Главная
страница 1




Открытая научно-практическая конференция

для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2013"

Маркеловские чтения

МЕСТО БЛАГОДАТНОЕ


Исследовательская работа

ученицы 7«А» класса

МБОУ «Гимназия №2»

Города Саров, Нижегородской области

Екатерины Панькиной.


Руководитель -

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Гимназия №2»

руководитель кружка «Мой край» –

Ольга Борисовна Шевцова

Саров


2013

Содержание


Содержание 2

Введение 2

1 Цели и задачи работы 5

2 Святые подвижницы Земли Нижегородской 7

3 Дорога к истокам 10

4 Путешествие к Граду Китежу 14

Выводы. 16

Литература 18

Приложение 1 19

Приложение 2 21

Приложение 3 24

Приложение 4 27

Приложение 5 29

Приложение 6 31

Приложение 7 35

Приложение 8 36


Введение


Изучая историю родного края, пытливые умы открывают для себя новые места, необыкновенное богатство природы, загадочное прошлое.

В наших краях много интересных природных явлений, уникальных заповедных мест, но не менее интересны окрестности родного города, вроде бы ничем не привлекательные.

Три года назад я начала ходить в кружок «Мой край» по туризму и краеведению в нашей школе. Под руководством Ольги Борисовны Шевцовой мы изучаем историю родного города и области, тренируемся в зале и на природе, узнаём основы туризма. Весной и летом мы ходим в пешие и водные походы.

В этих путешествиях я узнала много нового и интересного, познакомилась с замечательными людьми. Этими знаниями я поделилась в своих первых исследовательских работах «Кто шагает с рюкзаком» и «Я шагаю по родному краю». В первой работе я постаралась рассказать ровесникам и их родителям, как организовать и провести путешествие, показала интересные стороны путешествий, ответила на вопросы, обычно возникающие при подготовке к походу.

Исследовательский проект «Я шагаю по родному краю» является продолжение работы по пропаганде краеведческого туризма. В этой работе я рассмотрела возможность использовать краеведческие маршруты по родному краю для продолжения познавательной деятельности в каникулярное время по эколого-краеведческому, природоохранному направлениям и экологическому туризму. (Фото 1. Приложение 1)

Что может быть прекраснее путешествия по родному краю.

Чем глубже узнаёшь свой край, тем он становится интереснее, ближе, дороже, понятнее. Не надо гнаться за сложными, далёкими маршрутами, ведь не это делает человека настоящим туристом. Турист – это общительный человек, который любит свой край, не боится преодолевать препятствия, обладает силой духа. [7]

Важно, чтобы краеведческие знания добывались активно, чтобы мы, дети могли изучать родной край не только по книгам и музейным коллекциям, но и в туристических походах и путешествиях. (Фото 2. Приложение 1)

Много на Руси интересных мест. Наш Нижегородский край упоминается в большом количестве сказаний и легенд.

Прошедшие года, разные исторические события многое стерли с лица нашей земли. Но осталась память и вера, а они, как известно, сильнее деяний и времени. И сегодня возрождаются святыни, строятся новые храмы, восстанавливаются разрушенные. Особенно много святого, связано с нашим городом Саровом и землёй Дивеевской.

В походах мы встречались с разными людьми, которые рассказывали нам о событиях и людях. В этих повествованиях часто звучали слова «Чудо», «Святое», «Благодать», «Подвижники». Мы собирали информацию во время путешествий, искали новые факты в литературе, общались с краеведами.

В данной работе я хочу рассказать о нашей святой земле, о сильных духом людях, о легендах, которые открылись нам в наших путешествиях по родному краю.


1Цели и задачи работы


Цели и задачи

Меня заинтересовала эта тема.



Главной целью для себя я поставила такую – узнать о благодатной земле и святых людях, известных в нашем районе. Рассмотреть роль краеведческого туризма в развитии кругозора, в воспитании патриотизма и чувства гордости за наш родной край,

Основные задачи:

  • 1. Сбор краеведческого материала;

  • 2. Узнать о подвижниках земли дивеевской;

  • 3. Выявить и описать местные достопримечательности;

  • 4. Изучить интересные объекты родного края на основе их исследований. Описать достопримечательности.

1.1Методы исследования


Посещение святых мест

Встречи с краеведами нашего города и области

Анализ литературы краеведческого характера

Анализ исторических документов по данной теме

Газетные публикации

Интернет, опрос


1.2Туризм и дети


В нашем городе развивается как взрослый, так и детский туризм. Работают различные туристические клубы. В нашей школе так же есть кружок туризма и краеведения «Мой край».

Путешествовать можно по разному. Наиболее распространён пеший туризм. Он доступнее. Пешком можно проникнуть всюду, или почти всюду, куда не доберутся ни водник, ни велосипедист.

В походе мы приобретаем качества, необходимые для продолжения образования, учебной деятельности. Это – владение новыми способами получения знаний о мире и о себе во время путешествия, интерес к продолжению изучения своего края. Краеведческое исследование даёт знание о прошлом родного края, о том, как воздействует общество на природную среду. Наблюдения рождают интерес к изучению истории родного края.

1.3Наши маршруты


1. Поход – «Село Успенское – село Суворово» (7 мая – 10 мая 2010 года). Самое интересное: Село Смолино. В селе обнаружили остатки пожара в домике сторожа. Находки: подсвечники, предметы быта и др. Посетили церковь в Смолино . Нашли каменное надгробие. В селе Суворово - Церквь Успения Пресвятой Богородицы, мощи святых мучениц Пузовских.

2. Поход - «Деревня Челатьма – Куриха» (5 ноября – 7 ноября 2011 года). Самое интересное: посещение курихинских родников, легенды о монахине Афанасии.

3. Походы выходного дня в Дивеево. Дивеевские родники, Монастырь, легенды об Александре Дивеевской.

4.Поездка на озеро Светлояр (июль 2012 года). Легенда о Граде Китеже, Крестный ход к озеру, Святой ключик Кибелёк и три могилы.

5. Поездка в село Трудовое (февраль 2013 года). Троицкая церковь и легенда о ней. Чудеса исцеления - рассказ местного жителя.

Были и другие походы, но именно в этих мы столкнулись с интересными фактами, загадками, легендами.

Собранный материал в наших походах и экскурсиях о святых местах, необыкновенных событиях и самоотверженных людях можно разбить на следующие направления:

Рассказ о женщинах-подвижницах, живших в наших краях.

Исследование интересных находок и сведений.

Легенды озера Светлояр.

Чудеса, происходящие в наших святых благодатных местах.


2Святые подвижницы Земли Нижегородской

2.1Преподобная Александра Дивеевская


Дивеевский район Нижегородской области известен во всем христианском мире как один из духовных центров русской православной культуры. На земле, освященной подвижничеством святого преподобного Серафима Саровского, почитается как святыня большое число природных и рукотворных объектов: камни-валуны, источники и колодцы, песочек и камушки из них, рощи и отдельные деревья, смола и кора с них, кресты и могилки, снег и землица с них, вещи, бывшие в пользовании у подвижников, природно-культовые пространства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Саровской пустыни, а также скитов монастыря, лесных пустынок и келий. (Фото 3,4. Приложение 2) [3]

Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семёновна; 13.06.1789), преподобная (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. История жизни Матушки Александры в приложении. (Приложение 2)

Почитатели Александры Дивеевской свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. (Фото 3,4. Приложение 2) 27 сентября 2000 года были обретены мощи схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерковных святых Александра причислена определением Архиерейского Собора 2004 году. [6]

2.2Монахиня Афанасия


Одна из целей нашей экспедиции в Куриху была – изучение родников этого района. Мы посетили два удивительных места с родниками – это источники около скита и родники в глубоком овраге «12 апостолов». (Фото 5, 6. Приложение 3)

Но мне хочется рассказать об одной истории, которая поразила меня.

Утром мы вышли из посёлка Куриха на поиски родников. Мы долго плутали среди густого соснового леса. Свернув с грунтовой дороги, по едва видимой тропинке мы нашли то место. Мы увидели старое кладбище, большую поляну, окруженную старыми посадками. В лощине ручья с чистейшей водой обнаружили родники, некоторые из них убраны в срубы. Местные жители рассказали нам, что один из родников славится своей чудодейственной силой, и особо почитаем паломниками, так как его история возникновения связана с Матушкой Анастасией. (Фото 7 Приложение 3)

Невдалеке сооружена купальня. По преданию, вода туда идет из этого родника, выкопанного когда-то руками матушки Анастасии. Поблизости еще три родника. Чуть выше виднелись постройки. Это церковь иконы Божией Матери «Знамение», часовенка, колокол.

Церковь построена недавно на месте Пятиглавого храма, который был разобран более 70 лет назад. (Фото 8 Приложение 3)

Из рассказов наших краеведов, из книги «На земле Вознесенской» [10, Стр. 445]и Интернета узнали об этой удивительной подвижнице. Оказалось, что в глухом лесу, вдали от людей жила когда-то здесь, совсем одна монахиня Афанасия (в миру – Анастасия). История о монахине Афанасии, её подвижничестве, благодатной пустынке, где она жила, в приложении. (Фото 9. Приложение 3).

Нет и, возможно, уже никогда не будет на месте этом монастыря, но благодать маленькой пустынки останется навсегда. И нет таких слов, чтобы выразить движения души приходящего сюда человека. Сильнейшим впечатлением ложится на сердце безмолвно струящаяся от холодного камня молитва, зажженная когда-то Анастасией. И по-прежнему исцеляет верующих вода её родников. (Фото 10. Приложение 3).

2.3Святые мученицы Пузовские


Конечным пунктом нашего майского похода 2010 года было село Суворово. Мы ждали автобус недалеко от церкви. (Дата постройки этой церкви неизвестна). (Фото 11. Приложение 4).

Елена Кривцова в книге «Дорога длинной в век» рассказывает о истории села Суворово. Когда-то это было село Пуза, что на речке Пузёнке. И делилось оно на две барщины. После революции решено было организовать здесь два колхоза. Один получил наименование «Кутузовский», а другой «Суворовский». Потом два колхоза с «генеральскими» именами объединили в один – «Суворовский». [2]

Существует легенда, что генералиссимус ходил-таки этими краями.

Ни один документальный источник не даёт ответ на вопрос, мог ли Суворов пройти через село Пуза, когда в августе 1744 года шёл брать мятежника Пугачева. Местные же предания напрямую связывают переименование села Пуза в Суворово в 90-х годах XX века с утверждением, что Суворов побывал в этих местах.



В центре села церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сюда часто ездят паломники. В храме находятся мощи мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. (Фото 12. Приложение 4).

Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария. Прославлены Архиерейским Собором Российской Православной Церкви, проходившим 13-16 августа 2000 г. Память совершается 5 (18) августа. Святые мощи мучениц были обретены 5 июня 2001 года и ныне покоятся в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворово.

Много рассказов можно услышать от местных жителей о блаженной Дуне (Евдокии Шиковой). История её жизни приведена в приложении. (Приложение 4)

3Дорога к истокам


Походы по святым и историческим местам очень интересны и познавательны. В путешествиях нам помогают замечательные педагоги. Один из них - Алексей Михайлович Подурец. Он давно занимается краеведением, очень много знает, разрабатывает увлекательные маршруты и рассказывает ребятам об историческом прошлом тех мест, где проходят походы, помогает в исследовательской работе. Алексей Михайлович пишет книги о Саровской Пустыни и окрестностях. (Фото 13, 14. Приложение 5)

Отдельно хочется рассказать об одном исследовании, проведённом совместно с Алексеем Михайловичем в Центре внешкольной работы.


3.1Смолинские загадки


В майском походе 2010 года на маршруте нам встретились два населённых пункта, (вернее бывших) два села, местонахождение которых мы определили на карте по крестикам, обозначающим церковь. Этих сёл уже давно нет, только в облаке цветущей вишни и черёмухи высились полуразрушенные церквушки.

Очередной одинокий крестик на карте – бывшее село, а ныне урочище Федотово. Проходя мимо по дороге, нет-нет, да и промелькнет через лесополосу высокий купол храма. Две церкви, пруд и остатки сада – вот всё, что осталось от некогда большого села Федотово. (Фото15, 16. Приложение 6)

Следующим пунктом на маршруте значилось село Смолино.

Село Смолино сразу не найдешь, притаилось оно за оврагами, впадающими в речку Пузенку, и даже церковь смолинскую становится видно только когда уже приблизишься к селу. Вернее, к бывшему селу, - последний житель покинул Смолино во второй половине 1980-х годов.

Екатерина Кривцова в рассказе «Деревня, которой нет» из книги «Дорога длинной в век» повествует о селе Смолино. [4]

Сегодня это село значится, как бывшее, а ведь жили тут, когда-то люди. Одна легенда гласит, что земли эти царским указом дарованы были за победу над польскими интервентами русскому князю Смолину. Вот так и появилось здесь в XVII веке село Смолино. Росло и богатело, отстроило церковь. Престолы: Троицы Живоначальной. К началу XX века Смолино пришло богатым селом, без малого двести дворов, со своей каменной церковью (приход Свято-Троицкой Церкви, Дивеевский район. Дата постройки: 1864) и школой. [2]

До Смолино можно добраться грунтовыми дорогами от села Суворова Дивеевского района. (Фото17, Приложение 6)

По воспоминаниям некоторых членов нашей группы, прошедших этими местами 8 лет назад, эта церковь стояла совершенно разрушенная и заброшенная. Сейчас видно, что за ней следят: двери и окна закрыты, внутрь попасть не возможно. Рядом строительные материалы, часть крыши отремонтирована. Вечером к церкви приехала на велосипеде женщина-монашка. Она разрешила нам посетить церковь. Внутри идут реставрационные работы. На стенах видна роспись с образами святых.

В коробках иконы, ещё не развешанные.

А привела нас в Смолино легенда. Говорят, что на кладбище около церкви сохранились каменные надгробия, под которыми покоятся «строители Саровского монастыря». (Фото18, Приложение 6) Ходили к этим камням верующие люди, почитали их как святыни. Но что же это за «строители»? Вроде бы все о строителях Саровской обители известно, но мы под руководством А. М Подурца все же пытались покопаться в этой истории. Наши исследования в приложении. (Приложение 6)


3.2История одной церкви. Или легенда о дурных, слепых и глухих


В местной газете я натолкнулась на заметку о городской туриаде. Саровские туристы прошли по маршруту от села Трудовое до села Кремёнки.

Участники этой экспедиции в селе Трудовое услышали от местного жителя легенду, согласно которой церковь была украдена из соседнего села. За одну ночь церковь была разобрана по брёвнышку и перенесена на новое место. Как утверждалось в газете, село, из которого украли церковь - это село Глухово, что стоит в нескольких километрах к северу. Оно, мол, так называется, потому, что «глухие» жители спали и не слышали, что у них церковь украли. [1]

Нас заинтересовала эта легенда. Занимательным было и то, что в Глухово уже 2 столетия стоит каменная церковь, недавно восстановленная.

Мы решили поехать в село Трудовое и выяснить подробности легенды, посмотреть на церковь. Так же было интересно узнать о названии села.

Местные жители, встреченные нами на улице около церкви рассказали, что до революции село называлось Дурновка или Дурниха. И связано это название всё с той же легендой об украденной церкви.

За подробностями нас отправили к местному старосте Николаю Семёновичу. Он рассказал нам, что дореволюционное название села - Дурновка или Репьевка. По легенде, церковь первоначально находилась в селе Слепые, однажды ночью жители Дурновки пришли туда и перевезли церковь к себе так, что никто не заметил. Отсюда и пошли названия сёл: Слепые - в честь «слепых» жителей, проворонивших церковь, Дурновка - в честь «дурных» людей, похитивших её. Но по некоторым источникам эта церковь могла стоять в деревне Худошино, но подтверждений этому мы не нашли.

Николай Семёнович рассказал, что раньше здесь было имение Мотовиловых. Церковь, по его сведениям, датируется 18 веком.

В советское время село переименовали в Трудовое.

К концу прошлого века церковь почти разрушилась, была перекошена, окон, крыши, колокольни не было. Фундамент тоже был разобран, стояло несколько столбов. Но нашлись добрые люди, помогли материально. В 90-е годы XX века церковь реставрировали и, по мере возможности, восстановили. (Фото 19.. Приложение 7)

Церковь имеет два предела - Святой Троицы и Архангела Михаила. Священника в селе нет, службы проводятся только по большим праздникам. Батюшки приезжают из Дивеева.

Как подчеркнул Николай Семёнович: «Службы у нас бывают редко, а чудеса идут». (Фото 20. Приложение 7)

С ним самим произошли чудеса исцеления. Он приехал из Москвы в 1990 году в село Трудовое. Переехал из столицы по состоянию здоровья: передвигался на костылях, были большие проблемы с различными органами. Прожив какое-то время на дивеевской земле, заботясь о церкви, которая находится рядом с домом, он стал чувствовать себя лучше. Особенно он вспоминает случай чудесного приземления. А дело было так...

Нужно ему было по хозяйству доску оторвать гвоздодёром, с пола до неё он не дотягивался, подставил столик. Залез на него. Столик сломался, и он понял, что падает. Первая мысль, что после падения и костыли ему не помогут, а вторая - вырвалось внутреннее: «Господи, помоги!». Затем, как бы очнулся и ощущает, стоит он в полутора метрах от сломанного столика на ногах, ничего не болит, как будто, никакого удара об пол и не было. И ещё не раз подобное случалось с ним и его знакомыми. Сегодня Николай Семёнович бодро ходит без костылей, всю мужскую работу по дому делает сам, с радостью встречает заезжих гостей и рассказывает о церкви, селе, своей жизни и чудесах, происходящих в этих местах.

4Путешествие к Граду Китежу


Много на Руси святых благодатных мест. Наш Нижегородский край упоминается в большом количестве сказаний. Наиболее интересна и загадочна легенда о Граде Китеже Любовь к родной земле, интерес к истории нашего Нижегородского края позвали нас в дорогу, в путешествие к «Граду КИТЕЖУ».

Загадочное озеро Светлояр… Это место уже не одно столетие пытаются понять, изучить. (Фото 21.Приложение 8). Озеро расположено в Воскресенском районе недалеко от села Владимирское.

Сплетенные воедино предания о татаро-монгольском нашествии на Владимиро-Суздальскую Русь, история подвигов и измен, предания о сокрытом в пучине озера городе, мире, другой земле с зелеными лугами, со старцами седобородыми и строгими, многими чудесами, образовали вокруг озера ореол седой тайны, загадки. (Приложение 8)

Озеро притягивает к себе людей, как верующих, так и неверующих, изучающих историю, фольклор, быт русского народа и просто любопытных. Именно здесь, в этом месте, особым образом переплетаются христианские традиции и языческие праздники. Крестный ход с иконой Владимирской Богоматери вокруг озера сменялся вечером замечательным праздником Ивана Купалы, который отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Удивительный русский праздник всегда наполнен радостью, особым единением людей, съехавшихся со всех уголков нашей страны. (Фото 22. Приложение 8)

Утром 6 июля, мы пошли к церкви, где проходила праздничная служба. Затем прошли с крестным ходом до озера. (Фото 23. Приложение 8)

По словам Алексея Грозы, директора музея языческий праздник Ивана Купалы не проводится у озера уже лет 6. Но встретившись с людьми, которые на протяжении многих лет приезжают сюда, мы узнали подробности проведения языческого праздника Ивана Купалы в этом месте.

Во Владимирском есть музей «КИТЕЖГРАД». Мы с интересом ознакомились с экспозицией музея, прошлись по творческим мастерским Детского центра и музея керамики.

Нам были интересны все традиции, связанные с этим святым местом. Например, озеро можно обойти. Ещё со времени глубокой старины люди, истовые в вере, уповающие на спасение, просящие о милости, обползали на коленях спасительное озеро трижды. Сейчас вокруг него проложены мостки. Многие люди обходят с молитвами озеро три раза. (Фото 24 .Приложение 8) А в праздничный вечер 6 июля проходит шествие со свечами. Очень красивое зрелище. (Фото 25. Приложение 8).

В окрестностях Светлояра много интересных мест, Как в былые времена паломники, мы отправились босиком к святому роднику и «Трём могилам», стараясь соблюдать все ритуалы, которые дороги местным жителям. (Фото 26, 27 .Приложение 8). По одной из легенд, после битвы с Батыем, князь Георгий отступал к Большому Китежу. За ним была погоня, лошадь князя оступилась в лесу, а из-под копыта неожиданно забил фонтан воды. Это место называется Кибельским ключом святой воды. Дорога на святые родники проходит слева от озера. Сначала дорога идет полем, затем сворачивает в лес. По болотистому месту до ключика «Кибелёк» проложены мостки.

От родника идет тропинка к трем неизвестным могилам. Одни говорят, что там похоронены три богатыря из войска князя Георгия, другие утверждают, что здесь похоронены монахи-схимники. Но, так это или иначе, могилы эти принято обходить три раза с молитвой и лишь после этого, вернувшись к роднику, набирать воду из ключа и обливаться.

Несколько дней, проведённых у озера, мы помним очень долго. Масса новой информации, впечатлений и новые друзья – вот итоги нашего путешествия к Граду Китежу.

Выводы.


Мечта о путешествии приходит к нам в детстве, и по мере того, как мы взрослеем, она растёт, принимает определённую цель, увлекает в неведомый мир с его прекрасным настоящим, романтическим прошлым и неизведанным будущим.

Мечта станет былью, когда наденешь рюкзак и зашагаешь по лесной тропинке мимо вековых сосен и зелёных дубрав или будешь переправляться по тонкому мостику из жердей над ласково журчащим ручейком.

По нашей интереснейшей области, может быть, проложено много туристских троп, и наша задача рассказать об интересных местах, привлекая к путешествиям новых людей, особенно детей.

Чем глубже узнаёшь свой край, тем он становится интереснее, ближе, дороже, понятнее. Не надо гнаться за сложными, далёкими маршрутами, ведь не это делает человека настоящим туристом.

Мои исследования и сбор материала не закончены. Очень хочется продолжить работу в нескольких направлениях. Мы будем продолжать работу над темой, связанной с озером Светлояр.

В свой работе я поставила цель – рассмотреть роль краеведческого туризма в развитии кругозора, в воспитании патриотизма и чувства гордости за наш родной край, узнать о благодатной земле и святых людях, известных в нашем районе.

Я постаралась рассказать о нашей святой земле, показать интересные места для путешествий и экскурсий по нашей области, выявила и описала достопримечательности, исторические памятники, собрала информацию о сильных духом людях, о легендах, которые открылись нам в наших путешествиях по родному краю.

Исследование помогло сделать много открытий. Я поражена мужеством женщин- подвижниц. Вера помогала им жить и трудиться. Мне, например, трудно представить, как можно жить одной в лесу и зимой, и летом в землянке как жила Матушка Анастасия.

Места в дивеевском районе воистину можно назвать заповедными, столько здесь благодати, спокойствия и тишины. К родникам и святым местам идут и едут люди из ближних и дальних мест, чтобы испить родниковой воды и искупаться в чистой ключевой воде, прикоснуться к святыням. Всякий, приходящий сюда восторженно шепчет слова, идущие прямо от сердца: «Благодать-то какая!…» и замирает наслаждаясь тишиной и покоем.

Литература


1. Белова В. статья «Праздник на маршруте». Газета «Саров» №40 от 3 октября 2012 года

2. Дорога длинной в век, Легенды и были Присаровья, - Саров 2008. – 456 стр.

3. Исторический Саров - сборник статей и исторических материалов. Подготовлен историческим объединением «Саровская пустынь», издательство «Град Китеж», Москва – Саров, 1993. 96 стр.

4. Кривцова Екатерина, «Дорога длинной в век» Саров, 2004 . 178 стр.

5. Подурец А. М. статья «Смолинские камни». Газета «Саров» Саровская Пустынь №10 ноябрь 2012 года

6. Подурец А. М. САРОВ: памятник истории, культуры, православия. Саров, 1998 . 208 стр.

7. Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов» Москва издательство «Профиздат» 1987 год, 223 страницы.

8.Саров: прошлое, настоящее: Альбом/ автор сост. А. А. Арапов. – Саров – Саранск Типография «Красный Октябрь» 1999. – 152 с.


9. Чуркин Иван, Бывальщины, ИИПК «ИХТИОС», Москва 2009. – 160 стр.

10. Составитель – Шемяков Н. А. На земле Вознесенской, Вознесенское – Арзамас, 2009. 480 стр.

11. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1




Фото 1. Наша команда - ребята 5-9 классов. Руководители - О. Б. Шевцова и А. М. Подурец. Май 2012г.



Фото 2. Встреча с местными жителями. Село Смолино. Май 2010г.

Приложение 2


Фото 3. Александра Дивеевская.

История жизни Александры Дивеевской (Агафии Семёновны Мельгуновой).

Родом она из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание её внешности: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг.

Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев она скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 г. по пути в Саровскую пустынь. Агафья остановилась в селе Дивеево, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией.

Матушка поселилась в деревне Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, она отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным.

Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома священника Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В 1767 г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей - в Киев, за колоколом - в Москву. После освящения всех 3 приделов храма, Матушка решила устроить общину. В 1788 г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с ней жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками матушки Александры были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия. Незадолго до кончины Александру Дивеевскую посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители.

Фото 4. Первоначальница Александра Дивеевская.

Приложение 3




Фото 5, 6. Иконы у родника в овраге «12 апостолов». Ноябрь 2011г

Фото 7 Родник на пустынке матушки Анастасии в Старой Курихе. Ноябрь 2011г.



Фото 8. Церковь на пустынке матушки Анастасии в Старой Курихе. Ноябрь 2011г.

История жизни Монахини Афанасии (в миру Анастасии).

Родилась Анастасия в 1809 году в крестьянской семье в селе КуДлей Ардатовского уезда. С восьми лет воспитывалась в семье дяди, так как отца призвали на долгую царскую службу, и мать отправилась с ним. От сверстниц отличалась тем, что любила посещать церковь и упоенно молилась. В теплое время года постоянно наведывалась в стоящее в 12 верстах от родного села урочище Куриха, как оно стало именоваться позже, где, у её дедушки стоял пчельник. Облюбовав там укромное местечко, выкопала крохотную пещерку и, уединившись, молилась Божией Матери.

В семнадцатилетнем возрасте направилась за благословением к жившему в Саровской Пустыни батюшке Серафиму.

После смерти родителей Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило, пищу вкушала один раз к вечеру. Подвижнице помогали 2 девушки-сироты, впоследствии с ней поселились еще 3 ученицы.

Были долгие годы отшельничества. Изредка навещала монастырь в Ардатове, совершала хождения в Муром, по другим святым местам Руси. В Ардатовском женском монастыре Анастасия приняла постриг и была наречена Афанасией.

Укреплялась в вере, соблюдая строжайший пост, сорок дней и ночей неподвижно стояла на камне.



Фото 9. Камень в Старой Курихе. Ноябрь 2011г.

Этот камень сохранился и по сей день. К нему приходят паломники, жители вознесенского района. Говорят, что земелька около камня помогает при болезнях и бедах, поэтому уже много лет люди берут земельку с собой и камень постепенно опускается, как бы «врастает» в землю.

Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за помощью, советом и духовной поддержкой; для приема приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома.

В последние годы своей жизни она пряла шерсть, одевалась очень скромно и являла собой простоту и незлобие.

Как и предсказывал Серафим Саровский, её Куриха не осталась забытой людьми после смерти Афанасии. В 1888 году там поселились семь сестер из села Ризадеева под начальством матушки Варвары Губановой. Жили в непрестанных трудах и молитвах, получив, разрешение императора Александра III на сооружение храма. За три года построили. Это была пятиглавая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней. Появились жилые кельи и множество хозяйственных построек: коровник, конюшня, пчельник. В 1904 году, на Курихе проживали 3 монахини и 73 послушницы, затем количество последних выросло до 88, на воспитание брали девочек-сирот. С установлением Советской власти монастырскую общину перерегистрировали в общество верующих. Стало что-то подобие мини-совхоза. Спустя семь десятилетий на том самом месте выросла небольшая часовенка. Над входной дверью - икона Божией Матери.

Фото 10. Часовня. Ноябрь 2011г.

Приложение 4





Фото 11. Церковь в Суворово.

Фото 12. Икона.

Жизнь блаженной Евдокии удивительна, сродни подвигам древних подвижников. Для нашего времени многое просто невероятно. Еще при жизни сподобил ее Господь дара прозорливости, исцеления.

Родилась Евдокия Шикова – блаженная Дуня - 11/24 февраля 1856 года в селе Пузо (ныне Суворово) от родителей крестьян Александра и Александры Шиковых. Мать ее была очень благочестивая, и отец тоже. Но мать умерла рано. Отец женился на другой, и мачеха была другого духа. Она отравила отца. Дуня воспитывалась в семье тети и дяди, дядя был церковным старостой. Семья была благочестивая, много молились не только в храме, но и дома. Дуня много ходила по святым местам, все время пела. Ходила всегда в теплой шали и зипуне, и лицо никогда не показывала.

С другими детьми играла мало. Зато любила молиться и ходить в церковь. Была она слабая и больная, потом вовсе ослабела. А когда ей было за 20 лет, она сильно заболела, и больше уже не вставала. Ходили к ней девушки – хожалки, которые и ухаживали за ней.

Тогда то и даровал ей Господь дар прозорливости. Сначала взрослые ей не верили: «Да ладно болтать-то»! А она как скажет, так всё и сбывалось. Почти всё время она проводила в молитве. И вскоре потянулись к ней люди за советом и утешением, да и просто с просьбой: «Помолись, Дуня». Вместе с ней жили ещё три девушки: Дарья, Дарья и Мария. Они ухаживали за ней и вместе с ней молились. Прошли годы. Свершилась октябрьская революция. Четырёх беззащитных женщин, одна из которых была полностью парализована долго били плетьми, после чего все они были расстреляны.

У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до смерти она отослала домой – так сохранился свидетель великой духовной высоты мученицы. А пятая келейница Пелагея, Поля, хотя и была во время ареста с Дуней, но была оставлена Богом все видеть и свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц.

Имеется множество свидетельств святости мученицы Евдокии. Множество чудес совершалось на могилке мучениц. И теперь благодатную помощь получают с благоговением и верою люди, поклоняющиеся святым мощам мучениц.

Старожилы села рассказывают, что вскоре, после похорон, начались чудеса на их общей могилке. Люди приходившие туда получали исцеления от многих болезней. Сейчас их святые мощи покоятся в Суворовском храме. Каждые выходные сюда приезжают автобусы с паломниками со всей России и из ближнего зарубежья. Люди по-прежнему просят им помочь и многие эту помощь получают.


Приложение 5


Алексей Михайлович Подурец родился в 1956 году в Одессе. в 1973 г. закончил школу №2 в Сарове и поступил на физико-химический факультет Московского института, который закончил в 1979 г. С этого же года работает в Сарове в РФЯЦ, в настоящее время - в должности кандидата физико-математических наук.

Историей Саровской пустыни и краеведением занимается с конца 1980-х годов. Член исторического объединения "Саровская пустынь" с момента его образования. Принимает участие в осоновных акциях объединения.

В 1998 году выпустил монографию по истории Саровской пустыни "Саров: памятник истории, культуры, православия".

Фото 13. А. М. Подурец и Е. Панькина. Путевые заметки. Май 2011г

Первый водный поход в 1980 году по Москве-реке. Ходил в пеший поход по Камчатке, много лет путешествует по Нижегородской области.

Осенью 1988 года увлёкся историей нашего города. Начинал краеведческую деятельность в историческом клубе с Анатолием Александровичем Агаповым. Его книга «Саров: памятник истории, культуры, православия» служит для нас учебником по краеведению.

«Успех похода – интересный маршрут».

Алексей Михайлович советует перед походом тщательно разработать маршрут, включив в него краеведческие и природные объекты (заброшенные деревни, родники, пруды). Желательно заранее поискать информацию. Можно посмотреть дневники, прошедших по этому маршруту команд.

Собирать сведения можно, общаясь с местными жителями. Интересоваться их жизнью.



Фото 14. Алексей Михайлович рассказывает местным жителям историю поместья Лобисов. Май 2007г. (Из архива)

Приложение 6


Фото 15. Церковь в Федотово.

Церковь иконы Божией Матери "Знамение". Май 2010г
Фото 16. Церковь Всех Святых. в Федотово. Май 2010г.

Фото 17. Церковь Свято-Троицкая. в Смолино. Май 2010г.

Из архивных документов, которые представил нам Алексей Михайлович Подурец, мы узнали, что среди помещиков Арзамасского уезда в 1585 и 1591 годах упоминается некий Смола Горяинов. Большинство русских населенных пунктов в нашей округе называются по именам их владельцев. Видимо, от имени владельца — Смолы — и происходит название этого села.

Чуть позже, в 1610, году в документе упомянута уже и «деревня Смолина», в которой находилось поместье Федота и Ивана Смолина (очевидно, сыновей Смолы). В 1621-1623 годах деревня именуется как «Захаровское, Смолино тож».

Далее в имеющихся в нашем распоряжении исторических сведениях, к сожалению, зияет дыра в полтора века. А в 1785 году в ходе Генерального размежевания дача села Смолина была размежевана, о чем был составлен «геометрический специальный план», попавший к нам в руки. За эти полтора века в Смолине появилась церковь, и оно стало селом. К тому времени в Смолине числилось 459 жителей и 51 двор. В 1914 году население увеличилось до 780 человек, обитавших в 127 дворах.

Данные о появлении церкви в Смолине противоречивы. В книге «Пять веков Дивеевской земли» В.И.Карпушов пишет, что Смлоино стало селом в 1864 году, когда была построена стоящая до сих пор церковь Троицы. Но деревянная церковь стояла в Смолине уже в 1785 году. В более поздней своей книге Карпушов пишет сообщает, что впервые смолинская церковь упомянута в 1645 году.

В январе 1918 году в Смолине была установлена советская власть. В 1931 году в селе был образован колхоз «Выдвиженец». В 1939 году в Смолине насчитывался 631 житель, в 1978 году их осталось 107, - последние жители переехали в Суворово. Таким образом, история отмерила Смолину около 400 лет существования.

Алексей Михайлович считает: «Если повнимательнее прочитать, что написано на карте 1785 года, выяснятся интересные вещи. Среди перечисленных имен владельцев села есть и очень интересные. Взять, к примеру, Фёклу Степановну Радищеву — это никто иная, как мать Александра Николаевича Радищева, урожденная Аргамакова. Она сама вряд ли жила в Смолине. Про неё известно, что после замужества жила она в Пензенском владении мужа Нижнем Аблязове (ныне село Радищево), и именно там прошло детство писателя; там же Фёкла Степановна умерла и была похоронена в 1804 году.

Другое звучное имя на карте — Мария Ионишна Головина (урожденная Новосильцева). Она была вдовой адмирала Александра Ивановича Головина, умершего в 1766 году, и статс-дамой при Екатерине II.

О княгине Аксинье Яковлевне Мануйловой ничего разузнать не удалось, как, впрочем, и об Анне Васильевне Наумовой, хотя фамилия Наумовых довольна известна в наших краях.

Теперь попробуем «прочитать» камни. На большом действительно сохранилась какая-то надпись, но прочесть её нам не удалось. Единственное, за что зацепился взгляд, - это как будто слово «Иоанн» (IЩАN). Отправленная на «экспертизу» историку и археологу Н.Н.Грибову фотография надписи также не была прочитана. Однако Николай Николаевич обратил внимание на резную рамку вокруг надписи по краю камня, позволившую определить точнее возраст камня. Такие рамки было принято делать в XVII-XVIII веках.

Итак, мы имеем довольно древнюю надпись на камне (около 300 лет) и список владельцев села спустя почти век. Однако ясно, что под камнями лежат ни крестьяне, ни церковнослужители. Под каменными надгробиями, скорее всего, захоронены владельцы села, возможно, члены их семей.

Также мы выяснили, что И.И.Аргамаков является дедом писателя и композитора А.С.Грибоедова и в тоже время - двоюродным дедом писателя А.Н.Радищева. а вышеупомянутый И.М.Головин был пра-пра-прадедом Л.Н.Толстого и одновременно пра-пра-прадедом А.С.Пушкина! Вот какие открытия совершили мы, идя по следу очередной легенды Присаровья!» [6]

Наверное, не стоит рассматривать высказанные предположения как обоснованную научную гипотезу. Мы лишь попытались ответить на интересующий нас вопрос, но сколько интересного узнали! а "расшифровать" надписи на смолинских камнях, надеемся, еще удастся...



Фото 18. Камень-надгробие в Смолино. Май 2010г.

Приложение 7




Фото 19. Глейзер Николай Семёнович. Февраль 2013г.



Фото 20. Село Трудовое. Церковь.

Приложение 8




Фото 21. Озеро Светлояр

Справка: «Форма озера – эллипс, вытянутый с юга на север. Ширина озера – 170 м, длина 210 м. Наибольшая глубина – 28 м – в самом центре водоема. Дно воронкообразное, ровно и отвесно уходящее к центру, оно покрыто древесным илом толщиною до 2 метров.» (Вячеслав Шестаков из монографии «Эсхатология и утопия»)

Легенды о Граде Китеже

История возникновения главной легенды Светлояра - о священном Граде Китеже – корнями уходит в XII-XIII века. Когда на Руси свирепствовали междоусобные княжеские войны и начались набеги татаро-монголов. Древние летописи свидетельствуют, что великий князь Георгий Всеволодович, правнук самого Владимира Красное Солнышко построил малый и большой Грады Китежи. Малый на Волге, в районе нынешнего Городца, а Большой в дебрях лесов на берегу озера.

Согласно преданиям, хан Батый, завоевав Суздальскую Русь, направил свои войска на Китежскую Русь. На Волге и состоялась первая битва хана с войском князя. «Была сеча великая и кровопролитие» - писал китежский летописец. Вторая битва, как говорится в летописи, прошла в Большом Китеже. Дорогу туда хану указал, не выдержавший пыток, Гришка Кутерьма, человек из войска князя Георгия.

Согласно наиболее известному варианту легенды, Господь уберег город от войск Батыя, погрузив его на дно озера Светлояр или (ещё одна версия) в глубину окружающих озеро холмов.





Фото 22. Купала и Купалинка. Июль 2000г.



Фото 23. Крестный ход с иконой. Июль 2012г.

Более ста лет этому обряду - Икону Владимирской Богоматери выносят из церкви, несут по селу до озера. Крестный ход в старые времена по часовой стрелке огибал озеро.

Последние годы икону несут только до Церкви Казанской Богоматери, что стоит над озером (фото 24), где служат молебен в честь праздника Иконы Владимирской Богоматери и возвращаются обратно в село.

Многие верующие люди стараются поднырнуть под икону во время крестного хода или выносят больных, чтобы над ними пронесли эту чудотворную святыню.





Фото 24. Мостки вокруг озера. Июль 2012г.



Фото 25. Шествие со свечами. Июль 2012г.



Фото 26. Святой ключик Кибелёк. Июль 2011г.



Фото 27. Три могилы. 2012г.


Смотрите также:
Исследовательская работа ученицы 7«А» класса мбоу «Гимназия №2»
263.14kb.
1 стр.
Исследовательская работа: Бурачкова Валерия, Портяная Мария, ученицы 7 класса «А» Быкова С. А. Нижнеудинск 2012
146.53kb.
1 стр.
Исследовательская работа участниц 8 класса «А» гбоу гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия лаборатория»
167.02kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 10 класса школы 1505 города Москва Вощенко Ирины Руководитель : Наумов Л. А., к и. н. Москва 2013
153.58kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 10 класса гбоу сош №887 города Москвы Мант Екатерины Научные руководители
359.69kb.
1 стр.
Исследовательская работа по физике «Исследование светового режима в классах гимназии» ученицы 8 «А» класса Волощенко Елизаветы
368.98kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Сталинградская битва»
129.65kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Научно-исследовательская работа по теме Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой Кузьминой Анны Николаевны ученицы 11 класса моу сош №4
215.57kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 9Б класса Юдиной Светланы
213.73kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 10 класса гбоу гимназии №1505 города Москвы Куприяновой Варвары
194.06kb.
1 стр.
Мбоу гимназия №9 Заповедные зоны и национальные парки – место сохранения животного мира Исследовательская работа
247.39kb.
1 стр.