Главная
страница 1
МКОУ Гульцовская основная общеобразовательная школа


Обсуждено

На заседании ШМО учителей школы

Протокол № ___________

«___» ______ 2012год



Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ (Желунова Е.В.)

«___»______ 2012 год



Утрверждаю

Директор школы

________ (Какорина З.В.)

Приказ по школе № ____

«___» _____ 2012 год
ктор

Рабочая программа по курсу

«Географии»

для 8 класса

общеобразовательных учреждений

рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ____

от «___» _____ 2012 год

Составитель: Горбачева О.Н.

2012-2013 учебный год



Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Данный раздел опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов, особенно раздела «География. Земля и люди», что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная его часть — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство».

Главная цель раздела — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели раздела изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:


  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;

  • сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;

продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.



Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития



Анализ экономических карт Роcсии для определения типов территориальной структуры, хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов — Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.



Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.



Глава

Тема главы

Номер урока

Тема урока







1

Введение

1

Географическое пространство России

1

Границы России

2

Размеры территории. Часовые пояса

3

Географическое положение

4

Россия в мире

5

Освоение и изучение территории России

6

Районирование – основной метод географических исследований

7

Административно-территориальное устройство России

8

Практические работы

2

Природа России

1

Природные условия и ресурсы

-

Рельеф и недра

1

Формирование земной коры на территории России

2

Рельеф

3

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

4

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

5

Минеральные ресурсы и их использование

6

Земная кора и человек

7

Практические работы

-

Климат

1

Географическое положение и климат

2

Солнечное излучение и климат

3

Земная поверхность и климат

4

Воздушные массы и их циркуляция

5

Атмосферные фронты

6

Циклоны и антициклоны

7

Распределение температуры воздуха по территории России

8

Распределение осадков и увлажнения по территории России

9

Климатические пояса и области

10

Климат и человек

11

Практические работы

-

Внутренние воды и моря

1

Моря

2

Особенности природы морей

3

Внутренние воды России. Реки

4

Озера, водохранилища, болта

5

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

6

Вода и человек

7

Практические работы

-

Растительный и животный мир

1

Растительный мир

2

Животный мир

3

Биологические ресурсы и человек

4

Практические работы

-

Почвы

1

Почвы и факторы их образования

2

Основные типы почв России

3

Почвы и человек

4

Практические работы

-

Природно-хозяйственные зоны

1

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

2

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

3

Население и хозяйство в Арктике и тундре

4

Природа лесных зон

5

Население и хозяйство лесных зон

6

Природа лесостепей и степей

7

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

8

Засушливые территории России

9

Горные области

10

Охрана природы и особоохраняемые территории

11

Практические работы

3

Население России

1

Численность населения

2

Почему снижается численность населения России?

3

Мужчины и женщины

4

Молодые и старые

5

Народы

6

Языки

7

Религии

8

Размещение населения

9

Города России. Урбанизация

10

Сельские поселения и сельское население

11

Миграция населения

12

География миграций

13

Практические работы







1

Итоговое занятие


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение — 1ч

Что изучает география России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 7ч

Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность людей. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России и положения других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Сравнение России с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Районирование — важнейший метод географической науки. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Россия — федеративное государство. Административно-территориальное деление. Разнообразие субъектов Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 42 ч

Природные условия и ресурсы. Понятия природных условий и природных ресурсов. Классификации природных ресурсов.

РЕЛЬЕФ И НЕДРА

Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом. Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхност- ных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр. Геологическое строение и рельеф своего региона и своей местности.

КЛИМАТ

Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Климатообразующие факторы и общие климатические закономерности на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс, свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение тепла и влаги на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на быт, одежду, жилища, питание и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна. Климат своего региона и своей местности.



ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ

Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря, омывающие побережья России, особенности их природы. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Воды суши, их виды на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на характер течения и режим рек. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Роль морей и внутренних вод в жизни населения и развитии хозяйства России. Водные ресурсы: неравномерность распределения, рост потребления и загрязнения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с водами, их предупреждение. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности

ПОЧВЫ


Роль почвы в природе, ее свойства и факторы образования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Особенности почв своего региона и своей местности.

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Физико-географическое районирование. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего региона и своей местности.

Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Характеристика основных климатических показателей одного из регионов страны для оценки условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплексд.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 10 ч

Численность населения. Изменения численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения.

Народы и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. География основных религий.

Особенности расселения населения. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА

(68 ч/год, 2 ч/нед.)

Примерное поурочное тематическое планирование составлено для использования УМК «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 5-6

Атлас, контурные карты

Тетрадь-тренажер, с. 3

Тетрадь-экзаменатор, с. 4-5

Электронное приложение к учебнику

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 8ч

Урок 2. ГРАНИЦЫ РОССИИ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 8-9 Атлас, с. 3

Контурные карты, с. 2-3 (№ 1 частично, 4) Тетрадь-тренажер, t. 4 (№ 1-3), с. 6-7 (№ 1, 2), с. 9 (№ 1, 2), с. 13 (№ 1), с. 15 (№ 1) Электронное приложение к учебнику

Урок 3. РАЗМЕРЫ ТЕРРИТОРИИ. ЧАСОВЫЕ ПОЯСА

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 10-11



Атлас, с. 2

Тетрадь-тренажер, с. 4-5 (№ 4, 8, 9), с. 7 (№ 3), с. 9 (№ 3), с. 13 (№ 2), с. 16 (№ 4, 5)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение поясного времени для разных городов России» Электронное приложение к учебнику

Урок 4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 12-15 Атлас, с. 2-3, 10-11

Контурные карты, с. 2-3 (№ 1 частично, 2, 3, 5) Тетрадь-тренажер, с. 4 (№ 5-7), с. 14 (№ 3, 4), с. 15-16 (№ 2, 3,6)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады» Электронное приложение к учебнику

Урок 5. РОССИЯ В МИРЕ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 16-19 Атлас, с. 3

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 10-12), с. 7 (№ 4), с. 10 (№ 6, 7), с. 14 (№ 5), с. 16-17 (№ 7-9) Электронное приложение к учебнику

Урок 6. ОСВОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 20-25

Атлас, с. 6-7

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 13-15), с. 6 (№ 17), с. 8 (№ 6), с. 9 (№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6) Электронное приложение к учебнику

Урок 7. РАЙОНИРОВАНИЕ РЕСУРСЫ Учебник, с. 26-27 Атлас, с. 8-9

Тетрадь-тренажер, с. 5 (№ 16), с. 7 (№ 5), с. 12 (№ 12) Электронное приложение к учебнику

Урок 8. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

РЕСУРСЫ Учебник, с. 28-29 Атлас, с. 4-5

Контурные карты, с. 4-5 (№ 1-5)

Тетрадь-тренажер, с. 6 (№ 18-20), с. 8 (№ 7), с. 10 (№ 5), с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13, 14) Тетрадь-практикум, практическая работа «Анализ административно-территориального деления России» Электронное приложение к учебнику

Урок 9. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ»

РЕСУРСЫ Учебник, с. 30 Атлас, с. 2-11

Тетрадь-экзаменатор, с. 6-15

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 43 ч

Урок 10. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 32-33



Тетрадь-тренажер, с. 20 (№ 18)

Электронное приложение к учебнику

РЕЛЬЕФ И НЕДРА -7ч

Урок 11. ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 34-37 Атлас, с. 10-13



Контурные карты, с. 8-9 (№ 1-3, 5)

Тетрадь-тренажер, с. 18 (№ 1-6), с. 19 (№ 11), с. 25-26 (№ 9, 10),

с. 28 (№ 4), с. 31 (№ 1)

Электронное приложение к учебнику

Урок 12. РЕЛЬЕФ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 38-39 Атлас, с. 10-13

Контурные карты, с. 10-11 (№1-5) Тетрадь-тренажер, С. 19 (№7-10), с. 21-22 (№ 1, 2), с. 23-24 (№ 1-5), с. 25 (№ 7, 8), с. 26 (№ 1), с. 29-30 (№ 5, 6), с. 32-33 (№ 2)

Электронное приложение к учебнику

Урок 13. ИЗМЕНЕНИЕ РЕЛЬЕФА

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ

РЕСУРСЫ Учебник, с. 40-41 Атлас, с. 10-13

Контурные карты, с. 8-9 (№ 4)

Тетрадь-тренажер, с. 19-20 (№ 12-16), с. 22 (№ 3), с. 24 (№ 6), с. 27 (№ 2, 3), с. 33 (№ 3) Электронное приложение к учебнику

Урок 14. ИЗМЕНЕНИЕ РЕЛЬЕФА

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ

Тетрадь-тренажер, с. 20 (№ 17) Электронное приложение к учебнику

Урок 16. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 46-47 Атлас, с. 12-13

Тетрадь-тренажер, с. 20-21 (№ 19, 20), с. 30 (№ 7) Тетрадь-практикум, практическая работа «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых» Электронное приложение к учебнику

Урок 16. ЗЕМНАЯ КОРА И ЧЕЛОВЕК

РЕСУРСЫ

Учебник,с. 48-49



Атлас, с. 10-11, 22-23

Тетрадь-тренажер, с. 22 (№ 4), с. 26 (№ 11), с. 30 (№ 8) Электронное приложение к учебнику

Урок 17. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕЛЬЕФ И НЕДРА» РЕСУРСЫ

Учебник, с. 130 Атлас, с. 10-13

Тетрадь-экзаменатор, с. 16-23 KS J Электронное приложение к учебник

КЛИМАТ -11 ч

Урок 18. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КЛИМАТ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 50-51

Атлас, с. 10-11

Тетрадь-тренажер, с. 34 (№ 1,4, 5) Электронное приложение к учебнику

Урок 19. СОЛНЕЧНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ И КЛИМАТ

РЕСУРСЫ

Учебник,с. 52-53



Тетрадь-тренажер, с. 34 (№ 6, 7), с. 37 (№ 1), с. 46 (№ 2) Электронное приложение к учебнику

Урок 20. ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И КЛИМАТ

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 54-55



Атлас, с. 10-11

Тетрадь-тренажер, с. 35 (№ 8)

Электронное приложение к учебнику

Урок 21. ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ И ИХ ЦИРКУЛЯЦИЯ

РЕСУРСЫ Учебник, с. 56-57 Атлас, с. 10-11

Тетрадь-тренажер, с. 34-35 (№ 2, 3, 9, 10), с. 38 (№ 4), с. 48 (№ 5)

Электронное приложение к учебнику

Урок 22. АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 58-59



Тетрадь-тренажер, с. 35 (№ 11), с. 36 (№ 15), с. 45 (№ 4) Электронное приложение к учебнику

Урок 23. ЦИКЛОНЫ И АНТИЦИКЛОНЫ

РЕСУРСЫ

Учебник,с. 60-61



Атлас, с. 14-15

Тетрадь-тренажер, с. 35 (№ 12), с. 36 (№ 16), с. 37 (№ 2, 3),

с. 42 (№ 6), с. 44 (№ 2)

Электронное приложение к учебнику

Урок 24. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА РЕСУРСЫ

Учебник, с. 62-63 Атлас, с. 14-15

Контурные карты, с. 14-15 (№ 2 и 3 частично) Тетрадь-тренажер, с. 36 (№ 17), с. 40 (№ 2) Электронное приложение к учебнику

Урок 25. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСАДКОВ И УВЛАЖНЕНИЯ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 64-65

Атлас, с. 10-11, 14-15, 19, 22-23

Контурные карты, с. 14-15 (№ 2 и 3 частично)

Тетрадь-тренажер, с. 35 (№ 13), с. 36 (№ 18), с. 39 (№ 1), с. 41 (№ 4), с. 44 (№ 1), с. 45 (№ 1), с. 47 (№ 4), с. 48-49 (№ 6) Электронное приложение к учебнику

Урок 26. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ОБЛАСТИ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 66-67

Атлас, с. 10-11, 14-15

Контурные карты, с. 14-15 (№ 1, 4, 5)

Тетрадь-тренажер, с. 36 (№ 19), с. 38-39 (№ 5-7), с. 40 (№ 3), с. 43 (№ 8), с. 44 (№ 3), с. 46 (№ 3)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Составление макета климатической карты по заданным значениям» Электронное приложение к учебнику

Урок 27. КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК РЕСУРСЫ Учебник, с. 68-69 Атлас, с. 14-15, 19, 22, 38

Тетрадь-тренажер, с. 35 (№ 14), с. 36 (№ 20), с. 39 (№ 8), с. 41 (№ 5), с. 43 (№ 9)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей» Электронное приложение к учебнику

Урок 28. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КЛИМАТ»

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 130

Атлас, с. 4-5, 10-11, 14-15, 19, 22 Тетрадь-тренажер, с. 42 (№ 7) Тетрадь-экзаменатор, с. 24-35 Электронное приложение к учебник

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ -7ч

Урок 29. МОРЯ РЕСУРСЫ Учебник, с. 70-71 Атлас, с. 10-11

Тетрадь-тренажер, с. 50 (М° 1, 2), с. 55 (№ 1), с. 56 (№ 3), с. 60 (№ 1)

Электронное приложение к учебнику

Урок 30. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МОРЕЙ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 72-75

Атлас, с. 10-11, 13, 26-27

Тетрадь-тренажер, с. 50 (№ 3), с. 53 (№ 1, 2), с. 56 (№ 2, 4), с. 61 (№ 2)

Электронное приложение к учебнику

Урок 31. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ. РЕКИ

РЕСУРСЫ


Учебник,с. 76-79

Атлас, с. 10-11, 16-17, 22-23

Контурные карты, с. 16-17 (№ 1, 2, 4)

Тетрадь-тренажер, с. 50-51 (№ 4-10), с. 54 (№ 4, 5),

с. 56-59 (№ 5-14), с, 61 (№ 3), с. 63 (№ 1), с. 64-65 (№ 3, 4)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Сравнительная

характеристика рек европейской и азиатской части страны»

Электронное приложение к учебнику

Урок 32. ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА, БОЛОТА

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 80-81

Атлас, с. 10-11, 16-17

Контурные карты, с. 16-17 (№ 3)

Тетрадь-тренажер, с. 51-52 (№ 11-13), с. 55 (№ 6), с. 60 (№ 16), с. 61-62 (№ 4, 5), с. 63 (№ 9), с. 64 (№ 2), с. 65 (№ 5) Электронное приложение к учебнику

Урок 33. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ, ЛЕДНИКИ, МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА

РЕСУРСЫ Учебник, с. 82-83 Атлас, с. 10-11, 14-15, 16 Контурные карты, с. 16-17 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 52 (№ 14, 15), с. 60 (№ 15), с. 62 (№ 6-8)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата» Электронное приложение к учебнику

Урок 34. ВОДА И ЧЕЛОВЕК РЕСУРСЫ

Учебник, с. 84-87 Атлас, с. 16-17, 29

Тетрадь-тренажер, с. 52 (№ 16-20), с. 53 (М° 3)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны» Электронное приложение к учебнику

Урок 35. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ»

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 130

Атлас, с. 10-11, 16-17

Электронное приложение к учебник

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР - 3 ч

Урок 36. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РЕСУРСЫ

Учебник, с. 88-89

Атлас, с. 10-11, 14-15, 19, 20-21

Тетрадь-тренажер, с. 66 (№ 1-7), с. 68 (№ 1), с. 69 (№ 1, 2 частично), с. 70-71 (№ 1, 2) Электронное приложение к учебнику

Урок 37. ЖИВОТНЫЙ МИР РЕСУРСЫ

Учебник, с. 90-91 Атлас, с. 10-11, 20-21

Тетрадь-тренажер, с. 66 (№ 8), с. 67 (№ 1, 10, 11), с. 69 (№ 2 частично, 3), с. 70 (№ 2)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса» Электронное приложение к учебнику

Урок 38. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ЧЕЛОВЕК. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР»

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 92-93, 130 Атлас, с. 20-21

Тетрадь-тренажер, с. 66 (№ 9), с. 67 (№ 2, 12), с. 68 (№ 3) Тетрадь-экзаменатор, с. 44-47 Электронное приложение к учебнику

ПОЧВЫ -4ч

Урок 39. ПОЧВЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 94-97

Тетрадь-тренажер, с. 72 (№ 1-6), с. 73 (№ 1), с. 74 (№ 3, 4), с. 76 (№ 1, 2), с. 78 (№ 1) Электронное приложение к учебнику

Урок 40. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 98-99

Атлас, с. 18-21

Тетрадь-тренажер, с. 72-73 (№ 2, 7-10), с. 75 (№ 1, 2),

с. 76 (№ 3), с. 78 (№ 6)

Электронное приложение к учебнику

Урок 41. ПОЧВЫ И ЧЕЛОВЕК РЕСУРСЫ

Учебник,с. 100-103 Атлас, с. 18-19

Тетрадь-тренажер, с. 73 (№ 11, 12), с. 75 (№ 3, 4), с. 77 (№ 4, 5), с. 79 (№ 2, 3)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Характеристика почвенных ресурсов своей местности » Электронное приложение к учебнику

Урок 42. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЧВЫ»

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 130



Атлас, с. 18-21

Тетрадь-экзаменатор, с. 48-53

Электронное приложение к учебнику

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ - 11 ч

Урок 43. ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ И ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

РЕСУРСЫ


Учебник,с. 104-105

Атлас, с. 8, 20-21

Контурные карты, с. 18-19 (№ 1)

Тетрадь-тренажер, с. 80 (№ 1-4), с. 87 (№ 1), с. 94-95 (№ 1, 2) Электронное приложение к учебнику

Урок 44. ПРИРОДА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, ТУНДР И ЛЕСОТУНДР

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 106-109 Атлас, с. 14-15, 18-21

Тетрадь-тренажер, с. 80 (№ 6), с. 81 (№ 8), с. 83 (№ 2),

с. 85 (№ 7 частично)

Электронное приложение к учебнику

Урок 45. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО В АРКТИКЕ И ТУНДРЕ

РЕСУРСЫ


Учебник,с. 110-111 Атлас, с. 20-23, 26т27

Тетрадь-тренажер, с. 81 (№ 9), с. 86 (№ 9 частично), с. 90 (№ 2),

с. 92 (№ 6 частично)

Электронное приложение к учебнику

Урок 46. ПРИРОДА ЛЕСНЫХ ЗОН РЕСУРСЫ

Учебник, с. 112-115 Атлас, с. 14-15, 18-21 Контурные карты, с. 18-19 (№ 2)

Тетрадь-тренажер, с. 80 (№ 7), с. 81 (№ 10-13), с. 83 (№ 3), с. 85 (№ 7 частично), с. 89 (№ 1), с. 90 (№ 3) Электронное приложение к учебнику

Урок 47. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО ЛЕСНЫХ ЗОН РЕСУРСЫ

Учебник, с. 116-117

Атлас, с. 4-5, 10-11, 20-23, 26-27

Тетрадь-тренажер, с. 86 (№ 9 частично), с. 87-88 (№ 2, 3), с. 92 (№ 6 частично), с. 94 (№ 10) Электронное приложение к учебнику

Урок 48. ПРИРОДА ЛЕСОСТЕПЕЙ И СТЕПЕЙ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 118-121 Атлас, с. 14-15, 18-21

Тетрадь-тренажер, с. 81-82 (№ 14-17), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 8) Электронное приложение к учебнику

Урок 49. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 122-123

Атлас, с. 14-15, 20-23, 26-27, 38

Контурные карты, с. 18-19 (№ 3)

Тетрадь-тренажер, с. 86 (№ 9 частично), с. 89 (№ 5), с. 91 (№ 4), с. 92 (Яг 6 частично), с. 93 (№ 8, 9) тТетрадь-практикум, практическая работа «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно- хозяйственных зонах» Электронное приложение к учебнику

Урок 50. ЗАСУШЛИВЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 124-125 Атлас, с. 14-15, 18-21, 26-27

Тетрадь-тренажер, с. 80 (№ 5), с. 84 (№ 4), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 9 частично), с. 88-89 (№ 4)

Тетрадь-практикум, практическая работа «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» Электронное приложение к учебнику

Урок 51. ГОРНЫЕ ОБЛАСТИ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 126-127 Атлас, с. 20-21

Контурные карты, с. 18-19 (№ 4) Тетрадь-тренажер, с. 82 (№ 18), с. 93 (№ 7) Электронное приложение к учебнику

Урок 52. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 128-129 Атлас, с. 19, 20-21, 64 Контурные карты, с. 22-23 (№ 1-5) Тетрадь-тренажер, с. 82 (№ 19, 20)



Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение особо охраняемых природных территорий своего района» Электронное приложение к учебнику

Урок 53. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ»

РЕСУРСЫ

Учебник, с. 130



Атлас, с. 14-15, 18-23, 26-27

Контурные карты, с. 18-19 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 83 (№ 1), с. 84-85 (№ 5, 6), с. 89 (№ 5), с. 91 (№ 5)

Тетрадь-экзаменатор, с. 54-61 Электронное приложение к учебник

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 11ч

Урок 64. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 132-135

Атлас, с. 4-5, 22

Контурные карты, с. 24-25 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 96 (№ 1-3), с. 98-99 (№ 1, 2), с. 107 (№ 1) Электронное приложение к учебнику

Урок 55. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 136-137

Тетрадь-тренажер, с. 96 (№ 5), с. 109 (№ 3) Электронное приложение к учебнику

Урок 56. МОЛОДЫЕ И СТАРЫЕ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 138-139 Атлас, с. 4-5

Тетрадь-тренажер, с. 96 (№ 6, 7), с. 105 (№ 1), с. 108-110 (№ 2, 4) Тетрадь-практикум, практическая работа «Сравнительная характеристика

половозрастного состава населения регионов России» Электронное приложение к учебнику

Урок 57. НАРОДЫ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 140-141 Атлас, с. 4-5, 24-25 Контурные карты, с. 26-27 (№ 5)

Тетрадь-тренажер, с. 96-97 (№ 8-11), с. 101-102 (№ 1-3), с. 110 (№ 5) Электронное приложение к учебнику

Урок 58. ЯЗЫКИ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 142-143 Атлас, с. 24-25

Тетрадь-тренажер, с. 97 (№ 14), с. 99 (№ 3) Электронное приложение к учебнику

Урок 59. РЕЛИГИИ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 144-145 Атлас, с. 24—25

Тетрадь-тренажер, с. 97 (Ms 12, 13), с. 99 (Ms 4), с. 102 (Ms 4), с. 105 (№ 2) Электронное приложение к учебнику

Урок 60. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСУРСЫ

Учебник,с. 146-147 Атлас, с. 4-5, 20-23

Контурные карты, с. 24-25 (Ms 1-4), с. 26-27 (Ms 3) Тетрадь-тренажер, с. 97 (Ms 15, 16), с. 98 (Ms 18), с. 103 (Ms 5) Электронное приложение к учебнику

yfjУрок 61. ГОРОДА РОССИИ. УРБАНИЗАЦИЯ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 148-151 Атлас, с. 4-5, 22-23, 26-27 Контурные карты, с. 26-27 (Ms 1, 2) Тетрадь-тренажер, с. 99-100 (Ms 5-7), с. 103 (Ms 6, 7), с. 104 (Ms 8 частично), с. 106 (Ms 3, 4), с. Ill (Ms 6, 7) Электронное приложение к учебнику

Урок 62. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

РЕСУРСЫ


Учебник, с. 152-153 Атлас, с. 4-5, 22-23 .

Тетрадь-тренажер, с. 97 (Ms 17), с. 98 (Ms 19), с. 104 (Ms 8 частично) Тетрадь-практикум, практическая работа «Разработка проекта «Мой населенный пункт» Электронное приложение к учебнику

Урок 63. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСУРСЫ

Учебник, с. 154-157

Атлас, с. 4-5, 23

Контурные карты, с. 26-27 (Ms 4)

Тетрадь-тренажер, с. 96 (Ms 4), с. 98 (Ms 20), с. 104 (Ms 9) Тетрадь-практикум, практическая работа «Характеристика особенностей движения населения России» Электронное приложение к учебнику

Урок 64. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ»

Тетрадь-экзаменатор, с. 62-71 Электронное приложение к учебнику

Урок 66. ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

РЕСУРСЫ

Атлас


Тетрадь-экзаменатор, с. 72-89


>



Оставшийся резерв времени (3 ч) учитель может использовать на свое усмотрение, например, на выполнение творческих работ, перечень которых приведен в тетради-экзаменаторе (с. 95).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать



  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хо- зяйственных зон и районов

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Представленные программы разработаны авторским коллективом проекта «Сферы» на основе образовательного стандарта основного общего образования по географии и выстроены в логике единого курса для основной школы, включающего три содержательных блока:



  • География. Планета Земля (6 класс)

  • География. Земля и люди (7 класс)

  • География. Россия: природа, население, хозяйство (8-9 классы). Данные программы составляют основу новых учебно-методических комплектов «Сферы» по географии для 6-9 классов и вместе с учебниками серии проходят соответствующую экспертизу на получение грифа «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

8 КЛАСС

68 учебных часов

ВВЕДЕНИЕ — 1ч

Что изучает география России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем ее многообразии и контрастности



Россия — стран-а, в которой мы живем. «Визитная карточка» России: население, площадь, столица, символика.

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 7ч



Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Территория и акватория России. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность людей. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Районирование — важнейший метод географической науки. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство Российской Федерации. Россия — федеративное государство. Административно-территориальное деление. Разнообразие субъектов федерации. Федеральные округа.

Россия в мире. Географическое положение России, его виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России и положения других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Сравнение России с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экологическому и производственному потенциалу.

Практические работы. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 42 ч

Природные условия и ресурсы. Понятия природных условий и природных ресурсов. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра России. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом. Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы. Стихийные природные явление в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр. Геологическое строение и рельеф своего региона и своей местности

Климат России. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Климатообразующие факторы и об- щие климатические закономерности на" территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс, свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение тепла и влаги на территории России. Климатические пояса и типы климатов

России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, "его влияние на быт, одежду, жилища, питание и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна. Климат своего региона и своей местности.



Воды России. Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря, омывающие побережья России, особенности их природы. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Воды суши, их виды на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на характер течения и режим рек. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Роль морей и внутренних вод в жизни населения и развитии хозяйства России. Водные ресурсы: неравномерность распределения, рост потребления и загрязнения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с водами, их предупреждение. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.



Растительный, животный мир и биологические ресурсы России. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Почвы и почвенные ресурсы России. Роль почвы в природе, ее свойства и факторы образования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Особенности почв своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны России. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего региона и своей местности.

Физико-географическое районирование

Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Характеристика основных климатических показателей одного из регионов страны для оценки условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 10 ч



Численность населения России. Изменения численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Возрастно-половая пирамида, причины ее своеобразия в России. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения.

Народы и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Территориальные аспекты межнациональных отношений. География основных религий.

Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапам развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ УМК «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ

Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» для 7 класса общеобразовательных учреждений (авторы: канд. геогр. наук А.П. Кузнецов, канд. геогр. наук JI.E. Савельева, доктор геогр. наук В.П. Дронов) являются логическим продолжением раздела «География. Планета Земля» для 6 класса в рамках учебно-методического комплекта по географии «СФЕРЫ», разрабатываемого издательством «Просвещение» под научным руководством генерального директора издательства чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук A.M. Кондакова и профессора чл.-корр. РАО, доктора географических наук В.П. Дронова.

Главная идея разрабатываемого УМК — создание единой многокомпонентной информационно-образовательной среды при изучении географии на основе взаимодействия функционально различных составных частей УМК.

УМК «Сферы» по каждому из школьных географических разделов включает в качестве обязательных компонентов: 1) программу, 2) учебник, 3) электронное приложение к учебнику (CD-ROM), 4) тетрадь-тренажер, 5) тетрадь-практикум, 6) тетрадь-экзаменатор, 7) иллюстрированный учебный атлас, 8) контурные карты с заданиями, 9) поурочное тематическое планирование, 10) методические рекомендации (технология уроков).

Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» как составные части УМК разработаны в соответствии с его общими научно-методическими, принципами и требованиями:

обеспечение комплексности и преемственности отдельных школьных географических разделов;



  • единые методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;

  • наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и овладение учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;

  • использование современных технологий обучения.

Главные психолого-педагогические принципы — актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

Главные методические принципы:



  • соответствие государственному образовательному стандарту по географии;

  • активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА

ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ УМК «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ

Учебник и программа по разделу «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы: доктор геогр. наук В.П. Дронов, канд. геогр. наук JI.E. Савельева) являются логическим продолжением раздела «География. Земля и люди» для 7 класса в рамках учебно-методического комплекта по географии «СФЕРЫ», разрабатываемого издательством «Просвещение» под научным руководством генерального директора издательства чл.- корр. РАО, доктора педагогических наук A.M. Кондакова и профессора чл.-корр. РАО, доктора географических наук В.П. Дронова.

Главная идея разрабатываемого УМК — создание единой многокомпонентной информационно-образовательной среды при изучении географии на основе взаимодействия функционально различных составных частей комплекта.

УМК «Сферы» по каждому из школьных географических разделов включает в качестве обязательных компонентов: 1) программу, 2) учебник, 3) электронное приложение к учебнику (CD-ROM), 4) тетрадь-тренажер, 5) тетрадь-практикум, 6) тетрадь-экзаменатор, 7) иллюстрированный учебный атлас, 8) контурные карты с заданиями, 9) поурочное тематическое планирование, 10) методические рекомендации (технология уроков).

Учебник и программа по разделу «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 8 класса общеобразовательных учреждений как составные части УМК разработаны в соответствии с его общими научно-методическими принципами и требованиями:


  • обеспечение комплексности и преемственности отдельных школьных географических курсов;

  • единые методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;

  • наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и овладение учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;

  • использование современных технологий обучения.

Главные психолого-педагогические принципы — актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

Главные методические принципы:



  • соответствие государственному образовательному стандарту по географии;

  • активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни

Список литературы

1. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

3. География России; 8-9 класс.

4. С.В. Атапов. Географический словарь.

5. Энциклопедия окружающего мира. Вокруг света. 7-8 класс.

6. Атлас мира для школьников. 6-10 класс.

7. История России для детей и взрослых. 8-9 класс.

8. Россия. Энциклопедический словарь. 8-9 класс.

9. Новая Российская энциклопедия. Россия. 8-9 класс.

10. Э. Вартаньян. История с географией. 6-8 класс.

11. Красная книга Среднего Урала. 10-11 класс (экология).

12. Словарь исторических терминов, имен, историко-географических названий. 6-10 класс.

13. Кто есть кто в мире. (биографии известных людей) 6-10 класс.



14. Экология. Словарь-справочник. 10-11 класс.




Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Географии» для 9 класса
540.96kb.
4 стр.
Рабочая программа по курсу «Географии» для 8 класса
432.32kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса
431.02kb.
2 стр.
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 9 класса
218.09kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Биология. Общие закономерности»
208.35kb.
1 стр.
Рабочая программа основного общего образования по географии для 7 класса на 2011-2012 учебный год
855.52kb.
4 стр.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов
308.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История» для 8 класса общеобразовательных учреждений рассмотрено на заседании педагогического совета
342.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История» для 7 класса общеобразовательных учреждений рассмотрено на заседании педагогического совета
453.5kb.
3 стр.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
487.9kb.
3 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: Законов рт и РФ «Об образовании»
755.83kb.
4 стр.
Программа элективного курса для 11 класса «Подготовка к егэ по географии»
144.57kb.
1 стр.