Глава XLVIII
Предметная программа по музыке
1.Общая часть
А)Введение
Музыка является лучшим средством художественно-эстетического воспитания учащегося. Она обогащает его духовный мир, формирует его отношение к добру, красоте. Музыка приобщает учащегося к общечеловеческим ценностям и, вместе с тем, способствует формированию национального сознания. Наряду с эмоциональным характером, музыка несет и познавательную функцию, и ее изучение способствует развитию не только ассоциативного, но и логического, аналитического мышления. При этом, музыка приучает учащегося к групповой работе, к порядку, дисциплине. Кроме того, как коммуникативный язык, имеющий собственную письменность, музыка раскрывает перед учащимся широкие возможности для общения с любым обществом.
Б)Цели и задачи обучения музыке
Целью обучения музыке является:
-
Формирование учащегося как образованного, культурного человека путем передачи ему соответствующих знаний в сфере музыки;
-
Художественно-музыкальное воспитание учащегося путем ознакомления с образцами народной и классической музыки;
-
Его включение в творческую деятельность и развитие необходимых для этого умений и навыков.
Исходя из данных образовательных целей, обучение в школе грузинским танцам подразумевает решение следующих задач:
-
Формирование умения слушать музыку;
-
Выработка собственного отношения к музыкальному произведению и умения рассуждать о музыкальном искусстве;
-
Развитие образно-ассоциативного мышления;
-
Развитие музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
-
Изучение музыкального письма, как универсального коммуникативного средства.
В общеобразовательной школе предмет музыки предусматривает обеспечение учащегося общим, а не профессиональным знаниям. У разных детей различные музыкальные данные, поэтому различные направления курса дают учащемуся возможность для развития и выявления индивидуальных интересов.
Ассоциативный характер музыки способствует интеграции предмета с другими дисциплинами, например, с визуальным, театральным искусством, с танцами, поэзией, художественной литературой, историей, математикой, информатикой, физикой и т.д., что придает привлекательность учебному процессу.
В)Характеристика ступеней обучения музыке
В соответствии с учебным планом музыки обучение музыке предусматривается на всех трех ступенях общеобразовательной школы: в виде обязательного предмета на начальной и базовой ступени и в виде выборочного предмета на средней ступени.
На начальной ступени значение предмета музыки особенно велико, так как врожденные, природные способности, склонности ребенка еще не проявились в полной мере и необходимо их раскрыть, направить в нужное русло. Привитие ребенку интереса к музыке происходит посредством естественных для него, занимательных активностей. На данной ступени предмет музыки предусматривает активизацию творческих способностей учащихся, их включение в общий творческий процесс и передачу им знаний, предусмотренных для этой ступени.
На базовой ступени знания и практические навыки, приобретенные подростком на уроках музыки, облегчают для него процесс самоопределения и самоутверждения. Музыка становится лучшим средством для развития подростка и направления его развития и интересов в правильное русло; она заметно смягчит то критическое отношение к среде, которое свойственно этому возрасту. Немаловажно и то, что способность понимать произведение искусства подразумевает также терпимое отношение к иной мысли и мировоззрению.
На средней ступени учащемуся дается возможность выбрать один из предложенных курсов в соответствии с собственными интересами.
Итоговые результаты учебного курса музыки
На начальной и базовой ступени
На начальной ступени |
На базовой ступени
|
На основе приобретенных знаний и навыков
|
Практические умения и навыки
|
В конце шестилетнего обучения учащийся:
Использует элементы музыкального языка и телодвижения для самовыражения;
Сотрудничает с другими для достижения как своих, так и общих целей.
|
В конце девятилетнего обучения учащийся:
Творчески использует изобразительные приемы музыкального и драматического искусства для самовыражения;
Включен в индивидуальную и разнообразную групповую работу.
|
Коммуникация и интерпретация
|
Высказывает и аргументирует свое мнение по поводу музыкального произведения;
Осознает, что музыка является средством коммуникации и самовыражения.
|
Анализирует образец музыкального искусства, объясняет, с какой целью использован конкретный изобразительный прием;
Осознает, что искусство является средством выражения мировоззрения и коммуникации.
|
Восприятие музыки в контексте
|
Обсуждает известные произведения грузинского и мирового музыкального искусства, различные отрасли искусства и их взаимосвязь.
|
Сравнивает произведения различных эпох и стилей и рассуждает о сходстве и различиях между ними; сравнивает различные музыкальные стили, течения, манеру исполнения и рассуждает о них; рассуждает о роли музыки в жизни общества, знаком с известными представителями музыкального искусства.
|
Г)Организация обучения предмету музыки
Музыка, как обязательный предмет, изучается в I-IX классах. Ее обучению в I- III и V-VII классах отводится 2 часа, а в IV классе – 1 академический час. В VIII-IX классах музыка в течение каждого семестра изучается 3 часа: в VIII классе – во II, а в IX классе – в I семестре. Данная схема отражает почасовое распределение предмета музыки по классам:
-
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
VIII
|
IX
|
VIII
|
Д)Описание направлений обучения музыке
Обучение музыке ведется по трем направлениям:
1.Практические умения и навыки;
2.Коммуникация, интерпретация;
3.Восприятие музыкального произведения в контексте.
Обучение в рамках всех направлений ведется параллельно и в тесной взаимосвязи.
Практические умения и навыки
В рамках данного направления у учащихся выработаются и сформируются практические навыки, служащие раскрытию и активизации их творческих способностей.
Учащиеся передают эмоционально-образное содержание прослушанных музыкальных произведений или музыкальные впечатления, полученных в своем окружении. С этой целью они выбирают и используют соответствующие формы выражения и изобразительные приемы, с которыми они ознакомились на уроке музыки. Кроме того, на уроке музыки учащиеся овладевают навыками планирования, организации, групповой работы.
Коммуникация, интерпретация
Музыка, признанная коммуникативным языком, дает возможность для многообразной и многократной интерпретации. В рамках данного направления учащиеся привыкают слушать музыку, оценивать ее, ясно выражать мысль, обосновывать свои взгляды в процессе спора, дискуссии соответствующим, аргументированным образом и с соблюдением норм поведения, овладевают также методами коллективной работы, у них развиваются навыки оценки и самооценки. Учащиеся посещают различные мероприятия и участвуют в них. Они узнают, что музыкальное произведение/произведение искусства всегда выражает определенную идею.
Восприятие музыкального произведения в контексте
В рамках данного направления учащиеся получают информацию о прослушанных произведениях - известных образцах грузинской (народной и профессиональной) и мировой музыкальной культуры и увязывают их с культурным и историческим контекстом. Данная информация по-разному связывается с повседневными событиями, с опытом учащихся. Они знакомятся с представителями грузинской и мировой музыкальной культуры – композиторами и исполнителями, музыкальными инструментами, различными музыкальными коллективами.
Е)Оценивание в музыке
Компоненты оценивания
Компоненты домашних и классных заданий
Оцениваются следующие знания и навыки:
-
Знание изученных образцов музыкального искусства;
-
Знание общих вопросов истории и теории музыки;
-
Знание музыкальной письменности;
-
Знание музыкальной терминологии;
-
Знание музыкально-компьютерных программ;
-
Творческая способность;
-
Способность к импровизации;
-
Навык слушать музыку;
-
Музыкальный слух;
-
Музыкальная память;
-
Чувство ритма;
-
Умение делать презентации;
-
Социальные навыки;
-
Умение обосновать собственное мнение;
-
Толерантность.
Знания, умения и навыки оцениваются посредством следующих активностей:
Домашние задания
-
Поиск материала;
-
Подготовка реферата;
-
Написание рецензии;
-
Заучивание текста (литературного и нотного);
-
Выполнение задания с использованием музыкально-компьютерной программы и т.д.
Классные задания
-
Участие в творческой деятельности: песня, импровизация, музыкально-драматические композиции, создание музыкально-компьютерных программ;
-
Участие в репетициях концерта, представления;
-
Подготовка проекта;
-
Прослушивание музыки и выполнение связанных с этим заданий;
-
Участие в обсуждении собственного и чужого исполнения/творчества;
-
Обсуждение контекста музыкального произведения;
-
Планирование и подготовка различных активностей;
-
Презентация собственной работы, творческой деятельности;
-
Использование музыкальной письменности при выполнении различных заданий и т.д.
Компонент итоговых заданий
Компонент итоговых заданий связывается с результатом обучения. По данному компоненту должны быть проверены итоги, достигнутые в результате изучения и разработки одного учебного отрезка (темы, главы, параграфа, вопроса). По завершении конкретной учебной единицы учащийся должен суметь представить знания и навыки, установленные Стандартом по музыке. Соответственно, итоговые задания должны проверять
результаты, определенные Стандартом по музыке.
Типы итоговых заданий:
Для выполнения требований Ссандарта рекомендуется использование многообразных форм итоговых заданий. Типами итоговых заданий могут быть:
-
Концерт/представление;
-
Викторина;
-
Доклад-реферат;
-
Лекция-концерт;
-
Презентация;
-
Тестирование;
-
Экзамен;
-
Проект.
Предполагаемые темы проекта, выполняемого учащимся:
Проведение тематического представления/концерта; подготовка телепередачи, радиопередачи, спектакля; подготовка газеты, журнала, нотного альбома; съемка клиппа на песню, музыкальное произведение или другую тему; приглашение в школу известного копозитора, певца, режиссера, организация и проведение встречи и т.д.
Требования, которым должны удовлетворять итоговые задания
-
Каждый тип задания должен сопровождаться общей рубрикой оценивания;
-
Общая рубрика должна быть уточнена с учетом условия конкретного задания и пройденного материала;
-
10 баллов должны быть распределены на критерии, входящие в рубрику;
-
Должны быть указаны те результаты Стандарта, проверке которых служит итоговое задание.
Образец: ознакомление одноклассников с музыкальным произведением
Подготовьте презентацию и ознакомьте своих одноклассников с образцом инструментального концерта. Для этого:
-
Найдите, прослушайте и подберите то музыкальное произведение названного жанра, которое вам понравилось;
-
Ваша цель состоит в том, чтобы представить своим одноклассникам выбранное музыкальное произведение и вызвать у них отношение к нему;
-
Подберите и ознакомьте своих одноклассников с теми фрагментами, в которых основной тематический материал звучит как в сольном исполнении, так и в партии оркестра, а также те отрывки, в которых развитие музыкального материала вам кажется наиболее интересным;
-
Найдите фактический материал о подобранном произведении – эпоха, стиль, композитор, произведение (жанр, стиль, сольный инструмент, состав исполнителей), исполнитель, дирижер, исполняющий коллектив, зал (по желанию);
-
Старайтесь так перераспределить музыкальный и вербальный материал, чтобы со стороны учащихся не остыл интерес. В случае необходимости используйте также визуальный материал – видеозаписи, фото, нотный текст;
-
Во время презентации, вероятно, невозможно подробно обсудить все вопросы, связанные с подобранным произведением. Старайтесь коротко ознакомить ваших друзей с основной информацией, связанной с произведением. В ходе подготовки презентации учтите их интересы, знания; заострите внимание на тех вопросах, которые вызовут в ваших друзьях интерес к произведению и помогут лучше воспринять его;
-
Подготовьтесь к последней части презентации – к вопросам и ответам. Предварительно определите предполагаемые вопросы и сформулируйте ответы. Не избегайте проведения параллелей. Ответ может быть дан и посредством музыкального материала. Таким образом выявится, насколько хорошо вы владеете материалом;
-
Для решения технических вопросов обратитесь к помощи ассистента.
Критерии
-
Владение материалом;
-
Коммуникация;
-
Организационные вопросы;
-
Творческая способность.
-
Владение материалом (знания и навыки) 0-3
-
Подбор музыкального произведения, адекватного требованию;
-
Подбор музыкальных фрагментов, отражающих основной тематический материал (основные и вспомогательные темы);
-
Выдвижение различных вопросов, связанных с произведением, при представлении разнообразной информации;
-
Формулирование исчерпывающих ответов на вопросы.
-
Коммуникация 0-3
-
Выражение собственного отношения к музыкальному произведению;
-
Подача материала в доступной для аудитории форме и пробуждение интереса к нему;
-
Передача информации в ясной, понятной форме;
-
Уточнение при ответах на вопросы.
-
Организационные вопросы 0-1
-
Урегулирование технических вопросов.
4.Творческая способность 0-3
-
Отбор связанной с произведением информации и ознакомление с ней одноклассников;
-
Планирование использования разнообразного материала (аудио, визуального, вербального) при выступлении;
-
Выражение собственного отношения к произведению.
Глава XLIX
Предметные компетенции на начальном этапе
I класс
Музыка
Стандарт
Результаты, достигаемые в конце года по направлениям
Практические умения и навыки
|
Коммуникация, интерпретация
|
Восприятие музыкального произведения в контексте
|
Муз.I. 1. Учащийся может опознать изученные элементы музыкального языка и использовать их в ритмико-интонационных упражнениях.
|
Муз.I. 4. Учащийся может выразить собственное отношение к прослушанному музыкальному произведению.
|
Муз.I. 8. Учащийся может связать прослушанное произведение с повседневностью.
|
Муз.I.2. Учащийся может петь один и вместе с другими.
|
Муз.I.5. Учащийся может использовать изученные музыкальные термины.
|
Муз.I.9. Учащийся узнает знакомые музыкальные инструменты.
|
Муз.I.3. Учащийся может обратиться к различным формам выражения для передачи определенного настроения.
|
Муз.I.6. Учащийся может участвовать в различных мероприятиях.
|
Муз.I.10. Учащийся может различить голоса, услышанные в окружающей среде.
|
|
Муз.I.7. Учащийся способен с уважением отнестить к чужому творчеству и мнению.
|
|
Результаты, достигаемые в конце года, и их индикаторы
Направление: Практические умения и навыки
Муз.1.1. Учащийся может опознать изученные элементы музыкального языка и использовать их в ритмико-интонационных упражнениях.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Узнает в среде музыкальные и немузыкальные звуки;
-
Различает высокое и низкое звучание;
-
Озвучивает голос, инструмент высоко и низко, длительно и прерывисто, кратковременно;
-
Пением на одном тоне повторяет простой ритмический рисунок, меняет высоту звука;
-
Различает ритмический и неритмический стук;
-
Хлопком, стуком повторяет простой ритмический рисунок;
-
Хлопком, топаньем выделяет сильный отрезок такта.
Муз. 1.2. Учащийся может петь один и вместе с другими.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Повторяет песенные звуки, музыкальные фразы;
-
Хлопком, песней вторит музыке, песне учителя, аккомпанементу;
-
Поет простые одноголосые песни под аккомпанемент или вместе с учителем;
-
Поет простые одноголосые песни вместе с одноклассниками;
-
Во время пения правильно реагирует на указания учителя (тихо, громко, быстро, медленно).
Муз. 1.3. Учащийся может обратиться к различным формам выражения для передачи определенного настроения.
Результат очевиден, если учащийся:
-
С помощью голоса, движения, мимики, жеста, хлопка, шума выражает то или иное настроение;
-
С прослушанным музыкальным произведением соотносит различные игры (жмурки, прятки, казаки-разбойники и т.д.) и создает соответствующий текст;
-
Телодвижением передает эмоцию, вызванную музыкой.
Направление: Коммуникация и интерпретация
Муз. 1.4. Учащийся может выразить собственное отношение к прослушанному музыкальному произведению.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Выражает положительное или отрицательное отношение к прослушанному музыкальному произведению;
-
Различает знакомую и незнакомую мелодию;
-
В процессе слушания вторит музыке хлопком, песней, движением;
-
Настроение, эмоцию, вызванную музыкой, передает в рисунке.
Муз. 1.5.
Учащийся может использовать изученные музыкальные термины.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Во время беседы правильно произносит заученные термины;
-
При необходимости элементарно разъясняет их;
-
Услышав незнакомый термин, слово, задает вопросы с целью уточнения их значения.
Муз.I.6. Учащийся может участвовать в различных мероприятиях.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Участвует в играх, в праздниках класса, тематических мероприятиях;
-
Присутствует на концертах, представлениях.
Муз.I.7.
Учащийся способен с уважением отнестить к чужому творчеству и мнению.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Соблюдает нормы поведения во время чужого пения, беседы;
-
Поддерживает и ободряет одноклассника во время творческого процесса (пение, этюд, танец, игра на инструменте, концертное выступление).
Направление: Восприятие музыкального произведения в контексте
Муз.I. 8.
Учащийся может связать прослушанное произведение с повседневностью.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Узнает заученные детские песенки;
-
Вспоминает, где, в какой ситуации он слышал то или иное музыкальное произведение;
-
Вспоминает свои любимые музыкальные произведения;
-
В связи с содержанием музыкального произведения задает вопросы, вспоминает похожий сюжет, персонажа;
-
Увязывает с музыкальным материалом соответствующий визуальный материал и вспоминает собственные впечатления (фото, видеозапись...).
Муз.I.9. Учащийся узнает знакомые музыкальные инструменты.
Результат очевиден, если учащийся:
-
Называет знакомые музыкальные инструменты;
-
Узнает их по форме;
-
Различает звучание инструментов.