Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Глава XLVIII

Предметная программа по музыке

1.Общая часть

А)Введение

Музыка является лучшим средством художественно-эстетического воспитания учащегося. Она обогащает его духовный мир, формирует его отношение к добру, красоте. Музыка приобщает учащегося к общечеловеческим ценностям и, вместе с тем, способствует формированию национального сознания. Наряду с эмоциональным характером, музыка несет и познавательную функцию, и ее изучение способствует развитию не только ассоциативного, но и логического, аналитического мышления. При этом, музыка приучает учащегося к групповой работе, к порядку, дисциплине. Кроме того, как коммуникативный язык, имеющий собственную письменность, музыка раскрывает перед учащимся широкие возможности для общения с любым обществом.


Б)Цели и задачи обучения музыке
Целью обучения музыке является:

  • Формирование учащегося как образованного, культурного человека путем передачи ему соответствующих знаний в сфере музыки;

  • Художественно-музыкальное воспитание учащегося путем ознакомления с образцами народной и классической музыки;

  • Его включение в творческую деятельность и развитие необходимых для этого умений и навыков.

Исходя из данных образовательных целей, обучение в школе грузинским танцам подразумевает решение следующих задач:



  • Формирование умения слушать музыку;

  • Выработка собственного отношения к музыкальному произведению и умения рассуждать о музыкальном искусстве;

  • Развитие образно-ассоциативного мышления;

  • Развитие музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

  • Изучение музыкального письма, как универсального коммуникативного средства.

В общеобразовательной школе предмет музыки предусматривает обеспечение учащегося общим, а не профессиональным знаниям. У разных детей различные музыкальные данные, поэтому различные направления курса дают учащемуся возможность для развития и выявления индивидуальных интересов.

Ассоциативный характер музыки способствует интеграции предмета с другими дисциплинами, например, с визуальным, театральным искусством, с танцами, поэзией, художественной литературой, историей, математикой, информатикой, физикой и т.д., что придает привлекательность учебному процессу.
В)Характеристика ступеней обучения музыке
В соответствии с учебным планом музыки обучение музыке предусматривается на всех трех ступенях общеобразовательной школы: в виде обязательного предмета на начальной и базовой ступени и в виде выборочного предмета на средней ступени.

На начальной ступени значение предмета музыки особенно велико, так как врожденные, природные способности, склонности ребенка еще не проявились в полной мере и необходимо их раскрыть, направить в нужное русло. Привитие ребенку интереса к музыке происходит посредством естественных для него, занимательных активностей. На данной ступени предмет музыки предусматривает активизацию творческих способностей учащихся, их включение в общий творческий процесс и передачу им знаний, предусмотренных для этой ступени.

На базовой ступени знания и практические навыки, приобретенные подростком на уроках музыки, облегчают для него процесс самоопределения и самоутверждения. Музыка становится лучшим средством для развития подростка и направления его развития и интересов в правильное русло; она заметно смягчит то критическое отношение к среде, которое свойственно этому возрасту. Немаловажно и то, что способность понимать произведение искусства подразумевает также терпимое отношение к иной мысли и мировоззрению.

На средней ступени учащемуся дается возможность выбрать один из предложенных курсов в соответствии с собственными интересами.
Итоговые результаты учебного курса музыки

На начальной и базовой ступени

На начальной ступени


На базовой ступени

На основе приобретенных знаний и навыков

Практические умения и навыки


В конце шестилетнего обучения учащийся:

Использует элементы музыкального языка и телодвижения для самовыражения;

Сотрудничает с другими для достижения как своих, так и общих целей.


В конце девятилетнего обучения учащийся:

Творчески использует изобразительные приемы музыкального и драматического искусства для самовыражения;

Включен в индивидуальную и разнообразную групповую работу.


Коммуникация и интерпретация

Высказывает и аргументирует свое мнение по поводу музыкального произведения;

Осознает, что музыка является средством коммуникации и самовыражения.



Анализирует образец музыкального искусства, объясняет, с какой целью использован конкретный изобразительный прием;

Осознает, что искусство является средством выражения мировоззрения и коммуникации.



Восприятие музыки в контексте

Обсуждает известные произведения грузинского и мирового музыкального искусства, различные отрасли искусства и их взаимосвязь.


Сравнивает произведения различных эпох и стилей и рассуждает о сходстве и различиях между ними; сравнивает различные музыкальные стили, течения, манеру исполнения и рассуждает о них; рассуждает о роли музыки в жизни общества, знаком с известными представителями музыкального искусства.


Г)Организация обучения предмету музыки

Музыка, как обязательный предмет, изучается в I-IX классах. Ее обучению в I- III и V-VII классах отводится 2 часа, а в IV классе – 1 академический час. В VIII-IX классах музыка в течение каждого семестра изучается 3 часа: в VIII классе – во II, а в IX классе – в I семестре. Данная схема отражает почасовое распределение предмета музыки по классам:




VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII

VIII

IX

VIII


Д)Описание направлений обучения музыке
Обучение музыке ведется по трем направлениям:

1.Практические умения и навыки;

2.Коммуникация, интерпретация;

3.Восприятие музыкального произведения в контексте.

Обучение в рамках всех направлений ведется параллельно и в тесной взаимосвязи.
Практические умения и навыки
В рамках данного направления у учащихся выработаются и сформируются практические навыки, служащие раскрытию и активизации их творческих способностей.

Учащиеся передают эмоционально-образное содержание прослушанных музыкальных произведений или музыкальные впечатления, полученных в своем окружении. С этой целью они выбирают и используют соответствующие формы выражения и изобразительные приемы, с которыми они ознакомились на уроке музыки. Кроме того, на уроке музыки учащиеся овладевают навыками планирования, организации, групповой работы.


Коммуникация, интерпретация
Музыка, признанная коммуникативным языком, дает возможность для многообразной и многократной интерпретации. В рамках данного направления учащиеся привыкают слушать музыку, оценивать ее, ясно выражать мысль, обосновывать свои взгляды в процессе спора, дискуссии соответствующим, аргументированным образом и с соблюдением норм поведения, овладевают также методами коллективной работы, у них развиваются навыки оценки и самооценки. Учащиеся посещают различные мероприятия и участвуют в них. Они узнают, что музыкальное произведение/произведение искусства всегда выражает определенную идею.
Восприятие музыкального произведения в контексте
В рамках данного направления учащиеся получают информацию о прослушанных произведениях - известных образцах грузинской (народной и профессиональной) и мировой музыкальной культуры и увязывают их с культурным и историческим контекстом. Данная информация по-разному связывается с повседневными событиями, с опытом учащихся. Они знакомятся с представителями грузинской и мировой музыкальной культуры – композиторами и исполнителями, музыкальными инструментами, различными музыкальными коллективами.
Е)Оценивание в музыке
Компоненты оценивания
Компоненты домашних и классных заданий
Оцениваются следующие знания и навыки:


  • Знание изученных образцов музыкального искусства;

  • Знание общих вопросов истории и теории музыки;

  • Знание музыкальной письменности;

  • Знание музыкальной терминологии;

  • Знание музыкально-компьютерных программ;

  • Творческая способность;

  • Способность к импровизации;

  • Навык слушать музыку;

  • Музыкальный слух;

  • Музыкальная память;

  • Чувство ритма;

  • Умение делать презентации;

  • Социальные навыки;

  • Умение обосновать собственное мнение;

  • Толерантность.


Знания, умения и навыки оцениваются посредством следующих активностей:
Домашние задания


  • Поиск материала;

  • Подготовка реферата;

  • Написание рецензии;

  • Заучивание текста (литературного и нотного);

  • Выполнение задания с использованием музыкально-компьютерной программы и т.д.


Классные задания


  • Участие в творческой деятельности: песня, импровизация, музыкально-драматические композиции, создание музыкально-компьютерных программ;

  • Участие в репетициях концерта, представления;

  • Подготовка проекта;

  • Прослушивание музыки и выполнение связанных с этим заданий;

  • Участие в обсуждении собственного и чужого исполнения/творчества;

  • Обсуждение контекста музыкального произведения;

  • Планирование и подготовка различных активностей;

  • Презентация собственной работы, творческой деятельности;

  • Использование музыкальной письменности при выполнении различных заданий и т.д.


Компонент итоговых заданий
Компонент итоговых заданий связывается с результатом обучения. По данному компоненту должны быть проверены итоги, достигнутые в результате изучения и разработки одного учебного отрезка (темы, главы, параграфа, вопроса). По завершении конкретной учебной единицы учащийся должен суметь представить знания и навыки, установленные Стандартом по музыке. Соответственно, итоговые задания должны проверять результаты, определенные Стандартом по музыке.
Типы итоговых заданий:
Для выполнения требований Ссандарта рекомендуется использование многообразных форм итоговых заданий. Типами итоговых заданий могут быть:

  • Концерт/представление;

  • Викторина;

  • Доклад-реферат;

  • Лекция-концерт;

  • Презентация;

  • Тестирование;

  • Экзамен;

  • Проект.

Предполагаемые темы проекта, выполняемого учащимся:


Проведение тематического представления/концерта; подготовка телепередачи, радиопередачи, спектакля; подготовка газеты, журнала, нотного альбома; съемка клиппа на песню, музыкальное произведение или другую тему; приглашение в школу известного копозитора, певца, режиссера, организация и проведение встречи и т.д.
Требования, которым должны удовлетворять итоговые задания

  • Каждый тип задания должен сопровождаться общей рубрикой оценивания;

  • Общая рубрика должна быть уточнена с учетом условия конкретного задания и пройденного материала;

  • 10 баллов должны быть распределены на критерии, входящие в рубрику;

  • Должны быть указаны те результаты Стандарта, проверке которых служит итоговое задание.


Образец: ознакомление одноклассников с музыкальным произведением
Подготовьте презентацию и ознакомьте своих одноклассников с образцом инструментального концерта. Для этого:

  1. Найдите, прослушайте и подберите то музыкальное произведение названного жанра, которое вам понравилось;

  2. Ваша цель состоит в том, чтобы представить своим одноклассникам выбранное музыкальное произведение и вызвать у них отношение к нему;

  3. Подберите и ознакомьте своих одноклассников с теми фрагментами, в которых основной тематический материал звучит как в сольном исполнении, так и в партии оркестра, а также те отрывки, в которых развитие музыкального материала вам кажется наиболее интересным;

  4. Найдите фактический материал о подобранном произведении – эпоха, стиль, композитор, произведение (жанр, стиль, сольный инструмент, состав исполнителей), исполнитель, дирижер, исполняющий коллектив, зал (по желанию);

  • Старайтесь так перераспределить музыкальный и вербальный материал, чтобы со стороны учащихся не остыл интерес. В случае необходимости используйте также визуальный материал – видеозаписи, фото, нотный текст;

  • Во время презентации, вероятно, невозможно подробно обсудить все вопросы, связанные с подобранным произведением. Старайтесь коротко ознакомить ваших друзей с основной информацией, связанной с произведением. В ходе подготовки презентации учтите их интересы, знания; заострите внимание на тех вопросах, которые вызовут в ваших друзьях интерес к произведению и помогут лучше воспринять его;

  • Подготовьтесь к последней части презентации – к вопросам и ответам. Предварительно определите предполагаемые вопросы и сформулируйте ответы. Не избегайте проведения параллелей. Ответ может быть дан и посредством музыкального материала. Таким образом выявится, насколько хорошо вы владеете материалом;

  • Для решения технических вопросов обратитесь к помощи ассистента.


Критерии


  1. Владение материалом;

  2. Коммуникация;

  3. Организационные вопросы;

  4. Творческая способность.




  1. Владение материалом (знания и навыки) 0-3

  • Подбор музыкального произведения, адекватного требованию;

  • Подбор музыкальных фрагментов, отражающих основной тематический материал (основные и вспомогательные темы);

  • Выдвижение различных вопросов, связанных с произведением, при представлении разнообразной информации;

  • Формулирование исчерпывающих ответов на вопросы.




  1. Коммуникация 0-3

  • Выражение собственного отношения к музыкальному произведению;

  • Подача материала в доступной для аудитории форме и пробуждение интереса к нему;

  • Передача информации в ясной, понятной форме;

  • Уточнение при ответах на вопросы.




  1. Организационные вопросы 0-1

  • Урегулирование технических вопросов.

4.Творческая способность 0-3



  • Отбор связанной с произведением информации и ознакомление с ней одноклассников;

  • Планирование использования разнообразного материала (аудио, визуального, вербального) при выступлении;

  • Выражение собственного отношения к произведению.



Глава XLIX

Предметные компетенции на начальном этапе

I класс

Музыка

Стандарт

Результаты, достигаемые в конце года по направлениям

Практические умения и навыки

Коммуникация, интерпретация

Восприятие музыкального произведения в контексте

Муз.I. 1. Учащийся может опознать изученные элементы музыкального языка и использовать их в ритмико-интонационных упражнениях.


Муз.I. 4. Учащийся может выразить собственное отношение к прослушанному музыкальному произведению.

Муз.I. 8. Учащийся может связать прослушанное произведение с повседневностью.

Муз.I.2. Учащийся может петь один и вместе с другими.

Муз.I.5. Учащийся может использовать изученные музыкальные термины.

Муз.I.9. Учащийся узнает знакомые музыкальные инструменты.

Муз.I.3. Учащийся может обратиться к различным формам выражения для передачи определенного настроения.

Муз.I.6. Учащийся может участвовать в различных мероприятиях.


Муз.I.10. Учащийся может различить голоса, услышанные в окружающей среде.



Муз.I.7. Учащийся способен с уважением отнестить к чужому творчеству и мнению.




Результаты, достигаемые в конце года, и их индикаторы

Направление: Практические умения и навыки

Муз.1.1. Учащийся может опознать изученные элементы музыкального языка и использовать их в ритмико-интонационных упражнениях.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Узнает в среде музыкальные и немузыкальные звуки;

  • Различает высокое и низкое звучание;

  • Озвучивает голос, инструмент высоко и низко, длительно и прерывисто, кратковременно;

  • Пением на одном тоне повторяет простой ритмический рисунок, меняет высоту звука;

  • Различает ритмический и неритмический стук;

  • Хлопком, стуком повторяет простой ритмический рисунок;

  • Хлопком, топаньем выделяет сильный отрезок такта.

Муз. 1.2. Учащийся может петь один и вместе с другими.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Повторяет песенные звуки, музыкальные фразы;

  • Хлопком, песней вторит музыке, песне учителя, аккомпанементу;

  • Поет простые одноголосые песни под аккомпанемент или вместе с учителем;

  • Поет простые одноголосые песни вместе с одноклассниками;

  • Во время пения правильно реагирует на указания учителя (тихо, громко, быстро, медленно).

Муз. 1.3. Учащийся может обратиться к различным формам выражения для передачи определенного настроения.

Результат очевиден, если учащийся:



  • С помощью голоса, движения, мимики, жеста, хлопка, шума выражает то или иное настроение;

  • С прослушанным музыкальным произведением соотносит различные игры (жмурки, прятки, казаки-разбойники и т.д.) и создает соответствующий текст;

  • Телодвижением передает эмоцию, вызванную музыкой.

Направление: Коммуникация и интерпретация

Муз. 1.4. Учащийся может выразить собственное отношение к прослушанному музыкальному произведению.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Выражает положительное или отрицательное отношение к прослушанному музыкальному произведению;

  • Различает знакомую и незнакомую мелодию;

  • В процессе слушания вторит музыке хлопком, песней, движением;

  • Настроение, эмоцию, вызванную музыкой, передает в рисунке.

Муз. 1.5. Учащийся может использовать изученные музыкальные термины.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Во время беседы правильно произносит заученные термины;

  • При необходимости элементарно разъясняет их;

  • Услышав незнакомый термин, слово, задает вопросы с целью уточнения их значения.

Муз.I.6. Учащийся может участвовать в различных мероприятиях.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Участвует в играх, в праздниках класса, тематических мероприятиях;

  • Присутствует на концертах, представлениях.


Муз.I.7. Учащийся способен с уважением отнестить к чужому творчеству и мнению.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Соблюдает нормы поведения во время чужого пения, беседы;

  • Поддерживает и ободряет одноклассника во время творческого процесса (пение, этюд, танец, игра на инструменте, концертное выступление).

Направление: Восприятие музыкального произведения в контексте

Муз.I. 8. Учащийся может связать прослушанное произведение с повседневностью.

Результат очевиден, если учащийся:



  • Узнает заученные детские песенки;

  • Вспоминает, где, в какой ситуации он слышал то или иное музыкальное произведение;

  • Вспоминает свои любимые музыкальные произведения;

  • В связи с содержанием музыкального произведения задает вопросы, вспоминает похожий сюжет, персонажа;

  • Увязывает с музыкальным материалом соответствующий визуальный материал и вспоминает собственные впечатления (фото, видеозапись...).

Муз.I.9. Учащийся узнает знакомые музыкальные инструменты.
Результат очевиден, если учащийся:

  • Называет знакомые музыкальные инструменты;

  • Узнает их по форме;

  • Различает звучание инструментов.


следующая страница >>
Смотрите также:
Xlviii предметная программа по музыке Общая часть а
951.34kb.
4 стр.
Xx предметная программа по математике общая часть а
3534.61kb.
39 стр.
Liii предметная программа по спорту Общая часть а
538.52kb.
3 стр.
Программа XLVIII международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»
718.72kb.
5 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Общая часть патофизиологическое введение функции пищеварительной системы
9257.12kb.
55 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Предметная деятельность в раннем возрасте
72.02kb.
1 стр.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
154.22kb.
1 стр.
23 Предметная область
58.57kb.
1 стр.