Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


2. Разработка курса «Инженерия знаний»

2.1. Анализ требований к содержанию курса с учётом заявленной цели


Исследуя проблему представления за небольшое количество часов будущим учителям информатики темы «Инженерия знаний», необходимо иметь в виду цель такого изучения. Этот раздел можно считать очень важным именно для будущих учителей информатики по следующим причинам. С одной стороны учитель должен знать, как могут быть структурированы и представлены в формальном виде знания, которые мы традиционно привыкли видеть представленными в виде текстов на естественном языке, или в виде знаний, умений и навыков конкретных людей. С другой стороны особенно важно будет для будущего учителя познакомиться с методами извлечения знаний из эксперта альтернативные педагогическим методам «извлечения знаний из учащегося». Всё это позволит будущему учителю с одной стороны углубить своё понимание в области формирования и приобретения знаний обучаемым, а с другой – даст ему возможность расширить свой педагогический арсенал приёмами выявления и структуризации знаний, применяемыми в инженерии знаний.

Поэтому необходимо разработать курс по выбору по теме «Инженерия знаний» такой, что его изучение позволит обучающимся по специальности «учитель информатики» получить адекватное представление о современном состоянии данного раздела информатики. При этом необходимо избежать излишних технических подробностей.



2.2. Содержание курса

Изучая построение курса, выделим темы, подлежащие изучению.

Во-первых, необходимо рассмотреть основы инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем.

Далее необходимо рассмотреть теоретические аспекты извлечения знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект.

Следующая тема – когнитивная психология в инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти.

Основные темы курса начинаются с темы «методы извлечения знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы.

Далее идёт тема «методология структурирования знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования.

Следующая тема – машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний.



2.3. Тематическое планирование и рабочая программа курса

Цель и задачи курса

Цель – дать студентам систематическое представление о возможностях современных методов извлечения и представления знаний для ориентирования в современных информационных технологиях, и проведения аналогий с приобретением знаний у учащихся. Задача – дать студентам умения работы со знаниями, их извлечения и структуризации.



Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны:



  • Иметь представление о современных методах извлечения знаний

  • Иметь практические умения работы со знаниями

  • Иметь умения извлекать знания из экспертов и текстов

  • Уметь организовать процесс извлечения знаний различными способами



Учебный план




Тема

Содержание

Часов

Лекций

Практических

1

основы инженерии знаний

данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем

2

2

2

модели представления знаний

семантические сети, фреймы, логические представления, продукции

2

2

3

теоретические аспекты извлечения знаний

стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект

2

2

4

когнитивная психология в инженерии знаний

основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти

2

2

5

методы извлечения знаний

классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы

2

2

6

методология структурирования знаний

поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования

2

2

7

машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний

автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний

2

2










14

14







Всего часов

28

Всего курсом предусматривается 14 часов лекций, 14 часов практических занятий, и 54 часа самостоятельной работы.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
В настоящее время курс «Основы искусственного интеллекта» является базовым при подготовке учителей информатики по специальности 030100. 00 информатика
788.06kb.
6 стр.
Программа собеседования по информатике (специальность 030100 «Информатика», заочная форма обучения) кызыл 20
71.65kb.
1 стр.
Теоретические основы информатики Содержание тестовых материалов Информатика и математика 2 курс агпа
209.72kb.
1 стр.
Творцы искусственного интеллекта
16.15kb.
1 стр.
Курс «Основы кибернетики» для студентов специализации 01. 02. 09. 01
83.88kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Лингвистические основы информатики» для специальности прикладная информатика в юриспруденции (351400)
78.73kb.
1 стр.
Учебно-методические постулаты и преподавание философии искусственного интеллекта
29.76kb.
1 стр.
Программа дисциплины Системы искусственного интеллекта  Для направления 230100 «Информатика и вычислительная техника»
130.76kb.
1 стр.
Исследование бессознательного для построения систем искусственного интеллекта
1203.11kb.
9 стр.
Основы генетики Наймушина Евгения Владимировна
24.59kb.
1 стр.
Информатика является одной из наиболее быстро и динамично разви-вающихся научных дисциплин
434.07kb.
7 стр.
Отделение общественных наук ран научный совет ран по методологии искусственного интеллекта
298.81kb.
1 стр.