образования предъявляются требования к структуре основной образовательной программы образовательного учреждения. Полный текст документа не приводится в данной публикации, но его наличие в образовательном учреждении – обязательное условие начала апробации. Для широкого круга педагогической и родительской общественности текст ФГОС приводится на сайте ТОГИРРО («Кафедра дошкольного и начального образования», «Апробируем ФГОС второго поколения»). Рекомендации по технологии написания образовательной программы для школ-пилотных площадок дадим на основании главы 3 из этого документа.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации к организации образовательного процесса в первых классах тюменской области в условиях апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
1042.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в 1-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области
143.48kb.
1 стр.
Сборник продуктивных педагогических идей по итогам реализации федеральных государственных образовательных
1733.01kb.
8 стр.
Апробация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (фгос ноо) на базе школы №35 г. Таганрога
83.04kb.
1 стр.
План действий по модернизации общего образования в мкоу «Хебдинской средней общеобразовательной школы» на период 2011-2015 годов
50.55kb.
1 стр.
И. В. Морев Л. А. Корнеева 23 августа 2012г. План работы
297.97kb.
1 стр.
Л. Г. Чеботарь Перегонцева Татьяна Валерьевна
352.51kb.
1 стр.
Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования
347.76kb.
1 стр.
Реализация Стандарта православного компонента общего образования в Православной гимназии Калининградской Епархии
99.61kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
136.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования
239.93kb.
1 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.