Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Автор-составитель:



Ветюгова Ирина Павловна, к.филол.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине Духовная культура России составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 190402.65 Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте . Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов, установленных вузом.

Содержание



Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………………

4

Конспект лекций по дисциплине ………………………………………………..

14

Методические указания студентам …………………………………………….

44

Методические указания преподавателям ………………………………………

45

Вопросы к зачету по дисциплине

46

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине

47



Цели и задачи дисциплины
Цель данного спецкурса является расширение знаний студентов по духовной культуре России, приобщение их к бесконечно­му, неисчерпаемому духовному потенциалу отечественной культуры.

Задача курса – раскрыть особенности духовных основ культуры России с древнейших времен до нас­тоящего времени. выявить тенденции формирования духовности на разных этапах развития Рос­сии.

В качестве опорных выделяются три проблемы. Первая - величие государства, которому сначала предстоит стать Русью, затем прев­ратиться в великую Россию. Вторая - "откуда пошла есть русская земля", становление государственности, полиэтнические основания сложения русской нации. Эта идея в сегодняшней непростой нацио­нально-политической ситуации представляется весьма актуальной. Третья - традиции прошлого, получившие развитие на протяжении ве­ков и сохранившиеся до нашего времени в русской культуре. Студент должен знать этапы развития русской духовной культуры, факторы, повлиявшие на изменение кода культуры, результаты этих изменений. Студент должен уметь свободно ориентироваться в историческом пространстве духовной культуры, уметь работать с отдельными памятниками древнерусской культуры , а также с литературой, посвященной особенностям развития культуры России; владеть основами теоретических знаний о культурном процессе и понятийным аппаратом.

Теоретической и научной основой спецкурса являются труды отечественных и зарубежных ученых, а также богатейшая историчес­кая и художественная практика.

Программа строится по историко-тематическому принципу, что дает возможность проследить тенденцию формирования духовности в России на различных исторических этапах. Каждая последующая тема спецкурса может быть усвоена только после изучения предшествующей.

По наиболее важным темам в университете профессорс­ко-преподавательским составом читаются лекции, проводятся семинарские за­нятия. На лекциях, семинарских занятиях используют дидактический материал: слайды, видеозаписи, фотоматериалы, произведений изобразительного и музыкального искусства. Изучение курса предполагает как под руководством пре­подавателя, так и самостоятельное знакомство с отечественной худо­жественной литературой, знакомство с музейными ценностями, худо­жественно-историческими памятниками, произведениями театрального и музыкального искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Предмет и задачи курса. Понятие духовная культура. Формы духовной культуры.


Раздел 1.

Истоки и сущность духовной культуры Древней Руси

Русская культура как особый культурно-исторический тип. Ге­ографическое положение и природная среда, взаимодействие и взаи­мовлияние культур: Север-Юг, Восток-Запад. Племенные и этнические образования в восточной части Европы. Культурологические концеп­ции Н. Я. Данилевского и Л. Н. Гумилева. Д. С. Лихачев о самобытнос­ти русской культуры. Полиэтническая основа Древней Руси, обычаи и традиции в культуре языческой Руси. Мировоззрение древних славян, языческая мифология - составная часть ментальности Древней Руси. Роль политического устройства в миропонимании: княжеская власть, элементы самоуправления (Новго­родская республика), богатство фольклора: обрядовая и календарная поэзия, пословицы, поговорки, сказки, загадки, их влияние на ли­тературу. Соединение языческих культов с христианством. Дохристианская письменность, живопись и храмовая архитектура. Развитие духовной культуры после принятия христианства. Татаро-монгольское нашествие как фактор культуры; его осмысление в науке нового вре­мени.



Раздел 2. Роль православия

в становлении русской духовности

Христианство как одна из великих религий. Проникновение христианства в Европу. Православие как ветвь христианства и его особенности. Объективная необходимость принятия христианства в эпоху Киевской Руси: необходимость отхода от язычества в эпоху укрепления государственности, установления международных связей - политических, экономических, культурных. История крещения Руси (IX-X вв.). Укрепление связей с Византией; византийское влияние на Русь - зодчество, живопись, литература Византии, и ее роль в становлении собственно русской культуры эпохи христианс­тва. Развитие письменности, два слоя литературы - переводная и самобытная, роль последней традиции устного народного творчества. Роль православия в укреплении философской мысли в Древней Руси, начала национальной философии в трудах митрополита Иллариона, Даниила Заточника. Значение летописей. Монастыри как цент­ры культуры. Проблема двоеверия: раскол церкви, влияние расколь­ников на умонастроение народа.





следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине Конспект лекций по дисциплине
1569.87kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
2250.12kb.
12 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
947.71kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
993.8kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1300.9kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1042.72kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
4131.95kb.
25 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
686.22kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1157.82kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1158.13kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
700.63kb.
6 стр.
Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте»
795.11kb.
3 стр.