Главная
страница 1
Право на образование

Нормативное правовое регулирование права на образование

Важную роль в жизни каждого человека играет образование, именно оно позволяет целенаправленно и системно передавать из поколения в поколение накопленный опыт жизни, знания и умения, позволяющие людям шагать в будущее.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, определяемых государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.



Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равных возможностей в получении образования, «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее - общедоступным, а высшее - доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», указах Президента РФ и постановлениях правительства, в локальных документах, имеющих важное значение - Уставах и положениях конкретной школы.

Права и обязанности учащихся, их родителей и педагогов

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права и обязанности обучающихся, их родителей и педагогов в образовательных учреждениях определяются Уставами и иными локальными актами, предусмотренными Уставом образовательного учреждения. Поэтому, прежде всего всегда нужно внимательно ознакомиться с Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, Правилами для обучающихся и другими документами.



Федеральный Закон «Об образовании» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:

 право на уважение человеческого достоинства;

 свободу совести;

 свободу информации;

 свободу выражения собственных мнений и убеждений;

 право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

 право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на охрану здоровья;

 право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);

 право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;

 право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на ускоренный курс обучения;

 право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

 право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

 право на участие в управлении образовательным учреждением;

 право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;

 право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;

 право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

 право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);

 право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).



Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:

 получить основное общее образование (9 классов);

 соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;

 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

 добросовестно учиться;

 бережно относиться к имуществу школы;

 выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Выпускники, которые достигли успехов при освоении программ школы, получают награды - золотую или серебряную медаль. Заслуги тех, кто проявил себя при изучении отдельных предметов отмечаются похвальной грамотой.

Золотой медалью «За особые успехи в учении» награждаются выпускники общеобразовательных учреждений, имеющие годовые и итоговые отметки «5» по всем предметам, изучавшимся в 10 классе, полугодовые, годовые и итоговые отметки «5» по всем предметам, изучавшимся в 11 классе и сдавшие выпускные экзамены на «5»…

Решение о награждении выпускников принимается педагогическим советом.

По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 15 лет.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родители наряду с учителями и учащимися являются участниками образовательного процесса.



В образовательном процессе родители имеют право:

 на защиту прав и законных интересов детей;

 на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

 на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

 на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

 на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

 на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

 на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

 на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

 на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

 на изъявление согласия (или несогласия) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

 на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

 на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

 проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).



Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей и обеспечить им получение основного общего образования. В связи с этим родители обязаны:

 обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

 обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;

 выполнять Устав общеобразовательного учреждении в части, касающейся их прав и обязанностей;

 не допускать неправомерного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителей.

Законом устанавливаются права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходят специальную подготовку в системе повышения квалификации. Учителям устанавливается сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии и льготы.



Организация работы школы

Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и обязательно регистрируется. Учредителем государственной школы является федеральный орган государственной власти или орган власти субъекта федерации. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления. В этой связи школы могут быть государственные, муниципальные, частные. Однако, несмотря на их различия, правом предусмотрено сохранение единого образовательного пространства. Оно поддерживается общими правилами, которые должны соблюдать любые образовательные учреждения.



Общеобразовательное учреждение может реализовать свою программу, а также осуществлять дополнительные образовательные услуги только при наличии лицензии - государственного документа (разрешения), удостоверяющего наличие всех условий для качественной образовательной деятельности. Школа проходит аттестацию и аккредитацию, подтверждающие качество образования, процедура которых также регламентирована правом.

Существуют государственные образовательные стандарты - требования к уровню подготовки школьников по различным областям знаний, в которых прописано что именно должен знать, уметь ученик на каждой ступени обучения, какой опыт, какую компетентность он должен приобрести и какими способами деятельности овладеть. Этот документ является важной основой деятельности любой школы независимо от типа и вида. Законом предусмотрено проведение итоговой государственной аттестации (проверки) подготовки школьников, которая позволяет судить об уровне его обученности. По итогам такой аттестации выпускник получает государственный документ - аттестат, который обязательно заверяется печатью школы. Он является свидетельством о полученном образовании и позволяет продолжить обучение дальше, приобретая специальные знания по выбранной специальности в техникуме, вузе и т.д.

В школах не допускается создание общественно-политических и религиозных движений, организаций. Однако по инициативе детей могут создаваться детские объединения.

В общеобразовательном учреждении должно быть организовано питание, а также помещение для хранения и приготовления пищи. Законом предусмотрено медицинское обслуживание обучающихся.

При наличии лицензии по договорам с организациями можно осуществлять профессиональную подготовку учеников в качестве дополнительной услуги, в том числе за плату.

Образовательный процесс выстраивается в школе на основе учебного плана, который разрабатывается самостоятельно на базе примерного, создаваемого Министерством образования и науки РФ и регламентируется расписанием занятий.

Существуют специальные санитарно-гигиенические требования, в которых прописана предельная учебная нагрузка и режим занятий.

Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность устанавливается для первоклашек - 33 недели, а для других школьников - не менее 34 недель. Продолжительность каникул в течение года должна составлять не менее 30 календарных дней, а летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются дополнительные каникулы.

Обучение может выстраиваться по-разному. Закон разрешает выбирать различные его формы. Например, предусмотрено семейное образование. В этом случае, родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации. Школа обязана контролировать знания ребенка. На любом этапе такого образования разрешается изменить его форму: так можно продолжить обучение в школе.

Школы сами подбирают кадры, проводят работу по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.



Школа разрабатывает свой устав. В нем определяется порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей.

Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию руководитель - директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.


Смотрите также:
Право на образование Нормативное правовое регулирование права на образование
97.85kb.
1 стр.
Гражданско-правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлениями: исторический и сравнительно-правовой анализ 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
395.04kb.
2 стр.
Семинар 1 по курсу «правовое регулирование внешнеэкономических связей»
27.42kb.
1 стр.
С. С. Алексеев // Советское государство и право. 1957. №7
35.24kb.
1 стр.
Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
339.56kb.
1 стр.
Право беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование и на свободные выборы
569.91kb.
4 стр.
Гражданское образование, образование в области прав человека и этико-правовое образование – общий вектор развития 21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Гражданское образование и образование в области прав
23.39kb.
1 стр.
Правовое регулирование международного олимпийского спорта: частноправовой аспект 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право, семейное право; международное частное право
335.76kb.
1 стр.
Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в россии: проблемы теории и практики
396.17kb.
3 стр.
Гражданско-правовое регулирование обязательного страхования профессиональной имущественной ответственности адвокатов
286.26kb.
1 стр.
Публично-правовое регулирование банковской деятельности
705.17kb.
4 стр.
Финансово-правовое регулирование банковского сектора экономики: сравнительно-правовой аспект 12. 00. 04 финансовое право; налоговое право; бюджетное право
264.61kb.
1 стр.