Главная
|
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методические указания к самостоятельной работе
Красноярск
СФУ
2011
УДК
ББК
Ф
Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы.
Составитель: М.М. Уткина
Ф Философские проблемы естествознания: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. М.М.Уткина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 24 с.
ISBN
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские проблемы естествознания». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология».
УДК
ББК
© Сибирский
федеральный
университет, 2011
ISBN
СОДЕРЖАНИЕ
-
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
-
Методика реализации самостоятельной работы
2.1. Цели и задачи самостоятельной работы
2.2. Виды самостоятельной работы и требования к их реализации
-
Перечень тем теоретического курса для самостоятельного изучения
-
Формы контроля
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.
Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:
-
сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;
-
изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;
-
определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
-
использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;
-
формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;
-
рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);
-
уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;
-
формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;
-
развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции:
ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;
ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;
ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;
ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.
Курс «Философские проблемы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета.
Вид учебной работы
|
Всего
зачетных единиц
(часов)
|
семестр
|
9
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
2 (72)
|
2 (72)
|
Аудиторные занятия:
|
0,45 (16)
|
0,45 (16)
|
семинарские занятия (СЗ)
|
0,45 (16)
|
0,45 (16)
|
Самостоятельная работа:
|
1,55 (56)
|
1,55 (56)
|
изучение теоретического курса (ТО)
|
1,11 (40)
|
1,11 (40)
|
творческие задания
|
0,44 (16)
|
0,44 (16)
|
Вид промежуточного контроля
|
зачет
|
зачет
|
Методика реализации самостоятельной работы
Цели и задачи самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и аттестации по дисциплине, а также формирование культуры умственного труда и познавательной самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и навыков, призванных помочь в становлении магистра как молодого научного исследователя.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
-
формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов, различных социально и личностно значимых проблем;
-
развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу оснований и методологии современного естествознания;
-
развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем современной науки в целом и естествознания в частности;
-
выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных) по философским вопросам наука и естествознания.
Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.
Виды самостоятельной работы и требования к их реализации
На самостоятельную работу по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» знания» отводится 56 часов, из которых 40 часов направлены на изучение теоретического курса в рамках тем разделов и дополнительных вопросов, 16 часов предполагаются на подготовку творческих заданий (мини-реферата, презентации, эссе и др.) по философским вопросам естествознания. Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Виды самостоятельной работы студента:
-
изучение вопросов теоретического курса
-
работа с первоисточниками;
-
работа с учебными и научными изданиями;
-
работа с периодическими изданиями;
-
выполнение творческих заданий к семинарским занятиям;
-
подготовка к промежуточному контролю;
-
подготовка к зачету
Самостоятельное изучение теоретического курса необходимо, поскольку отсутствуют лекционные занятия, а на семинарах обозначены узловые вопросы, требующие более пристального изучения. При подготовке к семинарским занятиям обязательно освоение теоретического материала по теме занятия. Для более подробного изучения этих вопросов студентам предлагается список необходимой литературы.
Требования к написанию мини-реферата: самостоятельность, логичность, актуальность, емкость содержания, лаконичность формулировок, новизна (объем 10-12 печатных листов Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,15). Список используемых источников помимо фундаментальных работ, должен включать статьи последних лет из периодических изданий, желательно индексируемых или рецензируемых ВАК.
Требования к выполнению презентации:
-
содержание презентации должно быть представлено в контексте темы семинара
-
емкость (не значит количество информации)
-
проблемность изложения
-
творческий подход
-
логичность
-
слайды должны иметь подзаголовки
-
наличие выводов
-
возможно собственное видение темы
-
содержание слайдов и доклада не должны полностью совпадать
Возможен самостоятельный выбор темы презентации, но в контексте заявленных тем семинаров. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем.
В ходе самостоятельной работы студент занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам практических занятий, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Таким образом, в процессе самостоятельной работы студенты должны продолжать развивать способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии и уже свободно демонстрировать навыки контекстной обработки информации.
Общими критериями оценки успеваемости являются систематичность подготовки (осуществления самостоятельной работы), содержательность и самостоятельность изложения вопросов в устной или письменной форме, творческая инициатива в овладении учебным материалом. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выносимых на практические занятия.
Перечень тем теоретического курса для самостоятельного изучения
Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания (11 часов)
Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения (2 часа)
Вопросы для подготовки:
-
Предмет и функции философского знания.
-
Роль и место философии в научном познании.
-
Исторические формы взаимодействия науки и философии.
-
Пересечение философии и естествознания.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Эмпирична ли философия?
-
Философия для гуманитария или естественника?
Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание (3 часа).
Вопросы для подготовки:
-
Понятие познавательной стратегии научного исследования
-
Детерминация выбора познавательной стратегии моделью исследуемого объекта
-
Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат.
-
Проблема знания в философии. Соотношение знания и информации.
-
Исторические типы научной рациональности.
-
Теория истины. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Различие познавательных стратегий при выборе атомной и атомно-эфирной моделей объекта.
-
Связь онтологии и гносеологии.
-
Эволюция понимания знания.
-
Кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.
-
Достоинства и недостатки классической концепции истины применительно к изучению естествознания.
Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (6 часов).
-
Представление научного знания как системы
-
Структурные уровни научного знания:
а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня
б) понятие, специфика и структура теоретического уровня
в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня
г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней
-
Процедуры обоснования и объяснения теоретических знаний, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений.
-
Историческая изменчивость социально-культурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.
-
Ученый: мудрец или всезнайка.
-
Понятие социокультурной детерминации научного познания.
-
Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.
-
Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг).
-
Динамика науки как творческий процесс научного поиска.
Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход (29 часов).
Тема 2.1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира (6 часов).
Вопросы для подготовки:
-
Особенности научного знания и проблема возникновения естествознания.
-
Понятие научной революции. Концепция Т. Куна
-
Теория научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
-
Понятие и функции научной картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Античное естествознание: проблема существования.
-
Содержание и эволюция механистической картины мира.
-
Отличия квантово-реляционной и синергетической картин мира.
-
Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна
Тема 2.2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов (5 часов).
Вопросы для подготовки:
-
Проблема единства мира в философской онтологии.
-
Эволюция понятий материя, движение, пространство и время в философии и естествознании.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Онтология как поиск общего между специфическими объектами.
-
Анализ и актуальность априорной концепции пространства и времени.
-
Отличия онтологической и физической картин мира.
Тема 2.3. Специфика реализации принципов эволюции, системности, детерминизма и саморганизации в современном естествознании (6 часов).
Вопросы для подготовки:
-
Принцип системности в философии и естествознании.
-
Представление об объектах естествознания как системах (простые, сложные саморегулирующиеся и сложные самоорганизующиеся).
-
Понятие об эволюции. Проблема проникновения эволюционных идей в естествознание.
-
Причинность как частный случай принципа детерминизма. Детерминация биологических систем.
-
Синергетика и глобальный эволюционизм как основы современного естествознания.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Эволюционизм Ч.Дарвина и современное естествознание.
-
Типы детерминизма в естествознании.
-
Детерминизм и вероятность в биологических системах.
-
Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации.
-
Влияние идей естествознания на становление синергетики.
-
Понятия порядка и хаоса в философии и естествознании.
Тема 2.4. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек» (4 часа).
Вопросы для подготовки:
-
Понятие «живого» в естествознании. Биологическая форма движения материи.
-
В.И. Вернадский о «живом веществе» («живой материи»).
-
Организованность и целостность живых систем.
-
Роль и место человека в ноо-биосферных процессах.
-
Человек как природно-технологическое существо. Проблема соотношения искусственного и естественного в человеке.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Возникновение жизни: неоднозначность решения.
-
Роль и место человека в системе «природа-общество-человек» в классическом естествознании.
-
Антропный принцип в определении роли и места человека в системе «природа-общество-человек».
-
Смысл жизни и экстремальные условия.
Тема 2.5. Проблема истины и объективности в современном естествознании (4 часа).
Вопросы для подготовки:
-
Постмодернистское отрицание истины в науке и квантовое естествознание
-
Проблема верифицируемости теории эмпирическими данными и проблема теоретической нагруженности факта.
-
Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания.
-
Междисциплинарность знания и статус биологического знания сегодня.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Проблема элиминации субъективности в современном естествознании.
-
Критика и конвенция как основы истинности знания.
Тема 2.6. Этические проблемы современного естествознания (4 часа).
Вопросы для подготовки:
-
Наука и нравственность.
-
Понятие этоса науки и его основные принципы.
-
Анализ глобальных проблем современного мира, перспективы научно-технического развития. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
-
Оценка современных биологических исследований: позитивные перспективы для человека или угроза его существованию и идентичности.
-
Экологическая этика и ее философские основания.
-
Концепция глобального эволюционизма как основание современной научной этики.
Формы контроля
Промежуточный контроль проводится один раз. Он проводится в форме коллоквиума, который представляет собой устное собеседование. Формы коллоквиума в зависимости от уровня студента: индивидуальное собеседование, организация дискуссии по узловой проблеме дисциплины. Также возможна письменная работа: творческая или ответы на контрольные вопросы.
Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий дисциплины; умение использовать полученные знания применительно к биологической науке.
Контрольные вопросы
-
Специфика философского знания и его функции.
-
Исторические формы взаимодействия философии и науки.
-
Место и роль философии в научном познании Онтологическое представление об объекте и выбор познавательной стратегии: анализ различных концепций.
-
Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат.
-
Познание как способ бытия человека и его виды. Социокультурная природа познания.
-
Философская проблема научного знания. Знание и информация.
-
Истина как модус существования знания. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.
-
Понятие науки. Специфика научного познания.
-
Структура научного знания: Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни и их формы.
-
Динамика научного знания: взаимодействие оснований науки и ее структурных компонентов.
-
Теоретические модели в естествознании как элемент внутренней организации теории.
-
«Парадигма» Т. Куна и «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса как надтеоретические образования.
-
Возникновение естествознания: историко-философский анализ проблемы.
-
Рождение экспериментального естествознания в Новое время.
-
Научная картина мира как метатеория, ее онтологические и методологические аспекты, функции в системной организации познания и научного мировоззрения.
-
Исторические типы научной картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-реляционная, синергетическая.
-
Исторические типы научной картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая.
-
Проблема единства мира в философской онтологии. Отличия онтологической и естественнонаучной картин мира.
-
Системность организации процессов и явлений как основа единства философской и естественнонаучной картин мира.
-
Эволюция понятий материя, движение, пространство и время в философии и естествознании.
-
Принцип развития в биологии. Современные представления об эволюции.
-
Дискуссии по проблемам причинности: от Д. Юма до К. Поппера. Детерминация биологических систем.
-
Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации.
-
Синергетика как синтез системного и эволюционного подходов.
-
Глобальный эволюционизм как основа современного естествознания.
-
Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм.
-
Место биологии в современной системе наук. Влияние биологии на стиль научного мышления на пороге XX века.
-
Учение о ноосфере: истоки и современное состояние.
-
Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек».
-
Постмодернистское отрицание истины в науке и квантовое естествознание.
-
Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания. Критика и конвенция как основы истинности знания.
-
Проблема объективности знания в современном естествознании.
-
Взаимодействие науки и нравственности. Новые этические проблемы науки в XXI веке.
-
Социальная и профессиональная ответственность ученого. Понятие этоса науки.
-
Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки.
-
Экологическая этика и концепция глобального эволюционизма как основания современной научной этики (антропный принцип).
-
Оценка современных биологических исследований: позитивные перспективы для человека или угроза его существованию и идентичности.
-
Ценностно-этическое измерение науки. Проблема свободы науки от ценностей. Взаимосвязь внутринаучных и социальных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ДИСЦИПЛИНЕ
Основная:
-
Аронова, Е. А. Иммунитет: теория, философия и эксперимент : очерки из истории иммунологии XX века / Е. А. Аронова ; Российская академия наук Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М. : УРСС; М. : КомКнига, 2006. - 156 с. (2 экз).
-
Баксанский, О. Е. Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста : учебное пособие / О. Е. Баксанский, Е. Н. Гнатик, Е. Н. Кучер. - Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2010. - 222 с. (3 экз)
-
Борзенков, В. Г. Теория эволюции: на пути к новому синтезу / В. Г. Борзенков // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. – С. 130 – 138. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/37010934.pdf.
-
Денискин, С. А. Методологические перспективы концептуализации живого в естествознании и философии / С. А. Денискин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 14. - С. 109 – 116. – Режим доступа : http://elibrary.ru/downloads/12650124.pdf.
-
Зеленов, Л. А. История и философия науки : учеб. пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. – М. : Флинта ; М. : Наука, 2008. - 472 с. (2 экз)
-
Ивин, И. И. Проблема понимания природы и понятие детерминизма / И. И. Ивин // Эпистемология и философия науки. - 2008. - Т. 15. - № 1. - С. 15 – 33. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/97770821.pdf.
-
История и философия науки (Философия науки) : учебное пособие / под ред.: Ю. В. Крянев, Л. Е. Моторина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. - 414 с. (2 экз)
-
Канке, В. А. Философия математики, физики, химии, биологии : учебное пособие / В. А. Канке. – М. : КНОРУС, 2011. – 368 с. – Режим доступа : http://www.book.ru/book/900468.
-
Карпин, В. А. Введение в философию биологии и медицины / В. А. Карпин // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – Т. ХVII. - № 1. – С. 11 – 13. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/46251809.pdf.
-
Кроль, Дж. Философская основа эволюции : перевод с англ. / Д. Кроль ; под ред. П. П. Соколова. - Изд. 2-е. – М. : УРСС ; М. : Издательство ЛКИ, 2007. - 188 с. (2 экз).
-
Куликов, С. Б. К вопросу о понимании времени в современной философии естествознания / С. Б. Куликов // Философия науки. – 2009. - № 3 (42). – С. 89 – 99. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/20175759.pdf.
-
Многомерность истины / под ред. А. А. Горелов, М. М. Новоселов. – М. : ИФРАН, 2008. – 215 с. (2 экз)
-
Основы философии науки : учебник / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 603 с. (1 экз)
-
Параев, В. В. Философский аспект проблемы происхождения и эволюции жизни / В. В. Параев, В. И Молчанов, Э. А. Еганов // Философия науки. - 2009. - Т. 42. - № 3. - С. 140 - 165. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/13056287.pdf.
-
Рузавин, Г. И. Синергетика и сложноорганизованные системы / Г. И. Рузавин // Эпистемология и философия науки. - 2008. - Т. 15. - № 1. - С. 100 – 116. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/99937875.pdf.
-
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания : учебник / Г.И. Рузавин. – М. : Проспект, 2010. – 268 с. – Режим доступа : http://www.book.ru/view/259351.
-
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник / под ред. В. В. Миронов. – М. : Гардарики, 2007. - 639 с. (5 экз)
-
Субботин, А. Л. Концепция методологии естествознания Джона Гершеля (из истории английского индуктивизма) / А. Л. Субботин ; Российская академия наук. Институт философии. – М. : ИФ РАН, 2007. - 83 с. (1 экз).
-
Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник / Е. В. Ушаков. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. – 528 с. (1 экз)
-
Хачатрян, А. А. К вопросу о взаимоотношении биологии и философии биологии / А. А. Хачатрян // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - № 202. - С. 361 – 366. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/34828774.pdf.
-
Хачатрян, А. А. Проблема детерминизма в современной биологии / А. А. Хачатрян // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - № 202. - С. 366 – 371. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/12342507.pdf.
-
Шулевский, Н. Б. Исторические типы взаимодействия естествознания и обществознания / Н.Б. Шулевский // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2010. - № 6. - С. 56-78. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/15558755.pdf.
-
Щавелёв, С. П. Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки : учеб. пособие / С. П. Щавелёв. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 308 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com.
Дополнительная :
-
Абрамова, Н. Т. Открытый характер знания: опыт и умения, поиски идентичности / Н. Т. Абрамова // Философия науки. – 2004. - Вып. 10. - С. 189-203.
-
Ардашкин, И. Б. Проблема в системе философских оснований научной модели естествознания / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 315. - № 6. – С. 81 – 85. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/10058724.pdf.
-
Борзенков, В. Г. Категория «жизнь» в науке ХХ века / В. Г. Борзенков // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 98 - 105.
-
Буданов, В. Г. «Концепции современного естествознания» и «Философия науки» - к взаимодействию учебных дисциплин / В. Г. Буданов // Эпистемология и философия науки. – 2007. - Т. XII. - № 2. – С. 75 – 90. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/63022439.pdf.
-
Бучило, Н. Ф. История и философия науки : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. – М. : Проспект, 2011. – 432 с.
-
Венцковский, Л. Э. Философские проблемы развития науки / Л. Э. Венцковский. – М. : Наука, 1982. – 190 с.
-
Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский; Ред. А.Л. Яншин. - М. : Наука, 1991. - 270 с.
-
Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой / П. П. Гайденко. - М. : ПЕРСЭ, СПБ.: Университетская книга, 2000. – 455 с.
-
Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.
-
Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П. П. Гайденко. ─ М. : Наука, 1987. ─ 586 с.
-
Гачев, Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке : монография / Г. Д. Гачев. – М. : Логос, 2003. - 510 с.
-
Иванов, А. В. Университетские лекции по метафизике / А. В. Иванов, В. В. Миронов. - М. : Современные тетради, 2004. - 648 с.
-
Идея эволюции в биологии и культуре / отв. ред. О.Е. Баксанский, И.К. Лисеев. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. – 640 с.
-
Ильин, В. В. Философия : учеб. В 2-х т. Т. 1. Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В. В. Ильин. - Ростов н / Д. : Феникс, 2006. – 832 с.
-
История и методология науки: феномен специализированного познания : учеб. пособие ; под ред. Б. И. Липский. – СПб. : СпбГУ, 2004. - 437 с.
-
Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. - М. : Интерпракс, 1995. – 350 с.
-
Князева, Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - № 3. - С. 62-79.
-
Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.
-
Котенко, В. П. История и философия классической науки / В. П. Котенко - М. : Академический проект, 2005. – 474 с.
-
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - пер с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 365 с.
-
Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. - пер с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с.
-
Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. ─ М. : Едиториал УРСС. ─ 2006. ─ 256 с.
-
Летов, О. В. Философские проблемы биологии и медицины (Сводный реферат) / О. В. Летов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. - 2011. - № 1. - С. 57 - 91.
-
Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации : учеб. пособие / Т. Г. Лешкевич. – М. : изд-во ПРИОР, 2001. – 428 с.
-
Лисеев, И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) / И.К. Лисеев. – М. : ИФРАН, 2011. – 315 с.
-
Ломиворотов, М. М. Стиль мышления или парадигма как форма связи философии и естествознания / М. М. Ломиворотов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. - № 5. - С. 154 – 158. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/19644296.pdf.
-
Лось, В. А. История и философия науки. Основы курса : учеб. пособие / В. А. Лось. - 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 401 с.
-
Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / отв. ред. О. Е. Баксанский. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 264 с.
-
Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 464 с.
-
Микешина, Л. А. Философия познания: полемические главы / Л. И. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 622 с.
-
Огурцов, А. Актуальность философии природы / А. Огурцов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11 . - С. 113-117.
-
Павлинов, И. Я. Концепции рациональной систематики в биологии / И. Я. Павлинов // Журнал общей биологии. – 2011. – Т. 72. - № 1. - С. 3 – 26. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/82991464.pdf.
-
Параев, В. В. Проблемы теории эволюции и ее парадоксы / В. В. Параев, В. И Молчанов, Э. А. Еганов // Философия науки. - 2008. - № 1 (36). - С. 129 - 149.
-
Попков, В. И. Концепции современного естествознания : логика и методология естественных наук : учеб. пособие / В. И. Попков. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2005. - 103 с.
-
Постнеклассика: философия, наука, культура : монография / отв. ред. Л. П. Киященко, В. С. Степин. – СПб. : Издательский дом «Мiръ», 2009. – 672 с.
-
Причинность и телеономизм в современной естественно - научной парадигме / Российская академия наук. Институт философии ; отв. ред.: Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков. – М. : Наука, 2002. – 288 с.
-
Системный подход в современной науке / отв. ред.: И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 561 с.
-
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник / под ред. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2007. - 639 с.
-
Степин, В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М. : Гардарики, 1999. – 400 с.
-
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд ; пер. с англ. ─ М. : Прогресс, 1986. ─ 542 с.
-
Филатов, В. П. Мысленные эксперименты в науке и в философии / В. П. Филатов // Эпистемология и философия науки. – 2010. – Т. XXV. - № 3. – С. 5 – 15. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/33708169.pdf.
-
Философия математики и технических наук: учеб. пособие / под общ. ред. С. А. Лебедева. — М. : Академический Проект, 2006. – 779 с.
-
Философия науки : учебное пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. – 3-е изд. – М. : Академический Проект, 2006. – 736 с.
-
Философия науки. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук : хрестоматия : учебное пособие; ред.-сост. Л. А. Микешина ; науч. ред. Т. Г. Щедрина. – М. : Прогресс-Традиция ; М. : МПСИ; М. : Флинта, 2005. - 992 с.
-
Хайтун, С. Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С. Д. Хайтун ; Российская академия наук Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М. : КомКнига ; М. : УРСС, 2005. - 533 с.
-
Хачатрян, А. А. О витализме и механицизме как парадигмах в биологии / А. А. Хачатрян // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - Т. 204. - № 1. - С. 322 – 326. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/38731667.pdf.
-
Холтон, Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон ; пер. с англ. ─ М. : Прогресс, 1981. ─ 382 с.
-
Холтон, Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 26-58.
-
Цебржинский, О. И. Философские и естественно-научные аспекты теоретической биологии / О. И. Цебржинский // Философия науки. - 2007. - № 3 (34). - С. 95 - 109.
-
Черникова, И. В. Философия и история науки / И. В. Черникова. – Томск: Водолей, 2001. – 280 с.
-
Шагиахметов, М. Р. Человек и природа: системный анализ взаимодействия / М. Р. Шагиахметов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 4. - С. 231-238. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/41553780.pdf.
-
Шапошник, С. Б. Систематизация знания в процессе формирования квантовой физики / С. Б. Шапошник // Эпистемология и философия науки. - 2005. - Т. 4. - № 2. - С. 150 – 167. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/74768197.pdf.
-
Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. – М. : Наука, 1986. – 382 с.
-
Штеренберг, М. Ю. Синергетика и биология / Штеренберг М.Ю. // Вопросы философии. - 1999. – N 2. - С. 95-108.
Информационные ресурсы :
-
Сайт Института философии РАН http://iph.ras.ru/
-
Библиотека сайта philosophy.ru http://www.philosophy.ru
-
Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru
-
Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm
-
Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=1
-
Библиотека портала Credo.ruhttp://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=197
-
Философская библиотека Новосибирского государственного университета http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
-
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author
-
The Online Books Page http://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/subjectstart?BH-BJ.
-
Основной электронный каталог НБ СФУ: http://catalog.sfu-kras.ru
-
ЭБС «BOOK.RU». – Режим доступа : http://www.book.ru. Современная научная и учебная литература в соответствие с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. (получить код доступа в библиотеке; авторизация по логину и паролю (из любой точки Интернет).
-
ЭБС «ИНФРА-М». – Режим доступа : http://www.znanium.com/. База включает литературу, выпущенную 10 издательствами, входящими в группу компаний «ИНФРА-М». Для пользователей СФУ доступна учебная, научная, справочная литература по различным направлениям подготовки студентов. Для оформления регистрации и получения доступа следует обращаться в электронные читальные залы Научной библиотеки СФУ.
-
Научная электронная библиотека российских научных журналов. – Режим доступа : http://elibrary.ru. Авторизация по IP-адресам СФУ и персональная регистрация.
-
ИСТ ВЬЮ (EastView). – Режим доступа : http://www.ebiblioteka.ru/newsearch/basic.jsp. База данных содержит 51 наименование ведущих российских научных и научно-художественных журналов по общественным и гуманитарным наукам, включая 31 журнал издательства Российской Академии наук. Глубина архива c 2000 года. База данных регулярно пополняется новыми названиями. Полные тексты исследований и художественных произведений воспроизводятся с нумерацией страниц оригинала, облегчающей библиографические ссылки на источники. Авторизация по IP-адресам СФУ.
-
Oxford University Press (Oxford Journals). – Режим доступа : http://www.oxfordjournals.org. Журналы издательства Oxford University Press: гуманитарные науки, право, науки о жизни, математические и физические, социальные. Авторизация по IP-адресам СФУ и по логину - russia06 / паролю - russia100.
-
Springer, Kluwer. – Режим доступа : http://www.springerlink.com. Журналы и книги почти по всем областям естественных и гуманитарных наук (математика, физика и астрономия, химия, биология, медицина, социальные науки, бизнес/экономика и др.). Авторизация по IP-адресам СФУ.
Учебное издание
Уткина Мария Михайловна
Философские проблемы естествознания
Методические указания к самостоятельной работе
Редактор И.О. Фамилия
Корректор И.О.Фамилия
Компьютерная верстка: И.О.Фамилия
Подписано в печать (дата) 2011 г. Формат 60х84/16. (А5)
Бумага офсетная. Печать плоская.
Усл. печ. л. (количество страниц/ ). Уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru
http://rio.sfu-kras.ru
Отпечатано Полиграфическим центром
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Смотрите также:
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 удк ббк ф
281.02kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012 удк ббк г
252.9kb.
1 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 удк
220.93kb.
1 стр.
Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.
3 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011
388.39kb.
3 стр.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск
243.63kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2012
429.01kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе студента Киров 2013
106.02kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям Красноярск сфу 2012 удк ббк
431.31kb.
3 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
73kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
65.69kb.
1 стр.
|
|