Главная
страница 1
Пусть в мире станет больше красоты
Цель: Привитие духовных ценностей через произведения искусства.
Задачи:

- напоить душу учащегося целительным бальзамом красоты произведений искусства,

- открыть глаза на чарующий , гармоничный мир прекрасного;

- показать учащимся красоту мира, человека;

- дать понять, что красота спасёт от духовной нищеты, невежества, жестокости, безнравственности; расширение кругозора детей,

- воспитание чувства милосердия к окружающим.


Актуальность

Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога. Именно приобщение к красоте облагораживает душу ребёнка, утончает его чувства, он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитуемым. Необходимо учить детей чувствовать красоту, понимать и ценить и, что самое главное, - творить её. Поэтому эта тема является очень актуальной.


Ход мероприятия

Слово классного руководителя.

Современный мир ставит перед людьми много проблем. Но существует ли достоверный источник, который подсказывает верное решение, учит, как найти верный путь и избежать ошибок, помогает исправить недостатки?

Время, которое мы сейчас переживаем, простым назвать трудно. Мы растеряли свои традиции, духовные силы жизни. Дерево, теряющее корни, с каждым годом становится слабее и, наконец, погибает. В последнее время много делается, чтобы возродить утраченное. Для этого существует много путей. Один из них – через культуру, живопись. Поэтому мы сегодня будем говорить о картинах, которые никого не оставляют равнодушным. Мы совершим экскурсию в картинную галерею. Что такое красота и почему люди тянутся к ней? Ответ на этот вопрос мы и найдём на этом занятии.

На экране вы видите Государственную Третьяковскую галерею, в которой картины Нестерова покоряют посетителей своей красотой.изображение 010

Трудно переоценить ту просветительскую благотворительную деятельность, которую вёл Павел Михайлович Третьяков. В наше время Третьяковская галерея- это не только крупнейшее собрание произведений русской живописи, но и центр по изучению русского искусства. Экскурсоводами будут наши учащиеся.


Сначала познакомимся с создателем картин – М. В. Нестеровым.

Рассказ ученицы о М. В. Нестерове.

(Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862г. в Уфе, в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства, его представление о высшей правде связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.

Рано проявившаяся склонность к искусству сначала не встречала поддержки у родных. Но в 1877 г. наконец сбылась мечта юноши – он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его первым учителем и идейным наставником был В. Г. Перов. По окончании училища в 1881 г. Нестеров поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился до 1884 г. М. В. Нестеров рано стал художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник делает людей особого склада, натуры чистые в своих помыслах, чуждые мещанскому равнодушию. Первым произведением такого рода была картина «Пустынник» (1888).

Летом 1888 г. В.М. Нестеров живет в Сергиевом Посаде при Троице-Сергиевой лавре. И пишет картины о Сергии Радонежском. Нестеров вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по – своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать». На картине вы видите Сергия Радонежского с медведем. Однажды вышел Сергий из избушки и видит: ходит вокруг неё большой медведь. Доброта у юноши была сильнее страха. Вынес он хлеб и положил на пенёк. Медведь съел хлеб и ушёл. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Сергий всегда по-братски делился со своим косолапым другом.изображение 021


Описание картины «Пустынник»


пустынник

На этой картине вы видите осенний серенький день. Справа налево длинное озеро. Дальний берег порос высокой травой и молодыми пушистыми елочками. Совершенно гладкое озеро отражает ровное серое с розовым и голубым цветом небо и берег. На нашей стороне берег порос низкой жухлой травой и какими-то пушистыми метелочками. Между ними кое-где ярко-зеленые травинки. Большие куски тающего белого снега.

Справа налево по темно-фиолетовой тропке мелкими старческими шажками идет ссутулившийся старик. У него тонкое костистое лицо, длинные желтовато-белые волосы и борода, детская полуулыбка с выражением смирения. Темный плащ с полупрозрачной накидкой (наверное, непромокаемой), голубой рукав рубашки. Высокая теплая круглая шапка надвинута на брови. Черные онучи и лапти. Правая рука легко опирается на резную палку; левая опущена, в ней четки. Взгляд упирается в землю перед собой.
Слева стоит одинокая стройная сосенка с редкими ветвями, за спиной старика – ветка рябины с яркой красной гроздью. Дальний берег – метафора человеческого общества, этот – удаление от него. Сосенка – сравнение с характером старика: высоким, прямым, немногословным. В красной грозди рябины, как бы осеняющей человека, – одобрение, награда. Палка, обувь из лыка, вбирающий взгляд и вся поза говорят о близости, единстве с землей, природой.
(На ММП картина «Лисичка»лисичка

Ученица рассказывает о картине «Лисичка»

На высоком берегу широкой реки на ступеньках храма сидят трое стариков-монахов. В середине в темной, другие – в светлых одеждах. На ногах лапти, руки на коленях, седые длинные волосы, руки на коленях. У высокого старика в середине в руке палка, наверное, он здесь гостем. Слева сидит монах из Пустынника. Все схожи лицами. Лучше просматривается монах справа: крупная голова с высоким лбом и притягательным лицом.


У правого края картины пень срезанной сосны. Высокая берестяная кружка с цветами по зеленому полю. Из старого, густо заросшего леса осторожно выходит лисичка, и старцы с улыбками умиления смотрят на нее. Узкая речушка, невысокий холм, тонкие деревца, сломанная сосна и мальчик из «Видения отроку Варфоломею» здесь стали широкой рекой, высоким берегом, густым лесом, широким пнем и умудренными добродетельными старцами. Излучаемая ими любовь и доброта притягивают к себе осторожного зверька. В мудрости человек способен вернуть времена, когда  в саду Эдема звери и люди не враждовали, не боялись друг друга, жили в мире.
( На ММП картина «Под благовест», звучит колокольный звон)
Ученица: Описание картины «Под благовест»под благовест

Ранняя весна в монастыре. По желтой дорожке идут один за другим два монаха и читают нечто религиозное под звон колокола перед началом службы. За ними внизу зеленая поляна с березками и елочками. Справа река, прямо перед нами церковь, холмы. Вечернее, светлое еще небо, закатное солнце на крестах.


Присмотримся к персонажам. Впереди идет молодой монах, высокий, худощавый, стройный. Черная ряса свисает прямыми складками до щиколоток. С широкого пояса свисает на шнуре ключ. Узкое вытянутое лицо, длинные светло-соломенные волосы рассыпаны по плечам, конусом шапочка оставляет открытым лоб и ухо. Длинные пальцы левой руки легко держат небольшую безыскусную книгу. В правой полуопущенной руке веточка вербы. За ним в двух шагах следует пожилой монах, ростом – по плечо молодому. У него небольшой горб, широкая мешковатая ряса. Из-за горба спереди она приподнята. Пояс скрыт в глубине одеяния. Под пояс подоткнут большой цветной платок. Натруженные пальцы обеих рук держат толстую, нарядно украшенную книгу. Между страниц веточка елки. Под левым локтем зажата палка. Черная теплая цилиндрическая шапка надвинута на брови, а надетый под нее платок закрывает сзади шею и уши. Седые волосы и бородка, очки.  Как видим, детали одной фигуры буквально во всем противоположны другой.
Парность и контраст дана во всем остальном. За спиной старика несколько высоких стройных березок с редкими листьями наверху и одна березка, чуть горбатенькая перед ним. За спиной молодого монаха пара березок: одна прямая, другая с изгибом и раздвоена. Перед монахом две березки: одна с плавными, другая с более резкими изгибами. За березками на поляне два хвойных деревца: пушистая низкая елочка и высокая, без нижних ветвей сосенка. Дальше два здания: высокая, устремленная в небо светлая церковь, а перед ней небольшая приземистая красная часовенка. На горизонте холм с плавным покатом слева. Справа – ложбина и срезанный краем картины другой холм.


Учитель: Во всем разность, но все пронизано одним, едино, люди и природа: единодушный ритм движения монахов, углубленных в книги, все внутренне схожи, подчиняясь мерному звона колоколов. Все готово к таинству обращения и внимания Бога. Кто-то может сказать, какая же здесь красота? В этих картинах автор хочет обратить наше внимание на внутреннюю красоту героев. Насколько велико у них стремление к душевной чистоте, к самосовершенствованию! Очень важны одухотворённость человека, его знания, интеллект, нравственность.

изображение 019

На ММП картина «Христос у Марфы и Марии»

Описание картины «Христос у Марфы и Марии ».

Ученик: В саду старой усадьбы на Большой Ордынке, главной улице Замоскворечья, 22 мая 1908 года был заложен храм во имя Покрова Богородицы. Это событие происходило в присутствии художника М, В, Нестерова. НА северной стене храма- композиция «Христос у Марии и Марфы». В Евангелии от Луки трогательно описана эта встреча. Нестеров вложил в картину живое лирическое чувство. Дом Марфы и Марии в селении Вифания был любимым местом отдохновения Христа от трудов. Композиция, словно чудо, возникла на фоне окружающей природы. Христос беседует с Марией у цветущего миндаля. По христианской символике, зеленеющее дерево означает мысль о возрождении к новой духовной жизни. Забыв всё земное, Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Лицо Марии благородно, губы тронуты полуулыбкой. Образ Марфы _ воплощение деятельной любви к Христу. Она изображена за домашними хлопотами, с блюдом в руках. Марфа упрекнула сестру за то, что, слушая речи Христа, та не помогает ей. Иисус вступился за Марию, сказав, что она «избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Справа у росписи надпись: «Будьте милосердны» - слова Христа.

Учитель:

В центральном государственном архиве литературы и искусства хранится неопубликованное письмо М. В. Нестерова к неизвестному адресату. Речь в нём идёт о сооружении неординарном, подлинном шедевре, о Храме Покрова Богородицы: «Лучший из современных сооружений Москвы, имеющий помимо прямого своего назначения для прихода - значение художественно- воспитательное как Храм Христа Спасителя, Галерея Третьяковых, Собор святого Владимира и другие художественные памятники России

Божьи храмы составляют драгоценное украшение православной Руси. И на первом месте по красоте стоит Храм Христа Спасителя.
(Рассказ ученика о красоте Храма)

(НА ММП Храм Христа Спасителя)


Ещё издали привлекает взоры этот величественный Храм-памятник своими златоблещущими главами, вблизи же, поражая громадностью своих размеров, в то же время чарует стройным согласием своих частей. Эта новая святыня Москвы, вполне соответствуя

величию мысли Основателя и событиям, вызвавшим её построение, бесспорно займёт по своему историческому значению одно из первых мест в ряду достопримечательностей Москвы.

(НА ММП внутренний вид Храма)

(Описание внутреннего пространства Храма Христа Спасителя.)

Внутреннее пространство Храма рассчитано на одновременное пребывание в нем десяти тысяч человек. На восточной стороне художник Алексей Тарасович Марков написал Спасителя в белом хитоне, восседающего на престоле в окружении тридцати святых. Причем высота фигур достигает трех с половиной метра. Один из посетителей пишет: « Мне довелось испытать чувство удивительное и просветленное. Храм так огромен, что чувствуешь, будто вступаешь в иной, лучший мир, но ты не теряешься в нем. Обступающие тебя величественные образы как бы возвещают, приобщают к себе, а образа заставляют стать потрясенным свидетелем событий прошлого. Нигде так явственно не довелось ощутить, каким совершенным творением способен стать человек».

Учитель: Хочется надеяться, что эти картины на вас тоже произвели неизгладимое впечатление. У меня, например, такие картины вызывают душевное спокойствие, чувство тревожности покидает меня надолго, появляется такая благодать на душе, что ничто не может нарушить её, хочется всем делать только хорошее. На этом наша экскурсия заканчивается. Если вам там понравилось, можете посетить её ещё раз.

Ученик: Сейчас исполним песню на стихи А. Анастасиева «Зёрна». Музыку сочинила наш классный руководитель Валентина Алексеевна.

Исполнение песни «Зёрна»


Жизни полное

Зерно чистое

Из земли взойдет

Яркой зеленью.


А познание

Слова Божия

Речью скажется,

Полной разума.

Зелень мягкая

Будет нивою

Колосистою, изображение 126

Речь разумная

В делах явится

Добром, милостью

Христианскою.


Золотистою.


Благодарим за внимание.





Смотрите также:
Пусть в мире станет больше красоты Цель: Привитие духовных ценностей через произведения искусства. Задачи
85.41kb.
1 стр.
«Основы Духовной безопасности»
28.97kb.
1 стр.
Цель: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. Задачи
82.58kb.
1 стр.
" Образ матери великая тема искусства"
85.45kb.
1 стр.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.71kb.
1 стр.
Дипломная работа оптимизация деятельности персонала в салоне красоты
675.47kb.
9 стр.
Урок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
79.51kb.
1 стр.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь О. В. Сидоренко основы конституционного права 2005 г. Цели и задачи дисциплины цель
1766.13kb.
10 стр.
Вопрос: Что такое рок?
61.65kb.
1 стр.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.56kb.
1 стр.
Коммюнике международной конференции «Традиционные ценности и демократические свободы в современном мире»
55.38kb.
1 стр.
Знаковая природа произведения искусства «Танцкласс» Эдгара Дега Саймова Валерия Сергеевна
46.77kb.
1 стр.