Главная
страница 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к индивидуальному учебному плану

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы

средней общеобразовательной школы № 396

на 2012/2013 учебный год

Учебный план является нормативным документом определяющим распределение учебного времени, отводимого на различные образовательные области по базовому (инвариантному) компоненту и компоненту образовательного учреждения (вариантному), максимальный объем обязательной нагрузки учащихся, а также нормы финансирования.



Нормативно – правовой основой формирования учебного план является:

- Закон «Об образовании» (п.1-2 статьи 15);

- Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. №14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями;

- Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919);

- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 г. № 189;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;

- Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

- Федеральный региональный базисный учебный план (Приказ Департамента образования города Москвы от 4 мая 2011 г. №327 «Об утверждении новой редакции Московского базисного учебного плана» от 11.05.2010 г. № 958, изменения в федеральный базисный учебный план, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 30 августа 2010 г. № 889) с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального общего образования, в основе которой лежит традиционная образовательная система. Обучение ведется по УМК «Школа России»;

- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» от 01 февраля 2012 г. №74;

- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 26 ноября 2010 г. №1241 «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;

- Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. №1312»;

- Приказ ДО города Москвы от 9 сентября 2010 г. №1341;

- Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ «О внесение изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» от 31 января 2012 г. №69;

- Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» с Приложениями №1, №2.

Приоритетным направлением школы является создание условий развивающей образовательной среды.

Необходимым условием достижения нового современного качества образования являются:

- формирование универсальных учебных действий обучающихся;

- достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся;

- усиление роли информационно – коммуникативных технологий, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся в современном информационном обществе.

Школа реализует различные образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные), которые включают начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование; дополнительное образование следующих направленностей: художественно-эстетическая, спортивная, научно-техническая.

При составлении учебного плана учитывался ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на каждой ступени школьного образования.

Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной ориентации обучающихся.

Учебный план определяет:



  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального и Московского базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований для государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

  • распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • показатели финансирования (в часах);

  • максимальный объем домашних заданий.

Учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной учебной недели.

Учебный план предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели; 2-4 классы – не менее 34 учебных недель; 5-9 классы – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период); 10-11 классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

Продолжительность урока для 1 класса не должна превышать 40 минут (п.п 10.9. -10.10. Сан Пин 2.4.2. 2821-10), число уроков в день в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 45 минут каждый. С целью реализации « ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 и Методического письма Министерства образования РФ от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» и Дополнения к этому письму от 20.04.2001 г. №408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», обеспечивается организация адаптивного периода.

В соответствии с п.п. 10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральным базисным учебным планом продолжительность урока для 2-4 классов 45 минут и для 5-11 классов – 45 минут.

В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п. 10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10) с целью предупреждения перегрузки учащихся максимальный объем домашних заданий (час/день) устанавливается в следующих пределах:

в 1 классе – без домашнего задания;

во 2-3 классах – до 1,5 ч;

в 4-5 классах – до 2 ч;

в 6-8 классах – до 2,5 ч;

в 9-11 классах – до 3,5 ч.

В соответствии с п. 10.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 урока и 1 день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для 2-4 классов – не более 5 уроков;

- для 5-6 классов – не более 6 уроков;

- для 7-11 классов – не более 7 уроков при 5-дневной учебной неделе.

Нагрузка на одного ученика 1-4 классов составляет:

- 1а, 1б – 21 час;

- 2а, 3а, 3б, 4а, 4б – 23 часа.

Нагрузка на одного ученика 5-9 классов составляет:

- 5а, 5б – 29 часов;

- 6а – 30 часов;

- 7а – 32 часа;

- 8а, 8б, 9а – 33 часа.

Нагрузка на одного ученика 10-11 классов составляет:

- 10а – 34 часа;

- 11а – 33 часа.

При этом учитываются психофизиологические особенности обучающихся, и ведется суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день (сумма всех устных и письменных заданий, их объем и степень сложности с учетом особенностей учащихся каждого класса).

Обучение ведется по триместровой системе организации образовательного процесса, аттестация учащихся производится со второго класса по итогам триместров по пятибалльной системе оценок. В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания; во 2-ом классе отметки ставятся в 1-м триместре только после того, как закончится повторение изученного в 1-ом классе.

Учитывая рекомендации Минобразования РФ от 03.10.2003 г. № 13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» начальная школа в 2007-2008 уч. году перешла на зачетную форму оценивания достижений младших школьников по ИЗО, музыке и физической культуре.

Распределение числа часов между различными предметами соответствует рекомендациям базисного учебного плана. Номенклатура обязательных предметов и базовое количество часов на обязательные предметы сохраняется.

Индивидуальный учебный план ГБОУ СОШ №396 обеспечивает преемственность с учебным планом образовательного учреждения 2011/2012 учебного года.

Индивидуальный учебный план школы №396 состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (компонент образовательного учреждения).

Индивидуальному плану присущ определенный механизм саморазвития, позволяющий моделировать содержание образования, технологии обучения, воспитания и развития учащихся. Это достигается за счет четкого соблюдения на всех этапах обучения базового компонента, нацеленного на личностно-ориентированное обучение и использование часов школьного компонента на углубление знаний учащихся и их развитие.

Содержание индивидуального учебного плана отражает цели и задачи образовательной программы, ориентированной на выполнение базового компонента и разработку компонента образовательного учреждения, соответствующего удовлетворению интересов и потребностей учащихся, реализующей идею развития личности.

На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования.

Спецификой индивидуального учебного плана школы №396 является поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов; поддержка освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах; модернизация математического образования в направлении развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов, преподавание теории вероятностей и статистики как предмета интегрированного изучения в 7-9 классах; особая роль информатики и ИКТ в условиях школы: предмет информатика и ИКТ ведется с 5 по 11 класс.
Начальное общее образование

Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы религиозных культур и светской этики.

В начальной школе основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, по овладению учащимися устойчивой речевой и математической грамотностью, на воспитание культуры речи, общения, на расширение представлений об окружающем мире, на разностороннее и гармоничное развитие младших школьников.

Образовательная область «Филология» в базовом компоненте предусматривает изучение русского языка, литературное чтение и английского языка. На изучение английского языка (2-4 класс) выделено по 2 часа в неделю. Количество часов базового компонента по базисному плану составляет:

1-классы-5 ч, 2-4 классы-7 часов.

В учебном плане школы количество часов, отводимых на эту образовательную область, составляет:

1 класс – 5 ч. (русский яз.- 3ч., лит. чтение - 2ч.)

2-4 классы-7 ч. (русский яз.- 3ч., лит. чтение - 2ч., англ. яз.- 2 ч.)

В области «Филология» ставятся следующие задачи:

- Формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

- Обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

- Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи).

- Усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка – наблюдения, сравнения, обобщение явлений языка.

Обучение направлено на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции. Из компонента школы на усиление изучения русского языка в 1-4 классах выделено по 1 часу, литературного чтения в 1-2 классах - по 2 часа; в 3-4 классах – по 1 часу. Обучение осуществляется по УМК «Школа России». «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Математика» М.И. Моро, «Родная речь» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.

Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма

(написание записки, адреса, письма).

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.



Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

В образовательную область «Математика» входят: математика; информатика: 1-4 классы - 4 часа. В учебном плане школы количество часов, отводимых на эту образовательную область, увеличено за счет часов школьного компонента и соответственно составляет:

1, 2, 4 классы - 4 часа (математика),

3 –е классы – 5 часов (математика)

1-2 классы - 1 час (информатика)

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Обучение математике способствует развитию коммуникативной компетентности общеинтеллектуальных способностей. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных умений, знаний и навыков, но и также формирование приемов умственной деятельности.

Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения математических разделов информатики. Эти разделы особенно важны в первом классе, где они могут играть роль пропедевтики изучения математики. В последующие годы они содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей.

Образовательная область «Окружающий мир» представлена предметом окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики

1-4 классы - 2 часа (окружающий мир),

4 класс – 1 час (основы религиозных культур и светской этики)

В 1-4-х классах вопросы безопасности жизнедеятельности включены в содержание утвержденного Минобразованием России курса, реализующего образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиене, а также необходимые навыки по гражданской обороне. Таким образом, в 1-4-х классах реализуется преподавание целостного интегрированного курса «Окружающий мир» («Окружающий мир» 1-4 классы - автор - А.А.Плешаков).

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого

эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Уроки предмета «Окружающий мир» должны развивать у детей способности:

- Вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и

явлениями окружающего мира;

- Проводить сравнение предметов с установлением их общих и отличительных признаков,

- Уметь планировать и вести рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;

- Усвоить навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формированию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Музыка» преподается по программе Кабалевского Д.Б. (автор Критская Е. Д.). Программа создана для массового музыкального образования и воспитания, формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры и опирается на принцип признания музыкального искусства, который позволяет ребенку через интонационно-образную природу музыки познать мир и самого себя в этом мире.

Учебный предмет «Музыка» изучается как самостоятельный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается как самостоятельный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-2 классах.

Учебный предмет «Технология» изучается как самостоятельный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю (1и 2 классы)

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Часы, отведенные на преподавание учебных предметов «Искусство» и «Технология» по решению образовательного учреждения использованы для преподавания интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»:

3-4 классы – 3 часа (изобразительное искусство и художественный труд)

Образовательная область «Физическая культура» представлена уроками физической культуры:

1-4 класс -2ч (физическая культура)

1-4 класс- 1ч (ритмика)

В соответствии с п. 10.20. СанПиН 2.4.2.2821-10 – для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки и заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

С 2011-2012 учебного года на преподавание предмета «Физкультура»

отводится дополнительный третий час из регионального компонента в 1-4 классах (пр. Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889). Содержание образования по физкультуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разработанными образовательным учреждением на основе ФГОС. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час

физической культуры, целесообразно учитывать состояние здоровья учащихся, показатели физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере культуры и спорта. Основным направлением развития физкультуры в школе является общеразвивающее направление, которое включает в себя общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам. Учитывая возрастные интересы учащихся нашей школы, третий час направлен на изучение предмета «Ритмика».

Содержание курса «Физическая культура» направлено на обеспечение двигательной потребности детей, на развитие координации движения, ориентировки в пространстве, улучшение эмоционального состояния.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. В оздоровительных целях двигательная активность слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий:

- Проведение физкультминуток на уроке;

- Проведение подвижных игр на переменах;

- Проведение внеклассных занятий и мероприятий;

- Проведение дней здоровья.

Двигательная активность учащихся начальной школы увеличивается за счет спортивных часов во второй половине дня дополнительного образования.

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в соответствии с требованиями ФГОС включает в себя также  внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня,  организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, распределились следующим образом:

1а, 1б классы – 7 часов (из них 1 ч в рамках ГПД)

- «Тропинка к своему Я» - 1 ч

(социальное направление)

- «Станем волшебниками»

(общекультурное, социальное, духовно-нравственное направления) -2 ч

- «Почемучки» - 1 ч

(духовно-нравственное)

- «Легоконструирование» - 1 ч

(общеинтеллектуальное)

- «Детская риторика» - 1 ч

(общекультурное направление)

- «Здоровейка»

(спортивно-оздоровительное направление) – 1 ч (в режиме работы ГПД)
2а класс - 4 часа (из них 1 ч в рамках ГПД)

- «Уроки речевого творчества» - 1 ч

(общекультурное)

- «Я исследователь»

(общеинтеллектуальное направление) – 1 ч

- «Здоровейка»

(спортивно-оздоровительное направление) – 1 ч (в режиме работы ГПД)

- «Станем волшебниками»

(общекультурное, социальное, духовно-нравственное направления) - 1 ч

Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей).

Время, отводимое на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Основное общее образование

Обязательные для изучения в основной школе предметы: русский язык, литература, английский язык, математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, природоведение, физика, химия, биология, технология, ОБЖ, МХК, физическая культура, ИЗО, музыка, черчение.

Образовательная область «Филология» в базовом компоненте предусматривает изучение русского языка, литературы и английского языка. В индивидуальном учебном плане школы количество часов, отводимых на данную образовательную область, увеличено за счет часов регионального компонента и составляет соответственно:

- 5а класс – 11 часов (русский язык 5 ч, литература 3 ч, английский язык 3 ч);

- 5б класс – 12 часов (русский язык 7 ч, литература 2 ч, английский язык 3 ч);

- 6а класс – 11 часов (русский язык 6 ч, литература 2 ч, английский язык 3 ч);

- 7а, 8а, 8б классы – 8 часов (русский язык 3ч, литература 2ч, английский язык 3ч);

- 9а класс – 8 часов (русский язык 2 ч, литература 3 ч, английский язык 3 ч).

В образовательную область «Математика» входят: математика, алгебра, теория вероятностей и статистика, геометрия, информатика и ИКТ. Увеличение часов данной образовательной области является результатом включения содержательных разделов «Теория вероятностей и статистика», введения курса информатики и ИКТ с 5 класса:

- 5а класс – 7 часов (математика 6 ч, информатика и ИКТ 1 ч);

- 5б, 6а классы – 6 часов (математика 5 ч, информатика и ИКТ 1 ч);

- 7а, 8а, 8б классы – 7 часов (алгебра, теория вероятностей и статистика 4 ч, геометрия 2 ч, информатика и ИКТ 1 ч);

- 9а класс – 8 часов (алгебра, теория вероятностей и статистика 4 ч, геометрия 2 ч, информатика и ИКТ 2 ч).

Образовательная область «Естествознание» представлена следующими предметами: природоведение, биология, география, физика, химия. В 6а классе количество часов увеличено за счет часов регионального компонента (в первом полугодии изучается 2 ч биологии и 1 ч географии, во втором полугодии – 1 ч биологии и 2 ч географии):

- 5а, 5б классы – 2 часа (природоведение 2 ч);

- 6а класс – 3 часа (биология 1,5 ч, география 1,5 ч);

- 7а класс – 6 часов (биология 2 ч, география 2 ч, физика 2 ч);

- 8а, 8б классы – 8 часов (биология 2 ч, география 2 ч, физика 2 ч, химия 2 ч);

- 9а класс – 6 часов (биология 2 ч, физика 2 ч, химия 2 ч).

Образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение следующих предметов: история, обществознание, география. Часы, отведенные на данную область, полностью соответствуют Федеральному базисному учебному плану:

- 5а, 5б классы – 2 часа (история 2 ч);

- 6а, 7а, 8а, 8б классы – 3 часа (история 2 ч, обществознание 1 ч);

- 9а класс – 5 часов (история 2 ч, обществознание 1 ч, география 2 ч).

Образовательная область «Физическая культура» включает в себя предмет физическая культура в 5-9 классах (3 ч в неделю), ОБЖ в 8а, 8б классах (1 ч в неделю), что полностью соответствует Федеральному базисному учебному плану.

В рамках образовательной области «Искусство» изучаются следующие предметы: музыка, изобразительное искусство, МХК (в содержание предмета МХК включены вопросы музыкальной культуры и изобразительного искусства). Часы, отведенные на данную область, полностью соответствуют Федеральному базисному учебному плану:

- 5а, 5б, 6а, 7а классы – 2 часа (музыка 1 ч, ИЗО 1 ч);

- 8а, 8б, 9а классы – 1 час (МХК 1 ч).

Образовательная область «Технология» включает преподавание предметов: технология, черчение. Черчение в 7а, 9а классах ведется за счет часов регионального компонента:

- 5а, 5б, 6а классы – 2 часа (технология 2 ч);

- 7а класс – 3 часа (технология 2 ч, черчение 1 ч);

- 8а, 8б, 9а классы – 1 час (черчение 1 ч).

В 9а классе в рамках компонента образовательного учреждения организована предпрофильная подготовка обучающихся за счет введения курса «Профессиональное самоопределение». Аттестация по данному предмету не предусмотрена.

Остаток часов компонента образовательного учреждения (2 часа) использован в 8а, 8б классах на организацию и проведение индивидуально-групповых занятий с обучающимися по русскому языку.

Таким образом, часы компонента образовательного учреждения на второй ступени образования использованы на:



  • увеличение количества учебных часов, отводимых на отдельные предметы;

  • организацию индивидуально-групповых занятий с обучающимися;

  • введения курса «Профессиональное самоопределение».

На второй ступени основного общего образования деление классов на группы предусмотрено на следующих предметах:

- английский язык (5-8 классы);

- информатика и ИКТ (5-9 классы);

- технология (5-7 классы);

- русский язык (9а класс).

Финансирование деления классов на группы осуществляется не за счет использования часов компонента ОУ, а за счет бюджета школы согласно «Положения о системе оплаты труда работников ГБОУ СОШ №396».


Среднее (полное) общее образование

Обязательные для изучения в старшей школе общеобразовательные учебные предметы: русский язык, литература, английский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, история, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура, география, ОБЖ, информатика и ИКТ.

Индивидуальный учебный план школы для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана, которая предполагает стандартизацию двух уровней преподавания учебных предметов: базового и профильного, и включение элективных курсов, которые обучающийся должен выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования. Количество часов, отводимое на каждый учебный предмет, соответствует базовому или профильному уровню.

В 10 классе реализуется универсальный профиль обучения.

На базовом уровне изучаются следующие предметы: литература (3ч), английский язык (3ч), геометрия (2ч), история (2ч), обществознание (1ч), физика (2ч), информатика и ИКТ (1ч), физическая культура (3ч), химия (2ч), биология (2ч), география (2ч), ОБЖ (2ч). Изучение курса химии, биологии, географии и ОБЖ на старшей ступени образования заканчивается в 10 классе. По итогам изучения данных предметов в 10 классе оценки выставляются в аттестат за курс средней (полной) школы.

На профильном уровне изучаются предметы: русский язык (3ч), алгебра и начала анализа (4ч).

По всем предметам ведется раздельная аттестация обучающихся.

Часы компонента образовательного учреждения (2ч) отводятся на изучение элективов по русскому языку («Журналистика и русский язык» 1ч) и математике («Решение уравнений и неравенств с параметрами» 1ч).

В 11 классе реализуются 2 профиля обучения: физико-математический и социально-гуманитарный.

В физико-математическом профиле на профильном уровне изучаются предметы: алгебра и начала анализа (4ч), физика (5ч), русский язык (3ч).

На базовом уровне изучаются литература (3ч), английский язык (3ч), геометрия (2ч), история (3ч), обществознание (1ч), химия (1ч), биология (1ч), физическая культура (3ч), ОБЖ (1ч), информатика и ИКТ (1ч).

В физико-математическом профиле введен элективный курс по математике «Математика – абитуриентам» (1ч) – компонент образовательного учреждения.

В социально-гуманитарном профиле на профильном уровне изучаются предметы: русский язык (3ч), обществознание (4ч), алгебра и начала анализа (4ч).

На базовом уровне изучаются литература (3ч), английский язык (3ч), геометрия (2ч), история (3ч), физика (2ч), химия (1ч), биология (1ч), физическая культура (3ч), ОБЖ (1ч), информатика и ИКТ (1ч).

В социально-гуманитарном профиле введен элективный курс по обществознанию «Становление гражданского общества: исторические истоки» – компонент образовательного учреждения.

Часы компонента образовательного учреждения (1ч) отведены на изучение элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста как один из способов формирования тестовой компетенции» (1ч).

На третьей ступени среднего общего образования деление классов на группы предусмотрено на следующих предметах:

- английский язык (11а класс);

- информатика и ИКТ (10а, 11а классы);

- русский язык (11а класс);

- физика (11а) и обществознание (11а) в рамках профильного обучения;

- элективные курсы «Математика – абитуриентам»(11а) и «Становление гражданского общества: исторические истоки» (11а) в рамках профильного обучения.



Финансирование деления классов на группы осуществляется не за счет часов компонента ОУ, а за счет бюджета школы согласно «Положения о системе оплаты труда работников ГБОУ СОШ №396».

Перспективы работы по реализации индивидуального учебного плана:

  1. На основе целостного учебно-воспитательного процесса поддерживать единство программ основного и дополнительного образования за счет возможностей местной образовательной инфраструктуры.

  2. Продолжить работу по реализации принципа вариативности через внедрение инновационных технологий.

  3. Продолжить работу по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС).

  4. В процессе реализации содержания образования по учебному плану продолжить работу в профильных группах.

  5. Развитие модели профильного обучения на старшей ступени образования.


Директор ГБОУ СОШ №396 Л.В. Смышляева


Смотрите также:
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №396 на 2012/2013 учебный год
240.57kb.
1 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зимовниковской средней общеобразовательной школы №10 на 2012-2013 учебный год Пояснительная
203.95kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану Пестяковской муниципальной средней общеобразовательной школы 2012/2013 учебный год
110.95kb.
1 стр.
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №556
3187.22kb.
18 стр.
Анализ деятельности государственного бюджтного образовательного учреждения города москвы средней общеобразовательной школы №1121 за 2011-2012 учебный год
831.78kb.
5 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год муниципального бюджетного образовательного учреждения
217.77kb.
1 стр.
Самообследование
1384.77kb.
10 стр.
Отчет о самообследовании
1045.06kb.
7 стр.
Анализ работы за 2011-2012 учебный год
1611.01kb.
10 стр.
Положение о Педагогическом совете государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №403
49.5kb.
1 стр.
Пояснение к учебному плану на 2012-2013 учебный год моу кораблинской средней общеобразовательной школы имени Героя РФ
66.98kb.
1 стр.
Восточное окружное управление образования
287.77kb.
1 стр.