Главная
страница 1



Классный час-игра

«Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс)

МОУ «ФСОШ №2»

Учитель Сосновская И.А.

2011г.


Классный час-игра

«Кто много читает – тот много знает»

Цели:

- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

- пополнить словарный запас учащихся; повысить интерес к русскому языку;

- воспитание чувства любви и уважения к богатствам русского языка.



Оборудование:

  • Компьютерная презентация ;

  • Жетоны-баллы;

  • Мяч;

  • Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»

  • Тетради и ручки для записывания рассказа.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на классном часу-игре «Кто много читает – тот много знает». Наше мероприятие приурочено к неделе русского языка и литературы, которая сейчас проходит в школе.

Русский язык один из древнейших и красивейших языков мира. К.Г.Паустовский писал: «Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Глубоко прав и И.С.Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

( Звучит в записи стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык» )



РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Мы с вами должны постигать богатства нашего языка на уроках, на внеклассный мероприятиях, тем самым пополняя свои знания, расширяя интеллект.

Итак, сегодня мы посмотрим, кто же в нашем классе лучше всего знает наш великий русский язык и много читает.

И сейчас давайте поприветствуем участников нашей игры. Будут соревноваться 2 команды. За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать жетоны-баллы. А жюри выберет самого умного и активного участника.



1.Игра «Угадай автора строчек»

На экране появятся строчки из стихотворений , вы должны назвать автора этих строк.



2.Игра «Поиск омонимов»

Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.

Необходимо найти на предложенных картинках омонимы и пояснить их значение.

( лук – оружие, овощ;

Коса- волосы, заплетённые особым способом, инструмент в сельском хозяйстве;

Замок старинный – замок дверной. Эти слова различаются ударением. Это слова-омографы.

Кружки фарфоровые– кружки ( от слова круг), танцевальный кружок – омографы .

Полотно – железнодорожное, ткань, картина (холст).

Мы знаем , что как разновидность омонимов есть ещё и омоформы – слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме ( три – глагол в повелительном наклонении, три – числительное) и омофоны – слова. Звучащие одинаково, но пишущиеся по-разному. )лук-луг, молод –молот, везти – вести)

  • Загадки-омонимы



  • Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки)

Я - зверь, я – река, отгадайте, кто я?

  • Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна.

  • Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я?

  • Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо)

  • Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)

  • Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (ключ)

  • В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.(линейка)

3.Игра «Сходство и противоположность»

В этом конкурсе нужно подобрать к предложенным словам соответствующие синонимы и антонимы



1)

  • Пустой -(порожний, полный);

  • спешит - (торопится, медлит);

  • древность – (старина, современность);

  • зной – (жара, холод)

  • горе – (скорбь, радость);

  • спелый – (зрелый, зелёный);

  • доблесть – (честь, позор);

  • юный – (молодой, старый);

  • ссора – (раздор, примирение);

  • быстрый - (скорый, медленный);

  • смелый - ( храбрый, трусливый);

скрытный –(замкнутый, откровенный);

2)Игра «Сходство и противоположность»

Подобрать и вписать антонимы и синонимы



4.Игра-рассказ на заданную тему

Необходимо придумать рассказ, используя следующие слова:

тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой

5.Пословицы и поговорки

Для того, чтобы справиться со следующим заданием, нам необходимо вспомнить, что какое пословица, а что – поговорка. Чем поговорка отличается от пословицы.



Пословицы - это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Ребята, мы знаем, что в многих поговорках используются качества и признаки того или иного животного. Давайте попытаемся их отгадать.



Г

О

Л

О

Д

Е

Н







Х

И

Т

Е

Р













Б

О

Л

Т

Л

И

В







У

П

Р

Я

М













С

К

О

Л

Ь

З

К

И

Й

Т

Р

У

С

Л

И

В







Х

Р

А

Б

Р








































Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?

На экране появляются рисунки, а ребята должны найти нужную пословицу.



Составь пословицы!

Даются слова, а мы должны восстановить пословицу.

Дело - безделье; Дело - потеха;

Дружба - служба; Язык - дело;

Лает - кусает; Шило - мешок;

Журавль - синица; Лес - дрова;

Руки - скука; Коса - камень;

Труд - лень; Свет - тьма.



  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Дружба дружбой, а служба- службой.

  • На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  • Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Делу время, потехе - час.

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

  • Нашла коса на камень.

  • Ученье - свет, а неученье - тьма.

6. Отгадай шарады!

Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал.

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето.

И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.

(задача)

Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного.

(по-ми-до-р)

Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз ,

А в целом я – материя ,

И на костюм гожусь. (с----)

Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица, вместе – зверь ,

Живёт в лесу, на ульи падок.

Ну, угадал его теперь? (медведь-)

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито;

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое летает и жужжит.

То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)

7. Отгадай метаграммы!

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово:


с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю.
( Чайка/ гайка)

  • С глухим согласным я – число,

со звонким – вид железа.

(Шесть – жесть)

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье.

(колос – голос)



8.Вспомните восемь басен И.А.Крылова.

Необходимо вспомнить названия басен И.А.Крылова, где действующими лицами являются следующие животные. Здесь, на рисунке они представлены парами.



  1. «Мартышка и очки»

  2. «Стрекоза и Муравей»

  3. «Лебедь, Рак и Щука»

  4. «Кот и Повар»

  5. «Слон и Моська»

  6. «Ворона и Лисица»

  7. «Лисица и виноград»

  8. «Кошка и Соловей»

Учитель: Ну, что же, мы прошли с вами все этапы игры, все задания выполнили. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда.

(Итоги игры, вручение грамот победителям)

Мы поздравляем победителей и участников.

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

Мы собираем и храним слова –
Они из цвета, запаха и звука.
Они, нам кажется, оттуда, где трава,
Летят стрелой, что пущена из лука.

От них порой кружится голова –


В них отразились звезды и деревья,
Давай те ж вместе сбережем слова,
Исполненные доброго доверья.

Русский язык – величайшее творение народа! Любите наш русский язык!



До новых встреч, дорогие ребята!


Смотрите также:
Классный час-игра «Кто много читает тот много знает»
74.92kb.
1 стр.
Книга твой друг, береги ее» «Кто много читает, тот много знает» «С книгой жить век не тужить»
77.25kb.
1 стр.
Сочинение- интервью. Детство, опаленное войной. Пока дышу, надеюсь.
66.23kb.
1 стр.
Классный час. «Кто хочет тот добьется»
20.96kb.
1 стр.
Классный час Времена года. Кто как готовится к зиме декабрь классный час 3
41.73kb.
1 стр.
®Чтобы меня терпеть, нужно пипец как сильно меня любить
24.35kb.
1 стр.
Классный час. Игра «Звездный час»
41.67kb.
1 стр.
Мы в ответе за тех, кого приручили. Классный час
63.84kb.
1 стр.
Что именно?
61.7kb.
1 стр.
Доклад, прочитанный на двадцать первых Клюевских чтениях, 21-22 октября, 2005 года, Вытегра
147.01kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие последний герой приложение ко дню №5 разговор о правильном питании
47.92kb.
1 стр.
Классный час: "Блокада Ленинграда"
83.3kb.
1 стр.