Главная
страница 1
Приложение 2.

Материал для работы в группах.

  1. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007. - параграф 49.

  2. ГЛАДИАТОРЫ (лат. — меч)- в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка или амфитеатра между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из обрядов убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили — фракийцы, самниты, галлы.

Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С начала V в. бои гладиаторов были запрещены.

  1. Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления, захваченные и проданные пиратами. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток. Рабов покупали на рынках, а также имелись рабы, родившиеся в доме своего владельца.

Пополняли рынок рабов морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские поселения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. В конце II — первой половине II в. до н. э. пиратство приобрело большой размах и пираты поставляли на рабские рынки большие контингенты рабов.

Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились.

Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их закабаляли. Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II — I вв. до н. э.

В каждом городе существовали рынки рабов, где любой гражданин мог купить или продать раба. Самым крупным рынком средиземноморья считался остров Делос. Однажды здесь за день продали 10 тысяч рабов.

Ни в одной стране Древнего мира — ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше.

Молодых рабов обучали различным наукам, искусству, ремеслам. В Риме многие дома были лишены удобств, часто обваливались, разрушались. Это приводило к пожарам. Император Красс создал пожарные команды из специально обученных рабов. Они за плату тушили пожары.

Использовались рабы самым различным образом, и положение рабов было неодинаково. В привилегированном положении находились рабы, становившиеся доверенными людьми своих хозяев: казначеями, секретарями, управляющими. Эти рабы имели средства и даже владели собственными рабами и могли стать вольноотпущенниками.

Положение образованных рабов — врачей, чтецов, актеров, учителей и музыкантов в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно.

4. Гладиаторские бои

Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои, а также травля зверей были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесницах происходили в цирках, но затем для них стали возводить каменные здания — так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знатные римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся... 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествующая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.

Гладиаторские бои начинались после полудня. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.



Маркс Э. Римляне. - М., 1997,— С. 59.



  1. Содержание рабов.

Паек рабам. Тем, кто работает в роле: зимой — по 4молия (8,75л) пшеницы, а летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…



5. «Труд рабов использовался в различных сферах, а потому положение их было неодинаковым. В этом сословии были и такие, которые становились секретарями, управляющими имуществом своих господ. Нередко они сами эксплуатировали своих собратьев.… Были и такие рабы, которым давали возможность самостоятельно вести хозяйство. Они могли работать на земле, в лавке, мастерской, выплачивая при этом часть получаемого дохода своему господину. Нередко такие рабы имели достаточно средств, чтобы владеть собственными рабами. Нередко они даже выкупались на волю, …становились абсолютно свободными. Немного менее унизительно по отношению к основной массе рабов было положение рабов – учитель, рабов – врачей, рабов – актеров. В основном это были греки или уроженцы Малой Азии. Стоили такие рабы очень дорого, ими дорожили владельцы, но таких рабов было ничтожно мало… »

По книге «Всемирная история». Минск, 1998. Т. 6. с. 115-117


Смотрите также:
Приложение Материал для работы в группах
50.28kb.
1 стр.
Приложение Тексты для работы в группах
14.48kb.
1 стр.
Приложение № Индивидуальная карта работы учащегося
316.07kb.
1 стр.
Web-приложение для работы с изображениями биомедицинского характера
30.72kb.
1 стр.
Задачи: воспитывать уважение к мамам, бабушкам, девочкам
53.23kb.
1 стр.
-
38.89kb.
1 стр.
Приложение №1 Критики о Луке (Дидактический материал для опережающего домашнего задания) Г. Д. Гачев
70.67kb.
1 стр.
Приложение общее Материал проекта
278.3kb.
1 стр.
Модульный урок №2 «Экологические группы птиц» Головко Елена Викторовна, учитель биологии
96.17kb.
1 стр.
3-я Московская Конференция Психоаналитик за работой
29.43kb.
1 стр.
Му рб 11-6-6-98 Приложение №2 Министерство здравоохранения
25.14kb.
1 стр.
Изучите квантовую психологию ® на собственном опыте
3131.29kb.
15 стр.